velikol.ru
  1 ... 2 3 4

^ Изучение уровня воспитанности учащихся.

Существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и ученик оказывает свое влияние на развитие коллектива, в котором он находится. Общеизвестно, что многие классные руководители затрудняются дать характеристику классного коллектива, определить уровень его развития, проследить за изменениями в течение года. Поэтому в помощь классным руководителям была предложена диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся М.И. Шиловой. В целях выявления основных качеств личности, которые надо выработать в себе, для достижения успеха проведена диагностика учащихся 1-4 классов, 5-х – 10-х классов. Диагностика проходила в форме анкетирования, основными направлениями явилось:

  1. Отношение к труду.

  2. Я и общество.

  3. Эстетический вкус (отношение к прекрасному).

  4. Я (отношение к себе).


Анализируя результаты динамики уровня воспитанности учащихся, можно сказать, что:

  • Высокий уровень в 1,10-х л;

  • Хороший уровень в 2-4,6, 8-х л.;

  • Средний уровень в 5,7 и 9-х л.

Во всех классах наблюдается рост уровня воспитанности, что указывает на правильность выбора методов и грамотный подход лишь некоторых классных руководителей к учащимся.

В апреле прошел традиционный педагогический совет по воспитательной работе по теме «Как подготовить наших детей к вступлению в жизнь в новых условиях (или к вопросу о социальной адаптации наших детей)». Данная тема затрагивает очень многие аспекты социальной адаптации учащихся. Вопросы, рассматриваемые на педсовете, выбрали следующие:

  1. Образовательная поддержка самоопределения и социальной адаптации школьников.

  2. Влияние семьи на адаптацию учащихся

  3. Роль классного руководителя в изучении и формировании классного коллектива

  4. Как подготовить наших детей к школе в новых условиях

  5. Помощь классного руководителя в адаптации пятиклассников.

В ходе педсовета, анализируя работу педагогического коллектива, подчеркнули, что в школе создана единая система многофакторного воздействия на учащихся. Эта система разделена по возрастным группам учащихся.

    Для учащихся 1 – 4 классов социальная адаптация ( общественно – полезный труд; сюжетно – ролевые игры, кружки в школе).

   Для учащихся 5 – 8 классов социальная адаптация (интегрированные уроки; трудовое обучение, нестандартные уроки, ОФП и «Русские шашки»).

   Для учащихся 9-10 классов социальная адаптация ( изучение Конституции РФ; предпрофильная и профессиональная ориентация (8, 9 классы), деловые игры).

Сегодня педагог должен овладеть не только теорией и методиками развития личности школьников, обладать определенной аналитико-диагностической культурой, способностью проектировать достижения своих учеников, как учебные, так и личностные, но и стать своеобразным посредником между ребенком и социокультурным пространством, проводником в лабиринтах человеческих смыслов, ценностей и способов жить. В общем, стать тем, кто облегчит вхождение ребенка в сложный, быстро изменяющийся мир, учит его способам адаптации к этому миру. С целью выявления овладения методами изучения личности ребенка классными руководителями, было проведено анкетирование, где приняло участие 7 классных руководителей:

  1. Какие известны вам методики изучения личности ребенка?

  2. Когда вы используете данные методики?

Среди известных методик классные руководители в основном выделяют:

    • Формирование культуры поведения младших школьников (Н.С.Витковская)

    • Методика «Какой у нас коллектив» (Лутошкина)

    • «Игровые методики» (Щуркова Н,Е.)

    • Методика Н.П.Капустина

    • Методика М.И.Шиловой

Анализируя ответы на второй вопрос анкеты, мы получили следующие результаты:

  • 42,8% используют для сплочения классного коллектива;

  • 57,2% используют для выявления межличностных проблем в классе;

  • 42,8% в вынужденных случаях (характеристика, диагностика).

Таким образом, можно сделать вывод, что по уровню знаний и применения методик изучения личности среди учителей образовались две группы.

1-я группа – учителя, которые четко знают, кого изучать, какими методами, а главное, зачем это нужно, и делают это с большим интересом.

2-я группа – учителя, которые знакомы с методикой, но в силу опыта и возраста занимаются этим по желанию, либо по необходимости.

Итогом педагогического совета стали решения, которые одобрены всеми членами коллектива:

  1. Систематически, целенаправленно и осознано проводить изучение школьников через систему общего плана работы и развития школы. Продолжить изучение данной темы в следующем году.

  2. Классным руководителям проводить собеседования с родителями по результатам исследовательской работы в каждом классе.

Продолжить изучение методик формирования классного коллектива. На МО классных руководителей рассмотреть опыт учителей по работе с классными коллективами.

