velikol.ru
1

Лингвистический анализ текста.


Задачи:

  • углубить сведения о тексте как предмете лингвистики;

  • развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность;

  • обеспечить сформированность у учащихся языковых знаний, умений и навыков, необходимых для качественного прохождения итоговой аттестации и для получения дальнейшего образования.

Прогнозируемые образовательные результаты программы

По итогам данного курса у учащихся должно быть сформирова­но:

- умение производить полный лингвистический анализ художе­
ственных текстов:

  • содержательно-композиционный (указать тему, основную мысль, её развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное чле­нение текста, характер отношений между предложениями внутри аб­заца);

  • типологический (указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначение в этом тексте);

  • стилистический (показать системность использования языко­вых и изобразительно-выразительных речевых средств, их обуслов­ленность);

  • умение создавать собственные тексты, используя при этом изу­ченный теоретический материал;

  • умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точ­ности словоупотребления, образности, выразительности.

^ Содержание курса

1. Основные признаки текста. Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысло­вой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отра­жающий членение темы и развитие основной мысли.

  1. ^ Способы и средства связи между частями текста. Способы связи между частями текста или предложениями (цепная, параллель­ная). Средства связи предложений (лексические, морфологические, синтаксические).

  2. ^ Функционально-смысловые типы речи в тексте. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические раз­новидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение. Семантические разновидности повествования: изображение, инфор­мирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.

  3. ^ Стилистика текста. Стиль текста. Обоснование стилистиче­ской принадлежности текста. Художественный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средст­ва. Публицистический стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

Научно-популярный стиль речи: сфера применения, функция ре­чи, характерные языковые и речевые средства. Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.

^ 5. Практическая часть. Сочинение как тип письменной работы (создание собственного текста). План сочинения-рассуждения. Определение темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения-рассуждения. Определение авторской позиции. За­ключение. Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт: редак­тирование написанного.

Тематический план курса













№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Типы и виды

уроков, формы

проведения

Формы контроля

Сопровожде­ние

I.

Основные













1.

признаки текста.

Текст как предмет

9

Лекция учителя




Таблица




лингвистики. Ос­новные признаки




с элементами беседы




«Текст. Основные при-




текста










знаки текста»

2.

^ Тема текста как показатель его смысловой цельно­сти

1

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста







3.

^ Микротема. Абзац, его строение: за­чин, средняя часть, концовка

1

Урок-практикум




Карточки с текстами

4.

^ Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельно­сти

1

Урок- лекция с элементами ана­лиза текста







5

Развитие мысли в

тексте. ^ Актуальное членение предло­жений в тексте. Тема и рема в пред­ложении

1

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста







6

Роль названия в тексте. Отражение в нем темы и ос­новной мысли

1

Урок-практикум




Карточки с текстами

7-8

План текста, отра­жающий членение темы и развитие основной мысли

2

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста







9.

Практикум № 1

1

Урок контроля

Исследо-

Карточки с










за усвоением

вание

текстами










полученных знаний

предло­женного текста




И.

Способы и средст­ва связи между частями текста.

3










1.

Способы связи ме-

1

Урок-лекция с




Таблица «Спо-




жду частями тек-




элементами ана-




собы связи




ста или предложе­ниями (цепная, па-




лиза текста




предложений в тексте»




раллельная)













2-3


^ Средства связи предложений (лек­сические, морфоло­гические, синтак­сические)



2



Урок-лекция с элементами ана­лиза текста






Карточки с текстами



III

Функционально-смысловые типы

6










1.

речи в тексте.

Типы речи: описание, рассуждение, пове­ствование. Зависи­мость способа связи предложений текста от его типа речи

1

Урок-семинар




Таблица «Типы речи»

2.

Семантические разновидности опи­сания: пейзаж, портрет, описание

предмета

1

Урок-практикум




Карточки с текстами

3.

Семантические разновидности рас­суждения: доказа­тельство, размыш­ление, объяснение

1







Карточки с текстами

4.

Семантические

1

Урок-практикум






Карточки с текстами




разновидности по-
















вествования: изо-
















бражение, инфор-
















мирование, рассказ













5.

Особенности ком-

1

Урок- лекция с




Карточки с




позиции текста, ее




элементами анализа




текстами




взаимосвязь с ти-




текста










пом речи













6.

