velikol.ru
1

МОУ Удельнинская гимназия


Работа с аутентичным материалом

на уроках иностранного языка.


Дикарева А.Н., учитель

иностранного языка,

высшая категория


В данной статье я хочу поделиться опытом своей работы с аутентичным материалом на уроках иностранного языка.

В основе этой работы лежит технология обучения учащегося работе с газетным материалом.

Цель данной технологии – развитие у учащихся ключевых компетентностей в работе с аутентичными текстами.

Содержание данной технологии включает в себя комплекс разнообразных способов и приёмов использования газетных материалов.

Как использовать прессу на иностранном языке, чтобы впечатление от прочитанного оставалось долгим и глубоким?

Как при помощи материалов прессы подойти к свободному выражению на языке?

Как сделать её более понятной, доступной?

Как в памяти читающего запечатлеть ценные языковые явления?


^ В данной работе я определяю три важных этапа:


I-ый – знакомство с газетой;

II-ой – подготовка к самостоятельной работе с прессой;

III-ий – обучение чтению.
^

ЗНАКОМСТВО С ГАЗЕТОЙ



Успешность этого этапа будет обеспечена, если процесс чтения газеты станет для ученика не утомительным и изнурительным трудом. Эта работа должна стать серьезным стимулом для более глубокого и заин­тересованного изучения иностранного языка.

Неверно рассматривать газету или журнал только как сборник или источник текстов, которые могут быть использованы в учебных целях. Публицистическое издание — это особый, слож­ный объект, своего рода «снимок» с окружающего нас мира в оп­ределенный момент его развития. Структура издания и его целост­ность в какой-то мере определяются структурой и целостностью самого мира.

Самый первый «контакт» с газетой или журналом должен проводиться так, чтобы у каждого ученика был в руках экземпляр газеты. Учитель нацеливает внимание на общий внеш­ний вид издания: название, фотографии, иллюстрации, заголовки.

Учащимся предлагается выполнить задание: написать, что из прочитанного в газете привлекло их внимание, особенно за­помнилось: это могут быть иллюстрации, отдельные слова из заго­ловков, а также менее конкретные ассоциации. Каждый ученик должен дать характеристику 3-4 кадрам из увиденного одним словом или коротким предложением. Учитель проверяет работы учащихся и выпи­сывает на доске с одной стороны все, что относится к сюжетам ста­тей, их содержанию, с другой стороны — все, что относится к иллюстративным материалам и элементам внешнего оформления газеты, при необходимости переводя написанное на иностранный язык.

Затем учитель предлагает учащимся прокомментиро­вать то, что они видят на доске, задавая им вопросы:

^ Что прежде всего привлекло ваше внимание статьи или иллюстрации?

Как вы думаете, почему именно эти, а не другие?

Чем отличается, по вашему мнению, чтение газеты от чте­ния книги от прослушивания радиопередач и просмотра теле­передач?

В газету каждый «входит» по-своему. Существует много способов чтения и восприятия газеты. Чтение газеты, в отличие от чтения книги (романа, повести), не линейно: взгляд человека выхватывает из обширного газетного текста то, что ему интересно в данный момент, переходя затем на другие элементы газеты. Иллюстрация, фотография в газете — это тоже своего рода сообщение (текст), а статьи, особенно их заголовки — это своего рода изображения.

Затем учащимся предлагается следующее задание.

Записать вопросы, которые возникли у них в связи с просмотром газеты и после обсуждения написанного на доске. Это должны быть вопросы, ответы на которые они рассчи­тывают получить из чтения статей.

После того как вопросы (по-русски или на иностранном языке) запи­саны, предлагается другое задание.

Обозначения страниц могут быть приблизительными и услов­ными, например «страница о спорте», «страница, где напечатаны письма читателей» и т. п. Ответы даются по-русски.

Учитель проверяет выполнение задания и обобщает написанное учащимися, обращая внимание на их интересы, а также на разнообразную инфор­мацию, которую может им принести регулярное чтение газет.


^ ПОДГОТОВКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

РАБОТЕ С ПРЕССОЙ

Важно научить учащихся рационально и эффективно работать с газе­той самостоятельно. При этом целесообразно обратить внимание на следую­щие компетентности:

  • компетентность поиска нужной информации;

  • компетентность фиксировать информацию, извлеченную из материалов прессы;

  • комплексные компетентности самостоятельной работы с газетой.

Для формирования этих компетентностей я предлагаю учащимся выполнить следующие основные задания и упражнения:

  • Компетентность поиска нужной информации:


- Объясните, как вы понимаете значение выделенных из текста слов, сопоставьте свои ответы с данными словаря, внесите уточнения в свои толкования.

    • Просмотрите номер газеты и скажите, какая тематика в ней освещается и в каких рубриках.

