velikol.ru
1

Беседа с родителями…

Конкурсное испытание или профессиональное развитие?


Здравствуйте уважаемые коллеги:

  • авторы-носители передовых идей

  • оптимисты - пропагандисты идей

  • реалисты, аналитики, способные взвесить все за и против, сделать необходимые выводы.


Беседа с родителями, пожалуй, одно из самых трудных испытаний, так как этому виду деятельности мы в своей практике отводим гораздо меньше времени и уделяем меньше внимания к качественно подготовки не просто родительского собрания, а именно беседы с родителями.


В чем принципиальная разница между собранием и беседой? (ответы участников)


Именно в силу перечисленных обстоятельств я рассматриваю «беседу с родителями» не столько как конкурсное испытание, сколько как возможность профессионального развития.


Надеюсь, что предложенные материалы окажутся для вас полезны не только в рамках подготовки конкурсу, но и в профессиональной ежедневной деятельности.


В подготовке к этому конкурсному испытанию нужно учитывать некоторые общие моменты.


^ ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМА РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ?

Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка — семья или школа? Педагоги обычно единодушны — все идет из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: «В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном». А иногда они прямо нападают на школу: «Дома у нас не ругаются матом. Не курят... Это он у вас в школе научился!»

Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Наверное, сегодня однозначно трудно сказать. Но всегда ли было так? Отнюдь нет. Скажем, несколько сот лет назад этот вопрос вообще не возникал. Гармоническое развитие ребенка и его успешная социализация в обществе обеспечивались с помощью обрядов, обычаев, передаваемых от поколения к поколению. Можно сказать, что существовал внешне невидимый контроль общества за приобретаемыми ребенком качествами. В некоторых культурах были даже своеобразные «экзамены» — подростковые инициации (обряды, испытания), сопутствующие переходу ребенка во взрослость.

Однако по мере развития цивилизации и отхода от традиционной культуры растворенная в быту психологическая поддержка взросления ребенка исчезла. Семья оказалась один на один с проблемой выбора целей и средств воспитания и не всегда могла справиться с этой задачей. Единственный общественный институт, который сегодня может помочь семье, — это школа: ее педагогический коллектив и, конечно, школьный психолог (поэтому рекомендуем привлечь к работе по подготовке к беседе психолога), поэтому взаимодействие с родителями является одним из важнейших аспектов его работы.


Определимся, что это конкурсное испытание вы проводите, как будто с настоящими родителями, тогда нужно учитывать.


^ Типологию родителей

- пассивные родители: родители бывают пассивны, не выражают желания сотрудничать с педагогов в решении проблем как группы, так и собственного ребенка;

- конфликтные родители: которые часто чем-то недовольны, несколько агрессивно воспринимают любые попытки педагога привлечь их к решению проблем ребенка;

- очень активные родители: родители, которые постоянно вмешиваются в работу группы, пытаются давать указания по организации работы с детьми;

- «тревожные» родители: родители, которые очень тревожно реагируют на любое высказывание педагога и очень беспокоятся по любому поводу.


Можно и сценарий беседы построить с учетом распределения ролей для родителей «пассивный», «активный», «конфликтный», «тревожный» или продумать возможные варианты поведения и ответов, с учетом типологии.


Только такая установка поможет найти оптимальные подходы к проведению беседы.

Определившись с особенностями родителей, для которых готовите беседу, готовимся подать «образ-себя».

Внешний вид.

Как вы одеты, причесаны, какие у вас лицо и голос, есть ли на вас крашения, использована ли косметика. Ваш облик должен быть в меру скромны и в меру респектабельным, важно выглядеть не дорого, а элегантно, без излишеств. Говорить следует открыто, с доверием. В каждом слове и жесте должны сквозить успешность, профессионализм, деловитость.

Независимо от темы беседы, нужно определиться началом выступления:

Добрый день! Сегодня мы будем обсуждать с вами сложную проблему… - установка на серьезность и проблемность общения, взаимодействие с аудиторией наравне.

