velikol.ru
1


Введено в действие

приказом директора

МОУ Ольховатская СОШ

09.11.2009 г. № 186-0

Директор МОУ

Ольховатская СОШ

­__________Бердник Н. И.

09 ноября 2009 г.


Положение

о текущей и промежуточной аттестации

МОУ Ольховатская СОШ


1.Общие положения


1.1. Аттестация
– это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе или по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок).

1.2. Виды аттестации: итоговая, промежуточная, тематическая, текущая.

1.2.1. Итоговая аттестация – это оценка знаний выпускников по данному предмету (дисциплине) по завершении каждого уровня образования – основного общего, среднего (полного) общего – для определения соответствия их знаний государственным образовательным стандартам государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием по результатам проверки (проверок). Проводится на основании соответствующих государственных нормативных документов.

1.2.2. Завершающая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся всего объёма содержания учебной дисциплины, предмета в целом после завершения их изучения по результатам проверки (проверок). Проводится учителем (преподавателем) (группой учителей (преподавателей)).

1.2.3. Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (частей), темы (тем) конкретной учебной дисциплины, предмета по окончании их изучения по итогам учебного периода (четверти, полугодия, года) по результатам проверки (проверок). Проводится учителем (преподавателем) данной учебной дисциплины, предмета или комиссией (в случае введения переводных экзаменов по итогам года по данному предмету, дисциплине).

1.2.3. Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимся содержания какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, по окончанию их изучения по результатам проверки (проверок). Проводится учителем (преподавателем) данной учебной дисциплины, предмета.

1.2.4. Текущая аттестация – это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретной учебной дисциплины, предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится учителем (преподавателем) данной учебной дисциплины, предмета. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года

1.3. Метод проведения аттестации: проверка учителем (педагогом) или группой учителей (педагогов) (комиссией) качества усвоения программного материала обучающимися. При текущей аттестации учитель (преподаватель) имеет право на свободу выбора и использования методов оценки знаний обучающихся по своему предмету.

1.4. Системы оценок при аттестации – пятибалльная.

1.5. Виды проведения проверок: письменная, устная, комбинированная.

1.5.1. Письменная – предполагает письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты, сообщения и пр..

1.5.2. Устная – предполагает устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

1.5.3. Комбинированная – предполагает сочетание письменного и устного видов.

1.6. Формы проведения проверки качества усвоения обучающимися программного материала:

1.6.1. Итоговая аттестация – экзамен. Число экзаменов определяется нормативными документами.

Промежуточная – зачёт (может быть автоматический на основании тематической аттестации), экзамен.

Тематическая – зачёт (может быть автоматический на основании текущей аттестации), микроэкзамен.

Текущая – поурочная оценочная деятельность результатов различных видов деятельности учащихся.

^ 2. Организация и порядок проведения аттестации.

2.1. Итоговая аттестация проводится на основании нормативных документов федеральных или региональных органов государственной власти в сфере образования.

2.2. Завершающая аттестация проводится либо в форме экзамена по окончанию изучения предмета, дисциплины в переводных классах по решению педагогического совета школы, либо путём выставления оценки учителем (преподавателем) за весь курс обучения на основании промежуточных аттестаций. Если предмет, дисциплина изучались в течение одного учебного периода, то завершающая аттестация эквивалентна промежуточной, может быть итоговой.

2.3. Промежуточная аттестация обучаемых проводится в сроки, определяемыми школой. Оценки по предметам, дисциплинам за учебный период выставляются за 2 дня до его окончания. Если промежуточная аттестация завершается переводным экзаменом по предмету, дисциплине, то по окончанию экзамена. Вопрос о необходимости проведения переводных экзаменов, перечень классов, предметов, дисциплин, формах и сроках решается на заседании педагогического совета школы в марте текущего учебного года. В случае принятия решения о проведении переводных экзаменов создаются экзаменационные комиссии, составляются экзаменационные материалы, которые утверждаются на заседании методического объединения и сдаются заместителю директора по учебно-воспитательной работе до 15 мая текущего учебного года. Билеты, перечень вопросов для собеседования при проведении устных экзаменов, темы рефератов составляются учителем (группой учителей). Сдача экзамена в виде защиты реферата разрешается обучающимся по предмету, в изучении которого они показывают глубокие знания и занимались исследованием какой-либо проблемы в процессе его изучения. Содержание экзаменационного материала определяется программой, примерными билетами, публикуемыми в информационных изданиях МО и науки РФ. Экзаменационные материалы анализируются и утверждаются на заседаниях ШМО по циклам. Порядок проведения экзаменов такой же, как и при итоговой аттестации. Критерии оценки определяются нормативными документами и настоящим положением.