- Просмотрите статью в газете и отдельно данный текст и установите, какая дополнительная по сравнению со статьей ин­формация содержится в тексте.

- Просмотрите статью, разделите ее на смысловые части, озаглавьте каждую часть и составьте план ее содержания.

- Просмотрите статью и найдите в ней вывод по рас­сматриваемой в ней проблеме.

- Разделите текст на вступление, основную часть и заклю­чение, составьте план (тезисы) каждой части.

- Ознакомьтесь с содержанием нескольких статей по од­ному и тому же вопросу и определите главную мысль каждой статьи.

- Внимательно прочитайте статью и найдите в ней пред­ложения, которые выполняют функции доказательств, иллюстра­ций, примеров, аргументов; предложения, которые передают положительное (отрицательное) отношение автора к рассматри­ваемой в статье проблеме.


  • ^ Компетентность фиксировать информацию:

- Прочитайте статью, составьте к ней аннотацию и план.

- Сопоставьте ваш план с предложен­ным, выберите лучший вариант.

- Разверните резюме статьи, сохранив ее основную ин­формацию.

- Определите основную мысль статьи, сформулируйте ее в одном предложении и запишите эту формулировку.

  • ^ Комплексные компетентности:

- Определите по заголовку, какой теме / какому вопросу по­священа статья.

- Прочитайте статью и выберите интересующую вас инфор­мацию по вопросу (проблеме)...

- Зафиксируйте эту информацию в виде выписок / тезисов плана.

- Прочитайте несколько статей по одной и той же проблеме, выпишите выводы авторов каждой статьи и напишите резюме (обзор), аннотацию, обобщив полученные сведения.

Самостоятельную работу с газетными материалами полезно сочетать с самостоятельной работой при по­мощи теле- и радиопередач.

^

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ



Единственный выход — научить учащихся быстрому чтению, экс­пресс-чтению (в слове экспресс, express — знакомый нам корень!). Эта компетентность пригодится учащимся в работе: поиск нужной информации, тематический обзор периодики, просмотр периодики по своей специальности. Но что значит «читать быстро»? Суще­ствует несколько видов и подвидов скоростного чтения. Например, ознакомительное чтение (600-800 слов в минуту) предполагает, что читающий понимает замысел автора статьи, а при просмотровом обзорном чтении (до 4000 слов в минуту) это не обязательно.

Что должен уметь читающий?

Читающий должен уметь:

Определять тему статьи;

  • Выделять смысловые опорные пункты;

  • Разбивать тексты на смысловые куски, выделять смысловые вехи/тезисы;

  • Устанавливать связь между смысловыми вехами;

  • Определять главную мысль статьи;

  • Предвосхищать дальнейшее содержание статьи;

  • Ориентироваться в смысловом содержании статьи;

  • Опускать маловажную информацию в результате выделения главного и предвосхищения читаемого;

  • Понимать замысел автора;

  • Выделять отношение автора к высказываемому;

  • Понимать подразумеваемое, подтекст статьи;

  • Определять правдоподобность/важность/новизну/актуальность информации;

  • Разграничивать объективное и субъективное, факты и мнения;

  • Определять соответствие статьи интересам читающего.



^ Как достичь этих компетентностей?

Надо прежде всего обратить внимание на упражнения, способ­ствующие развитию важнейших, на мой взгляд, компетентностей: предвосхищать дальнейшее содержание (развитие мысли) и ориентироваться в содержании статьи:

- Выберите подходящее завершение начатым предложениям.

- Закончите начатое сообщение.

- Выберите подходящую реплику, дополняющую мысль высказывания.

- Выберите подходящую реплику, аргументирующую данную мысль.

- Восстановите заданные вопросы по следующим ответам.

- Восстановите исходные утверждения, если они дополняются следующими.

Другая серия упражнений направлена на развитие компетентностей ориентиро­ваться в содержании текста по опорным словам, смысловым опорным пунктам в предложениях и смысловым вехам:

^ Найдите в статье 10 опорных слов (словосочетании), по ко­торым можно было бы восстановить содержание статьи.

Восстановите содержание статьи по опорным словам (сло­восочетаниям).

^ Восстановите содержание статьи по смысловым вехам.

Установите смысловые вехи (ключевые предложения) в данной статье, запишите их.

Затем отложите текст статьи и перескажите ее по этим смысловым вехам.

Следующий тип упражнений: записанные смысловые вехи предлага­ются другому учащемуся, не читавшему статьи. Он восстанавливает по ним содержание статьи, первый учащийся его проверяет.

^ Найдите в статье временные и логические связки (коннекто­ры), перескажите статью с опорой на них.

Напишите (составьте устно) статью из 5 предложений, ис­пользуя в качестве смысловых вех следующие слова-связки.

Любая статья имеет свою логико-тематическую организа­цию. Например, от известного обычно переходят к неизвестному (новому), от более важного – к менее важному. Определите логико-тематическую структуру данного газетного сообщения.

