velikol.ru
1

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Рубрика

Название материала

Материалы к уроку

Причастие и деепричастие: Комплекс упражнений




Автор

Никита Бугаев,

учитель – В.С. Легоцкая, г. Брянск




Классы

7 класс




Жанр

Карточки




Методические рекомендации

Карточки можно использовать как для индивидуальной работы в классе, так и в качестве заданий на дом. Целесообразно использовать их как комплекс заданий.







Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 1

Спишите предложения, вставьте пропущенные слова и буквы, расставьте знаки препинания. Все причастия и деепричастия запишите, разделяя на морфемы. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

1. На пустыре словно по ман__вению волшебной палочки вырос огромный ш__тер ___________________ флажков и разноцветных лампочек.

2. Здесь были навесы и пом__щения для животных ___________________ в__гончики где хранится рекв__зит и переод__ваются артисты и три маленьких в__гончика-домика

3. Небо было св__нцовым капли шлепали по лужам вспучивая пузыри которые лопались уступая место новым.

4. Некоторые капли садились на окно в__гончика а потом ст__кали вниз рисуя на ст__кле бл__стящие д__рожки.

5. Данька сидел возле окна и пальцем в__дил по ст__клу пытаясь д__гнать то одну то другую каплю.

6. Не дожидаясь п__вторного пр__глашения Бублик прогл__тил печенье проверил, ___________________ ли крошек, и довольно облизнулся.

1. увеша(н,нн)ый, 2. разрисова(н,нн)ые, 6. (не)осталось




Упражнение 1

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 2

Прочитайте вслух каждое предложение, следя за правильной интонацией предложений с обособленными обстоятельствами. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Обозначьте словосочетания дееприч.(гл.сл.) + сущ., дееприч. (гл. сл.) + нареч.

1. Об__зумев от страха и А ______________________ Лис помчался Б _________ стола пес с лаем пр__следовал его по пятам.

2. Тигрица х__дила вокруг утлого убеж__ща Даньки пробуя его лап__й на прочность.

3. Братец Лис А ______________________ вздохнул но тут к__рниз Б ____________ и Лис запутавшись в зан__веске шлепнулся на пол. Подн__маясь и пот__рая бока Братец Лис В _________ невнятно проб__рмотал.

4. Бублик первый подб__жал к столу но погл__дев на закуски сник.

5. Последние слова ______________________ котом произвели на него такое неизгладимое впеч__тление что он потеряв бдит__льность высунулся из ящика.

1. А (не)ожида(н,нн)ости, Б (во)круг 3. А обл__гче(н,нн)о, Б (не)выдержал, В что(то) 5. сказа(н,нн)ые




Упражнение 2

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 3

^ Прочитайте текст. Выпишите из него причастия и деепричастия, разделив их на морфемы. Выполните синтаксический разбор 2-го и 4-го предложений.

В домике у бабушки Банни было удивительно уютно. На полочках красовались искусно расписанные тарелки и пузатые кувшины, наполненные до краев. На окнах висели накрахмаленные кружевные занавески, а пол был застелен цветастыми связанными вручную половичками. В углу стояла кровать с горой подушек и подушечек, а над кроватью в вырезанных из липы рамочках висели фотографии всей крольчиной родни. Пока Данька разглядывал убранство домика, бабушка Банни хлопотала возле сплетенного из ивы стола, расставляя маленькие тарелочки и раскладывая крохотные вилочки и ложечки. Ей помогали Братцы Кролики, а Бублик, на правах гостя, грел лапы у теплого камина.




Упражнение 3

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 4

^ Прочитайте текст. Выпишите из него причастия и деепричастия, разделив их на морфемы. Какие средства выразительности помогли автору создать комический эффект?

Вдруг дядя Лева увидел Сосиску.

– Это еще что за гость? – сказал он, нагнувшись к котенку.

