velikol.ru
1

Модель организации внеурочной деятельности

младших школьников


Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО – это образовательную деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основная идея модели: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

Цель: разработка механизмов организации внеурочной деятельности младших школьников.

^ Внеурочная деятельность в начальной школе направлена на решение следующих задач:

  1. создание условий для развития личности школьника; для духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся;

  2. обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

  3. оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

  4. закрепление и практическое использование отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов;

  5. сохранение здоровья школьника, формирование правил здорового и безопасного образа жизни;

  6. социализация младшего школьника.

^ Направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, проектная деятельность.

^ Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и пр.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся;

  • преемственность технологий учебной и внеучебной деятельности;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • вариативность выбора.

Для организации внеурочной деятельности в МБОУ Майская начальная общеобразовательная школа используется оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения).

Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

В реализации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники МБОУ Майская НОШ (учителя, воспитатели, заведующая)

Режим работы в 1-х классах будет строиться по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.

В течение всего дня с детьми находится учитель начальных классов (воспитатель), который регулирует посещение учащимися кружков и других мероприятий.

Общешкольные дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель, который организует образовательный процесс, оптимальный для развития личности обучающихся, организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся, выстраивает модель взаимодействия с другими педагогическими работниками, работающими с классом, отслеживает включенность каждого ребенка в различные формы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность МБОУ Майская НОШ представлена рядом программ с учетом познавательных интересов младших школьников, их индивидуальных потребностей, а также с учетом специфики школы.



Направление


Формы ВД

Название

Кто проводит

Кол-во час

Спортивно-оздоровительное

Кружок

«Азбука здоровья»

Воспитатель

1













Духовно-нравственное













Экскурсии

Музей, библиотека, клуб, экскурсии по селу, на природу

Классный руководитель

По программе

Социальное

Беседы, познавательные игры

Основы правовых знаний

Классный руководитель

По плану













Общеинтеллектуальное

Кружок

«Почемучка»

Воспитатель

1

Кружок

«Читалочка»

Воспитатель

1










Общекультурное

Часы общения

«Весёлая кисточка»

Воспитатель

1

«Чудеса своими руками»

Воспитатель

1










Праздники, конкурсы, конференции

Классный руководитель

По плану




ВСЕГО:

(5)

В таблице представлено общее количество часов внеурочной деятельности, а также количество обязательных часов для учащихся. Остальные часы – по выбору. Спектр предложенных форм внеурочной деятельности позволяет обеспечить необходимое количество часов для каждого ребенка. С целью избежания перегрузки ребенка, классный руководитель составляет индивидуальный план внеурочной деятельности каждого ученика, с учетом посещения им учреждений дополнительного образования вне школы.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

^ Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

^ Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2 - 3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.


^ Ожидаемые результаты внеурочной деятельности:

  1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);

  • соблюдение культуры поведения и общения, проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;

  • соблюдение культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • активное участие в различных видах деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

  1. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области культуры, нравственности и этики:

  • использование полученной информации в различных видах деятельности;

  • целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов;

  • осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям; соблюдать права человека;

  • овладение культурой поведения на сцене (опыт публичных выступлений в хоре, в ансамбле, индивидуально).

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное с точки зрения соответствия нравственным ценностям;

  • сформированность самоконтроля и самооценки: способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Учитель проводит наблюдения за поведением своих воспитанников, отражает их в характеристиках учащихся на конец каждого года обучения. Учебные успехи школьников, перечень добрых дел, результаты их внешкольной и внеурочной деятельности (труд, участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и пр.), характеристики ученика составляют содержание его портфолио.


^ Режимные моменты:




Мероприятия

Время

1

Учебные занятия

9.00 – 12.30

2

Завтрак

10.20 – 10.40

2

Динамическая пауза (игры, прогулка)

10.20 – 11.00

3

Обед

12.30 – 13.00

4

Внеурочная деятельность

13.00 – 13.40


Список нормативно-правовых документов по организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  • Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  • «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Оренбургской области» (письмо МООО № 01/15-2119 от 12.04.2011г)