velikol.ru
1


Лист самооценки

профессионализма и результатов деятельности руководителя (заместителя руководителя, руководителя структурного подразделения или другого должностного лица из числа руководителей) муниципального

образовательного учреждения (за исключением заместителя директора по АХР)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(ФИО руководителя, полное наименование муниципального образовательного учреждения)


Уважаемый руководитель!

Вам предстоит оценить уровень своей профессиональной компетентности и результативности в области управления образовательным учреждением, используя 5-ти балльную шкалу. Для этого необходимо проанализировать, что и как Вы делаете, каких результатов достигаете:

5 - очень высокая степень и полнота выраженности характеристик компетентности. Они проявляются в подавляющем большинстве ситуаций, являются устойчивыми, полностью соответствуют типичным качествам и поведению руководителя образовательного учреждения. Ответ – «да, по всем характеристикам компетентности».

4 - высокая степень выраженности характеристик компетентности. Они часто проявляются в управлении образовательным учреждением. Иногда возникают случаи, когда качества или поведение руководителя не соответствуют утверждению. Ответ - «да, по большинству характеристик компетентности».

3 - средняя степень выраженности характеристик компетентности, которые в некоторых ситуациях соответствуют типичным качествам и поведению руководителя образовательного учреждения, в некоторых - не соответствуют. Ответ - «да, по отдельным характеристикам компетентности».

^ 2 - слабая степень выраженности характеристик компетентности. Они редко проявляются в управленческих ситуациях. Ответ - «скорее нет, чем да».

1 - характеристика не представлена в деятельности руководителя. Качества и поведение руководителя не соответствуют содержанию утверждения. Ответ - «нет».

Отмечайте Ваш ответ баллом в соответствующей колонке.

В колонке «комментарии» целесообразно привести аргументы, обосновывающие выставление того или иного балла (качественно-количественные показатели оценки, принятые в Вашем образовательном учреждении).

В последней строке таблицы «Средний балл уровня развития компетентности» рассчитывается следующим образом: сумма всех выставленных выше баллов делится на количество оцениваемых позиций (например, баллы по параметрам (1.1.+1.2.+1.3.):3.

1. Самооценка компетентности в управлении человеческими ресурсами


Компетентности и характеристики их проявления

Оценка

(1-5 баллов)

Обоснование оценки качественно-количественными показателями, принятыми в Вашем образовательном учреждении

^ 1.1. Компетентность в управлении развитием кадрового ресурса:

- имею базовые представления о сущности понятий «человеческий ресурс», «человеческий капитал», «кадровый потенциал» и их роли в формировании конкурентных преимуществ учреждения;

- понимаю цели, задачи, основные этапы и технологии управления человеческим ресурсом;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности управления развитием кадрового ресурса учреждения;

- добиваюсь обеспеченности образовательного процесса кадрами, квалификации которых соответствуют занимаемым должностям;

- формирую и реализую кадровую политику учреждения, адекватную приоритетным направлениям государственной образовательной политики в области модернизации педагогических кадров; умею проводить анализ и оценку состояния кадрового потенциала учреждения и определять перспективы его развития;

- создаю целостную систему управления социально-трудовыми отношениями в учреждении, владею методиками и технологиями планирования и реализации кадровой стратегии, мотивации трудовой деятельности, повышения квалификации и личностно-профессионального развития кадров, регулирования конфликтов и трудовых споров;

- владею методиками и технологиями отбора и оценки кадров для учреждения, планирования их профессиональной карьеры;

- внедряю систему критериальной оценки качества деятельности педагогов, методических объединений по всем видам деятельности;

- использую самооценку ученика, педагога и ОУ (самооценка ученика на уроке, самоанализ учителем урока, самоаудит внутришкольной системы управления качеством образования и др.) информацию об образовательных результатах для принятия управленческих решений.

- обеспечиваю действенность системы мотивации, морального и материального поощрения персонала за деятельность по улучшению качества.







