velikol.ru
1

Областные малые чтения по военно-исторической тематике

«Защитники отечества»,

посвящённые 65-летию освобождения Заполярья


Украденное детство


Закерничная Валерия

Александровна

ученица 9 класса

МОУ «Общеобразовательная

Илезская средняя школа»

Устьянского района

Архангельской области


Руководитель - Закерничная

Ирина Николаевна

учитель МОУ

«Общеобразовательная

Илезская средняя школа»

Устьянского района

Архангельской области


Илеза 2009 г.


I.Концлагеря и узники.

Дети войны - и веет холодом,
Дети войны - и пахнет голодом,
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаянна
И сколько надо им минут молчания!



Л.М. Голодяевская

Дети войны - и пахнет голодом,



Всё дальше вглубь времён уходит история Второй Мировой войны. Войны, которая оставила в памяти страшные воспоминания, унесшая жизни миллионов. Война - это не только погибшие в бою, это прежде всего изуродованное, искалеченное детство, отчаянье и горе матерей. Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети. Дети и война – понятия, казалось бы, несовместимые. В годы второй мировой дети оказались самыми незащищенными. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях.

В годы второй мировой войны концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками находились на территориях разных стран: – Германии, Австрии, Польши, Франции, Чехословакии, Литвы, Эстонии, Белоруссия, Латвии, Норвегии...

В оккупированной Европе и в самой Германии в годы второй мировой войны функционировали:

концентрационных лагерей



55

филиалов концлагерей



1082

трудовых лагерей



7205

переселенческих и транзитных лагерей



371

тюрем



2071

гетто



506

лагерей для военнопленных



2663

лагерей военно-строительной организации



80

Лагеря существовали разные, с разными целевыми установками. Анализируя собранный в ходе исследования фактический материал, можно сделать следующие выводы:

1. Концентрационные лагеря - это места массового заключения и физического уничтожения политических противников [2]; создавались в Германии после захвата власти фашистами (январь 1933) и являлись неотъемлемой частью фашистского террористического режима. К началу 2-й мировой войны на территории Германии и Австрии существовало 6 концлагерей (Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Флоссенбюрг, Маутхаузен и Равенсбрюк. Число лагерей и их филиалов постоянно увеличивалось. В концентрационных лагерях содержались одновременно миллионы узников. Основное назначение лагерей было – сломить человека морально. а затем уничтожить физически. Исключительно высокой была смертность узников в лагерях Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Маутхаузен и Саласпилс[ 3]

2. В трудовых лагерях содержалось, в основном, угнанное с оккупированных территорий трудоспособное население – женщины, а также дети с 11 лет. Отсутствовали жестокие телесные наказания.

3.Еврейские гетто создавались в ряде городов Восточной Европы и превращались в «лагеря уничтожения». Они представляли собой часть города с одноэтажными бараками, огороженную колючей проволокой.

В концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания погибло более 13 миллионов советских людей, из них 1 миллион 200 тысяч детей. Всего же жертвами фашистской неволи было более 5 миллионов детей. Дожил до освобождения лишь 1 ребенок из десяти.

Кто же такие малолетние узники фашистских концлагерей?

Термин «узник» является устаревшим. Переводится как «заключенник, невольник». Термин «узничество» обозначает пребывание в заключении, в положении узника.[4] В современном понимании «... проживающие на территории РФ бывшие несовершеннолетние граждане, которые в годы второй мировой войны в возрасте до 18 лет содержались или родились в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы».[5]

Дети, угнанные в нацистскую неволю, содержались наравне со взрослыми, причем в условиях тюремного режима, в концентрационных и трудовых лагерях, находились под стражей со всеми характерными признаками ограничения свободы передвижения. Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.

Насильно разлученные с родителями, угнанные далеко от родных мест, упрятанные за колючую проволоку, они тысячами гибли от голода и болезней, от псевдомедицинских экспериментов и принудительного донорства. Только в Саласпилсе у детей выкачано 3500 литров крови. Эти чудовищные преступления совершали фашистские палачи. В словаре В. Даля слово «чудовищность» - от слова «чудо» обозначает всякое явление, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы. Чудовище - нравственный урод, человек – изверг, свирепый злодей».[6] И действительно, то, что делали фашисты в концлагерях с детьми, объяснить законами природы невозможно. Невозможно понять и простить.