Уважаемые родители! Мне бы не хотелось, чтобы вы воспринимали меня несколько на дистанции и отстраненно. Вот, учитель, сейчас будет рассказывать «как надо делать», а в жизни все иначе, - возможно думаете вы. Я вас понимаю. Мы все сейчас находимся в сложной ситуации – и вы, и я. Поговорим о наших детях… - начало разговора «на равных», эмпатическое взаимодействие.

Какие у вас уставшие лица! Я вижу, вы пришли на встречу после рабочего дня. Я постараюсь, чтобы беседа была для вас полезной и интересной – выражение эмоциональной поддержки, формирование теплого человеческого контакта.

Разрешите познакомиться! Я замужем, у меня двое детей, поэому я не только специалист по педагогике, но и мать двоих дочерей. В семье у нас тоже бывают проблемы и трудности во взаимоотношениях, как у всех людей. Но мы пытаемся их разрешить. Давайте сегодня погорим о том, как… - выражением эмоционально открытости, установка на беседу «вместе» и «наравне».

Поскольку тема беседы не известна и готовить надо несколько вариантов, рекомендуем обратить внимание на темы всероссийского конкурса «Учитель года», но с одной ремаркой:

Предварительные темы для бесед были дополнены современными, актуальными, «близкими к народу».

Темы "Беседы с родителями"

  1. Наказание или поощрение, кнут или пряник?

  2. Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка

  3. Право ребенка на собственный выбор

  4. Почему свой ребенок становится чужим? Как найти взаимопонимание со своим ребенком?

  5. Как организовать свободное время ребенка?

  6. Дети и деньги

  7. Знаю ли я друзей своего ребенка?

Темы для «Беседы с родителями»


  1. Наказание и поощрение: кнут или пряник?

  2. Семейные традиции. Их роль в воспитании ребенка.

  3. Право ребенка на собственный выбор.

  4. Почему свой ребенок становится чужим? Как найти взаимопонимание со своим ребенком?

  5. Как организовать свободное время ребенка?

  6. Дети и деньги.

  7. Знаю ли я друзей своего ребенка?

  8. Здоровье наших детей в наших руках? Я узнал, что мой ребёнок курит…

  9. Как помочь ребёнку стать успешным?

  10. Как помочь детям рационально использовать сеть Интернет.


Преимущества беседы над другими формами работы с родителями в том, что

1. Общение в рамках беседы даёт возможность общаться сразу со всеми родителями, слышать их мнение по проблеме разговора, наблюдать их реакцию на обсуждаемые вопросы.

2. Результативность такой беседы состоит и в том, что она может влиять как на мнение большинства родителей, так и на мнение одного участника. Иногда, в ходе индивидуальной работы с родителями, учитель не может добиться такого успеха, который может получить в ходе групповой беседы. Ведь для большинства из нас мнение других бывает важным.

3. Беседа, в которой решаются разные проблемы, позволяет увидеть родителей в естественной, не наигранной атмосфере общения и решать серьёзные задачи, среди которых мы выделяем: просветительную, ориентирующую, направляющую, формирующую.


Независимо от темы беседы важно создать комфортный микроклимат, чтобы у родителей было желание высказать своё мнение, чтобы они не боялись ошибиться или быть непонятыми.


Можно предложить участникам встречи выработать правила общения:

1. С уважением относиться друг к другу.

2. Любое мнение заслушивать внимательно.

3. Пока один говорит, все его слушают.

4. О своём желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.