Даньку бросило в холодный пот. Он с тоской подумал о том, что будет, когда дядя Лева обнаружит сидящего у него под кроватью гостя. Но Даньке повезло, под кровать дядя Лева не полез. Он взял Сосиску на руки, но бессовестный кот вырвался и, спрыгнув на пол, нахально посмотрел на Даньку, громко мяукнув, и направился к нему. Данька сделал страшную рожу, надеясь на то, что Сосиска испугается и убежит. Но тут кот остановился, повел ухом и крадучись пошел в противоположную сторону, к шкафу.

Что произошло дальше, Данька из-под кровати видеть не мог. Он лишь услышал звон посуды и шелест бумаги.

– Ах ты, паршивец! – закричал дядя Лева и бросился к шкафу, опрокинув при этом стул с ворохом одежды. Ошарашенный Данька с опаской выглянул из-под кровати. Дядя Лева стоял к нему спиной, пытаясь водрузить упавшие вещи на место. Путь к двери быть свободен. Не теряя ни минуты, Данька выполз из-под кровати и бросился к двери. Выскочив за порог, он ринулся в спасительную темноту двора.




Упражнение 4

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 5

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте как одиночные причастия и деепричастия, так и причастные и деепричастные обороты. Составьте схему и выполните полный синтаксический разбор 1-го предложения.

1. Данька отрезал кусок сыра, пододвинул его к Грымзе и та, взгр__м__здившись на сахарницу пр__ступила к трапезе.

2. Данька сделал себе бутерброд пр__двинул табурет и забравшись на него с ногами, сел за стол _____________ Грымзы.

3. И друзья открыв дверцу увидели что находятся на лесной опушке залитой ярким __________________ солнцем.

4. М__хнатые шмели жужжали, дел__вито пер__летая с цветка на цветок.

5. П__медлив немного гости вошли в дом.

6. Хозяина не было а в крох__тной гостиной царил ужасный бесп__рядок: стулья были перевернуты на полу в__лялись черепки от посуды и сдернутая со стола скатерка.

7. Бублик первый подбежал к столу но погл__дев на закуски, сник.

2. (на) против, 3. полуде(н,нн)ым




Упражнение 5

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 6

^ Перестройте конструкции с однородными членами в предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Изменился ли смысл предложений?

1. Луна, как большой серебряный фонарь, висела над цирком и освещала шатер

2. Некоторое время беглецы в нерешительности топтались в тени и размышляли, что делать.

3. Он взял Сосиску на руки, но бессовестный кот вырвался, спрыгнул на пол, нахально посмотрел на Даньку, громко мяукнул и направился к нему.

4. Но тут кот остановился, повел ухом и кра­дучись, пошел в противоположную сторону, к шкафу.

5. Котенок недоуменно посмотрел на Даньку, на Тобика, на Грымзу, недовольно фыркнул и притих.




Упражнение 6

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 7

^ Подберите к данным предложениям синонимичные с деепричастиями или деепричастными оборотами.

1. Фокус-Покус сидел на туалетном столике и нервно постукивал по полям цилиндра передними лапками.

2. И друзья открыли дверцу и увидели, что находятся на лесной опушке, залитой ярким полуденным солнцем.

3. Пес остановился, тявкнул пару раз для острастки, схватил цилиндр и был таков.

4. Когда Бублик вместе с цилиндром прибежал к имениннику, тот уже успел наскоро прибрать­ся, застелить стол чистой скатертью и поставить тарелки с угощением.





Упражнение 7

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 8

^ Запишите предложения в правильном порядке, чтобы получился связный текст с соблюдением пунктуационной нормы. Графически объясните постановку знаков препинания.