У многих людей детство вспоминается как самое счастливое и беззаботное время в жизни. Всегда вспоминают его с улыбкой, когда перед нами проплывает милые сердцу моменты.

Около 5 миллионов человек судьба лишила счастливых воспоминаний детства. У них ничего не осталось кроме слез о прошедшем времени. Война отняла у них детство.


II. Война отняла у них детство.

1. Биография Абдулиной Л.Е.

Мы все войны минувшей дети
С тяжелой, горькою судьбой.
А сколько тех на белом свете,
Кто так и не пришел домой.
Мы помним нары, помним плети
И у печей предсмертный вой.
Мы лагерей фашистских дети
И долгим был наш путь домой.

Татьяна Миронова

В нашем посёлке проживают бывшие малолетние узники фашизма – это Абдулина Людмила Емельяновна, Дмитриева Клавдия Михайловна, Фенопетов Александр Михайлович.

Эти люди были совсем молодыми, даже маленькими, когда началась война. Поэтому они не попали на фронт. Детьми были угнаны из родной страны. Детство закончилось. Они стали узниками немецких концлагерей.

Война обошлась с ними по-разному: кому-то повезло больше, кому-то меньше. Хотя, конечно, само понятие «везение» в применении к тем обстоятельствам весьма условно.

Все эти люди, несмотря на то, что воспоминания порой мучительны и тяжелы, все-таки согласились рассказать о трудном периоде своего детства, и о дальнейшей их судьбе. Детская память сохранила все самые страшные эпизоды той войны и плена.

Первой моей собеседницей стала Абдулина Людмила Емельяновна. Тётя Люда самая старшая из трёх моих собеседников. На начало Великой Отечественной войны ей исполнилось 15 лет. Родилась тётя Люда 15 мая 1926 г.в Витебской области. В семье было 4 детей. Людмила Емельяновна – второй ребёнок. Отец ушёл на фронт. Мама умерла. Когда в деревню пришли немцы, жители бросились спасаться в лес. Стемнело. Была зима. Для ночлега собирали лапник елей, стелили на дно окопов, так и спали. Утром выглянуло солнышко, красиво вокруг и вдруг услышали: «Партизаны, партизаны». Это были немцы, они шли цепью, прочёсывали лес. Жители деревни боялись, что немцы начнут стрелять. Но гитлеровцы привели всех захваченных жителей на скотный двор, записали фамилии, затем отпустили. Людмила Емельяновна с братьями и сестрой ушли в город к тёте. В городе тоже были немцы. На свободе дети оставались недолго. Немцы объявили жителей города пленными и начали отправку людей на Запад. Жителей делили на группы: старики, молодёжь, дети. Построили в шеренги, погнали к реке, погрузили на пароход (сколько вошло). Вниз по реке проплыли около 20 км, затем людей высадили на берег. Пригнали на скотный двор. Оставили на ночлег. Спать было не на чем. Холодно. Людмилу Емельяновну вместе с её сверстницей, девочкой Олей, привели в дом. Заставляли мыть бочку с фекалиями. На другой день пленные проходили медицинскую комиссию. Врачи ставили штампы (на грудь, уши, зубы). Кормили совсем скудно: хлеба – 5 грамм, 1стакан воды. Переночевали, погнали на станцию, поделили на группы, погрузили в товарные вагоны. Выдали в дорогу булку хлеба (грамм 200), пачку маргарина. Вывозили состав на запад. По дороге 2 раза кормили супом из шпината (вода и трава), ложек не было, ели из консервных банок, которые выдавали на время на станциях.

Под стук безжалостных колёс

Об пол стучали слёзы.

Куда вагон ты их везёшь,

Ведомый паровозом?

И вот – чужие люди и земля,

Дома чужие и строенья,

Здесь и дорога не своя.

А в сердце только мщенье.