Я не буду подробно останавливаться на формах и стратегиях подготовки беседы с родителями. Богатый материал с теоретическими выкладками, практическими примерами раскрываются в лекции университета «Первое сентября» РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ: КОНЦЕПЦИЯ И ТЕХНОЛОГИИ
^

КУРС ЛЕКЦИЙ


газеты

Учебный материал

17

Лекция 1. Психологическое здоровье как ключевое понятие школьной психологической службы, определяющее работу с родителями

18

Лекция 2. Стратегии и формы групповой работы с родителями

19

Лекция 3. Активные формы групповой работы с родителями. Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Активные методы консультирования: детско-родительские мероприятия, тренинги

21

Лекция 5. Индивидуальное консультирование родителей. Общие принципы

22

Лекция 6. Консультирование родителей с опорой на тип нарушения психологического здоровья ребенка. Контрольная работа № 2

23

Лекция 7. Индивидуальное консультирование родителей с опорой на особенности возраста. Специфика возрастного кризиса

24

Лекция 8. Личностная готовность психолога к работе с родителями

Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет вместе со справкой из учебного заведения.


^ Этот материал размещен на сайте лицея в рубрике «методическая копилка».


Также на сайте мы разместили разработки конкурсных родительских собраний победителя областного конкурса «Самый классный классный -2010» Щербаковой Н. Л. и материалы о технологии подготовки мастер-класса.


^ Представим общий алгоритм проведения беседы


Вывод родителей на проблему. Это может быть сделано с помощью разных средств: интригующего вопроса, дилеммы, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры, незаконченного сюжета, адресованного родителям письма и т. д.


Построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?». Последовательные, углубляющие проблему вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру. Организуемый процесс напряжённого «думания» побуждают вопросы педагога, способствующие развитию сюжета диалога, и те формы, методы и средства стимулирования мысли, которые наиболее точно связывают звенья цепочки и обеспечивают её эмоциональное насыщение.


Обращение к личности родителя. Поворот «на себя» обязателен в диалоге, так как он создаёт условия для углубления и осмысления родителями своего личностного Я в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни, стимулирует самоанализ, самооценку и в связи с этим самосовершенствование.


Точка наивысшего напряжения как кульминация сопряжена с обращением к личности родителя, его жизненному и нравственному опыту, с необходимостью нравственного выбора в той или иной ситуации, жизненной коллизии, возникшей дилемме, что и станет для него сущностной значимостью обсуждаемой проблемы.


Резюме диалога как смысловое заключение или переход к следующей проблеме. Данное резюме может быть выражено как открытый финал, побуждающий родителей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог побуждает родителей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их родительское развитие.


Ну и несколько советов из опыта участия в конкурсе:

- Подбирайте качественный материал (сайты)

- Консультируйтесь с психологом

- Продумывайте варианты развития событий, в том числе запасные варианты

- Готовьте презентацию осторожно – взвесьте все (Брошюра на сайте Фестиваля «Открытый урок», пример Таисы)


^

Родительское собрание

8 класс

Трудный подросток: Учимся договариваться.


Структура личности подростка…

В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного.

Всё в ней переход, всё течет. (Выготский)


Николаева: Один известный психолог написал книгу о воспитании детей, когда еще не был женат. Когда родился первенец – он переписал книгу. Когда родился второй ребенок – он выпустил еще один вариант книги. Когда же он стал многодетным отцом, то вообще забросил это неблагодарное дело – учить других людей, как правильно воспитывать подрастающее поколение .

Я нисколько не претендую на роль вашего учителя. Любой из вас может сказать: были бы свои дети, тогда другое дело. Я же хочу только поделиться своими знаниями о том, что происходит с детьми в том опасном возрасте, в котором находятся ваши сыновья и дочери.

Капинус: подростковую психику иногда называют периодом «Гормональной Дури». Поиск и становление своего Я – это высвобождение от влияния взрослых и общение со сверстниками.

^ ПРИТЧА О ПОНИМАНИИ

Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.
— Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?
Мудрец посмотрел на них и спросил:
— А на каком языке вы говорите?
— Все молодое поколение говорит на тарабарском.
— А старшие жители?
Задумались молодые люди и признались:
— Мы у них не спрашивали.
— Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!

^

Тема сегодняшней встречи: Трудный подросток: Учимся договариваться.


