velikol.ru
1

Музыкально – ритмические игры для развития речи.


Консультация для родителей.





Игра – это мир, в котором нет границы между настоящим и вымышленным. Это уникальный способ обучения. Через игру естественным образом раскрываются все способности ребёнка, он легко усваивает новые знания, а совместные игры укрепляют отношения между родителями и детьми.

Речь ребёнка развивается под влиянием многих факторов – и врождённых, и социальных. В совместных играх с малышом мы можем активно влиять на развитие речи ребёнка, развивая его внимание, показывая способы игр, развивая движения пальчиков и ритмические движения. Разговаривая с малышом в игре, мы показываем нашу артикуляцию, позволяем слышать и повторять произнесение слов и фраз. В играх малыш запоминает множество стихов и простых песенок.

Следует помнить, что ребенок познает мир зачастую с помощью подражания взрослым. Поэтому чем раньше вы начнете заниматься развитием речи ребенка, тем быстрее он научится строить связные предложения, выработает четкую артикуляцию.

Музыкально – ритмические игры очень полезны для развития малыша. Они развивают музыкальные способности ребёнка и являются первым помощником в развитии речи.

Ритмические игры не занимают много времени -2 -3 минуты между вашими делами. Кроме того, многие игры можно применять в разных бытовых ситуациях. Например, ритмично топать по дорожке по дороге в магазин, в ритм шагам читать стихи на прогулке, в машине можете похлопать в ладоши.

С малышом очень полезно петь! Пение расслабляет, снимает напряжение, помогает речевому развитию малыша. Ритмические игры можно накладывать на любую песенку.

Для развития музыкального слуха учите малыша слушать музыку, и прежде всего, музыку окружающего мира. Прислушивайтесь вместе с ним к шуму ветра, к стуку дождя, пению птиц.

Покажите ребенку, как звучат бытовые предметы: постучите по стаканам («стаканы разговаривают»), погремите крышками, поиграйте с металлическими и деревянными ложками.

При возможности дайте малышу послушать как звучат разные инструменты и поиграть на них.

Танцы будут тоже очень полезны вашему шалунишке. Они сильно отличаются от взрослых представлений о танце. Главное, чтобы ребенок в процессе танца расслаблял мышцы (следить за тем, что бы не зажимался) и научился двигаться в такт песенке. Если вы не знаете мотива песни, или он не получается, то пойте любой мотив из знакомых вам песен. Лишь бы нравилось вам и малышу!

Игра «Играем с ложками!»

В вашем доме может не быть настоящих музыкальных инструментов, но ложки – деревянные и металлические – всегда найдутся.

Вам понадобятся: 4 – 5 любых ложки; 2 – 3 игрушки малыша.

Как играть. Предложите на кухне ребенку поиграть с ложками.

Спойте ему какую – нибудь знакомую, любимую песенку и попросите подыграть вам, ударяя в такт ложкой.

^ К нам гости пришли, дорогие пришли!

Мы не зря кисель варили, пироги пекли!

Начните отстукивать ритм вместе с ним, чтобы показать такой способ игры. Возможно, у вас имеются не только металлические, но и пластмассовые, и деревянные ложки. Постучите и такими ложками, обращая внимание ребенка на разницу в звуках, которые они издают.

Усевшись поудобнее за столом или на полу, вложите одну ложку в руку ребенка. Разрешите ему постучать ложкой по столу. Затем начните петь песенку. Отстукивайте вместе с ребенком ложкой ритм мелодии (если поете) или слов (если просто говорите нараспев). Возьмите ложку и для себя – вместе играть интересней!

Предложите ребенку пригласить в гости любимого зайку и мишку и дайте им тоже ложки – пусть играют!

^ Чем полезна игра: развивает чувство ритма и координацию движений, учит соотносить движения со звуком, учит сопровождать сюжетную игру ритмическими движениями.


Игра «Играем с колокольчиком!»

Очень полезно для малыша учиться слушать разные звуки в окружающем нас мире. Пусть он попробует и сам извлечет звенящие звуки из разных предметов. Можно, например, постучать палочкой по стакану, или ложкой по кастрюле, и обратиться к ребенку: «Слышишь, как звенит?»

Вам понадобятся: колокольчик; палочка или карандаш.

Как играть. Покажите малышу колокольчик. Послушайте вместе – какой мелодичный звон он издает. Ударяйте по нему сначала громче, затем тише. Дайте ребенку позвенеть в колокольчик. Обратите внимание, что звук длится: «Послушай, как колокольчик долго поет!»

Дайте малышу в руки палочку и позвольте ударить по колокольчику. Насладитесь этим звуком: «Послушай, как звенит!» Напомните ему о том, что звенят и капельки дождя, и спойте одну из подходящих песенок про дождик. Держите малыша за руку, помогая рассчитать свое движение, и ударяйте по колокольчику в такт песне:

^ Дождик, дождик, пуще

Дам тебе я гущи,

Дам тебе я ложку

Хлебай понемножку!

Кап – кап – кап!

