velikol.ru |
1 Коррекционная работа по предупреждению ошибок на письме и при чтении у детей дошкольного возраста. Наши дети готовятся к обучению в школе. Период начального обучения в школе ответственный и интересный период в детском возрасте. В период обучения в школе на первый план выходят такие виды деятельности как чтение и письмо. Учителя-дефектологи и учителя-логопеды отмечают нарушение чтения и письма у младших школьников. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдается стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера. В основе этих ошибок лежат достаточно серьёзные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, например, пропуски гласных и согласных букв или слогов; перестановка букв или слогов обусловлена несформированностью фонематического восприятия, а так же связанного с ним анализа и синтеза слова. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что ученики не различают фонем родного языка, поэтому на письме смешивают гласные первого и второго ряда; звонкие и глухие согласные; свистящие и шипящие; аффрикаты. Нередко ученики не различают твердого и мягкого согласного, поэтому на письме появляются ошибки. У учащихся, с нарушением слухового восприятия, много ошибок на грамматические правила, например, на безударные гласные, на удвоенные согласные, на разделительный мягкий знак. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи затрудняет работу по структурному построению фразы. Неумение правильно пользоваться грамматическими связями слов в предложении: управлением и согласованием – приводит к аграмматизму. Много ошибок встречается в написании предлогов, союзов и других служебных частей речи. Некоторые дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно обозначить на письме границу предложения, в результате не применяются правила постановки точки в конце предложения и заглавной буквы в начале. Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание связей в тексте, приводит к тому, что ребята не овладевают навыками написания изложения и сочинения. Одна из главных задач нас педагогов и родителей помочь детям в устранении этих ошибок и причин их возникновения. Основные этапы этой работы необходимо провести в дошкольном периоде детского возраста. |