Николаева: Чтобы помочь вам лучше разобраться в тонкостях этого беспокойного периода охарактеризуем некоторые перемены, которые наблюдаются у подростков.

Поговорим о подростках. *

1. Ваши дети вдруг становятся сметливыми и знают буквально всё. Их осведомленность распространяется на все мыслимые сферы знаний и на любой вопрос у них готов правильный ответ. Соседские дети и одноклассники также переживают стремительный взлёт, увеличивая свой интеллектуальный потенциал, благодаря чему становятся авторитетными фигурами в разных сферах жизни. *
2. Именно оттого что каждый из них становится кладезем премудрости, приобретая всеобъемлющее знание действительности и богатый жизненный опыт, ваш ребенок отводит им роль советников почти президента, то есть своих, если друг что-то сказал, так оно и есть.*
3. Вместе с ростом влияния сверстников, общение с родителями идет на убыль. Подросток реже вступает в разговор, отделываясь парой коротеньких фраз и отвечая на вопросы односложно.*
4. Подросток предпочитает проводить большую часть времени у себя в комнате. Вероятно, одна их причин, побуждающих его к затворничеству – стремление избежать приставаний взрослых, которые не понимают, что с ним происходит. Если в комнате вашего ребенка есть телевизор, компьютер или телефон, вы имеете шанс встретиться с ним. Если ему вздумается шмыгнуть в ванную или наведаться к холодильнику.*

5. Еще одна перемена – повышение потребности, так сказать, в «неприкосновенности» личности и жилища». Ваш ребенок будет требовать, чтобы никто не вторгался к нему в комнату, чтобы он мог беспрепятственно принимать друзей и спокойно разговаривать по телефону. *

6. Может создаться впечатление. Будто подростки унаследовали акции телефонных и интернет- компаний, личную радиостанцию и студию звукозаписи. Поэтому они вынуждены постоянно слушать радио и магнитофон, беспрестанно болтать по телефону или в чате, чтобы заведение не прогорело. *

7. В поведении подростков всегда присутствует злоба и неприязнь. Подросток мог бы объяснить это тем, что субъекты, отстающие от него в умственном развитии, всё время от него чего-то требуют. Из-за этой злости подросток что-то бурчит себе под нос. Если вы предложите ему что-нибудь сделать, например, вынести мусор, и он даже соизволит выполнить ваше поручение, то будет что-то бормотать, строить гримасы, негодующе встряхивать головой, возмущаясь, что эти взрослые вечно отрывают его по пустякам от важных дел.*

8. Чрезвычайно важным становится общение со сверстниками. Компанию друзей они всегда предпочитаю времяпровождению с родителями. Поскольку люди принимают советы и ценят мнение тех, кого почитают не глупее себя, влияние сверстников становится сильнее влияния родителей.*

^ 9. Подросткам свойственны перепады настроения: они то расстраиваются, впадают в уныние, то испытывают жизнерадостное настроение.*

10. Усиливается склонность к проявлению упрямства и своенравия. Прежде такой податливый, ваш ребенок начинает решительно отстаивать свое мнение. Вы говорите: «Белое», подросток заявляет: «Черное» лишь для того, чтобы утвердиться в своей независимости.*

11. ^ Изменяется отношение к учебе: оценки ухудшаются, а незаинтересованность в школьных занятиях растет. Образно это проявляется в следующем: школьный портфель, рассчитанный на 4 кг знаний, но заполнен всем необходимым для знаний и хобби только на 2 кг. В средних классах тот же портфель на 4 кг, но теперь в него надо затолкать 10 кг всяческих занятий и всевозможных интересов. Из-за этих внешкольных интересов, переполняющих портфель, оценки могут снижаться.*

12. Многие родители называют подростков лентяями, но не подразумевают, что они недеятельные. Просто они начинают избегать труда. Подростки всё время при деле, с утра до ночи чем-то заняты, но стоит попросить их помочь по дому или сделать что-то полезное, вы услышите: «У меня много уроков». Их главное занятие состоит в том, чтобы быть подростком, а это предполагает немало дел. Сюда входят развлечения, шатания по улицам, болтовня по телефону, слушание музыки и т.д. а труд мешает делу.

