velikol.ru
1




  1. Общие положения

    1. Положение о едином режиме работы школы с текстовой информацией разработано методическим советом образовательного учреждения.




  1. Цели и задачи введения единого режима работы школы с текстовой информацией

    1. Основной целью введения единого режима работы школы с текстовой информацией является создание единого читательского пространства, построенного на интеграции деятельности школы и различных культурно-воспитательных институтов.

    2. Достижению цели должно способствовать решение следующих задач:

  • формирование посредством учебной, внеклассной и внешкольной деятельности ученика-читателя, обладающего читательской активностью и компетентностью, информационной культурой, владеющего механизмами адаптации к быстро меняющейся информационной среде, способного применить полученные навыки работы с текстовой информацией в практической жизни;

  • создание условий для формирования в школе единого читательского пространства и читательской активности, в том числе посредством переподготовки педагогического персонала образовательного учреждения;

  • активное вовлечение родительской общественности в формирование единого читательского пространства школы.




  1. Принципы работы с текстовой информацией в ходе учебной деятельности

3.1. Основными принципами работы с текстовой информацией, которых необходимо придерживаться в ходе учебной деятельности, являются следующие принципы:

- принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с письменными источниками;

- принцип межпредметной интеграции;

- принцип диалогичности при работе с текстом;

- принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе обучения чтению;

- принцип технологичности процесса обучения работе с письменными текстами;

- принцип непрерывности обучения чтению;

- принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей.


  1. Перечень основных умений учащихся при работе с текстовой информацией

4.1. В перечень основных умений учащихся при работе с текстовой информацией входят следующие компоненты:

- иметь понятие о распределении и функционировании письменных текстов в современном обществе; их классификации по культурному содержанию, стилям и жанрам;

– владеть приемами эффективного поиска письменных источников информации разных классов;

- владеть разными техниками чтения;

– владеть основными способами работы с письменными источниками разных классов; умениями воспринимать структуру текста, вычленять структурные элементы текста, понимать и интерпретировать его содержание, выделять и извлекать из него необходимые для читателя аспекты;

– иметь навыки понимания, интерпретации и оценивания письменных текстов, представленных в разных культурных (терминологических) языках;

– уметь создавать вторичные тексты разных стилей и жанров; владеть такими навыками, как конспектирование, реферирование, аннотирование, рецензирование текста;

- владеть навыками самоконтроля и саморегуляции, обеспечивающими выбор стратегии работы с текстом, выбор вида чтения и способа репрезентации текстов разных стилей и жанров.

4.2. Основными показателями уровня освоенности учащимися библиотечно-библиографических и читательских навыков можно считать следующие:

- знание о наборах услуг, которые можно получить в библиотеках и информационных центрах различных уровней;

- навыки пользования справочно-библиографическим аппаратом библиотек, справочно-поисковым аппаратом информационных изданий и т.п..


  1. Работа методических объединений учителей-предметников школы по реализации единого режима работы школы с текстовой информацией

5.1. Работа методических объединений учителей-предметников по введению единого режима работы с текстовой информацией содержит:

- изучение основных технологий и приемов работы с текстовой информацией;

- выявление наиболее эффективных методик и технологий обучения чтению;

- разработка единых требований к уровню читательской компетентности в зависимости от возраста учащихся;

- корректирование календарно-тематического планирования учителей с учетом обязательного введения в учебный процесс работы с текстовой информацией и межпредметной интеграции по вопросу работы с текстовой информацией;

- разработка и утверждение дидактического материала, содержащего тексты различных стилей и типов для работы на уроке с обязательным указанием темы и типа урока, на котором они могут быть использованы;

- разработка памяток и советов по работе с учебными текстами по каждой предметной области;

- планирование и подготовка проектной деятельности в рамках каждой предметной области, обеспечивающей работу учащихся с текстовой информацией;

- оказание методической поддержки по работе с текстами преподавателям разных дисциплин.


  1. Функции заместителя директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе

6.1. К основным функциям заведующего по учебно-воспитательной работе можно отнести:

- координацию действий всех подведомственных ему структур образовательного учреждения;

- контроль исполнения возложенных данным положением функций и обязанностей;

- своевременное выявление и решение проблем, связанных с введением и функционированием единого режима работы школы с текстовой информацией;

- обеспечение необходимых условий для реализации единого режима работы школы с текстовой информацией, в том числе осуществление кадровой политики в образовательном учреждении.