2.3.1. В начальной школе (в первых классах обучение является безотметочным,
отметка по пятибалльной системе начинает применяться со 2 класса с 1 четверти) и в 5-9 классах промежуточная аттестация осуществляется за каждую четверть и год. В конце четверти, года (если не сдаются переводные экзамены) администрация школы имеет право осуществлять контроль знаний, умений и навыков обучаемых, используя приемлемые формы и методы, в соответствии с планом контроля и графиком, который составляется зам. директора по учебно-воспитательной работе не позднее, чем за 2 недели до начала их проведения. Тексты контрольных (экзаменационных) работ для 2(4)-8 классов готовят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, возможно привлечение специалистов из других образовательных учреждений. Для избежания перегрузки обучающихся в конце четверти, полугодия, года разрешается проведение контрольных работ и зачетов не более одних в день, трёх в неделю. Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым заместителем директора по УВР.

2.3.2. При наличии медицинского заключения, освобождающего обучающегося от обучения по какому-либо предмету, дисциплине по состоянию здоровья на весь учебный период, в классном журнале делается запись “освобожден(а)”. Обучающийся, не аттестованный по данному предмету в связи с медицинским освобождением, не считается неуспевающим. Восполнение обучающимися знаний материала пропущенного по уважительной причине, производится самостоятельно, на индивидуальных консультациях и в каникулярное время.

2.3.3. Обучающиеся переводных классов, не освоившие программу по одному предмету могут быть условно переведены в следующий класс. Решение педагогического совета доводится до сведения родителей (законных представителей) классными руководителями. Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

2.3.4. Итоги промежуточной аттестации выставляются в журналы, дневники обучаемых, доводятся до сведения родителей. Годовые оценки по предметам, дисциплинам, запись о переводе (повторном обучении) заносятся классными руководителями в классный журнал и личные дела обучаемых по окончанию учебного года. Исключением является запись о переводе ученика переведённого условно. Окончательная оценка по ним выставляется после выполнения задания.

2.4. Тематическая аттестация осуществляется учителем (преподавателем) на основании текущей аттестации, оценки (оценок) полученных обучающимся при проверке усвоения всей темы по окончанию её изучения (если таковая проводилась).

^ 3. Правила выставления оценок при аттестации.

3.1. Текущая аттестация: выставление поурочных оценок за различные виды деятельности обучающихся в результате контроля, проводимом учителем.

3.2. Тематическая аттестация: оценка по теме не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку обучающегося по всем показателям его деятельности ко времени выведения этой оценки. Определяющее значение имеет оценка усвоения программного материала обучающимся при его комплексной проверке в конце изучения темы. Если проверка осуществлялась каких-либо отдельных направлений видов деятельности (например: умений решать задачи, выполнять чертежи, знаний материала и др.), то в этом случае важную роль имеют и оценки, полученные обучающимся при изучении темы за другие виды деятельности (для того чтобы стимулировать серьезное отношение к занятиям).

3.3. Оценка при промежуточной (четвертной, полугодовой) аттестация.

Эта оценка так же не может быть средним арифметическим оценок тематических аттестаций. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика. Выставляется на основании оценок, полученных обучающимся при тематической аттестации и оценки за четвертную (полугодовую) проверку усвоения нескольких тем (если такая проверка проводится). Определяющее значение в этом случае имеют оценки за наиболее важные темы, на изучение которых отводилось учебной программой больше времени. Эта оценка не может быть, как правило, положительной, если имеется даже одна отрицательная оценка при тематической аттестации. В этом случае обучаемый должен в обязательном порядке доказать наличие минимальных знаний, умений и навыков по данной теме путём сдачи по ней зачёта. Учитель вправе поставить положительную оценку по теме, за которую у обучаемого была неудовлетворительная оценка, если обучаемый при выполнении итоговой работы за четверть (полугодие) выполнил задание(я) по данной теме, включённое(ые) в работу.

3.4. Оценка при промежуточной годовой аттестации. Определяется из фактических знаний и умений, которыми владеет обучающийся к моменту её выставления. Определяющими в этом случае являются четвертные (полугодовые) оценки и оценка за экзамен, зачёт и др. по проверке знаний, умений и навыков обучающегося за год (если таковые проводились).

Если обучающийся в конце четверти (полугодия), года по результатам проверки по всем темам показал хорошие знания всего материала и сформированность умений, то ранее полученные оценки не должны особо влиять на четвертную (полугодовую), годовую, так как к этому времени его знания изменились.

Если по результатам проверки обучающийся показывает знания и умения соответствующие минимальным требованиям, то ему не может быть выставлена хорошая оценка за тему, четверть (полугодие), год, несмотря на хорошие и отличные оценки, так как они могли быть получены за ответ на уровне воспроизведения. Такое оценивание знаний стимулирует обучающихся в учебе, особенно при повторении и обобщении, когда выделяется самое главное в теме (разделе, за четверть, полугодие, год) и формируются умения применять знания в новой ситуации, творчески.

