velikol.ru
1 2 ... 4 5







Министерство образования Московской области

СПА «Комитет по образованию» гор. Серпухова


Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида гор. Серпухова






Программа развития (2011-2016 г.г.)


« Адаптивная модель коррекционной школы как фактор, расширяющий зону социальной компетентности и жизненных перспектив воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»


2011 год


СОДЕРЖАНИЕ


Раздел I


Паспорт программы развития


Раздел II


Информационная карта школы


^ Раздел III


Концепция развития


Раздел IV


Основные мероприятия по реализации программы развития.


Раздел V

Финансовый план укрепления материально-технической базы


Раздел VI


Прогнозируемый результат


Раздел I

Паспорт программы развития


Программа развития специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Серпухова представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся , а также особенности организации кадрового и методического обеспечения образовательного процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии эффективности, планируемые конечные результаты.


В настоящее время школа создаёт все необходимые условия для обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта различной степени выраженности, всестороннего их развития для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.




Научно-методические основы и нормативная база для разработки Программы




  • Конвенция о правах ребёнка;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Типовое положение о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.1997 г.;

  • Локальные акты школы;

  • Устав школы;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г.

  • Концепция модернизации российского образования.

  • Идеи Областной целевой программы «Развитие образования Московской области до 2010 года».

  • Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ №48 от 04.09.97 года «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений».

Срок реализации Программы

Период с 2011 по 2016 г.г.

- 2010-2011 уч. год аналитико-диагностический этап;

- 2011-2012 уч. год экспериментально-внедренческий этап;

- 2012-2015 г.г. основной экспериментальный этап;

-2015-2016 уч. год аналитический этап


^ Наименование Программы


«Адаптивная модель коррекционной школы как фактор, расширяющий зону социальной компетентности и жизненных перспектив воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (далее – Программа).



^ Цель Программы


Создание специальной коррекционно-образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения учащимися с ОВЗ образования в пределах специальных образовательных стандартов.


^ Основные задачи Программы

- создание качественной системы образования как условия развития личности ребенка с проблемами в развитии; создание условий для перехода на личностно-ориентированное образование (дифференциация, индивидуализация образовательного процесса, ориентация на индивидуальные образовательные потребности);


- создание гибкой многовариативной системы предпрофильного обучения на старшей ступени, базы для получения воспитанниками школы качественного предпрофессионального образования;


- создание условий для сохранения здоровья учащихся в урочное и во внеурочное время посредством совершенствования здоровъесберегающей деятельности, технологий;

- развитие инновационных процессов и экспериментальной деятельности, внедрение новых образовательных технологий, позволяющих эффективно решать задачи обучения, воспитания и развития учащихся;


- развитие системы комплексной реабилитации учащихся с различными по степени выраженности и сложности дефектами развития;


- разработка оптимальных образовательных маршрутов для обучающихся с учетом их образовательных возможностей;


- разработка воспитательной системы школы как целостного педагогического процесса, обеспечивающего в конкретных условиях реализацию задач воспитания полноценной личности ребенка, готовой к активной жизни в социуме;


- развитие инновационного потенциала образовательного учреждения, активное включение педагогических работников в экспериментальную деятельность;


- формирование устойчивой системы взаимодействия школы и родителей с целью обеспечения ее эффективности;


- интенсификация процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, развитие кадрового потенциала образовательного учреждения;


- укрепление социального партнерства, осуществление тесного сотрудничества с учреждениями города различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья;


- укрепление материально-технической базы образовательного учреждения;



^ Разработчики Программы



Администрация школы, творческая группа учителей по разработке Программы МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова.



^ Управление Программой


Программа развития является управляющим документом. Общий контроль выполнения программных мероприятий осуществляет Управляющий совет школы, администрация, педагогический совет школы.



^ Ожидаемые конечные результаты Программы




  1. Создание качественно новой модели адаптивной школы, объединяющей в себе:

- школу здоровья, коррекции и развития;

- социально ориентированную школу углубленной трудовой подготовки воспитанников с нарушением интеллекта;

- школу как институт воспитания полноценной личности ребенка с нарушением интеллекта, готовой к самоопределению и реализации в социуме.



  1. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующего рост и развитие творческого потенциала учителя.




  1. Отработка механизма взаимодействия школы с учреждениями города: профессиональными училищами с целью обеспечения непрерывного трудового и профессионального обучения; медицинскими учреждениями с целью усиления реабилитационного процесса в работе со школьниками с ОВЗ; учреждениями дополнительного образования, и т.д.




  1. Увеличение уровня технической оснащенности школы: создание материально-технической базы в ОУ для обеспечения условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников; модернизация материальной инфраструктуры, методического и кадрового обеспечения школы.






Раздел II

Информационная справка


^ I. Общие сведения о школе


Уже более 70 лет в городе Серпухове функционирует особое образовательное учреждение для детей и подростков с нарушением интеллекта. В 1938 году была открыта вспомогательная школа №4 для воспитанников с ограниченными возможностями. С тех пор школа сменила свой адрес, неоднократно меняла своё название, но неизменным оставался приоритет обеспечения качественным и доступным образованием всех учащихся с нарушением интеллекта. В настоящее время важнейшими принципами по-прежнему остаются: безбарьерность образовательной среды, общедоступность и адаптивность учебного процесса для всех категорий школьников.


Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности. Стратегическое руководство образовательной политикой принадлежит Управляющему Совету школы. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебно-воспитательной работе, безопасности.


