velikol.ru
1

Пояснительная записка

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Технология»: учебник для 8 класса общеобразовательного учреждения: вариант для мальчиков В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, П.С. Самородский: под редакцией В.Д. Симоненко. В основу программы положена конструкторско-технологическая система трудового обучения. Характерная её особенность заключается в формировании технологического мышления и конструкторских способностей школьников в условиях широкого вовлеченияих в общественно полезный, производительный труд по изготовлению изделий, имеющих познавательные, политехническую значимость, материальную ценность.

Предмет «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления у каждого обучающегося.

Цель программы:

Формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества для более успешной социализации личности

Задачи:

- развитие самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, инициативы, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников

- освоение навыков и умений работы с инструментами, таблицами, схемами, чертежами, технологическими картами

- овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения; практическими умениями и навыками с разнообразными инструментами и материалами, их свойствами и назначеним

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к труду, устойчивого интереса к предмету «Технология», повышение кругозора, технической культуры


Учащиеся 8 класса должны:

- иметь представления о техническом рисунке, эскизе и чертеже, уметь читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения; понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

- знать, какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;

- знать общее устройство столярного, слесарного или комбинированного верстака; уметь пользоваться ими при выполнении столярных и слесарных операций;

- знать назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного и слесарного инструмента гибки, правки и клепки; уметь пользоваться им при выполнении соответствующих операций;

- знать и уметь рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

- иметь представление о путях предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;

- владеть элементарными умениями выполнять основные операции по обработке древесины и металла ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины и металла по инструкционно-технологическим картам, начертить и собрать схему, модель.

- осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

- владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками) и тонколистового металла (фольги) давлением по готовым рисункам;

- знать источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации, уметь находить необходимую техническую информацию.


Учебно-тематический план.



п/п


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения


Примечание

I раздел «Элементы домашней экономики» (8 часов)

1.

Домашняя экономика.

2







2.

Бюджет семьи.

2







3.

Расходы семьи.

2







4.

Маркетинг в домашней экономике.

2







II раздел «Основы предпринимательства» (10 часов)

5.

Предпринимательство: сущность, цели, задачи.

2






6.

Принципы и формы предпринимательства.

2







7.

Основные документы деятельности предпринимателя.

2







8.

Технология создания предприятия.

2







9.

Источники финансирования предпринимательства.

2







III раздел «Электротехника» (20 часов)

10.

Элементная база электротехники

2







11.

Электроизмерительные приборы (вольтметр, амперметр).

2







12.

Авометр

2







13.

Электрические цепи.

2







14.

Электромагнитные реле.

2







15.

Электродвигатели.

2







16.

Переменный электрический ток.

2







17.

Выпрямители

2







18.

Бытовые электроприборы

2







19.

Бытовые электроприборы

2







IV раздел «Информационные технологии» (12 часов)

20.

Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия.

2







21.

Деловая переписка (текстовой редактор).

2







22.

Реклама и дизайн (графический редактор).

2







23.

Учет доходов и расходов предприятия, ведение документации склада.

2







24.

Распределение ролей в игре «Предприниматель»

2







25.

Творческий проект

2







V раздел «Художественные изделия для оформления интерьера» (20 часов)

26-35.

Декорирование предметов интерьера из дерева.

20







Всего часов

70

-



Календарно - тематическое планирование







урока

п/п


Тема урока

колич. час.



Число, месяц.


«8 а»

«8 б»

1

2

3

4

5

1 четверть - «Элементы домашней экономики». «Основы предпринимательства»

1(1-2)

Домашняя экономика.

2







2(3-4)

Бюджет семьи.

2







3(5-6)

Расходы семьи.

2







4(7-8)

Маркетинг в домашней экономике.

2







5(9-10)

Предпринимательство: сущность, цели, задачи.

2







6(11-12)

Принципы и формы предпринимательства.

2







7(13-14)

Основные документы деятельности предпринимателя.

2







8(15-16)

Технология создания предприятия.

2







9(17-18)

Источники финансирования предпринимательства.

2







2 четверть – «Электротехника»

1(19-20)

Элементная база электротехники

2







2(21-22)

Электроизмерительные приборы (вольтметр, амперметр).

