velikol.ru
1

Приложение

проект

Положение о региональной системе

оценки качества образования Кемеровской области



1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования Кемеровской области (далее - Положение) определяет цели, задачи, принципы функционирования региональной системы оценки качества образования Кемеровской области, ее организационную и функциональную структуру.

1.2. Положение распространяется на исполнительные органы государственной власти региона, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения (организации) всех типов и видов, расположенные на территории Кемеровской области, за исключением образовательных учреждений, контроль качества образования в которых относится к полномочиям федеральных органов государственной власти (далее - образовательные учреждения).

1.3. Деятельность региональной системы оценки качества образования Кемеровской области (далее - РСОКО) строится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кемеровской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

1.4. В настоящем положении используются следующие термины:

качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

оценка качества образования - оценка качества образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы Кемеровской области на региональном и муниципальном уровнях;

региональная система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих объективную, достоверную, стандартизированную информацию и последующую оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, включая качество имеющихся ресурсов, качество образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

1.5. Функциональная деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:

инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты (государственные образовательные стандарты), региональные показатели оценки качества образования);

вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования региона, муниципальных образований, отдельного образовательного учреждения и др.

1.6. РСОКО состоит из следующих функционально взаимосвязанных между собой элементов:

процедур оценки качества образования;

измерительных средств и измерений;

организационных структур, осуществляющих оценку качества образования;

показателей комплексной оценки качества образовательно-педагогической деятельности системы общего и профессионального образования, включающей группировку объектов оценивания, характеристику основных направлений оценивания и набор индикаторов, обеспечивающих оценку качества образования;

механизма организации комплексной оценки качества общего и профессионального образования региона, включающего в себя описание последовательности действий, обеспечивающих проведение комплексной оценки качества образования, характеристику привлекаемых технологий, требования к системе организации сбора информации;

комплекса технологического обеспечения, включающего технологии, разработанные на федеральном и региональном уровнях.

1.7. Объектами РСОКО являются:

региональная и муниципальные системы образования;

образовательные учреждения (организации), указанные в пункте 1.2 настоящего Положения;

образовательные программы;

индивидуальные достижения обучающихся,

деятельность педагогических работников

1.8. Участие в РСОКО муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных учреждений из числа указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, кроме государственных образовательных учреждений Кемеровской области, осуществляется на добровольной основе.

1.9. Основными пользователями результатов деятельности РСОКО являются:

органы государственной власти Кемеровской области;

территориальные органы федеральных органов государственной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере образования;

муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;

учредители образовательных учреждений;

образовательные и иные учреждения, научные организации;

обучающиеся и их родители;

работодатели и их объединения;

общественные организации (объединения);

средства массовой информации;

иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.

1.10. Доступ к получению информации в рамках РСОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование региональной информационной системы образования.

1.11. Придание гласности результатам оценки качества образования осуществляется в следующих формах:

информирование о результатах оценки качества образования органов управления образованием, администрации и педагогических работников образовательного учреждения;

информирование о результатах оценки качества образования общественности (в полном объеме или частично) посредством публикаций, аналитических докладов о состоянии качества образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

1.12. Средства на осуществление процедур контроля и оценки качества образования на территории Кемеровской области предоставляются из федерального, областного и местного бюджетов.


2. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО

2.1. Целями деятельности РСОКО являются:

- предоставление всем участникам образовательного процесса, обществу и его гражданским институтам достоверной информации о состоянии и развитии системы образования на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения, реализующего образовательные программы;

развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;

повышение эффективности управления в системе образования.

2.2. Основными задачами РСОКО являются:

получение объективной и надежной информации о результатах деятельности системы образования на уровне региона, муниципального образования и образовательного учреждения, реализующего программы общего и профессионального образования;

создание системы инструментария, индикаторов и показателей оценивания качества образования (с методикой расчета и источниками получения данных), включающей региональный, муниципальный и институциональный уровни;

анализ качества образовательных услуг, предоставляемых отдельными образовательными учреждениями, муниципальными образовательными системами;

определение степени соответствия образовательных результатов обучающихся федеральным государственным требованиям или федеральным государственным образовательным стандартам;

информационное, методическое и техническое сопровождение процедур оценки качества образования;

формирование требований к качеству образования с учетом запросов субъектов внешней среды;

создание условий для государственно-общественной оценки качества образования, включая осуществление контроля за качеством образования в формах общественного наблюдения, общественной и профессиональной экспертизы;

совершенствование содержания и технологий образования;

совершенствование экономических механизмов в сфере образования;

обеспечение условий для принятия обоснованных управленческих решений на разных уровнях;

формирование механизмов, обеспечивающих решение приоритетных задач, поставленных перед системой образования автономного округа, и повышение качества образования.

