velikol.ru
1

Познавательное развитие и движение познавательной информации в школе начального развития.


1. Анализ ситуации.

В своих работах по познавательной психологии автор утверждает, что традиционная система образования не развивает интеллект личности качественно. Но, ведь, что-то она все-таки развивает!

Чтобы увидеть то, что она развивает, обратимся к самому процессу обучения. В нем учитель передает детям познавательную информацию. Передается она средствами символического познавательного уровня. Это значит, что кодирование информации при передаче происходит с помощью символов (цифры, буквы) и комбинаций этих символов.


Автор уже писал о том, что символический познавательный уровень является абстрактным уровнем представления познавательной информации. Но абстракция связана с качественным состоянием восприятия и потому недоступна на любом возрастном уровне. Следовательно, символическая информация подается постепенно по мере возрастного развития. Другими словами, содержательно процесс традиционного образования представляет увеличение символической информации и поэтому раннее развитие ребенка не может быть организовано системно.


В своей работе «К вопросу о диалектике» русский философ В.Ульянов-Ленин назвал концепцию развития, в которой происходит увеличение или уменьшение первой концепцией развития. Он утверждал, что эта концепция омертвляет развитие, но не доказал истинной причины такого омертвления.


Сегодня изучение первой концепции развития более чем актуально, потому что мы находимся в бушующих потоках информации, которая быстро стареет. Передавая детям некоторые знания, учитель передает, уже заведомо устаревшую информацию, которая не может работать производительной силой. Эта информация становится информационным балластом.


Мертвый характер знания проявляется в том, что это знание уже является отработанным продуктом, потерявшим свою актуальность. Требуя усвоения этого знания, педагог создает систему искусственной подпитки и в то же время не дает возможности создания собственного знания.


Знание при таком подходе превращается в догму и такой догматизм закомплексовывает живое мышление.


Очевидно, что знание, которое приходит к ребенку откуда-то, отчуждено от него самого и потому не является продуктом его культуры. Приспосабливая интеллект ребенка к усвоению этого знания, педагог постепенно замещает конструктивные возможности интеллекта на его технологические функции.


Понятно, что усвоить то, что было создано древними, сегодняшнему ребенку ничего не стоит. Тогда почему же это знание так плохо усваивается? Дело в том, что обучение построено на принципах моторного заучивания, а несенсорного запоминания

.

До сих пор, пока информационные потоки были не такими плотными, все шло сравнительно неплохо, и интеллект не бастовал. Сегодня интеллект восстал против устаревших знаний, мотивация познавательного развития стала главным элементом образования. Созрела революционная ситуация: наиболее талантливые дети отказываются от традиционных форм образования и педагоги это видят.


Но сделать педагогическая система ничего не может, ибо она парализована традиционной схемой обучения. Государственное образование зашло в прочный и глухой тупик, из которого ему уже не выбраться. Система натаскивания на устаревшие, знания, которую проводили учителя, как деятели, отчужденные от культуры, реанимации уже не подлежит.


Решение проблемы, как это следует из методологии ТРИЗ, находится вне педагогической сферы. Параллельное образование, связанное с познавательным развитием, пройдет уже не через государственные школы, а через дворцы культуры и будет осуществляться деятелями культуры.

При таком подходе, наиболее актуальным становится не обучение, а воспитание познавательного развития.


^ 2. Воспитание познавательного развития.

Познавательное развитие связано с процессом познания. Процесс познания, в свою очередь, развертывается в пространстве возрастного развития с помощью витков спирали – познавательных уровней. Символический познавательный уровень является лишь одной из ступенек в познавательной лестнице:

сенсорный; сенсорно-образный; образный; образно-символический; символический; символико-понятийный; понятийный;


И вот тут выясняется что познавательный уровень нельзя привязать к возрастному развитию. Выход на тот или иной уровень определяется только развитием головного мозга и его способностью к абстракции. Поэтому, мудрый процесс воспитания разрабатывает диагностику интеллектуального развития и пользуется ее в отличие от дурных психометрических тестов.


Задание, данное ребенку, показывает его способность к разработке тех или иных логических средств отражения, определяющих тот или иной тип логического мышления. Если ребенок не способен самостоятельно разработать – значит его интеллект еще не готов к данному уровню абстрагирования. Разумеется, что бессмысленно заниматься ускорением в развитии интеллекта.


При таком подходе возникают разновозрастные интеллектуальные группы, имеющие равный уровень интеллектуального развития. Поэтому, уровень интеллектуального развития, а не возраст, определяет готовность ребенка к познавательному развитию. Разработка интеллектуальной психологии, в которой активно работает автор, становится актуальным явлением для познавательного развития.


Что же такое познавательное развитие? Как и всякое развитие – это движение качества. В данном случае происходит движение качества в познавательной информации. Рассмотрим более подробно движение познавательной информации.


^ 3. Качественное развитие познавательной информации в школе начального развития.

Познавательная информация существует в двух основных видовых формах: конкретная и абстрактная. Конкретной называется такая познавательная информация, для которой между органами чувств познаваемого субъекта и содержанием объекта отсутствует среда абстрагирования. В случае присутствия такой среды познавательная информация называется абстрактной.