2







3(23-24)

Авометр

2







4(25-26)

Электрические цепи.

2







5(27-28)

Электромагнитные реле.

2







6(29-30)

Электродвигатели.

2







7(31-32)

Переменный электрический ток.

2







3 четверть - «Электротехника». «Информационные технологии»

1(33-34)

Выпрямители

2







2(35-36)

Бытовые электроприборы

2







3(37-38)

Бытовые электроприборы

2







4(39-40)

Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе предприятия.

2







5(41-42)

Деловая переписка (текстовой редактор).

2







6(43-44)

Реклама и дизайн (графический редактор).

2







7(45-46)

Учет доходов и расходов предприятия, ведение документации склада.

2







8(47-48)

Распределение ролей в игре «Предприниматель»

2







9(49-50)

Обобщающий урок

2







10 (51-52)

Творческий проект

2







4 четверть - «Художественные изделия для оформления интерьера»

1(53-54)

Художественные изделия для оформления интерьера

2







2(55-56)

Столярное производство на Белгородчине.

2







3(57-58)

Декорирование деревянных предметов интерьера.

2







4(59-60)

Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта. Разработка творческого проекта

2







5(61-62)

Декорирование предметов интерьера из дерева.

2







6(63-64)

Трансформация и развитие идеи.

2







7(65-66)

Выбор и оформление творческого проекта.

2







8(67-68)

Разработка творческого проекта.

2







9(69-70)

Защита творческого проекта.

2








Содержание программы учебного предмета


I четверть


Раздел: Элементы домашней экономики. Основы предпринимательства

Урок №1. Тема: Домашняя экономика.

Ознакомление с экономическими символами, связями в семье, связями с другими семьями, предприятиями, государством, обществом.

Урок №2. Тема: Бюджет семьи.

Изучение понятия о бюджете семьи, ее структуре, планировании и роли школьника в увеличении доходной части бюджета.

Урок №3. Тема: Расходы семьи.

Рассмотрение видов расходов, пути экономии средств; расходы на питание; накопления и сбережения.

Урок №4. Тема: Маркетинг в домашней экономике.

Изучение понятия маркетинг и его основные цели; реклама и задачи, стоящие перед ней.

Урок №5. Тема: Предпринимательство: сущность, цели, задачи.

Беседа: предпринимательство и его задачи.

Урок №6. Тема: Принципы и формы предпринимательства.

Беседа: принципы и формы предпринимательства.

Урок №7. Тема: Основные документы деятельности предпринимателя.

Основные документы деятельности предпринимателя.

Урок №8. Тема: Технология создания предприятия.

Изучение этапов создания предприятия.

Урок №9. Тема: Источники финансирования предпринимательства.

Выяснение источников создания уставного капитала и средств для развертывания предприятия. Деловая игра «Уставной капитал».


II четверть


Раздел: Электротехника

Урок №1. Тема: Элементная база электротехники.

Ознакомление с источниками получения электроэнергии; областью применения и правилами безопасной работы с электрооборудованием; обучение составлению простейших электрических схем.

Урок №2. Тема: Электроизмерительные приборы (вольтметр, амперметр).

Изучение устройства и принципа действия приборов эл. магнитной и магнитоэлектрической систем.

Урок №3. Тема: Авометр.

Продолжить изучение электроизмерительных приборов; изучение авометра и умения им пользоваться.

Урок №4. Тема: Электрические цепи.

Изучение различных видов соединения потребителей электроэнергии. Соединение потребителей последовательно и параллельно; рассчитывание простейших электроцепей.

Урок №5. Тема: Электромагнитные реле.

Изучение назначения, принципа действия и конструкции электромагнитных реле; использование электромагнитного реле в пусковой и защитной аппаратуре.

Урок №6. Тема: Электродвигатели.

Изучение устройства и принципа действия электродвигателей различных конструкций. Ознакомление с принципом работы асинхронного двигателя (однофазного).

Урок №7. Тема: Переменный электрический ток.

Изучение амплитудных и мгновенные значения переменного тока; изучение и ознакомление с источниками получения переменного тока, передачей и изменением параметров электротока.


III четверть


Раздел: Электротехника. Информационные технологии

Урок №1. Тема: Выпрямители.