Е.И. Болотов

Привезли пленников в город Вену (Австрия). Там, словно на невольничьем рынке, местные феодалы покупали рабочую силу. Выбирали молодых, крепких. Оставшихся повезли дальше. Людмилу Емельяновну привезли в г. Градск. (Австрия). Погрузили в автобус. Привезли в г. Лайбниц (Австрия) в трудовой лагерь. На руках пленников синей краской немцы вывели буквы OZT. Поселили в бараки. Вокруг были горы. В горах находился секретный завод по производству авиадеталей. На этом заводе работники с Востока (остарбайтеры) должны были работать подсобными рабочими. Вывозили на тележках металлическую стружку, разный мусор. Работали в 2 смены, поэтому спать хотелось всегда. Иногда даже засыпали в туалете. Охранники следили за остарбайтерами очень строго. За малейшую провинность били по лицу, кричали: «Свиньи, грязные русские свиньи, работать». Узников лишали сил и человеческого облика. Заключённые теряли счёт времени, путались в днях, числах. В лагере было холодно и голодно. На питание выдавали СНКарту, что-то вроде, талонов. По ним ежедневно заключённые получали на завтрак: стакан чая, кусочек сахара, кусочек хлеба (размером со спичечный коробок); на обед – 3 ложки каши, ужина чаще всего не было. Спали на двухъярусных кроватях. Иногда рабочим с востока давали выходной, так как немцы-специалисты нуждались в отдыхе. В выходной день приходили местные жители и выбирали себе работников на день. Однажды выбрали тётю Люду и её подругу Олю. Заставил хозяин очищать гусиные перья от косточек. Работали весь день, работа продвигалась очень медленно. Хозяин разрешил в саду нарвать яблок. Яблоки были очень некрасивые, червивые, но такие вкусные. Наелись сами и нарвали с собой. Утром опять пошли работать на завод. Заключённые очень боялись бомбёжек с воздуха, так как однажды бомба попала в лагерь по соседству, погибло 800 чел. И так продолжалось до мая 1945 года. 8 мая, как обычно, рабочие стали собираться на работу. Вдруг кто-то закричал: «Ура! Победа!» На работу никто не пошёл. Заключённые убили начальника лагеря. Освободили пленников советские войска. Узников ждала дорога домой. Дорога домой оказалась долгой. Железнодорожные пути местами были полностью разрушены. Надолго остановились в Молдавии. Работала тётя Люда на подсобном хозяйстве, садили помидоры, картофель. Предлагали остаться в Молдавии насовсем , но нестерпимо хотелось домой. Осенью 1945 года продолжила тётя Люда путь домой в Белоруссию. Дороги всё ещё не были отремонтированы, поэтому ехали через Одессу, Горький. Но оказалось, что родного дома больше нет. Деревня тёти Люды оказалась сожжена гитлеровцами. Родные были неизвестно где. Только потом тётя Люда узнала, что её младший брат попал на фронт и стал воспитанником полка. На родине Людмилу Николаевну ничего не держало. И она завербовалась на Север, пообещали большие деньги. В 50-м году обосновалась на Илезе. Работала. Вышла замуж. Родила троих детей. Одна из дочерей Галина с семьёй живёт сейчас в Латвии.

Я внимательно слушала Людмилу Емельяновну, хотя слушать было очень тяжело. У тёти Люды дрожал голос, она плакала. Перед моими глазами вставали картины наступления на нашу страну гитлеровских захватчиков, перестрелки, сожженные села, разрушенные города и голодные дети. Во время своего рассказа Людмила Емельяновна вновь и вновь пережила и страшный день, когда оккупанты вошли в деревню, и голод, и холод, и ужасы плена. Я уходила от неё с тяжёлым сердцем, думая о том, что своими расспросами разбередила старые раны. Её рассказ я старалась записывать из слова в слово, не меняя фраз.[7]

2. Биографии Фенопетовых К.М. и А.М.

