velikol.ru
1

Концепция программы развития МБДОУ детского сада «Колосок»

Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект «Образования», который выступил катализатором развития российского образования.

Радикальные изменения коснутся всех сторон образования вообще и дошкольного образования в частности. Будут введены новые организационно – экономические механизмы финансирования, изменены принципы управления дошкольным образовательным учреждением, содержание и методы воспитания и образования детей будут модернизированы на основе эффективного использования возможностей современных информационно – коммуникальных технологий, произойдут кардинальные кадровые изменения.

Поэтому программа развития образовательного учреждения является механизмом перехода муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» к современной модели дошкольного образования, на период до 2020 года, отражѐнной в концепции долгосрочного социально – экономического развития России до 2020 года, над которой работает Правительство Российской Федерации в соответствии с поручением от 26 марта 2008 года № КА - П 13 - 1167

Программа развития была спроектирована исходя из конкретного анализа исходного состояния детского сада, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада), специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников и неорганизованных детей в образовательных и иных услугах, а также с учетом возможных рисков, возможных в процессе реализации программы.


^ Качественные характеристики программы.

Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для системы образовательного процесса детского сада.

Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному учреждению (в программе представлена модель выпускника детского сада, но и перспективная модель дошкольного образовательного учреждения на момент завершения реализации программы развития). Таким образом, просчитываются риски, возникновение которых возможно при реализации программы; намечается соответствие программы изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализоваться.

Рациональность - программой определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.

Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их.

Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).

Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОУ.

Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и планируемых способов их достижения с законодательством федерального, регионального и местного уровней.

Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не глобальных) проблем ДОУ при максимальном учете и отражении особенностей детского сада, запросов и потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей воспитанников.

Основания для разработки

1. Закон РФ «Об образовании» (№ 12-ФЗ 1992).

2. Бюджетный кодекс РФ.

3. Трудовой кодекс РФ.

4. Концепция модернизации российского образования.

5. Концепция управления качеством образования.

6. Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 года N 66 «Об утверждении Типового положения о дошкольном учреждении».

7. Временный государственный стандарт дошкольного образования.

8. Устав МБДОУ детский сад «Колосок».

9. Локальные акты.

Принципы образовательной деятельности МБДОУ

Принцип учета возрастных особенностей, предполагающий следование законам и

механизмам развития ребенка в дошкольном возрасте;

^ Принцип личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого,

предполагающий безоценочное принятие взрослым ребенка, его чувств и переживаний,признание права ребенка на самоуважение, сохранение и поддержание позитивной самооценки ребенка;

^ Принцип индивидуального подхода, выражающийся в максимальном подстраивании воспитательно-образовательного процесса под индивидуальные психо-физиологические особенности и возможности ребенка;

^ Принцип своевременного начала, выражающийся в как можно более раннем начале работы по развитию способностей ребенка;

Принцип деятельностного подхода, предполагающий максимальное включение ребенка в различные виды деятельности в процессе освоения им окружающей действительности;

^ Принцип равновесия, предполагающий рациональное соотношение в образовательном процессе между индивидуальной и коллективной деятельностью ребенка, между объемом специальных и общеразвивающих занятий;

^ Принцип сопровождения, предполагающий систематическое наблюдение за ходом развития ребенка и оказание ему своевременной помощи в случае появления проблем разного рода (отставание или опережение в развитии, коммуникативные, поведенческие и личностныетрудности) через систему коррекционно – развивающих мероприятий;

^ Принцип преемственности, реализуемый через педагогическое сотрудничество всех субъектов образовательного процесса, а также через творческие связи с другими социальными и образовательными институтами.

^ Основное предназначение программы.

Разработка программы развития МБДОУ детский сад «Колосок» (далее Учреждение) предполагает:

Определение факторов, тормозящих и затрудняющих реализацию образовательной

деятельности Учреждения, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития Учреждения;

Построение целостной концептуальной модели дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных стартовых возможностей всем дошкольникам в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, а так же на оказание качественной коррекционной помощи детям, имеющим нарушения речевого развития и качественной образовательной услуги для детей с высокими способностями (одаренными детьми);

Определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения;

Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научно- методического, кадрового, командного, коммуникативного, финансового, правового,

методического) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности Учреждения;

Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной и коррекционной деятельности Учреждения.

