velikol.ru
1






Музыкально-игровая деятельность


как средство повышения речевой

активности детей

раннего возраста


Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности, то есть талантливый в чем-то одном ребенок творчески проявит себя и во многом другом. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, - учите его музыке!

Музыкальная деятельность малышей – это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него – и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие:

  1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса.

  2. Пение. Освоение элементарных певческих навыков, песенное творчество. Пение способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей.

  3. Музыкально-ритмическая деятельность. Задачей этих игр является соединение навыков координации движения и музыки, воображения и слухового восприятия звукового образа. Данный вид игровой музыкальной деятельности развивает чувство ритма, способность улавливать настроение музыкального произведения и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения, художественного образа.

  4. Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Дети с удовольствием играют на детских музыкальных инструментах, так как это не требует особой подготовки, специальных навыков и доступно практически каждому.

  5. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких, как ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии и т.д.

Основная форма занятий – игра, которая способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Игра – это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. Особое место занимают игры-потешки «Ладушки», «Сорока-сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран», и другие фольклорные игры.

В играх-потешках, песенках и стишках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая эмоциональная окраска, особые тактильные и вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда взрослый тормошит, щекочет, покачивает, подбрасывает малыша, простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры. Несмотря на свою внешнюю простоту и доступность, такие игры обладают огромным развивающим потенциалом. Они способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению действовать синхронно с партнером.

Игры, сопровождающиеся стихотворными строчками или мелодией, развивают чувство ритма, музыкальный слух.

В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними родители, затем этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого малыша, с которым не играли бы в «Ладушки», «Козу рогатую», «Сороку-ворону».

Сама природа музыкального искусства, сопровождающая игру, способствует установлению несловесного общения, а ситуативная деятельность, возникающая в ходе ее, как правило, вынуждает к словесному общению. В играх музыкально-педагогического направления игровой деятельности музыка имеет ведущее значение.


Консультацию подготовила:

музыкальный руководитель

Ганина Людмила Владимировна