Согласно определению процесса познания по В.Ульянову-Ленину, он движется по спирали от конкретной познавательной информации к абстрактной. Автором определены витки этой спирали, как познавательные уровни. Напомним их последовательность:


сенсорный; сенсорно-образный; образный; образно-символический; символический; символико-понятийный; понятийный;


Переход познавательной информации с одного познавательного уровня на другой (с изменением среды абстрагирования) автор называет движением по абстракции. Каждый шаг такого движения сопровождается изменением качества средств, способов и форм логического отражения. Кроме того, внутри познавательного уровня также происходит движение, но это движение называется логическим развитием и осуществляется при переходе от одной видовой формы логического мышления к другой.


Как уже писал об этом автор, развитие логического мышления осуществляется при изменении объекта познания. Видовые формы объектов познания могут быть представлены следующей последовательностью:


количества – связи – движения – строения – конструкции – системы.


Рассмотрим отдельно каждую познавательную среду, начиная с сенсорно-образного уровня.

^ 3.1 Познавательная среда сенсорно-образного уровня и информационная технология, сопровождающая познавательное развитие.

Познавательная среда сенсорно-образного уровня представлена материальным моделированием содержания познаваемых объектов. Логической основой среды являются количества (конечные и бесконечные), представленные чувственными образами содержания. В частности, это пространственные материальные формы.


Поскольку количества являются основой то внутри познавательной среды рассматриваются следующие объекты, порожденные количествами:


связи количеств – движения количеств – строения количеств – конструкции количеств – количественные системы.


Среди количеств конечные количества представляют основу для логического отражения бесконечных количеств. Работая с количествами и переходя от одного вида объекта к другому, ребенок развивает количественное мышление в последовательности следующих процессов обработки познавательной информации:


измерение количеств – координация количеств – анализ количеств – структурирование количеств – конструирование количеств – систематизация количеств.


При этом информационная технология (средства обработки познавательной информации) представлены также материальными инструментами: счеты, системы координации, системы отслеживания и так далее.

Однако образная материальная среда ограничена возможностями представления образа. Есть объекты, для которых материальная форма существенно искажает представление их содержания.

Отметим качественные особенности пространственной материальной формы: она свободна в движении, раcщепима на отделяемые части, она объемна. При переходе на новый познавательный уровень каждая из этих особенностей меняет качество на диалектическую противоположность.

Перейдем к новой познавательной среде.


^ 3.2 Познавательная среда образного уровня и информационная технология, сопровождающая познавательное развитие.

Познавательная среда образного уровня представлена графическим (статическим) моделированием содержания познаваемых объектов. Логической основой среды являются количества (конечные и бесконечные), представленные графическими и зрительными образами содержания. В частности, это плоские графические формы.

Поскольку количества являются основой то внутри познавательной среды рассматриваются следующие объекты, порожденные количествами:


связи количеств – движения количеств – строения количеств – конструкции количеств – количественные системы.


Среди количеств конечные количества представляют основу для логического отражения бесконечных количеств. Работая с количествами и переходя от одного вида объекта к другому, ребенок развивает количественное мышление в последовательности следующих процессов обработки познавательной информации:


измерение количеств – координация количеств – анализ количеств – структурирование количеств – конструирование количеств – систематизация количеств.


При этом информационная технология (средства обработки познавательной информации) представлены также графическими инструментами: палетка, системы координации, системы отслеживания и так далее.

Однако образная графическая среда ограничена возможностями представления движения образа. Есть объекты, для которых графическая статическая форма существенно искажает представление их содержания.

Отметим качественные особенности графической статичной формы: она неподвижна, ращепима на отдельные части (неотделяемые), она плоская. При переходе на новый познавательный уровень каждая из этих особенностей меняет качество на диалектическую противоположность и снимает в себе особенность среды сенсорно-образного уровня.

Перейдем к новой познавательной среде.


^ 3.3 Познавательная среда образно - символического уровня и информационная технология, сопровождающая познавательное развитие.

Познавательная среда образно - символического уровня представлена компьютерными образовательными играми, носителем которых является компьютерная графика. Логической основой среды являются количества (конечные и бесконечные), представленные динамической графикой. В частности, это плоские графические формы.


Поскольку количества являются основой то внутри познавательной среды рассматриваются следующие объекты, порожденные количествами:


связи количеств – движения количеств – строения количеств – конструкции количеств – количественные системы.


Среди количеств, конечные количества представляют основу для логического отражения бесконечных количеств. Работая с количествами и переходя от одного вида объекта к другому, ребенок развивает количественное мышление в последовательности следующих процессов обработки познавательной информации:


измерение количеств – координация количеств – анализ количеств – структурирование количеств – конструирование количеств – систематизация количеств.


При этом информационная технология (средства обработки познавательной информации) представлены также графическими инструментами: динамической графикой.


Однако образная графическая среда ограничена средствами фиксации. Есть объекты, для которых необходимы сокращения средств графического представления. Такими сокращениями графических образов становятся символы.

Отметим качественные особенности динамической графики: она подвижна, расщепляема на отдельные смещаемые части, она не только плоская, но и объемная. При переходе на новый познавательный уровень каждая из этих особенностей меняет качество на диалектическую противоположность и снимает в себе особенность образной среды. Таким образом, символическая познавательная среда должна содержать в себе, в снятом виде, содержательный смысл образа.