  1. ^ Функции учителя-предметника

К функциям учителя-предметника относятся:

- изучение основных технологий и приемов работы с текстовой информацией;

- участие в разработке единых требований к уровню читательской компетентности в зависимости от возраста учащихся;

- участие в корректировании календарно-тематического планирования с учетом обязательного введения в учебный процесс работы с текстовой информацией и межпредметной интеграции по вопросу работы с текстовой информацией;

- участие в разработке дидактического материала, содержащего тексты различных стилей и типов для работы на уроке с обязательным указанием темы и типа урока, на котором они могут быть использованы;

- участие в разработке памяток и советов по работе с учебными текстами по своей предметной области;

- реализация работы с текстовой информацией на уроках своей предметной области;

- организация проектной деятельности в рамках своей предметной области, обеспечивающей работу учащихся с текстовой информацией

  • учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы проводят диагностику и тестирование качества чтения учащихся;

  • стимулирует интерес учащихся к чтению книг, с одной стороны, и к работе с электронными носителями письменной информации – с другой, руководят внеклассным чтением учащихся;.




  1. Функции школьного библиотекаря

    1. Школьная библиотека является важной составляющей образовательного процесса, источником информационных ресурсов, местом, где учащиеся и преподаватели совместно работают с литературой, где можно получить необходимые консультации по работе с информацией – печатной, электронной, содержащейся в мультимедиа, электронных базах данных, в Интернет. Именно библиотека призвана эффективно реализовывать связь информационной теории с практикой поиска, отбора, обработки, использования письменно зафиксированной информации.

    2. К основным функциям школьного библиотекаря относится:

- распространение библиотечно-библиографических знаний применительно к развитию навыков чтения через индивидуальные консультации по библиографическому поиску литературы; групповые консультации, беседы, лекции о правилах работы с имеющимися информационными сетями; экскурсии по библиотекам; практические занятия по использованию информационных ресурсов, включая электронные;

- знакомство учащихся с материалами, которые издаются в помощь освоению библиотечно-библиографических знаний: рекомендательными указателями литературы, планами чтения, памятками, путеводителями по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкциями, методическими рекомендациями и т.п.;

- вовлечение учащихся в процесс самостоятельного овладения знаниями;

- оказание необходимой консультационной помощи учащимся в наиболее полном освоении учебного материала, дополнительных сведений, эффективных технологий работы с письменными текстами, включая построение собственных;

- оказание необходимой консультационной помощи учащимся и педагогам по коллективным формам повышения уровня читательской и общекультурной компетентности;

- предоставление квалифицированной экспертной оценки специальной, справочной, научно-популярной, художественной литературы;

- пропаганда чтения специальной, справочной, научно-популярной, художественной литературы среди учащихся, родителей и педагогов через организацию и проведение общешкольных, внеклассных и внешкольных мероприятий;

- организация взаимодействия школы с различными культурно-просветительскими организациями, писательскими союзами, читательскими ассоциациями и т.д.


  1. ^ Функции школьного психолога

Работа по формированию читательской компетентности предполагает выявление различных категорий учащихся, имеющих проблемы при чтении, запоминании и ретрансляции прочитанного, поэтому к функциям школьного психолога можно отнести:

- осуществление психологической диагностики учащихся (начальной школы) по выявлению психологических проблем при чтении и письме;

- оказание психологической помощи и коррекции учащимся, испытывающим проблемы при чтении и письме;

- оказание консультационной помощи родителям и учителям-предметникам в работе с такими детьми;

- составление памяток для родителей и учителей, помогающих обнаружить психологические проблемы детей при чтении и письме, более эффективно организовать процесс чтения и запоминания информации;

- оказание консультационной помощи педагогическому коллективу в подборе диагностического инструментария для проведения различных диагностических процедур по выявлению навыков самоконтроля и саморегуляции и др. при работе с текстовой информацией.


  1. ^ Функции классного руководителя

    1. Работа классного руководителя по введению единого режима работы школы с текстовой информацией направлена на обеспечение взаимодействия школы и других культурно-просветительских институтов с родителями, а также на взаимодействие школьного психолога, учителя чтения и учителей-предметников.

    2. Классный руководитель:

- совместно со школьным библиотекарем и учителем чтения способствует развитию и популяризации семейного чтения;

планирует и организует внеклассные и внешкольные мероприятия, а также различные проекты, направленные на активизацию читательской деятельности.