Инструктирование по ТБ. Изучение назначения и принципа действия выпрямителей.

Урок №2. Тема: Бытовые электроприборы.

Изучение принципа действия наиболее используемых в быту электроприборов (утюг, электроплита, лампы накаливания, СВЧ-печи и др.).

Урок №3. Тема: Бытовые электроприборы.

Ознакомление с назначением и принципом работы бытовых электроприборов, использующих электродвигатель. Инструктирование по ТБ.

Урок №4. Тема: Анализ возможностей использования ПЭВМ в работе

предприятия.

Ознакомление с возможностью использования персональных ЭВМ (ПЭВМ) для решения практических задач.

Урок №5. Тема: Деловая переписка (текстовой редактор).

Ознакомление со структурой и возможностями текстового редактора.

Урок №6. Тема: Реклама и дизайн (графический редактор).

Ознакомление с азбукой создания и редактирования растровых (точечных) изображений.


Урок №7. Тема: Учет доходов и расходов предприятия, ведение

документации склада.

Ознакомление с элементами бухгалтерского учета и финансовыми операциями на ПЭВМ.

Урок №8. Тема: Распределение ролей в игре «Предприниматель».

Выполнение в процессе игры изученных ранее операций на ПЭВМ.

Урок №9. Тема: Обобщающий урок.

Урок №10. Тема: Творческий проект.

Ознакомление с понятием «творческий проект» и с этапами его выполнения. Беседа.


IV четверть


Раздел: Художественные изделия для оформления интерьера

Урок №1. Тема: Художественные изделия для оформления интерьера.

Декорирование предметов интерьера из дерева.

Урок №2. Тема: Столярное производство на Белгородчине.

Виды декорирования деревянных поверхностей.

Урок №3. Тема: Декорирование деревянных предметов интерьера.

Декорирование деревянных предметов интерьера с помощью шпона, самоклеящейся пленки и проволоки.

Урок №4. Тема: Творческий проект. Этапы выполнения творческого

проекта. Разработка творческого проекта.

Техническая эстетика изделий. Основные требования проектирования изделий.

Урок №5. Тема: Декорирование предметов интерьера из дерева.

Трансформация и развитие идеи. Элементы конструирования.

Подготовительный этап.

Урок №6. Тема: Трансформация и развитие идеи.

Элементы конструирования. Технологический этап.

Урок №7. Тема: Выбор и оформление творческого проекта.

Разработка творческого проекта. Технологическое планирование. Экономическое обоснование.

Урок №8. Тема: Разработка творческого проекта.

Технологическое планирование. Экономическое обоснование (продолжение). Реклама изделия. Заключительный этап. Практическая работа.

Урок №9. Тема: Защита творческого проекта.

Защита творческого проекта. Оценка работы, выполненной учащимися.


Контроль осуществляется в следующих видах:


  • вводный

  • текущий

  • итоговый

  • фронтальный

  • комбинированный

  • устный


Форма контроля:


  • наблюдение

  • практическая работа

  • самостоятельная работа

  • проект

  • тест


Перечень учебно-методического обеспечения.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений (вариант для мальчиков). 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2008. 144 с.: ил.

  2. Бешенков А.К., Бычков А.В. и др. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод. Пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. 220, с.: ил.

  3. Гончаров Б.А., Елисеева Е.В., Электов А.А. и др. Технология/ под ред. Симоненко В.Д.

  4. Павлова А.А, Корзинова Е.И. Технология .Черчение и графика для 8-9 кл., Мнемозина

  5. Карабанов И.А., Деркачев А.А., Юдицкий В.А. Справочник по трудовому обучению. Обработка древесины и металла,электортехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 1991. 239с.:ил.

  6. Коваленко В.И., Кулененок В.В. Объекты труда: 5 кл., 6 кл., 7кл.: Альбом инструкционных карт. М., 1993

  7. Леонтьев А.В., Капустин В.С., Сасова И.А. Тещхнеология / под ред. Сасовой И.А.

  8. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских: Книга для учителей техн. Труда и руководителей кружков. М.: Просвещение, 1984. 175 с.: ил.

  9. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева: Кн. для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1987. 128с.: ил.