Капинус: Подобные поведения и настроения типичны для подростков. Если ваш ребенок в чем-то ведет себя так, возможно у вас самый типичный подросток и нет причин для беспокойства.

Гораздо важнее побеспокоиться о том, чтобы научиться ладить с подростком.

Многие перемены раздражают родителей, вызывая проблемы в семье. Тем не менее их надо рассматривать как нормальный элемент развития ребенка в переходном возрасте.


Мы провели опрос учащихся, результаты которого представлены на слайде.


Наши дети считают, что родители «как всегда правы, потому что…»

___________________________

И «как всегда не правы, потому что…»

___________________________


Предлагаем откровенно поговорить о методах воспитания подростков.

Выносим свечи в аквариумах – пауза – для создания обстановки.


- С чем у вас ассоциируется костер?

- Ответы родителей (гитара, песни у костра, первая любовь, поход и т.д.)

- Вы правы, такая обстановка располагает к доверительной откровенной беседе.


Чтобы собрание не носило безликий характер, мы накануне собрания предложили ребятам заполнить листы откровения и ответить на вопросы о том, что ребята хотят делать и что делают по своему желанию или по вашему требованию или разрешению.


Эти конкретные ситуации и способы поведения в них предлагаем вам обсудить в ходе собрания.


Николаева: Плохое поведение и стойкое непослушание – вот то, что раздражает родителей детей-подростков. Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

1. Борьба за внимание.

2. Борьба за самоутверждение.

3. Желание отомстить.

4. Потеря веры в собственный успех.


Капинус: Раздаются карточки, на которых написаны различные ситуации. Сначала возможно их обсуждение в парах или тройках.

Примеры ситуаций

  • Мама четырнадцатилетней девочки заметила, что дочь в последнее время стала хуже себя вести, грубить, отдалилась от нее. Отчуждение очень мучает маму. Но она не знает, как себя вести...

  • Девочка слишком много времени уделяет своей внешности, требует покупать новую модную одежду как у сверстниц, но не соответствующую возрасту, неумело пользуется косметикой, выглядит вызывающе. Вам это страшно досаждает. Как быть?

  • Мама подростка жалуется учителю, что сын не хочет ходить в школу. Как вы думаете, в чем причина такого отношения ребенка к школе?

  • Ребенок просится на занятия экстремальными видами спорта. Мама боится травм и последствий для здоровья. Как быть?


После ответа каждой группы, просите карточками проголосовать:

Красный цвет – не согласен, использую другие методы. – тогда предложить рассказать про свой опыт

Зеленый цвет – согласен, поступаю так же

Синий цвет – иногда использую в практике воспитания.


Николаева – комментирует после каждого!


Капинус: Упражнение «В чем ошибка?»

В представленных фразах есть неточности. Вам нужно определить, в чем ошибка, и написать более действенное высказывание.

Высказывание родителей с ошибкой

Действенное высказывание

1. «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»





2. «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»





3. «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».





4. «Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешь в комнате».







^ Родители отвечают, комментируют, обратная связь карточками.


Николаева: комментарий – как может быть.

Высказывание родителей с ошибкой

Действенное высказывание

1. «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»


Не надо задавать вопрос, необходимо поставить задачу. Лучше сказать: «Обед почти готов. Иди накрывать на стол».

2. «Я хочу, чтобы через пять минут ванная была убрана. Приступай!»


Слишком большой объем работы за короткое время. Лучше сказать: «К нам приходят гости; помоги мне сейчас убраться в ванной».

3. «Нет, я не разрешаю тебе идти на лыжах. Ты сломаешь ногу».


Слишком критично. Предполагает неудачу. Лучше: «Ты сможешь пойти кататься на лыжах, когда научишься ездить как следует».