Следующей моей собеседницей стала Дмитриева (Фенопетова) Клавдия Михайловна. Родилась Клавдия Михайловна в 1940 году в деревне Теребивль Калужской области. Когда немцы взяли в плен семью Фенопетовых, Клавдии Михайловне исполнилось 3 года. Рассказать она смогла немногое. Её рассказ дополнил родной брат Фенопетов Александр Михайлович (старше на 3 года). Жители деревни, оказавшись под оккупантами, с нетерпением ожидали освобождения. Но когда пошли слухи о наступлении Советской Армии, фашисты согнали жителей в колонны и погнали на Запад, прикрываясь от советских солдат живым щитом. Шли 3 месяца. Заболевших, занемогших пристреливали на дороге. Окончательно остановились в Белоруссии в лагере для переселенцев под названием «Лесное». Около года длилась их жизнь в лагере, где каждый день грозила смерть, ведь стоило фашистам прознать, что кто-то заболел (немцы очень боялись тифа) и сразу же уничтожали всю семью больного. А болели часто.

Голод, холод, вши, гнойники, рахит – всё это пережили дети. Непросто было вернутся к тому тяжёлому периоду своей жизни, чтобы восстановить в памяти подробности лагерных кошмаров. В 1944 узников освободили советские войска. Семья Фенопетовых осталась в Белоруссии в деревне Барановичи. В 1951 году отец Клавдии и Александра уезжает на Север. В 1952 г. к нему переезжает вся семья. В 1965 году Клавдия Михайловна приехала на Илезу. Вышла замуж, родила дочку. Александр Михайлович живёт в п. Шурай, здесь родились и его дочери[8]

III. Социальная поддержка бывших несовершеннолетних узников фашизма.

По мнению авторитетных отечественных и зарубежных учёных и специалистов лица, перенесшие ужасы и потрясения гитлеровской неволи, по возвращению на Родину должны были в течение длительного времени проходить всестороннюю медико-психологическую и социальную реабилитацию. Этого, к сожалению, не произошло. Узников - граждан СССР - по приезде домой ждали новые тяжкие испытания. Тоталитарный сталинский режим безосновательно объявил их, патриотов и членов семей патриотов, предателями, пособниками врага, которые недостойны внимания народа, доверия общества. Естественно, ни о какой компенсации не могло быть и речи.

После войны, многие годы - малолетних узников вроде бы и не существовало. Пресса старалась обходить эту тему стороной, а если что-то и писалось, то это были крохи. У многих даже не было паспорта. Сами узники боялись последствий, возможных притеснений, старались умалчивать о своем пребывании в лагерях. Многие же всю жизнь, с младых ногтей до седых волос, находились под колпаком соответствующих органов, проходили унизительную процедуру допросов, подписок, отчетов за каждый шаг, за каждое слово.

11 апреля - международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Как день памяти жертв этот день установлен по инициативе ООН в память об интернациональном восстании, которое подняли 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда, узнав о приближении Советской армии.

В этот день мы обязаны помнить об одной из малоизвестных трагедий Великой Отечественной войны - трагедии бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей. Тогда, в 1941 году, а нарушение положений Гаагской Конвенции 1907 года об отношении воюющих сторон к детям, их жизнь, здоровье, труд использовались в концлагерях, на военных заводах, на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Дети становились заложниками, донорами, биологическим сырьем для преступных «медицинских экспериментов».

Международный трибунал в Нюрнберге признал в 1946 году, что заключение в неволю мирных граждан иностранных государств, равно как и использование в принудительном порядке их труда в интересах Германии, является не только военным преступлением. Оно было квалифицировано как преступление против человечества. Непосильный груд, жуткие условия содержания, побои, издевательства самым негативным образом сказались на здоровье, продолжительности жизни, психо-эмоциональной сфере жертв нацизма. Германию обязали выплатить пострадавшим от гитлеровской агрессии странам репарации, а гражданам иностранных государств, насильно вывезенным с оккупированных территорий в рейх для рабского труда на рейх, денежные компенсации за всё время нахождения в неволе. Этот вердикт встретил понимание и одобрение в мире.

В России и странах содружества широко развернуло свою работу общественное движение малолетних узников. У истоков движения стоял Всесоюзный детский фонд, Председателем которого являлся писатель Альберт Лнхаяов. 22 июня 1988 года В Киеве состоялся слет бывших несовершеннолетних узников, на котором было принято решение о создании Союза бывших малолетних узников.