На протяжении многих лет в школе работает ^ Совет профилактики, куда входят педагоги и родители. Данный Совет ведет профилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в ПДН, входящими в «группу риска», опекаемыми. Контролирует их учебу, поведение, ведёт систематическую и своевременную работу по фактам. Совет профилактики заседает 1 раз в месяц. В течение года на заседании Совета были заслушаны 7 учащихся и 3 родителей. Причина вызова на Совет явилась – пропуски учебных занятий без уважительной причины. В течение года на внутришкольном учёте состояло 2 уч-ся, которые в конце года были сняты с учёта по причине окончания школы, на учете в ПДН – 1 учащийся. С этими ребятами была проведена серьезная индивидуальная работа.

В школе здоровый микроклимат. Отношения между учителями, учениками и их родителями – деловые и доброжелательные.

Проектная и исследовательская деятельность

В январе 2009 учебного года на семинаре классных руководителей 1-11 классов обсуждали вопрос « Проектная деятельность в воспитательном и образовательных процессах». Приняли за основу проектную деятельность, согласовав временные рамки – с января по март: команда учителей или учитель-ученики должны были, выбрав тему проекта, написать и в марте его презентовать. За этот промежуток времени было написано 8 проектов: (см. выше). Это не конкурсные, а пробные работы. Поэтому каждой группе была объявлена благодарность. При собеседовании с классными руководителями и учителями-предметниками, анализируя работу за год, выяснено, что не все включились в эксперимент в полную силу. Необходимо в будущем году обобщать опыт классных руководителей по работе в эксперименте.

В январе 2009 учебного года уч-ся 2-4 классов приняли участие в конкурсе познавательных проектов, Русакова Н.В. - приняла участие с проектом «Понять, принять, простить» в районном заочном конкурсе проектов классных руководителей по проблемам воспитания.

Для того чтобы воспитывать учащихся в духе свободы, личного достоинства, демократии

в школе работает орган детского объединения «Наш дом»:

В 2008-2009 учебном году учащиеся продолжали работать по внедрению новой формы управления объединения.

На начало года перед ними стояла цель: Вовлечение школьников и учителей в совместную общественно-полезную, проектную и исследовательскую деятельность.

«Мы считаем, что цель достигнута», - говорят ребята. В течение года учителя и учащиеся работали над исследовательскими и социальными проектами (см. выше). В конце учебного года учащиеся 8 класса презентовали свои исследовательские работы по Культуре Древней Руси: «Народный костюм», «Иконопись», «Славянские божества», «Андрей Рублев», «Архитектура Древней Руси», которые, по мнению учителя истории, можно использовать на уроках истории по данной теме.

В течение года Старостат участвовал почти во всех районных акциях и конкурсах. К сожалению, очень слабой оказалась конкурсная газета «Мир совместных открытий», уже который год мы не участвуем в конкурсе лидеров, т.к. в школе просто нет явного лидера.

В течение года Старостатом были проведены все школьные традиционные мероприятия.

Информационный отдел (10 класс) был довольно активным в первом полугодии. Газета выходила ежемесячно, но вскоре пыл угас. Им, конечно, очень сложно, потому что каждый день по 6 уроков, а так как этот класс активный, они участвуют в акциях и мероприятиях.

Остальные отделы работали слабо.

Хочется отметить самых активных учениц: Будову Лену и Гончар Таню. Именно от них исходило большинство идей по проведению мероприятий, они же несли на себе весь груз ответственности.

На следующий учебный год мы планируем продолжать участие в акциях и работать над проектами.

укрепление связи семьи и школы

Система воспитательной работы школы не может дать необходимых результатов в воспитании, обучении, развитии детей, если в ней не будет обеспечена активная позиция семьи, сформирован коллектив родителей, организованно его взаимодействие с педагогическим и ученическим коллективами.

Из всего многообразия форм взаимодействия школы и семьи совместная деятельность (познавательная, трудовая, творческая, досуговая, оздоровительная и т.д.) является наиболее эффективным путем формирования гуманных отношений учителей, учащихся, родителей. Педагогический коллектив школы понимает необходимость обогащения содержания этой деятельности, поиск таких форм, в которых взрослые и дети выступают как партнеры, союзники, единомышленники. Школа в союзе с семьей должна дать каждому ребенку шанс на успех, окружить его заботой и вниманием, постоянно создавать ситуации его защищенности от отрицательных воздействий, несправедливости и жестокости.