4. «Тебе нельзя идти играть на улицу, пока не уберешь в комнате».


Неясно, какую работу нужно сделать. Лучше: «После того как ты уберешь кровать, повесишь в шкаф одежду и подметешь пол, можешь идти играть».



Капинус:
Действие, как известно, равно противодействию. Это закон. И если крепкий орешек пытаться разгрызть зубами, то можно и без зубов остаться, а все без толку.
А не лучше ли, как нас учили в школе на уроках природоведения, орешек в тряпочку завернуть, водичкой полить, в тепло положить да подождать. Вот он, глядишь, не то что раскроется, а даже и прорастет. Всем на радость.
Может быть, и в педагогике с подростками надо поступать так, чтобы дурной характер дал трещинку и личность могла спокойно прорасти? Если, конечно, у педагога и родителей хватит терпения, находчивости и мужества, чтобы этого дождаться.


Чтобы успешно взаимодействовать с ребенком родители должны поступать сообразно с изменениями, происходящими с подростком. Родители подростков должны признать, то их ребенок и они вошли в переходный период, когда назрела необходимость обновить методы воздействия (улетаю в корзину), заменив их более адекватными (вылетают советы), больше напоминающими те, которыми вы, родители, пользуетесь в общении с друзьями и другими взрослыми.


Десять методов воспитания
^

Именно их, по мнению детей, пора выкинуть в мусорную корзину


  1. Неcправедливые наказания. Только справедливые наказания понятны детям.
    2. Когда родители срывают на детях свое плохое настроение. У всех бывают тяжелые дни, и дети тут ни при чем. Скажите им об этом. А просто так, без слов, не каждый догадается, что вам сегодня не везет.
    3. Подкуп. Конечно, дети любят получать деньги, но не так. К тому же сразу видна ваша слабость.
    4. Разглашение детских тайн. Если родители делятся ими даже только со своими лучшими друзьями, они теряют доверие детей навсегда. Ведь секрет доверили только вам, а вы?
    5. Подмена правил на ходу. Иногда случаются отдельные разночтения в зависимости от конкретной ситуации, но в целом все должно быть одинаково и понятно детям.
    6. Неумение хранить собственные тайны. Раз уж вы решили о чем-то молчать, дети даже косвенно или случайно не должны ни о чем догадываться. Если вы ни с того ни с сего вдруг срываетесь, детям сразу становится ясно: что-то произошло. Тогда лучше сразу все рассказать, чем мучить детей.
    7. Сравнения. Когда детям кого-то приводят в пример, они чувствуют себя брошенными. Лучше объясните, что именно они сделали не так. Дети поймут.
    8. Обвинения. А знаете ли вы точно, кто виноват? И даже если знаете – иногда стоит поверить на слово.
    9. Деление на любимчиков. Это нечестно, когда одного наказывают, а другому раз за разом все сходит с рук.
    10. Молчание как обида. Детям в тишине страшно. Разговаривайте с ними обо всем на свете – и проблем будет меньше.

^ Вот несколько советов:
– Не надо стараться прочесть мысли ребенка.
– Думать, что ребенок способен понять нас без слов – ошибка.
– Не стоит подменять мысли детей своими.
– А еще нужно изо всех сил сопротивляться хронической занятости и усталости.
– И обращать внимание на свой язык, выбирать слова, понятные детям.


Помните, пока развивается тело подростка, болит и ждет помощи его душа!

Это значит, что ваш сын и ваша дочь нуждается в любви, поддержке, понимании и доверии.
^
Домашнее задание

Оказывается, детям, да и вообще любому взрослому, необходимы объятия для того, чтобы почувствовать свою нужность.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть необходимости другому, — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, что он хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях.
И поэтому я вам сегодня даю домашнее задание — обнять всех, кто живет с вами в доме, и проследить за реакцией домашних, а также за своими чувствами. Можете что-нибудь сказать каждому, если захочется.