1. Данька решил приступить к делу тотчас же. 2. Воодушевленный успехом Данька попробовал забросить в стакан ложку его постигла неудача. 3. Ждать пока мама уйдет из дома, пришлось недолго. 4. К сожалению, кускового сахара в доме не нашлось, но Данька решив что для начала можно обойтись и без сахара начал упражняться. 5. Сначала все шло просто замечательно. 6.Данька налил в стакан воды поставив его себе на голову подошел к столу и взял ложку. 7. Вспомнив папин номер он достал из шкафа стопку тарелок стакан и ложку. 8. Стакан стоял так ровно что вода ни капельки не пролилась. 9. Он с энтузиазмом принялся репетировать. 10. Стакан свалился на пол окатив Даньку водой и вдобавок ко всему разлетелся вдребезги.




Упражнение 8

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 9

^ Прочитайте и спишите отрывок. Как вы думаете, что произошло дальше? Допишите текст. Причастия и деепричастия записывайте, разбивая их на морфемы.

Люди снуют туда-сюда: кто тащит чемоданы в камеру хранения, кто торопится на поезд, носильщики катят огромные тележки, груженные разным скарбом, возле киосков и палаток толпятся пассажиры, желающие купить мороженое и лимонад, женщины в белых фартуках ходят вдоль вагонов, предлагая вареную картошку, кукурузу, яблоки, груши.

– Посторонись! – кричал носильщик, толкая перед собой тяжелую тележку, доверху нагруженную коробками, чемоданами и тюками.

Данька отскочил с дороги и, оглянувшись, увидел, что незнакомый котенок побежал за ним прямо под колеса…




Упражнение 9

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Имя и фамилия ученика__________________________________

Класс___________________________________________________

Оценка_________________________________________________


Упражнение 10

Вдумчиво прочитайте отрывок из текста. Определите тип речи. Прочитайте отрывок еще раз, а затем перескажите его сжато. Какая информация показалась вам несущественной? Как вы думаете, что произошло дальше? Как мальчик оказался в джунглях? Выпишите предложения с причастными и деепричастными оборотами, подчеркнув их как члены предложения.

Вдруг Данька услышал глухое рычание, прерываемое треском ветвей. Он посмотрел в ту сторону, откуда доносился рык, и увидел в нескольких метрах от себя большую тигрицу, настороженно обнюхивающую воздух. Она смотрела на Даньку янтарно-желтыми глазами и нервно била хвостом, видно, прикидывая, что это за неведомый зверь и как с ним поступить. Тигрица, вновь издав глухой рык, шагнула вперед, отчего у Даньки пропала охота продолжать знакомство с любопытствующим тигриным семейством. Он осторожно попятился к Черному Ящику, не спуская глаз с тигрицы. Та снова медленно, но решительно направилась к нему.

– Э-эй, мне, кажется, пора, – сказал Данька и вмиг оказался в Черном Ящике.

Тигрица сделала прыжок. Данька едва успел захлопнуть за собой дверцу, как возле Черного Ящика раздалось грозное рычание, и тяжелая лапа ударила о стенку, чуть не опрокинув ящик.

– Я хочу назад в цирк, – приказал Данька Черному Ящику, но, увы, тот словно оглох.




Тигрица ходила вокруг утлого убежища Даньки, пробуя его лапой на прочность. Она была так близко, что Данька слышал ее хриплое дыхание. Время от времени тигрица издавала рычание, от которого у Даньки по спине побежали мурашки.

Данька бы с радостью оказался сейчас рядом с дядей Левой, но Черный Ящик, неизвестно как очутившийся в джунглях, и не думал возвра­щаться.

– Милый Черный Ящичек, пожалуйста! Ну, что тебе стоит вернуться в цирк? – умолял дрожащим от страха голосом Данька, но все напрасно.

Тигрица тем временем решила штурмовать ветхое пристанище Даньки. Она бросилась на Черный Ящик. От удара тот закачался, вот-вот грозя перевернуться.

От страха Данька зажмурился. Он лихорадочно соображал, как Черный Ящик мог попасть в джунгли и как заставить его возвратиться домой. И тут Даньку осенило: чтобы фокус получился, надо обязательно сказать заветное слово.

– Алле-оп! – крикнул Данька.

Все разом стихло.




Упражнение 10

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________