Педагогический коллектив школы изучает семьи учащихся, интеллектуальный потенциал родителей, возможности их участия в системе воспитательной работы, включения в разнообразную деятельность с детьми (с учетом образования родителей, их возраста, пола, профессии, склонностей, интересов). Школа оказывает методическую помощь родителям, организующим работу с детьми, создает наиболее благоприятные условия для повышения педагогической культуры родителей.

Вся проделанная работа по данному направлению заслуживает удовлетворительной оценки. За истекший год было сделано немало, но остаются вопросы, над которыми необходимо работать – уровень посещаемости родительских собраний в некоторых классах остается по-прежнему низкий, что негативно влияет на поведение учащихся, успеваемость, отсутствие интереса к школьной жизни в целом, нежелание развиваться творчески, физически, интеллектуально, что в свою очередь влияет на рост правонарушений среди детей и подростков, необходимо активнее привлекать родителей к планированию воспитательной деятельности, разнообразить формы работы с родителями.

В этой работе еще много неиспользованных возможностей и трудностей, непреодоленных противоречий и ошибок. Задача школы: разработать программу и создать условия педагогически рационального включения родителей в систему воспитательной работы школы.


^ Методическая работа в рамках воспитательной системы

Задачами МО было обобщение и распространение передового опыта классных руководителей по методической теме школы, повышение профессионального мастерства классных руководителей. МО работало над методической темой: «Принцип личностно-ориентированного подхода как основной принцип воспитания». В рамках этой темы каждый классный руководитель работал по индивидуальной, конкретно выбранной для своего класса программе.

Формы отчета классных руководителей были разнообразны, каждый выбрал для себя более удобную: выступление на педсовете, на заседании МО, открытое мероприятие, разработка сценария, выступление на родительском собрании.


Методический фонд школы пополнился сценариями праздников, тематических классных часов. Однако не все классные руководители пожелали выступить на родительском собрании. Скорее всего, боязнь показать себя не очень компетентными в некоторых вопросах воспитания явилась сдерживающим фактором в данном начинании. Отсюда следует вывод о необходимости повышать свое профессиональное мастерство на курсах многим классным руководителям.

Существенным недостатком в МО классных руководителей явилось и то, что слабо обобщался опыт, на что следует обратить внимание в следующем учебном году.

Многие классные руководители объяснили нехваткой времени, так как многие имеют большую нагрузку, недостаточно четкую продуманность форм проведения классного часа, пассивность при участии в школьных мероприятиях. Администрации школы необходимо продумать, как в новом учебном году совместить учебную нагрузку классных руководителей с необходимостью повышения их профмастерства.


Впервые наши дети принимали участие в общероссийском конкурсе: «Русский медвежонок» и «Кенгуру для всех», где на уровне района у детей нашей школы были неплохие результаты:

«Русский медвежонок» - 2 и 5 место по району

«Кенгуру для всех» - 2 и 3 место по району

Дистанционный конкурс «Эти забавные животные» - 2 место по району

Результаты участия детей в районных соревнованиях, дистанционных конкурсах, школьных мероприятиях оглашались на еженедельных линейках.

Уч-ся 8 класса (Киселевская Н., Величко Р., Козлова С.) и уч-ся 10 кл. (Будова Л., Гончар Т., Родионова А., Звягинцева А.) обучаются дистанционно.

Подводя итоги всей досуговой деятельности, можно сказать, что из 62 мероприятий запланированных Большемуртинским управлением образования, ДДТ, ММЦ, мы участвовали в 28, на 12 из которых выезжали в район. Это составило 45%.

Из 20 спортивных мероприятий, запланированных ДЮСШ, отделом по ФК и С администрации Б-Муртинского района мы приняли участие в 7, что составило 35%.

Отсюда следует, что, из запланированных 82 мероприятий, наша школа приняла участие в 35 (42,7% от общего числа). Это говорит о том, что наша школа еженедельно участвовала в каком-либо мероприятии.

В школе 41 учащийся: 25 - основное звено, 16 - начальная школа.

Анализируя участие детей в мероприятиях школьных и муниципальных уровней мы видим, что участвует каждый ребенок. На наш взгляд это очень хороший результат.

Причины неучастия рассматривали и анализировали на педсовете школы. Основными причинами являются отсутствие транспорта, материальной базы, невозможности укомплектования команд согласно положениям.


Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей и необходимость развития воспитательной системы школы в 2009-2010 учебном году необходимо решать следующие воспитательные задачи:


  1. Систематически, целенаправленно и осознано проводить изучение школьников через систему общего плана работы и развития школы.

  2. Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение ее к организации учебно-воспитательного процесса в школе;

  3. Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование досуга учащихся.

  4. Продолжить формирование воспитательной системы.


<< предыдущая страница