velikol.ru
1

МОУ «Красногвардейская гимназия»


Дневник

практико-ориентированного

семинара по теме:

«Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»


с. Донское, 2010

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ − процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.

УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение учебной цели.

^ УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ − учебное действие, имеющее надпредметный характер.


ВИДЫ УУД (А.Г. Асмолов)

Личностные − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и т.д.) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные − обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

Познавательные − включают общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные − обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


^ НОМЕНКЛАТУРА УУД (А.Г. Асмолов)


ЛИЧНОСТНЫЕ

- самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

- действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется). Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

- целеполагание − постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль − сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка − выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

- волевая саморегуляция − способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1. Общеучебные УУД:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- структурирование знания;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

^ 2. Логические УУД:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

^ 3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиопределение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов − выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка.






^ Развитие универсальных учебных действий в системе начального образования


Структура объяснительно-иллюстративного метода обучения (ОИМ):




Структура учебной деятельности, исходя из психологической версии

теории деятельности (Д.Б. Эльконин − В.В. Давыдов)





^ 1. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

^ 3. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.

^ 4. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997


Структура учебной деятельности,

исходя из методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)


Мотивация

Пробное

действие

Затруднение

П

цель

проект



И



К

Реали-зация проекта

Само-оценка




Рефлексивный метод



^ 1. Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов, М.А. Кубыщева, В.А. Петерсон. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. М, АПК и ППРО, 2006.

2. Л.Г. Петерсон. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». − М., АПК и ППРО, 2007 г.

^ 3.Л.Г. Петерсон, М.А. Кубыщева, С.Е. Мазурина, И.В. Зайцева. Что значит «уметь учиться». М., АПК и ППРО, 2006.

4. .Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательная системе «Школа 2000...». М., АПК и ППРО, 2008.


Как научить учиться




^

Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ


1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2009. – 151с.

2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2009. – 151с.

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ


  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний: в 2 ч. Ч.1 / [М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой]. – М.: Просвещение, 2009. – 215 с. - (Стандарты второго поколения).

  2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. - (Стандарты второго поколения).

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: Начальная школа / [Ин-т стратег. иссл. в образовании РАО, науч. рук.: А.М.Кондаков, Л.П. Кезина; сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. - (Стандарты второго поколения).

  4. Примерные программы начального общего образования: в 2 ч. Ч.1 / [Рос. акад. образования, рук. проекта: Н.Д.Никандров, М.В.Рыжаков, А.М.Кондаков]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с. - (Стандарты второго поколения).