velikol.ru
1

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ

К НАПИСАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.


В работе рассмотрены основные методические аспекты работы учителя по подготовке учащихся к написанию исследовательских проектов. Представляет интерес для педагогических работников общеобразовательных учреждений, применяющим на практике метод проектов, начинающим педагогам, которые интересуются новыми технологиями, родителям учеников.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных или личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективного знания.

Под учебным проектом обычно понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы. [2]

По своей сути проектирование - самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности. [2]

Учебный проект с точки зрения учащегося – это

  • возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому;

  • деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать результат;

  • деятельность, направленная на решение проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели, задачи, когда конечный результат этой деятельности носит практический характер.

Учебный проект с точки зрения учителя- это

  • дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, т.е. помогать формировать ключевые компетентности учащихся [2],а именно учить:

  • проблематизации (формулировке проблемы и постановке задачи, вытекающей из проблемы);

  • целеполаганию и планированию работы;

  • самоанализу и рефлексии;

  • презентации хода своей деятельности и результатов;

  • умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;

  • поиску необходимой информации;

  • практическому применению знаний;

  • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Основные требования к учебным проектам.

  1. Наличие значимой проблемы, задачи, требующей исследовательского поиска ее решения.

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  3. Самостоятельная деятельность учащихся.

  4. Указание поэтапных результатов деятельности.

  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность:

  • определение проблемы, задач исследования;

  • выдвижение гипотезы;

  • обсуждение методов исследования;

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследований.


Технология организации деятельности учащихся.

Основные этапы подготовки юных исследователей.

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде нескольких этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.

^ Первый этап. Создание мотивации, выявление учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью.

Можно выделить несколько мотивов, побуждающих детей заниматься исследовательской деятельностью:

  • стремление углубить свои знания ,по какому – либо предмету;

  • общение с людьми;

  • связь с будущей профессией;

  • желание получить награду (занять место на конкурсе, грамоту и т.д.);

  • выделиться среди одноклассников, самоутвердиться.


Второй этап. Ознакомление с методами и приемами доступной для учащихся научно-исследовательской работы.

Обоснование актуальности выбранной темы, формулировка проблемы - начальный этап любого исследования, на котором идет также знакомство с основными понятиями исследовательской работы и методами исследования.

Ведется работа с литературой, поиск информации, поиск темы. Намечаются цели, формулируются задачи.

Все исследования можно разделить на 4 группы: [3]

  1. Эксперимент – научно поставленный опыт, главное условие которого – повторяемость.

  2. Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в естественных условиях.

  3. Сравнение - метод дает возможность сравнить несколько предметов ил явлений для установления общих свойств, признаков , присущих данным предметам или явлениям. Описание – перечисление ряда признаков, которые более или менее исчерпывающе раскрывают предмет.

  4. Анализ – метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяют на составные элементы ( признаки, свойства, отношения) каждый из которых затем исследуется в отдельности для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого приема – синтеза - в целое, обогащенное новыми знаниями.

Планируя исследование можно лучше уяснить для себя содержание и объем будущей работы. Непременным условием создания плана является логическая связь между последовательными этапами.

  1. Выбор темы исследования. Постановка проблемы.

  2. Изучение материала по проблеме.

  3. Выдвижение гипотезы. Формулировка основополагающего и проблемных вопросов исследования.

  4. Постановка целей, формулирование задач исследования.

  5. Планирование хода исследования. Выбор методов.

  6. Проведение исследования.

  7. Подведение итогов. Оформление результатов.

  8. Формулировка выводов.

На каждом этапе может возникнуть ситуация, когда придется возвращаться или изучать дополнительную литературу или выдвигать другую гипотезу и т.д.


^ Третий этап. Сбор собственного материала и привлечение к работе различных категорий людей.

Главное на этом этапе состоит в том , чтобы научить детей искать и находить нужный материал по теме исследования. Учащиеся работают не только с письменными, но и с устными источниками (людьми). Необходимо научить детей вести беседу, интервью, делать записи. На этом этапе ученику представляется максимальная самостоятельность.


^ Четвертый этап. Оформление результатов работы, составление библиографического списка, формирование приложений.

При проведении самостоятельных исследований в процессе работы учащимся необходимо освоить правила цитирования источников, документов в различной форме.[3]


^ Пятый этап. Подготовка к защите. Создание презентации.

Выступление готовится по определенным требованиям.[3]

Мультимедийная презентация используется для того, чтобы выступающий смог на экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению. Содержание презентации должно отражать самостоятельность исследования учащихся.


^ Шестой этап. Защита исследовательского проекта.

Защита проекта – это прежде всего демонстрация результатов самостоятельной работы учащихся и один из главных этапов их обучения.

В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию , сталкиваются с другими взглядами на проблему , учатся доказывать свою точку зрения и отвечать на вопрос


^ Список литературы.

  1. Г.Б. Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Основы проектной деятельности школьников: Методической пособие по преподаванию курса ( с использованием тетрадей на печатной основе). Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006 г.-224 с.

  2. Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Метод проектов -технология компетентностно - ориентированного образования. Методическое пособие для педагогов. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006 г.- 176с.

  3. Intel «Обучение для будущего»: Учебное пособие – 9е издание, исправленное и дополненное. - М: Интернет-Университет Информационных технологий, 2008г.-144с. + СD

  4. Научно-методический журнал «Исследовательская работа школьников». № 1,2,3-2008г.

  5. Основы проектной деятельности: Программа курса регионального компонента БУП 5-9 классы, под редакцией С.И.Мелехиной. Киров: КИПК и ПРО, 2007г.-138с.

  6. С.И.Мелехина. Основы проектной деятельности учащихся 5-9 классов: учебно-методическое пособие, 1 часть.- Киров; КИПК и ПРО , 2008г.-221 с.

  7. Ю.В.Семенов. Основы проектирования: Исследовательский проект; учебно-методическое пособие. Киров: Издательство КИПК и ПРО, 1007г.-55 с.

  8. Ю.В.Семенов. Основы проектирования: Исследовательский проект; рабочая тетрадь. Киров: Издательство КИПК и ПРО, 2007г.-31с.