^ 1.2. Компетентность в командообразовании:

- имею базовые представления о сущности понятия «команда», процесса командообразования и его роли в управлении учреждением;

- понимаю цели, задачи, основные этапы и технологии управления формированием стратегической команды учреждения;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности командообразования;

- создаю группы качества и организовываю их деятельность на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества;

- обеспечиваю развитие потенциала членов стратегической команды учреждения; персонализирую задачи в общекомандной работе, добиваюсь личной ответственности за конкретный функционал членов команды;

- вдохновляю членов команды; организую оценку и самооценку результатов работы членов команды; оказываю поддержку по стратегическим вопросам качества образования, проектов;

- обеспечиваю в образовательном учреждении эффективную работу педагогов в группах сменного состава по освоению современных педагогических технологий, в том числе:

развивающего обучения; проектных методов обучения; технологий модульного и блочно-модульного обучения; информационно-коммуникационных  технологий; здоровьесберегающих технологий; технологий уровневой дифференциации и т.п.;

- обеспечиваю получение заместителями и руководителями структурных подразделений дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики ("Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом");

- умею работать в составе команды, координировать свои действия с деятельностью коллег, готов к открытому и конструктивному обмену мнениями.








^ 1.3. Компетентность в развитии организационной культуры:

- имею базовые представления о сущности понятия «организационная культура» и процессе ее развития в учреждении;

- понимаю цели, задачи, основные этапы и технологии управления развития организационной культуры в учреждении;

- планирую и реализую работу по развитию организационной культуры в учреждении

- управляю инновациями; в ОУ создана комплексная программа перспективного развития; включающая перечень процессов, сориентированных на стратегические цели Программы; показатели и индикаторы оценки достижения цели; организационную структуру управления и план-график реализации Программы;

- развиваю систему мониторинга всех процессов. Для каждого руководителя и исполнителя процесса точно определено и документировано, какую информацию, кому и когда он должен передать, включая электронные варианты сбора, хранения и передачи информации. Система мониторинга обеспечена регламентирующими локальными нормативными актами;

- обеспечиваю реализацию в ОУ образовательных программ углубленного изучения отдельных  предметов;    

- обеспечиваю действенность системы индивидуальной работы с учащимися (одаренными, имеющими проблемы со здоровьем и др.);

- обеспечиваю для родителей возможность выбора образовательной программы.                                                 







Средний балл уровня развития компетентности









^ 2. Самооценка компетентности в достижении результатов


Компетентности и характеристики их проявления

Оценка

(1-5 баллов)

Обоснование качественно-количественными показателями, принятыми в Вашем образовательном учреждении

^ 2.1. Компетентность в позиционировании учреждения в социуме:

- имею базовые представления о сущности процесса позиционирования образовательного учреждения во внешней среде и его роли в формировании конкурентных преимуществ учреждения, распространения его достижений и инновационного опыта;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности позиционирования учреждения в образовательной сети, социуме;

- формирую политику учреждения в области качества, стратегию ее реализации и доведения до общественности; обеспечиваю вовлеченность всего коллектива в работу по повышению качества образования в соответствии с государственными требованиями, интересами общества и личности;

- понимаю цели, задачи, основные этапы и технологии позиционирования учреждения;

- обеспечиваю построение и развитие системы маркетинговых коммуникаций учреждения на рынке образовательных услуг (сайт образовательного учреждения, рекламная печатная продукция, пресс-релизы, статьи и реклама в СМИ (интернет), акции, выставки и участие в них, публичный доклад о деятельности учреждения и др.);

- владею технологиями социального прогнозирования;

- добиваюсь действенности в ОУ органов общественного управления, отражающих интересы обучающихся и их родителей (их участие в принятии управленческих решений), институализации их деятельности;

- развиваю систему сетевого взаимодействия;

- использую формы и методы обеспечения доступности открытости информации о деятельности образовательного учреждения, включая  выступления в средствах массовой  информации, создание сайтов в сети    Интернет, проведение социологических  опросов, дней открытых дверей и др.