2.3. В основу РСОКО положены принципы:

объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования;

реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;

открытости, прозрачности процедур оценки качества образования в рамках действующего законодательства;

оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления региональной системой образования;

единства создаваемого пространства оценки качества образования и подходов на различных уровнях региональной системы образования в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария);

технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;

доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;

соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования;

признания оценки качества образования механизмом организации изменения системы образования.

2.4. Для достижения целей и задач РСОКО могут использоваться:

- общественная экспертиза качества образования, организуемая силами общественных, независимых, гражданских институтов и организаций через систему конкурсов, и включенность в управленческие механизмы образовательных учреждений;

- профессиональная экспертиза качества образования, организуемая профессиональным образовательным сообществом на основе систем мониторинга и диагностики, иных процедурах оценки качества образования.

2.5. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.


3. Организация и технология РСОКО

3.1. К основным направлениям РСОКО относятся:

- мониторинг учебных и внеучебных достижений обучающихся образовательных учреждений Кемеровской области;

- мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- оценка качества муниципальных образовательных систем;

- внутриучрежденческие системы оценки качества образования;

- участие в международных исследованиях образовательных результатов (PISA, TIMSS и др.);

- формирование модели информационных баз для обеспечения РСОКО;

- создание стандартизованных средств оценки учебных достижений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учётом видового разнообразия школ и подготовки школ к проведению государственной (итоговой) аттестации;

- мониторинг уровня и качества воспитания, обеспечиваемого в образовательных учреждениях;

- мониторинга удовлетворенности качеством образовательных услуг участниками образовательного процесса.

3.2 Реализация РСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования:

государственной (итоговой) аттестации выпускников;

мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;

аттестации педагогических работников;

лицензирования образовательной деятельности;

государственной аккредитации образовательных учреждений;

статистических (государственных и ведомственных) и социологических исследований;

  контроля и надзора в сфере образования.

3.3. Организационно-технологическая схема функционирования РСОКО определяет деятельность на трех уровнях:

региональном;

муниципальном;

уровне образовательного учреждения.

3.3.1. Осуществление функций на региональном уровне:

анализ и принятие управленческих решений на основе информации, собранной по индикаторам и показателям, утвержденным совместным приказом департамента образования и науки Кемеровской области и государственной службы по контролю и надзору в сфере образования Кемеровской области;

сбор и обработка информации по лицензированию, государственной аккредитации образовательных учреждений, результатам государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9-х и 11-х (12-х) классов, независимого мониторинга оценки учебных достижений обучающихся по ступеням обучения, мониторинга условий осуществления образовательного процесса;

предоставление результатов по итогам сбора и обработки полученных данных (сборники, аналитические отчеты и т.д.), необходимой аналитической информации для принятия решений и представления различным группам пользователей;

ведение регионального банка данных учебных и внеучебных достижений обучающихся;

контроль качества представляемой информации.

3.3.2. Осуществление функций на муниципальном уровне:

принятие управленческих решений в системе образования муниципального образования в пределах установленной компетенции;

сбор и частичный анализ информации;

ведение муниципального банка данных учебных и внеучебных достижений обучающихся;

контроль качества представляемой информации.

3.3.3. Осуществление функций на уровне образовательных учреждений:

принятие управленческих решений на соответствующем уровне;

ведение банка данных учебных и внеучебных достижений обучающихся образовательного учреждения;

контроль качества представляемой информации.

3.4. Организационно-функциональная структура РСОКО КО включает:

3.4.1. Департамент образования и науки Кемеровской области:

формирует единые концептуальные подходы к оценке качества образования;

обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;

координирует работу различных структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;

утверждает регламенты информационного обмена пользователей системы оценки качества образования;

определяет состояние и тенденции развития региональной системы образования, на основе которых принимаются управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;

осуществляет аналитическую деятельность и оценку ситуации в региональной системе образования.

3.4.2. Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области:

проводит аккредитацию образовательных учреждений,

осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в области образования.

3.4.3. ГУ «Областной центр мониторинга качества образования» (далее - ГУ ОЦМКО):

- осуществляет инструктивно-методическое обеспечение процедур контроля и оценки качества образования;

- проводит подготовку специалистов для проведения контрольно-оценочных процедур;

- организует разработку контрольно-измерительных материалов для процедур оценки качества образования;

- проводит социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;

- обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам;

- осуществляет информационное обеспечение функционирования региональной системы образования;

- обеспечивает создание единого информационного пространства и электронного документооборота системы образования Кемеровской области;

- организует систему мониторинга качества образования на территории Кемеровской области, осуществляет организацию сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о состоянии и динамике развития системы образования в Кемеровской области.

2.3.4. ГОУ ДПО (ПК) С «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»:

- осуществляет научно-методическое обеспечение оценки качества образования в регионе;

- проводит подготовку специалистов органов управления образованием и работников образовательных учреждений по использованию результатов контрольно-оценочных процедур;

- разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Кемеровской области.