Родителям о детях

  • Детей учит то, что их окружает.

  • Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.

  • Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.

  • Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.

  • Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.

  • Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.

  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.

  • Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.

  • Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.

  • Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.

  • Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.

  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.


Основные права человека

  • Право быть одному.

  • Право быть независимым.

  • Право быть выслушанным и принятым всерьез.

  • Право получить то, за что платишь.

  • Право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека.

  • Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным.

  • Право просить то, чего хочешь.

  • Право на успех.

  • Право делать ошибки и быть ответственным за них.

  • Право не быть напористым.

Дж. Келли


Почему взрослым так трудно общаться с детьми


Специалисты считают, что любое общение содержит в себе восемь разных смыслов: то, что мы хотели сказать, что сказали, что услышал собеседник, что он понял, что хотел сказать в ответ, что сказал, что мы услышали и как его поняли.

^ Даже у самого простого вопроса: “Как дела?”, который задают своим детям все родители без исключения чуть ли не каждый день, очень много смыслов. Кому-то по-настоящему интересно, как прошел день у сына в школе. Кто-то так мирится и извиняется за то, что утром впопыхах обидел дочь. А для кого-то этот вопрос вроде допроса.

Как мы слушаем детей и разговариваем с ними – целиком зависит от наших намерений, целей, настроения, усталости, желания действительно понять и принять их.

Трудности в общении родителей с детьми возникают обычно из-за того, что взрослые воспринимают информацию гораздо быстрее, чем ребенок успевает договорить. Вместо того чтобы сконцентрироваться, наше сознание свободно блуждает в ожидании новой порции информации.
А еще взрослые слышат только то, что хотят услышать. И это другой серьезный барьер, мешающий воспринимать слова детей. Как же преодолеть эти барьеры?


^ Вот несколько советов:
– Не надо стараться прочесть мысли ребенка.
– Думать, что ребенок способен понять нас без слов – ошибка.
– Не стоит подменять мысли детей своими.
– А еще нужно изо всех сил сопротивляться хронической занятости и усталости.
– И обращать внимание на свой язык, выбирать слова, понятные детям.
^
КАК НАЙТИ ПУТЬ К БЕСКОНФЛИКТНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ.
ПРАВИЛА О ПРАВИЛАХ

Родителям может показаться неожиданным тот факт, что детям нужны порядок и правила поведения в семье, они хотят и ждут их! Правила и разумный распорядок дают подростку чувство безопасности.

Правила,

с помощью которых можно наладить и поддержать в семье бесконфликтную дисциплину.

  • Правило первое

    • Правила должны быть обязательно в жизни каждого ребенка.

  • Правило второе

    • Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

  • Правило третье

    • Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
      Ребенку нельзя запрещать бегать, прыгать, рисовать, шумно играть... Все это и многое другое — проявление естественных и важных для развития детей потребностей.

  • ^ Правило четвертое

    • Взрослые должны согласовать правила между собой.
      Даже если один родитель не согласен с требованиями другого, лучше в эту минуту промолчать, а потом уже без ребенка обсудить разногласия.

  • Правило пятое

    • Тон предъявления требования или выражения запрета должен быть дружественно-разъяснительным, а не повелительным.
      Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Предложения лучше строить в безличной форме. Лучше сказать «Конфеты едят после обеда», чем «Не смей есть конфеты!».

  • ^ Правило шестое

    • При наказании ребенка лучше лишать его хорошего, чем делать ему плохое.


При составлении или изменении правил в вашей семье

следует помнить о таких моментах:

1. Четкая формулировка запретов, ограничений (они должны быть выдержаны в позитивном стиле и иметь конкретный характер).

2. Ограничения и запреты должны соответствовать возрасту ребенка (и его опыту).

3. Ограничение должно быть выполнимым. Если составленное вами правило недейственно, его нужно изменить.

МАТЕРИАЛЫ:

www.mag-school-1.ucoz.ru

www.festival.1september.ru

www.1september.ru

www.teacher.org.ru