^ 2.2. Экономическая мобильность:

- имею базовые представления о сущности понятий «экономическая самостоятельность», «эффективность деятельности» учреждения, основных организационно-экономических преобразованиях в системе образования (НСОТ, НПФ, основные положения Закона № 83-ФЗ);

- понимаю цели, задачи, основные этапы и технологии развития экономической самостоятельности и мобильности учреждения, повышения уровня эффективности его деятельности;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности развития экономической самостоятельности и мобильности учреждения;

- владею знанием и средствами нормативного правового обеспечения предоставления платных образовательных услуг;

- умею оценивать эффективность деятельности учреждения, планирую и реализую работу по развитию экономической самостоятельности и мобильности учреждения, повышению уровня эффективности его деятельности за счет развития социального партнерства, участия в грантовых инвестиционных конкурсах;

- добиваюсь достижения целевых показателей комплексной программы развития ОУ по созданию современных условий образовательного процесса (доля выполняемых показателей по критерию 4.1.);

- умею определять конкурентные преимущества учреждения во внешней системе и организовывать работу по их развитию;

-для обеспечения деятельности образовательного учреждения привлекаю дополнительные источники финансирования;

- не допускаю неэффективного использования имущества и средств, выделенных на содержание учреждения и обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- обеспечиваю в ОУ действие автоматизированной системы бухгалтерского учета и финансового контроля, которая обеспечивает необходимый аналитический учет затрат, формирование промежуточной и отчетной бухгалтерской документации, снабжает все уровни управления ОУ информацией для принятия решений.







Средний балл уровня развития компетентности







^ 3. Самооценка компетентности в области самоорганизации


Компетентности и характеристики их проявления

Оценка

(1-5 баллов)

Обоснование оценки качественно-количественными показателями, приняты ми в Вашем образовательном учреждении

^ 3.1. Компетентность в профессиональном саморазвитии:

- имею базовые представления о сущности и основных этапах профессионального саморазвития;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности профессионального саморазвития;

- осуществляю самоанализ собственной управленческой деятельности в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики, выявляю проблемы и затруднения, формирую задачи профессионального развития, планирую деятельность по их реализации;

- способен к опережающему образованию в области управления образовательным учреждением;

- владею культурой работы с информацией и информационными источниками различного типа;

- умею ставить цели, планировать свою деятельность, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;

- готов конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни;

- имею (планирую) дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики ("Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом").







^ 3.2. Компетентность в управлении информационными потоками:

- имею базовые представления о сущности понятия «информация», ее видах и способах управления ее потоками в целях принятия оптимальных управленческих решений;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности управления информационными потоками;

- регулярно анализирую информацию по совершенствованию качества образовательной деятельности в ОУ, обеспечению качества и выполнения государственного задания с соблюдением сроков;

- довожу до общественности информацию о результатах деятельности ОУ, готовности перехода и качестве реализации ФГОС, реализуемой ОУ системе контроля и оценки достижений школьников в учебной и внеурочной деятельности;

- организую изучение мнения общественности, родителей об удовлетворенности качеством ОУ, оказываемых ОУ, об отношениях к УМК, которые выбирает ОУ, к дополнительному образованию и внеурочной деятельностью детей;

- организую постоянное информирование общественности, родителей о государственной политике в сфере образования, ее реализации ОУ;

- умею осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор, обработку и передачу необходимой информации при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;

- оцениваю тенденции развития профессиональной информации, прогнозирую информационное влияние;

- владею ИКТ на уровне базового пользователя;

- использую в управлении учреждением АИС «Сетевая школа- Сетевой город- Сетевой край».