В 1991 году создан Российский Союз бывших, малолетних узников фашистских концлагерей, 1992 году на конференции в Днепропетровске был создан Международный союз бывших малолетних узников фашизма. который объединяет в своих рядах около 550 тысяч страдальцев гитлеровской неволи. В регионах созданы и функционируют более 250 структур МСБМУ.

15 октября 1992 года был издан Указ Президента Российской Федерации № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», по которому «... бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих».[9] Эти льготы были призваны компенсировать ущерб, нанесенный бывшим малолетним узникам в годы войны.

В 1993 году лидеры Российской Федерации и Германии подписали соглашение, по которому Германия выделила 735 млн. дойч-марок для проведения компенсационных выплат оставшимся в живых жертвам нацизма. Был создан Федеральный фонд взаимопонимания и примирения, который вошел как структурное подразделение в министерство труда и социального развития РФ. Дата его окончательного формирования - 1994 год. Единовременные выплаты были начаты в мае 1995 года. Размер выплат зависел от возраста человека, продолжительности и места пребывания за колючей проволокой, учитывалось также нанесение вреда псевдомедицинскими исследованиями.


 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате работы я пришла к следующим выводам:

1. Двадцатый век породил такую злую силу как фашизм, который в свою очередь придумал конвейер смерти, известный миру как система концлагерей. Всех люди появляются на свет одинаково беспомощны, в них нет зла и агрессии, так откуда же берутся чудовища, такие как фашисты?

2.Узникам фашистских лагерей пришлось многое выстрадать. Дети войны. Они встретили её в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах, маленьких деревнях… Эти дети вмиг повзрослели. Выжили они благодаря чуду.

3. Степень влияния трагического детства на дальнейшую судьбу бывших малолетних узников, конечно же, велика, ведь до сих пор эти люди не могут вспоминать тот период своей жизни без слез. Но, тем не менее, их дух не сломлен, в большей степени благодаря их личным качествам. Большинство из них продолжают жить и трудиться на благо общества. Им нужно совсем немного, всего лишь доля внимания и элементарная человеческая доброта и понимание.

Чествуя ветеранов Великой Отечественной, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно должны помнить и тех, кто все ужасы и тяготы войны познал еще ребенком. Сколько их было в действующей армии, в партизанских отрядах и подпольных организациях в тылу врага, в концлагерях?! Ведь сейчас их осталось так мало и надо им немного, чуточку внимания и уважения. А для нас, молодых, это несложно.


Люди должны прикладывать все усилия, чтобы не было войн, чтобы не страдали дети.

Всем странам надо объединяться в борьбе за мир.


Нет памяти горше на свете
Военного времени дети,
Скажи всем землянам, друг лира,
Чтоб дети рождались в дни мира


1.Щеглова Т.К. Устная история и краеведческая работа//Преподавание истории в школе 1998 с.60-66;

2.htth//ru.wikpedia.

3.http//letopisi.ru

4.В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка

Т.4 М. « Русский язык» 1980, с.478

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка Российская академия наук институт русского языка им. В.В.Виноградова 4-е изд., М.:Азбуковник 1999, с.829

5.http//www.social.saratov.gov.ru

6. В.Даль Толковый словарь живого великорусского языка

Т.4 М. « Русский язык» 1980, с.612

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова Толковый словарь русского языка Российская академия наук институт русского языка им. В.В.Виноградова 4-е изд., М.:Азбуковник 1999, с.889

7. Из воспоминаний Абдулиной Л.Е.

8. Из воспоминаний Фенопетовых К.М. и А.М.

9. Приложение № 2


Библиография

1.Воспоминания бывших малолетних узников

2.В.Даль …

3.Газета «Устьянский край» №32 2003.

4.Интернет-ресурсы

5.Ожегов…

6.Постановление Минтруда и социального развития РФ от 07.07.1999 №20

7.Указ президента от 15 октября 1992 г. № 1235

8.Фото из личных архивов Дмитриевой К.М., Фенопетова А.М., Абдулиной Л.Е.

9.Щеглова Т.К. Устная история и краеведческая работа// Преподавание истории в школе. 1998 г. С. 60-66.