^ Миссия школы: создание благоприятных условий для полноценного и гармоничного развития детей с нарушением интеллекта, становления их социального опыта, формирования духовно-нравственного потенциала личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

^ Миссия нашей школы базируется на следующих принципах:

  • Принцип гуманизации направлен на признание уникальности каждого, стремление к пониманию и принятию особенностей ученика, доброе отношение и внимание, поиск возможной сферы для успешной самореализации каждого ребенка в образовательном процессе;

  • ^ Принцип индивидуализации преду­сматривает учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индиви­дуальных планов, программ воспитания и развития
    обучающегося, это право на самостоятельность в выборе форм и методов работы и степени их адаптации в учебном процессе;

  • ^ Принцип дифференциации предполагает формирование классов и групп с учетом ин­дивидуальных особенностей учеников. Он позволяет сделать реальностью такой принцип государственной
    политики, как «адаптивность системы образования к уровням и осо­бенностям развития и подготовки обучающихся, вос­питанников» (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»);

  • ^ Принцип успешности обеспечивает возможность реализовать ребенку свои возможности в различных видах учебной, творческой, спортивной, трудовой деятельности и получить признание собственных результатов;

  • ^ Принцип активности предполагает формирование у школьников ценностно-смысловых компетенций, развитие способности ориентироваться в быту и социуме, умение заявлять свою позицию, самостоятельность и ответственность в своей деятельности;

  • ^ Принцип сотрудничества обеспечивает развитие способности общения в коллективе, усвоения этических норм и норм поведения, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, воспитание социально ответственной позиции учащихся, их родителей и педагогов.

^ Приоритетные направления деятельности педагогического коллектива:

  • Вариативное и дифференцированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Социально-трудовая адаптация учащихся с особыми образовательными потребностями на старшей ступени образования.

  • Внедрение принципов здоровьесбережения, современных технологий в практику обучения и воспитания детей и подростков с особыми нуждами.

  • Использование возможностей внешней среды и организации внеклассной работы в школе.

  • Внедрение в учебно-воспитательный процесс компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов.


В 1997 году специальная (коррекционная) школа гор. Серпухова одна из первых в Московской области защитила первую Программу развития, встав на новый путь инновационного преобразования образовательной среды:

1997-2001 г.г. - период работы над реализацией Программы «Основные инновационные преобразования при переходе школы в режим развития».

2001-2007 г.г. – период работы педагогического коллектива над второй Программой развития «Реабилитация и социальная адаптация аномального ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания».

2007-2010 г.г. – реализация Программы развития «Формирование социальной компетентности учащихся для успешной социализации в обществе».

 Образовательная программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида гор. Серпухова подразумевает следующую структурную модель организации учебно-воспитательного процесса:


Схема 1.






    1. Сведения об обучающихся, воспитанниках

МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова


На момент составления Программы развития (2009-2010 учебный год) в школе открыты и функционируют 15 классов, в которых обучаются 172 воспитанника с нарушением интеллекта, заметно увеличилось количество детей с выраженной формой патологии. Данные для сравнения:

в ^ 1997 – 1998 учебном году в школе обучалось вдвое больше детей – 329 воспитанников, из них только 11% детей-инвалидов;

в 2006-2007 учебном году в школе обучались 215 школьников, из них 13% детей с осложненными формами патологии;

и настоящий ^ 2009-2010 учебный год – из 172 воспитанников уже более 20% детей имеют выраженные нарушения развития.



 ^ Характеристика контингента

Первая ступень

Вторая ступень

Третья

ступень

(10 кл.)

Всего по школе

Общее количество обучающихся

56 чел.

106 чел.

12 чел.

172 чел.

Количество классов

6 кл.

8 кл.

1 кл.

15 кл.

Количество ГПД

18 чел.

9 чел.

--


2 ГПД

27 чел.

Средняя наполняемость классов

8-10 чел.

12-13 чел.

12 чел.

11 - 12 чел.


















^ Сравнительные данные о численности обучающихся, воспитанников

МСКОУ СКОШ VIII вида г. Серпухова

  




^ Краткая дифференцированная характеристика обучающихся, воспитанников

(данные 2009-2010 учебного года)


^ Всего учащихся

172 человека

Учащиеся с легкой степенью нарушения интеллекта

132 человека

Учащиеся с легкой степенью нарушения интеллекта сочетанной с психопатоподобным поведением

8 человек

Воспитанники с умеренной степенью нарушения интеллекта (диагноз F 71)

19 человек

Воспитанники с тяжелой степенью нарушения интеллекта (диагноз F 72)

4 человека

Воспитанники со сложным дефектом развития

17 человек

Учащиеся, обучающиеся индивидуально на дому

22 человека

Учащиеся, имеющие статус детей - инвалидов

44 человека

Опекаемые дети

8 человек

Школьники из многодетных семей

21 человек


Учащиеся, воспитывающиеся в неполных семьях

75 человек

Учащиеся из малообеспеченных семей

77 человек






^ Краткая характеристика состояния здоровья обучающихся, воспитанников по классам (2009-2010 уч. год)

Вид нарушений

Кол-во человек

% от общего кол-ва детей










I группа здоровья

--

0%

II группа здоровья

--

0%

III группа здоровья

126

73%

IV группа здоровья

45

27%










Нарушения зрения

27




Бронхо- патология







Сердечно - сосудистые патология







Неврологическая патология







Заболевания желудочно-кишечного тракта







Эндокринная патология







Мочеполовая патология







ЛОР патология

2




РДА, шизофреноподобный синдром







Эпилепсия, эпи - синдром







Цереброастенический, неврозоподобный, психопатоподобный синдромы







Наследственные формы заболеваний







Фенилкетонурия







Нарушения опорно-двигательного аппарата, ДЦП и последствия


























Из приведенных данных видно, что заметно увеличен процент неврологической патологии, заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и сердечно - сосудистой патологии. Все воспитанники нуждаются в дополнительных профилактических мероприятиях, направленных на сохранение и укрепление здоровья, в постоянном медицинском патронаже.



следующая страница >>