- выполняет функции регионального оператора федеральных мониторингов оценки качества образования в Кемеровской области

3.4.5. ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»:

- принимает участие в разработке системы показателей, характеризующих состояние и развитие системы образования в Кемеровской области, в обеспечении научно-методического сопровождения оценки качества образования;

- анализирует результаты оценки качества начального и среднего профессионального образования;

- организует и координирует проведение маркетинговых исследований рынка труда в системе начального и среднего профессионального образования Кемеровской области;

- проводит анализ эффективности функционирования сети образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по критериям развития спектра и содержания профессиональных образовательных программ и разрабатывает предложения по ее оптимизации;

- изучает, обобщает и распространяет опыт построения, функционирования и развития современной модели систем оценки качества профессионального образования.

3.4.6. Муниципальные органы управления образованием:

- разрабатывают и реализуют программы развития образовательной системы муниципального образования, включая развитие муниципальной системы оценки качества образования;

- обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в образовательных учреждениях;

- обеспечивают проведение подготовки специалистов муниципальных органов управления образованием, работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

- участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и системы образования Кемеровской области;

- организуют систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют качество образования на муниципальном уровне, в том числе в разрезе системы оценки качества образования в образовательных учреждениях;

- осуществляют ресурсную поддержку функционирования муниципальной системы оценки качества образования.

3.4.7. Образовательные учреждения:

- разрабатывают и реализуют образовательную программу образовательного учреждения, включающую систему оценки качества образования образовательного учреждения;

- участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной и региональной систем образования;

- обеспечивают на основе образовательной программы проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых исследований по вопросам качества образования;

- организуют систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;

- осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

- обеспечивают развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения на основе образовательной программы.

3.4.8. Общественные институты:

- осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений Кемеровской области в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы, участия в работе экспертных групп, экспертных комиссий;

- инициируют и участвуют в организации конкурсных мероприятий образовательного учреждения, разработке и экспертизе образовательных программ;

- принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Кемеровской области, в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Кемеровской области, в проведении, оценивании и внедрении результатов областных образовательных проектов.

- участвуют в работе советов образовательных учреждений.

3.5. В РСОКО могут быть также включены действующие организационные структуры муниципальных органов управления образованием, методические объединения и службы обеспечения качества образования на муниципальном уровне и уровне образовательного учреждения.

3.6. Для оперативного решения задач, связанных с оценкой качества образования, создаются временные организационные структуры, в том числе:

- экспертные группы по оценке индивидуальных достижений обучающихся;

- организаторы экзаменационных процедур и диагностических обследований;

- аттестационные комиссии по аттестации педагогических кадров;

- экспертные группы по оценке профессиональной компетентности при аттестации педагогических кадров и д.р.

3.7. Взаимодействие всех организационных структур РСОКО определяется технологической схемой функционирования, утверждаемой соответствующими нормативными правовыми документами.

3.8. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса). Используемая для оценки качества образования система показателей и параметров сопоставима с международными аналогами – стандартами качества ИСО 9000 (International Organization for Standardization) и всеобщего управления качеством TQM (Total Quality Management), с федеральными аналогами.

3.9. Номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

3.10. Оценка выставляется в баллах по результатам сравнения фактических значений показателей и параметров качества образования с нормативными значениями. Это позволяет получить информацию о планируемом и достигнутом уровнях образования. Планируемый уровень включает характеристику показателей и параметров с учетом требований нормативных актов, содержит максимальную оценку. Достигнутый уровень отражает реально полученное качество образования в образовательных учреждениях региона.

3.11. Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений проводится с учётом кластерной модели.

Кластерная модель имеет два измерения:

- уровень результата – измерение степени результативности образования;

- уровень процесса – условия организации образовательного процесса, качественная характеристика педагогических кадров и образовательных программ.

В каждом уровне измерения выделяется три качественных результата: низкий, средний и высокий.

Кластеризация проводится с учетом территориального расположения
и типа ОУ: городские (лицеи, гимназии, ОУ с профильным обучением, с нормальной наполняемостью, с недостаточной наполняемостью); сельские (ОУ с профильным обучением, с нормальной наполняемостью, с недостаточной наполняемостью).

3.12. По результатам сбора информации проводится ее свертывание внутри каждой группы показателей.

3.13. Полученная образовательным учреждением сумма баллов по каждой из групп показателей качества является окончательной экспертной оценкой, которая выражается в баллах соответствия и соотносится с максимальным количеством баллов.

3.14. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности. Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.

2.14. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

2.15. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.

2.16. Процедуры экспертизы и измерения предполагают приписывание числовых форм объектам оценки. Количественная оценка способствует получению информации о характере, силе связи между качеством результатом, условий и процессов и выступает основой для анализа качества образования конкретного образовательного учреждения, образовательной программы, образовательной системы в целом.

2.17. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

2.18. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

2.19. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в регионе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО КО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

2.20. Функционирование РСОКО ориентирует органы управления образованием на использование результатов оценки качества образования при принятии управленческих решений.