velikol.ru
1

Министерство образования и науки Республики Татарстан Управление образованием

Нурлатского муниципального района


Тема: «Вторичное использование бытовых отходов»


Научно-исследовательская работа

по технологии


Работу выполнила:

Валимухаметова Илюзя

9класс

Руководитель:

Горшкова Юлия Дмитриевна

учитель технологии высшей

квалификационной категории


г.Нурлат

2008


Оглавление.

1. Введение.

2. Исследовательская часть.

2.1 Конструирование изделий из вторичного сырья.

1). Мозаика из яичной скорлупы;

2). Из природных материалов;

3). Плетем деревья из бисера;

4). Аппликация из трикотажных ниток;

5). Композиция цветов из ткани;

6). Изделия из старой кожи;

7). Пальчиковый театр кукол;

8). Цветы из «Тетрапарка»;

9). Картонное кружево.

2.2 От использованных отходов – к экологическому воспитанию.

2.3 Опыт воспитания бережливости, экономичности,

самостоятельности, эстетичности.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложение.


Введение


«Вы знаете, почему у нас многие не любят свою работу? Да больше потому, что не умеют ее хорошо делать. Работая через пень – колоду, дела своего не полюбишь. Каждый любит делать то, что он умеет делать хорошо. И поэтому, может быть, главное в нашем деле – учить детей хорошо делать свою работу».

(В.Н.Терский)

Задачу воспитания гражданина нельзя решать успешно без приобщения подрастающего поколения к духовному богатству своего народа, его культуре, органической частью которое является народное искусство.

Прикладные художественные виды труда в виде народных ремесел возникли в глубокой древности.

Российский народ всегда славился своими умельцами, которые могли и великолепный храм построить, и чуда –карету смастерить, и золотом украшенные костюмы сшить. Мастерство у российских людей всегда было в почете, а те, кто обладал им, пользовались большим авторитетом. Мастер – умелец гордиться своим ремеслом, находил в нем радость, счастье, основу благополучия.

У человека любой профессии бывает желание собственными руками сделать, что либо полезное, интересное, красивое. Неистощима фантазия, изобретательность и творческая смелость любителей мастерить. Их работы отличаются оригинальностью и красотой, простотой изготовления.

Человек, который делает подарки своими руками, тратит часы в кропотливом труде, вкладывает душу, мастерство, и поэтому такие подарки особенно приятны и поднимают настроение.

Сейчас все чаще с экрана телевизора слышишь об эксклюзивных подарках, существующих в единственном экземпляре. Вот такими как раз и являются самодельные подарки. С каждым годом они все больше входят в моду. Выбор подарка дело не легкое. Задача облегчается, если давно знаешь человека, его вкусы, интересы, наклонности. Да, что и говорить, приятно дарить подарки просто так, без всякого повода: тогда удовольствие доставляешь не только тому, кому преподнести подарок, но и себе. Творческое воображение и безграничная фантазия заложена в каждом ребенке. Для реализации своих идей разнообразие форм и размеров, но простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию любой

материал можно превратить веселую игрушку, нарядное украшение, новогодний сувенир, всевозможные поделки к праздникам.

Участвуя вместе со взрослыми в оформление выставки, дети развивают активность, самостоятельность, инициативу, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления, художественную интуицию.

Я в этом учебном году в год семьи внесла небольшой вклад. Выполнила несколько работ из вторичного сырья для детского сада «Сказка» Предложение было мое, девочки из класса поддержали инициативу, и мы с ними сшили одежки для кукол, персонажи для сказок, аппликации из вторичного сырья и вязанные игрушки.

У нас в Нурлате можно найти очень много отходов вторичного сырья. Для того, чтобы отходы пошли в пользу я со своими одноклассницами держим связь с магазином «Жасмин», где мы получаем остатки портьерных тканей и тюлей. С удовольствием фантазируем занавески для кухни, детской. Также держим связь с ЧП Мурзиным П.Н. – обивка мебели, также шили на заказ и на продажу из остатков мебельной ткани диванные подушки.

Также мы во время своей работы используем кожу (перчатки, сапоги, кошельки, и др.), фольгу (от конфет), фантики, Тетрапарк (из под сока), коробки из под конфет (служат для рамки), опилки (игрушка, набитая опилками в капроновые чулки, придавая форму), остатки трикотажных изделий (распустившихся ниток нарезая, создаю картины), из остатков ниток (кукольный театр), из яичной скорлупы (новогодние игрушки, панно), из использованного бисера (бонсай), лоскутное шитье (из кусочков ткани прихватки, жилеты, коврики и т.д.), мягкая игрушка (старые шубки, сетка импортная для фруктов для набивки), цветы из ткани (шелковые ткани), панно из семян, рамка из картона, ткани, бисера, салфетки, картонное кружево и др.


2.1 Конструирование изделий из вторичного сырья

Конструирование изделий из разных по цвету, форме и размерам уже использованных упаковок, обложек, кусочков поролона развивает не только воображение, но и аналитическое и конструктивное мышление, творческие способности, формирует общетрудовые умения. Кроме того, работа с этими материалами дает возможность формировать художественную культуру, развивать эстетическое чувство и творческую инициативу.

