velikol.ru
1

Консультация для родителей

«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»


Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками.

Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

Существует трёхступенчатая мотивация игры: «хочу!»- «надо!»- «могу!». Именно это является основным механизмом её влияния на личность, секретом самовоспитания. Отсюда легко вывести направления педагогического руководства игровой деятельностью:

- вовлекать детей в игру, использовать особые приёмы, побуждающие желание играть («хочу играть»);

- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);

- развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!».

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

В детском саду мы большое внимание уделяем обучению грамоте детей дошкольного возраста. Детям очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры.

Для выработки практического навыка деления слов на слоги мы проводим с детьми следующие игры: «Договори слово», «Магнитофон», «Кто больше?», «Добавь слог». Воспитатель произносит первый слог, а дети –второй (ши-на, ми-на, пе-на, сум-ка).

В игре «Эхо» дети повторяют вторую половину слова (неза-будка, дети – будка-будка; бала-лайка, дети – лайка-лайка и т. д.) или произносят слово, отсекая первый звук (смех-мех, экран-кран, олень-лень, клещ-лещ, коса-оса).

В игре «Где живёт слово» ребёнок должен задумать, поделить его на слоги, просчитать количество слогов и на счёт воспитателя «раз», «два», «три» быстро занять тот обруч-«домик», в котором количество кубиков соответствует количеству слогов в задуманном слове.

При установлении изучаемого звука в словах используются игры: «Где спрятался звук?», «Какой звук заблудился?», «Чей голосок?», «Живые буквы», «Кто больше?», развивающие фонематический слух, память, внимание, наблюдательность, формирующие умение сознательно выполнять звуковой анализ слова.

- Землю роет старый к…от (крот), под землёю он живёт.

- Прыгал птенчик по дорожке, и клевал большие к…ошки (крошки).

- В зоопарке живёт с…он(слон), словно дом, огромен он.

Какие звуки потерялись? («Р», «Л»).

В игре «Наоборот» дети закрепляют слова антонимы:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь … (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь … (близко).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь «начало» я скажу,-

Ну, отвечай … (конец)!

В игре с обручами под названием «Снежный ком» дети учатся подбирать прилагательные к существительному, используя перечисления.

В игре «Закончи предложение» дети учатся строить полные, логически завершённые предложения. Дети поочерёдно удлиняют предложение на одно слово.

В игре «Цепочка слов» развивается фонематический слух, активизируется словарь. Первый ребёнок называет слово, каждый последующий имеет право изменить лишь один звук в предыдущем слове, например: мышка – мишка – мошка – кошка – корка; форма – ферма – фирма.

Чтобы дети лучше запоминали буквы, им можно предложить пофантазировать: на что она похожа, выложить её из счётных палочек, вылепить из пластилина, нарисовать, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка.

Игра «Кто больше придумает слов?» проводится с читающими детьми. Она активизирует умственную деятельность, ведь детям из заданного слова нужно составить как можно больше слов, используя только данные буквы, например: грамотей (герой, море, тема, март, рот, гора, маг, торг, гам). Игра «Сложи словечко» помогает детям увидеть, какие два слова спрятались в одном (самолёт – сам летает; листопад – листья падают; пылесос – пыль сосёт) и т. д.

Таким образом, использование в учебном процессе игр и разных заданий, создание на занятии игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определённые знания, умения, навыки.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:

- простота и точная формулировка правил игры;

- доступность игрового материала всем детям;

- простота изготовления и использования дидактического материала;

- участие всех детей в игре;

- справедливое и чёткое подведение её результатов.

Для детей дошкольного возраста игра имеет важнейшее значение: она для них учёба, труд, серьёзная форма воспитания. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, что повышает эффективность педагогического процесса.

Наша задача – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной, чтобы радость от игры перешла в радость учения.

Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда появилось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др.

Многие родители идут по пути поиска усложнённого программного содержания, наличия так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и др.

Каждый родитель задумывается над вопросом: нужно ли научить ребёнка читать и писать перед его поступлением в школу?

Всем хорошо известно, что неумение читать или медленное чтение является серьёзным тормозом в обучении ребёнка в школе. Кроме того, установлен факт: 7-летний ребёнок труднее овладевает чтением, чем 6-летний.

При существующих условиях обучение грамоте является прямой обязанностью школы. Но детский сад должен взять на себя определённую работу по подготовке детей к школе. В связи с этим воспитателям детских садов нужно знать, чему учат детей в школе и как подготовить воспитанников детских садов к успешному усвоению программы начальной школы.

Известный методист А.И.Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.1

При правильной организации работы, интересном и разнообразном проведении занятий мы сможем хорошо подготовить детей к школе.

Рекомендации:
1.Помогать детям действовать по правилам и решать игровые задачи.

2.Развивать творческий потенциал ребёнка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «Могу!».

4.Играть вместе с ребенком, быть в игре равноправным партнером.

5.Не выполнять, а только помогать ребёнку выполнять задания.

6.Давать возможность ребёнку самому справиться с трудностями, оказывать помощь незаметно, проявлять терпение.

Литература:

1.Бородич А.М. Методика развития речи. М., Просвещение, 1981г., стр.174-175

2.Смирнова С.А. Игровые методы и приемы в обучении детей. // Управление ДОУ.-2008г.-№1 стр.89-92

3.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. М., Мозаика-синтез, 2006г., стр.4

4.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988 г.