3.5. Оценка при завершающей аттестации. Данная оценка выставляется после окончания изучения предмета (дисциплины). Она может совпадать с оценкой четвертной, полугодовой, годовой, если данный предмет (дисциплина) изучались в течение соответствующего учебного периода. Если предмет (дисциплина) изучались в течение двух и более учебных лет, то оценка при завершающей аттестации выставляется с учётом всех годовых и экзаменационной (зачётной) по всему курсу (при проведении экзамена, зачёта). И в этом случае учитывается, прежде всего, (по критериям указанным выше) фактическое знание материала и сформированность умений на момент выставления оценки.

3.6. Оценка при итоговой аттестации. Совпадает с оценкой завершающей аттестации, если итоговая аттестация не проводится государственной аттестационной службой. Оценка, выставляемая в аттестат, определяется с учётом оценки итоговой аттестации и завершающей на основании решения экзаменационной комиссии. Критерии и нормы оценок при итоговой аттестации определяются нормативными документами или экзаменационной комиссией.

^ 4. Порядок оценивания


4.1. В начале учебной четверти, полугодия или курса учитель доводит до сведения обучающихся требования, предъявляемые к знаниям и умениям по предмету, сроки и формы их проверки.

4.2. Минимальное количество оценок в четверти:

        • две, если предмет преподаётся один час в неделю;

  • четыре, если предмет преподается два часа в неделю;

  • шесть, если предмет преподается три часа в неделю;

  • восемь, если предмет преподается четыре и более часа в неделю.

4.2.1. В случае длительной болезни обучающегося и наличии у него менее двух, четырёх, шести, восьми оценок по соответствующим предметам право принятия решения о выставлении промежуточной оценки предоставляется учителю.

4.3. Письменные, контрольные работы обязательны для всех учеников. В случае их пропуска, исходя из конкретной ситуации, учитель сам выбирает срок и форму проверки знаний, умений ученика.

4.4. Если во время проверки работы обнаруживается использование посторонней помощи/списывание, учитель имеет право оценить результат данной работы на оценку «1».

4.5. Обучающемуся может быть разрешено не выполнять итоговую работу за четверть/полугодие, год, если он показал отличные промежуточные результаты и количество пропусков уроков по предмету за этот период не превысило 10%. В этом случае оценка за работу выставляется на основании промежуточных оценок.


4.6. Исправление оценок

  • Обязательна для переписывания в случае неудовлетворительной оценки только итоговая контрольная работа.

  • Разрешение на улучшение оценки, в том числе и положительной, за контрольную или практическую работу дает учитель в зависимости от посещаемости, прилежания, текущих оценок, способностей ученика.

  • Для улучшения итоговой оценки ученик может ходатайствовать перед учителем (классным руководителем, зам. директора по УВР) об исправлении только одной из письменных оценок по предмету за данный учебный период.

  • При исправлении оценки берется среднее арифметическое первоначальной и исправленной оценки в пользу обучающего.


^ 5. Заключительные положения


5.1. Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются за 2 дня до начала каникул или начала аттестации. Классные руководители итоги аттестации и решение педагогического совета гимназии о переводе учащегося обязаны довести до сведения учащихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов – в письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле учащегося.

5.2. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной текущей (тематической, промежуточной, итоговой) оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по гимназии создается комиссия из трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной оценки по предмету, фактическому уровняю его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле обучающегося.

5.3. Перевод обучающегося

5.3.1. Обучающиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год, решением педсовета переводятся в следующий класс. Предложения о переводе учащихся вносит педагогический совет.

5.3.2. Учащиеся 1-4-х классов, не освоившие в полном объеме содержание учебных программ, на основании заключения медицинской комиссии и письменного согласия родителей (или лиц их заменяющих), остаются на повторный курс обучения.

5.3.3. Учащиеся 1-3 ступеней, имеющих по итогам учебного года одну неудовлетворительную оценку, обязаны ликвидировать задолженность. Учащиеся 2-8,10 классов, имеющие одну неудовлетворительную оценку по итогам года, могут быть переведены условно решением педагогического совета гимназии и по письменному согласию родителей или лиц их заменяющих.

5.3.4. Учащиеся 2-8, 10 классов, имеющие по итогам года две или более неудовлетворительных отметок по предметам учебного плана, по решению педагогического совета школы остаются на повторной курс обучения.

5.4. Учащиеся 1-8, 10-х классов, пропустившие 2/3 учебного времени за год по независящим от них обстоятельствам, не аттестуются и не могут быть переведены в следующий класс.

5.5.Срок действия настоящего Положения не ограничен.