Большое внимание уделяется экологическому, экономическому, эстетическому образованию учащихся. На уроках технологии, на реальных примерах видела, как учительница показывала возможность рационального использования отходов швейной, текстильной и обувной промышленности. Мы выполняли из отходов вторичного сырья полезные вещи. Это – отделочные детали к одежде, кошельки, прихватки, футляры для очков и ключей, игрушки, сувениры и т.п.

Работая с отходами, мы научились сортировать их, ознакомились с образцами отдельных изделий, можем предложить свои варианты, выполнять эскизы и готовые вещи.

Мы научились использовать старые, вышедшие из моды или кое – где проносившиеся и ставшие негодными по размеру изделия. Из старых вещей большого размера, лучше перекроить поменьше размер, особенно для своих сестренок. Кусочки тесьмы, оставшиеся после обработки, использую как петельки при шитье прихваток, подушечек для иголок или для отделки кукольной одежды

. Пуговицы со старой одежды использую при выполнении подставки, мягкой игрушки, для отделки, обтягиваю также пуговицы тканью.


1). Мозаика из яичной скорлупы.


Мы с удовольствием занимались изготовлением мозаики из яичной скорлупы. Эта работа позволяет развивать у нас эстетический вкус, творческую фантазию, и показывает, как из бытовых отходов можно создать красивые вещи.

Для создания мозаики понадобятся: яичная скорлупа, цветной картон или кусок ДВП, простой карандаш, клей ПВА, кисти, гуашь. На цветной основе карандашом выполняю эскиз рисунка. Яичную скорлупу красим гуашью, даем высохнуть и измельчаем. Затем выкладываем контур рисунка, после чего заполняем весь рисунок. Фон может быть выполнен нитрокраской, гуашью или цветной скорлупой. В качестве рамки используем коробку из – под конфет.


2). Из природных материалов.


Интересно придумать цветы, которые не существует в природе. Пригодиться лепестки разных цветов, листья, колосья. Незаменимыми окажутся летучка ясеня, клена, шишки, семена злаков, коробочки мака, болотные растения… Новые лепестки можно вырезать из любого материала – деревянной стружки, тонких кусков коры, луковой шелухи. Одни элементы станут центром нового цветка, другие – его лепестками.

Мы с довольствием работаем с пухом. Из нее делали цветы, панно и т.п.. Также нравится работа разными видами семян. Эта работа помогает развивать творческую фантазию, эстетический вкус, мелкую ручную моторику. Выполняя работу, знакомимся с композицией, цветовыми сочетаниями, ролью декоративных изделий в интерьере. Разрабатываем эскизы, отбираем семена, овладеваем техникой их вкладывания. Причем панно можно выложить семенами не только бахчевых, но и других культур.

Для выполнения панно, кроме семян, используем в качестве основы ДВП, а также песок, кусок поролона, клей ПВА и гуашь. Инструментом послужит пинцет.

3). Плетем деревья из бисера.

Деревья из бисера.


Плетение на проволоке, которое чаще всего используем при изготовлении брошек, декоративных изделий, украшений, букетов цветов, веточек, деревьев и т.п. поделки и сувениры из бисера радуют глаз сочными, немеркнущими красками и ярким блеском, они удачно вписываются в интерьер дома или квартиры и придают ему неповторимую индивидуальность. А деревья, сплетенные из бисера, являются прекрасным подарком на любой праздник. Они могут быть любого цвета и формы. Для закрепления на подставки лучше подходит гипс: он быстро застывает и не осыпается.


4). Аппликации из трикотажных ниток.(картины)


Изготовление картин из нарезанных ниток, распущенного трикотажного полотна. Картины выполненные этой техникой, получаются необычно интересные.

Мелко нарезанные и приклеенные нитки придают картине не только объёмность, но и передают качество снега. Для её изготовления требуются всего лишь кусочки трикотажа ( это старые вязаные вещи, которые уже не используются: перчатки, варежки, шапки, шарфы, кофточки), ножницы, клей ПВА, ватман или картон, копировальная бумага, калька, карандаши, коробка из под конфет с ячейками или баночки для хранения нарезанных ниток, а коробка из под конфет послужит нам рамкой.

Как видно, все эти вещи можно найти у себя дома. Значит. это очень экономно. А главное- красиво.


5).Композиция: цветки из ткани.


Работа над созданием цветка воспитывает любовь к природе, развивают память, воображение, художественное мышление. В процессе выполнения эскизов композиций, при поиске колористического решения мы пользовались цветовым кругом, добивались максимальной выразительности. Цветы можно делать из разных тканей, но более красивыми они получаются из шелка. Для работы над цветком, кроме ткани, потребуются картон, желатин, вата, проволока, подушка с песком, ножницы, плоскогубцы, клей «Момент»,булки, т.е. инструменты для придания выпуклой или вогнутой формы лепесткам и листьям цветка.

Такие цветочные картины получаются очень красивыми, подходят ко всем видам интерьера. И длинные осенние, зимние вечера у вас всегда будет присутствовать в комнате «кусочек лета».