^ 3.4. Компетентность в принятии решений:

- имею базовые представления о сущности понятия «управленческое решение» и современных технологиях его принятия;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности принятия решения;

- владею технологией принятия управленческого решения и нормативного правового обеспечения его реализации на уровне учреждения;

- принимаю управленческие решения на основе нормативных и правовых актов, информации о реальном состоянии, о планируемых к конкретному сроку результатах;

- грамотно закрепляю управленческое решение соответствующим локальным нормативным актом, согласованным с основными исполнителями и четко определяющим кто, что, в какие сроки должен сделать, в какой форме и кому представить результаты;

- определяю допустимый уровень рисков и барьеров, строю четкий прогноз перспектив в реализации управленческих решений, обеспечиваю контроль их качественного и своевременного выполнения;

- обеспечиваю соответствие деятельности образовательного учреждения законодательству Российской Федерации в области образования (отсутствие нарушений законодательства РФ);

- организую коллективное принятие решений на основе делегирования части своих полномочий коллегам и коллективного обсуждения принимаемых стратегических решений,

- применяю коллегиальный демократический стиль управления, стремлюсь перейти от «ручного управления» к управлению на основе создания институциональных механизмов, усиления общественного участия в управлении учреждением.







^ Средний балл уровня развития компетентности








Самооценка способности быть лидером


Компетентности и характеристики их проявления

Оценка

(1-5 баллов)

Обоснование оценки качественно-количественными показателями, приняты ми в Вашем образовательном учреждении

^ 4.1. Компетентность в инновационной деятельности:

- имею базовые представления о сущности понятий: «инновационная деятельность», лидерстве как инструмент управления учреждением;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности управления инновационной деятельностью учреждения;

- строю стратегию непрерывных изменений, определяю миссию учреждения и приоритеты развития; политику в области качества; организую проектирование и реализацию комплексной программы перспективного развития учреждения;

- осваиваю, использую и развиваю инновационные технологии управления учреждением;

- развиваю систему государственно-общественного управления образовательным учреждением;

- владею технологий развития лидерского потенциала и повышения на этой основе качества управления учреждением;

- в ОУ эффективно действует управляющий совет;

- обеспечиваю готовность коллектива  образовательного учреждения в области   безопасности жизнедеятельности, владею способами предупреждения профессионального выгорания и мотивации к здоровому образу жизни;

- осуществляю опережающую подготовку коллектива к постепенному переходу на ФГОС, проектирование образовательной программы соответствующей ступени;

- обеспечиваю реализацию в ОУ компетентностного подхода,  формирование готовности обучающихся к осознанному выбору направления и формы получения профессионального образования;
- обеспечиваю участие ОУ в проектах локального, муниципального, федерального уровней; олимпиадах и соревнованиях;







^ 4.2. Компетентность в коммуникативной деятельности:

- имею базовые представления о сущности понятия «коммуникация», ее типах и роли в управлении учреждением;

- знаю и умею применять в деятельности систему показателей эффективности управления коммуникациями в учреждении;

- развиваю внешние, межуровневые, горизонтальные, межличностные, межгрупповые, неформальные коммуникации;

- коллектив ОУ владеет корпоративной культурой и поддерживает имидж учреждения;

- инициирую партнерские отношения с коллегами, строю потоки коммуникации в соответствии с изменениями внешней среды;

- способен выявлять и разрешать конфликты участников образовательного процесса;

- владею навыками делового администрирования, умением вести деловую переписку;

- предупреждаю деструктивные конфликты в коллективе;

- обеспечиваю систему сетевого взаимодействия с другими ОУ для удовлетворения запросов и интересов учащихся, педагогов.







^ 4.3. Компетентность в области влияния на людей:

- имею базовые представления о сущности технологий влияния на людей, необходимых для эффективного делового взаимодействия;

- знаю и умею применять в деятельности показатели эффективности использования технологий влияния на людей;

- умею психологически конструктивно выстраивать систему аргументов и контраргументов, опираясь на эффективные методы цивилизованного влияния;

- умею выявлять и учитывать психологические защиты и стереотипы поведения людей, ограничивающие эффективность делового взаимодействия, в том числе в процессе ведения переговоров, разрешения конфликтов;

- повышаю уровень компетентности в области межличностного взаимодействия.







Средний балл уровня развития компетентности