Кап – кап – кап!

Пение этой песенки можно включить в изобразительную деятельность ребенка. Можно, к примеру, сделать аппликацию «Дождик». Выкладывайте заранее вырезанные из цветной бумаги капельки в такт пению. Затем наклейте их вместе с ребенком на лист и спойте песню еще раз, прикладывая пальчики малыша к наклеенным каплям.

Чем полезна игра: учит соотносить собственные движения со словами песенки, учит слышать длину и силу звука, учит отслеживать и регулировать темп мелодии и движений.


Игра «Играем на барабане!»

Поищите с малышом вокруг те предметы, которые могут издавать глухие звуки. Постучите палкой или ложкой по деревянному ящику, плотной картонной коробке, перевёрнутому пластмассовому ведру. Можно попросить ребенка закрыть глаза и угадать, по чему вы стучите: по дереву, пластмассе или картонке.

Вам понадобятся: детский барабан; палочки; лист бумаги; два фломастера.

Как играть. Прежде чем играть на барабане, позвольте ребенку рассмотреть его. К примеру, обведите барабан по контуру, показывая малышу: «Круглый барабан!» Постучите по барабану костяшками пальцев: «Стук – стук!»

Вложите малышу в руки барабанные палочки и вместе с ним постучите по барабану, напевая песню:

^ Барабан гремит,

Нас в поход зовет! / 2 раза.


Варианты: Предложите ребенку простучать песенку на барабане самому, а вы можете поиграть ему на каком – нибудь другом инструменте, например, пианино или ксилофоне (используя только одну ноту) или просто громко декламируя стишок. Чтобы малышу было проще попасть в ритм песни, играйте медленно, но достаточно громко и отчётливо пойте песенку.

^ Чем полезна игра: знакомит с барабаном, учит самостоятельно отбивать простой ритм песни (так как инструмент прост и привлекателен для ребенка), учит попадать палочками по барабану и рассчитывать движения.


Игра «Играем на ксилофоне!»

Один из музыкальных инструментов, который вы просто обязаны купить вашему ребенку – это ксилофон (металлофон)! Конечно, вовсе необязательно приобретать дорогой оркестровый ксилофон (металлофон), но маленький, детский – уж пожалуйста! Он доставит вам и малышу много удовольствия!

Вам понадобятся: детский ксилофон (металлофон); палочки;

Как играть. Попробуйте провести с ребенком такую ритмическую игру. Вложите ему в руки деревянную ложку или специальную палочку для ксилофона. Спойте один раз любую песенку, например, такую:

Динь – дон, динь – дон!

Это капель звон!

^ Ярко солнышко сияет,

Тает все кругом!

Покажите малышу, как играть на металлическом или деревянном ксилофоне. Вложив палочку ему в руку, сыграйте вместе с ним несколько любых нот.

Таким же образом, помогая движениям ребенка, сыграйте на ксилофоне (металлофоне) песенку, попадая по любым нотам. Главное – попадать в ритм!

Пойте медленно и отчетливо – так, чтобы ребенок смог почувствовать ритм песни. Позвольте ребенку поиграть самому, а вы пойте песню, отхлопывая ритм ладонями.

Варианты: Создайте с ребенком небольшой «оркестр»: вы сядьте за пианино или возьмите любой другой инструмент, подойтет даже просто погремушка.

Предложите малышу подыграть вам на ксилофоне (металлофоне). Сыграйте песню несколько раз, меняя ее темп.

Чем полезна игра: учит пользоваться простым музыкальным инструментом, учит выбирать силу удара, учит следовать ритму песенки.


Игра «Хлопаем и топаем!»

Чтобы научить тело двигаться ритмично, можно вместе с малышом потопать и похлопать.

Как играть. Встаньте с ребенком друг против друга и начните петь песню. Например такую:

^ Топай, топ – топ! Топай, топ – топ!

Топай – топ, топ, топ!

Хлопай, хлоп – хлоп! Хлопай, хлоп – хлоп!

Хлопай – хлоп, хлоп, хлоп!

Пойте ее громко и ритмично. Поочередно громко топайте и хлопайте в такт песне. Закончите пение аплодисментами: «Хорошо потанцевали!»

Пригласите потанцевать с вами мишку и куклу. Вы возьмите куклу за руки, а ребенку дайте мишку. Кружитесь и топайте в такт песне. «Какой у нас получился танец! Как мы хорошо танцуем!»

Эту игру можно применять между «сидячими» занятиями, когда захочется подвигаться. Такая игра помогает расслабиться и отдохнуть.

Чем полезна игра: учит управлять своим телом,учит производить ритмические движения в такт музыке

Регулярное применение музыкально - ритмических игр способствует развитию координации и моторики. В ходе ритмических игр ребёнок гораздо лучше запоминает большое количество песен и стихов. Эти умения и знания очень пригодятся малышу в будущем для успешного освоения чтения и письма, в развитии артистических способностей, в обучении математике.

Подготовила:

музыкальный руководитель

Григорьева О.В.