^ Напишите (составьте устно) информационное сообщение по данной схеме, например: 1) факты; 2) причины; 3) следствия; 4) отклики.

В своей работе я нахожу интересным использование игровых элементов:

  1. ^ Игра по принципу известной литературной игры Centon.

Нужно составить из выписанных (или аккуратно вырезанных) заго­ловков газеты небольшой связный и интересный текст (статью).

  1. ^ Прогнозирование содержания статьи по заголовку.

Упраж­нение можно проводить в виде теста: даются 2-3 предложения, ре­зюмирующие содержание статьи. Из этих предложений в соответ­ствии с предъявленным заголовком нужно выбрать то, которое скорее всего соответствует данной статье.

  1. ^ Придумать подходящий заголовок к статье.

Нужно придумать заголовок к статье.

Вариант: после прочтения статьи под заголовком ... дайте свой вариант заголовка и защитите его.

Я провожу конкурс на наиболее удачный заголовок.

  1. ^ Придумать заголовок к абзацу статьи.

Обрат­ный вариант упражнения: найти в статье абзац, для которого бы подходил данный заголовок.

  1. ^ Восстановите целостность статьи.

Учащиеся получают расклеенные на карточках статьи и отдельно от них-отрезанные от статей заголовки. Им дается задание восстано­вить целостность статьи, подобрав к каждой нужный заголовок. Ес­ли совмещение не получается, нужно попытаться объяснить, по­чему. Почему газета дала заголовок в таком завуалированном виде?

  1. ^ Преобразовать заголовок в полное предложение, пере­дающее содержание статьи, восстанавливая необходимые слова. Чаще всего приходится восстанавливать опущенные глаголы.

  2. Обратное упражнение: составить заголовок по фразе, передающей содержание сообщения, или по развернутому подза­головку.

  3. Установите соответствие между заголовками и главной мыслью сообщения.

  4. ^ Придумайте удачный газетный заголовок на заданную тему. Помните, что профессия составителя заголовков (titreur) в га­зете требует большого мастерства, тонкого чувства языка и юмора. Постарайтесь, чтобы ваш заголовок был построен на языковой иг­ре. Для вдохновения используйте многочисленные примеры, кото­рые мы рассматривали в начале. Конкретный пример: нужно при­думать заголовок для статьи о загрязнении водоемов отходами промышленного производства, обыграв по принципу каламбура известное французское выражение Trop pol i pour être honnête (так говорят о человеке, обходительность которого кажется неесте­ственной и вызывает подозрения).

  5. ^ Перед вами перепутанные половинки шести заголовков газетных сообщений. Восстановите эти заголовки. Вы можете предварительно расклеить на бумаге вырезанные из газеты части заголовков или написать их — в первом случае следует иметь в виду, что характер шрифта может быть подсказкой.

  6. ^ Вариант упражнения 10: из предложенных заголовков нужно составить новые, но так, чтобы они были грамматически правильными и осмысленными. Можно предложить придумать статью к созданному таким образом заго­ловку.

  7. ^ Перед вами названия (titres) некоторых французских газет и журналов и рядом — в ином порядке — краткие харак­теристики этих изданий. Опираясь на значение названий, устано­вите, какому изданию принадлежат данные названия.

  8. ^ По названиям изданий на французском языке догадайтесь об их содержании и дайте им краткую характеристику.

  9. Игра «У газетного киоска». Из заголовков известных из­даний на французском языке делается коллаж так, чтобы он напо­минал витрину газетного киоска, где видны лишь части названий свернутых и закрывающих друг друга изданий. Вы должны восстановить полные названия газет и журналов. Вы можете также ориентироваться по характерному графическо­му исполнению того или иного заголовка.

  10. ^ Упражнение, аналогичное упражнению 12, но дается за­дание выбрать правильное определение издания из нескольких предложенных.

  11. Дается статья с заголовком. Задание: проследить, как ос­новные тематические слова, фигурирующие в заголовке, по­вторяются в статье и развивают ее центральную идею. Необходимо обратить внимание на все случаи простого повтора, перефразирования и на другие способы повторения ключевых слов, входящих в заголовок.


Чтобы научить учащихся быстрому чтению, экспресс-чтению я использую следующие виды чтения: ознакомительное, просмотровое, конспективное, реферативное, обзорное, ориентировочное, поисковое.


Работа с аутентичными текстами обеспечивает формирование у учащихся таких компетентностей как: речевая, языковая, социокультурная,

учебно-познавательная, компенсаторная.

Применение на практике технологии обучения работе с аутентичными текстами мне позволяет:

    • повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка;

    • привить учащимся компетентность избирательного использования информации;

    • научить учащихся понимать структуру тематического текста;

    • подготовить учащихся к жизни в поликультурном обществе.