6).Вторичное использование кожи.


Кожа- удивительный по своим качествам материал, позволяющий добиться необычного эффекта при её использовании в изготовлении разного вида изделий. При работе с кожей мы учимся бережливости, так как используем, как правило, бывшие в употреблении изделия: старые перчатки, сапоги, сумки.

Даже из маленьких на первый взгляд обрезков кожи можно выполнить много красивых и полезных изделий- закладки для книг, заколки для волос, ключницы, сумки, цветы и панно их них. Многие кожаные изделия, в том числе сумки, кошельки, ключницы. Часто украшают декоративными оплетками, кисточками, подвесками «Фонарик». Из обрезков кожи можно изготовить поясок в виде цепочки.

Кожа – один из самых модных, экологически чистых, но и дорогих материалов.

7). Театр кукол.


Кукольный театр воздействует на воображение ребёнка, словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Он расширяет кругозор, способствует развитию речи, умению выражать свои чувства. Ведь если ребенок, в раннем возрасте окунулся в волшебную атмосферу театра, то в нем пробудится тяга к прекрасному и душа его не очерствеет.

Из разнообразных видов кукольного театра популярностью в детских садах пользуется театр кукол «Петрушка» - теневой, картонный и пальчиковый.

Нам понравилось выполнение пальчикового театра, для изготовления кукол можно нитки разной толщины, разных расцветок. Не раз мы выступали своими работами перед малышами дет.сада.


8).Цветок из «Тетрапарка».


Декоративное панно из использованных упаковок «Тетрапарк»,коробок из-под конфет и темных коробок из-под обуви. Получавшаяся поделка понравилась нам. Многим изделиям нашлось место и дома, и в школе в качестве декоративных предметов интерьера. Технология их изготовления достаточно проста и в то же время включает обучение некоторым необходимым трудовым операциям и развивает конструктивные мышление. Материалы и инструменты: коробка из-под обуви, упаковки» Тетрапарк» из-под сока и молочных продукта, коробки из-под конфет –для рамок. клей ПВА, пшено, простой карандаш, линейка, ножницы.


9).Картонное кружево.


Почти любой материал может быть использован для воплощения того или иного художественного замысла. Один из таких материалов- гофрокартон,

широко применяемый для изготовления упаковочных коробок и вкладышей к ним. Из него мы выполняем разные поделки :аппликации, игрушки, сувениры. Такой картон отличается от обычного наличием гофрированного слоя, который, как правило, располагается между верхним и нижним слоями с ровными поверхностями. Все детали поделок обычно изготавливают из картона с отрытой гофрировкой. Поэтому на заготовке для деталей один слой удаляют, предварительно смочив его на 1-2 минуты водой. Различаю детали на ровной поверхности, после чего вырезаю их.

После работы с картоном потребуется карандаш, линейка, ножницы, нож, кисточка для клея, клей ПВА. Предлагаемая поделка может служить шкатулкой для хранения украшений или карандашницей, игольницей- в зависимости от своей задумки, в соответствии с которой нам и надо будет выбрать подходящую ёмкость.


3. Заключение.


В ходе проведения исследовательской работы мы пришли к выводу, что поиск идеи- это сложный процесс, внутренняя работа души ребенка, его фантазия, воображение, мечта. Найти художественный образ очень трудно, непросто, порой мучительно трудно. Любое интересное впечатление может дать толчок, вдохновению и озарению. Нужный образ можно найти буквально под ногами: в узоре упавших осенних листьев, в причудливых линиях веток на фоне заката, в форме, рисунке и цвете камня. Не обязательно полностью переносить увиденное в изделие, достаточно, оттолкнувшись от него, развить идею или образ.

Другое средство пробудить интерес к творчеству у детей- проводить с ними экскурсии в музеи декоративно-прикладного искусства, вместе посещать всевозможные

выставки (экскурсия в г. Ульяновск- посещение творческой выставки работы детей, многое увидели и взяли многое интересное для себя).

При выполнении работ их вторичного сырья нам представилось большая самостоятельность, простор для проявления творческой инициативы.

Особое внимание обращали на экономию расходов вторичного сырья. Выполнение несложных расчетов по экономике материалов воспитывает бережливость, учит анализировать экономическую эффективность нашего труда т экономить бюджет семьи.

Использование пластиковых бутылок: форма для рассады, посадка рассады капусты в грунт (защита от медведок), использование вместо вазы для цветов на даче и т. п.

Большое внимание уделяли экологии. Старались видеть и приумножить красоту окружающей среды. Особенно, собирая природный материал для наших поделок.


4. Литература.


1.Е.А.Козинкина. Цветы из ткани. Москва Легпробытиздат, 1990.

2.М.И.Нагибина.Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославь. «Академия развития», 1998.

3.Т.Б.Ткаченко.Плетем деревья из бисера.Ростов,2006.

4.О.Р.Чибрикова. Подарки к праздникам. Москва Эксмо 2006.

5.Журналы «Школа и производство» 2006, 2007,2008.

6. Журналы « Делаем сами» 2007.


5. Приложение.