Практикум № 2

1

Контроль за ус­воением полу

Исследо­вание самостоятельно подобранного















ченных знании

подобранного
















текста


























































IV.

Стилистика текста.

7










1.

Стиль текста. ОООоооо


О.оОбоснование сти-

1

Урок-семинар




Таблица «Сти­ли речи»




Стилистическая при-
















принадлежность текста текста













2.

Художественный стильстиль речи: сфера применения, функ-

1

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста










стиль речи речи.характер-

















































3.

Публицистический стиль речи: сфера применения, функ­ция речи, характер­ные языковые и ре­чевые средства

1

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста







4.

Научный стиль .


речи: сфера применения, функ­ция речи, характер­ные языковые и ре­чевые средства

1

Урок- лекция с элементами ана­лиза текста







5-6.

Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, син­таксические

2

Урок-лекция







7.

Практикум № 3

1

Контроль за ус-

Исследо-

Карточки с










воением полу-

вание

текстами










ченных знании

предло-
















женного

текста






















V.

Сочинение как тип письменной рабо­ты (создание соб­ственного текста)

7

Часы самостоя­тельной работы учащихся







1.

План сочинения-рассуждения

1










2

Определение темы, идеи, придумыва­ние заголовка. Сти­листическая харак­теристика текста

1










3.

Вступление к рас-
















суждению













4.

Выстраивание тек-
















ста сочинения-
















рассуждения













5.

Определение ав-
















торской позиции













6.

Заключение. Изло-
















жение собственно-
















го мнения













7.

Сам себе эксперт:
















редактирование на-
















писанного













VI.

^ Итоговое занятие.

2

Выступления

Творчеcкая работа










^ Анализ творче-




учащихся










ских работ







созда­ние собст­венного текста




^ Содержание программы, обеспечивающее формирование компетенций

1.Коммуникативная компетенция

  • текст как продукт речевой деятельности; функционально-смысловые типы текста; структура текста;

  • создание текстов разных типов;

  • функциональные разновидности языка;

» основные виды переработки текста; план текста.

2. Языковая и лингвистическая компетенция

  • нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практи­ке;

  • словари русского языка и лингвистические справочники, их использование;




  • лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • совершенствование орфографических и пунктуационных уме­ний и навыков.

3. Культурологическая компетенция

  • отражение в языке культуры и истории русского народа (осу­ществляется при подборе текстов для самостоятельной работы);

  • владение культурой межличностного общения;соблюдение норм речевого поведения.

Список литературы для учителя

  1. Барлас, Л.Г. Русский язык. Стилистика [Текст] / Л.Г. Барлас. - М., 1978.

  2. Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М., 2002.

  3. Головин, Б.Н. Основы культуры речи [Текст] / Б.Н. Головин. - М., 1990.

  4. Голуб, И.Б. Упражнения по стилистике русского языка [Текст] / И.Б. Го­луб. - М., 1997.

  5. Горбачевич, КС. Нормы современного русского литературного языка [Текст] / К.С. Горбачевич. - М, 1989.

  6. Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С) [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.Т. Егораева. - М., 2006.

  7. Золотова, Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса [Текст] / ГА. Золотова. - М., 1982.

  8. Ковтунова, И.И. Современный русский язык [Текст]. Порядок слов и ак­туальное членение предложений / И.И. Ковтунова. - М., 1976.

  9. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка [Текст] / М.Н. Кожина. - М., 1983.

  1. Капинос, В.И. Единый государственный экзамен 2003-2004 [Текст] / В.И. Капинос, СИ. Львова, Л.И. Пучкова.

  2. Капинос, В.И. Развитие речи [Текст]: теория и практика обучения / В.И. Капинос, В.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. - М, 1991.

  3. Львова, СИ. Единый государственный экзамен. Русский язык [Текст]: сборник заданий / СИ. Львова, И.П. Цыбулько. - М, 2006.

  4. Мещерякова, М.И. Сочинение. Секреты успеха [Текст] / М.И. Меще­рякова. - М., 2000.

  5. Словарь литературоведческих терминов [Текст]. - М., 1987.

15. Солганик, Г.Я. Стилистика текста [Текст] / Г.Я. Солганик. - М., 1997. Литература для учащихся

  1. Готовимся к письменному экзамену по русскому зыку.

  2. Т.Н. Пахнова, Т.Н. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку [Текст] / Т.Н. Пахнова.

  3. Власенков, А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи [Текст] / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. - М., 2002.