^ Исполнители программы

Коллектив учреждения.

Стратегическая цель программы: создание воспитательно - образовательных,

коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в МБДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях.

Приняв за основу идею самоценности дошкольного периода детства, мы считаем, что педагогический процесс необходимо строить в двух взаимосвязанных направлениях - подготовка ребенка к будущей жизни и забота о его полноценном детстве.

Детский сад «Колосок »с приоритетами в художественно-эстетическом и познавательном направлении должен реализовывать как единые для всех учреждений базовые приоритеты, так и сугубо специфические. Это находит отражение в тактических целях развития учреждения:

1. Изменение качества образовательных, здоровье формирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

2. Модернизация систем управления образовательной, инновационной и финансово-экономической деятельностью учреждения;

3. Обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума.

^ Основные задачи программы:

1. Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы Учреждения новых форм дошкольного образования (раздел «Ребенок»);

2. Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (раздел «Здоровье»);

3. Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития (раздел «Управление»);

4. Усиление общественной составляющей в организационной структуре управления Учреждения, расширение прав и полномочий детей, родителей и педагогов Учреждения в управлении качеством образования детей в Учреждении (раздел «Управление»);

5. Обеспечить эффективное, результативное функционирование и постоянный рост профессиональной компетентности стабильного коллектива учреждения (раздел «Кадры»);

6. Совершенствовать качество работы с родителями воспитанников. Содействовать повышению роли родителей в образовании ребенка раннего и дошкольного возраста (раздел «Семья»);

7. Привести в соответствие с требованиями надзорных органов предметно-развивающую среду и материально-техническую базу учреждения (раздел «Материально – техническое обеспечение»).

^ Ожидаемые результаты:

Стабильное функционирование учреждения переход на новую систему оплаты труда работников бюджетной сферы).

Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг,

обеспечение равных стартовых возможностей дошкольникам с разным уровнем физического и психического развития:

- расширение спектра дополнительных бесплатных образовательных услуг для разных категорий заинтересованного населения;

-реализация дифференцированных программ, для детей с особыми образовательными потребностями (коррекционная программа для детей с нарушениями речевого развития, коррекционная программа по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата);

-реализация индивидуальных образовательных программ, для детей с повышенными образовательными способностями (одаренные дети);

Расширение участия общественности в управлении дошкольным учреждением за счет организации и стабильного функционирования в детском саду Родительского комитета.

Реализация инновационных технологий:

- информатизация процесса образования (подключение к сети Интернет компьютеров, создание сайта детского сада, использование ЦОР в процессе обучения и воспитания дошкольников, повышения профессиональной компетентности сотрудников Учреждения);

- участие коллектива учреждения в разработке и реализации проектов разного уровня;

Оптимизация функционирования действующей смешанной экономической модели учреждения за счет повышения эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств (рост доли доходов от оказания платных дополнительных образовательных услуг, благотворительных поступлений в общем объеме финансовых поступлений).

Повышение эффективности оздоровления воспитанников МДОУ до 80%, благодаря проектированию и реализации комплексной оздоровительной программы.

Стабильность медико-педагогического состава. Обеспечение 100% укомплектованности штатов. Достижение такого уровня профессиональной компетентности персонала учреждения, который позволит осуществлять квалифицированное психолого- медико-педагогическое сопровождение каждого субъекта образовательного процесса (медико-педагогический персонал – с высшей категорией, 90% аттестованных педагогов, 100% охват курсовой подготовкой).

Стабильно функционирующая система межведомственного взаимодействия с целью повышения качества образования, обеспечения внедрения инноваций из разных областей науки и практики в образовательный процесс детского сада, через участие специалистов учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта в реализации разделов «Ребенок», «Кадры», «Семья» (на договорной основе).


Анализ работы по реализации программы развития детского сада «Колосок» публикуется на сайте ДОУ в публичном отчете.