velikol.ru
1

Утверждено

Приказом директора

№ 220 от 05 сентября 2012г.

Положение

О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной

аттестации и переводе обучающихся

( по новым ФГОС НОО)


1. Общие положения


1.1. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению.

1.2. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом школы, настоящим Положением.

1.3. Положение регламентирует порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся.

1.4. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности общеобразовательного учреждения за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательном учреждении, за степень усвоения обучающимися Федерального государственного образовательного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года и курса в целом.

1.5. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, а также административного контроля. Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому предмету, принятым на методическом объединении и утвержденным директором школы.

Периодичность административного контроля определяется планом работы школя, утвержденным директором.


^ 2. Порядок промежуточной аттестации


2.1. Промежуточная аттестация проводится во 2-4-х классах по учебным четвертям.

2.2. Обучающимся 1-х классов отметки в баллах не выставляются. Успешность освоения школьниками программ в этот период характеризуется только качественной оценкой.

2.3. Четвертные оценки выставляются в баллах обучающимся 2-4 классов.

2.4. В промежуточной аттестации обучающихся, находящихся на лечении в санатории, стационаре, учитываются отметки, полученные в учебном заведении при лечебном учреждении.

2.5. Классные руководители 2-4-х классов доводят до сведения учащихся и их родителей предметы и форму промежуточной аттестации. Аттестационная комиссия на итоговых контрольных работах в 4-х классах состоит из учителя и ассистента. Возможно присутствие директора школы.

2.6. От промежуточной аттестации в переводных классах могут быть освобождены:

- отличники учебы;

- призеры городских предметных олимпиад, конкурсов;

-учащиеся, имеющие положительные отметки по всем предметам в особых случаях:

1) по состоянию здоровья согласно заключению медицинской комиссии;

2) в связи с экстренным переездом в другой пункт, на новое место жительства;

3) по семейным обстоятельствам, имеющим объективные основания для освобождения от итоговых контрольных работ.

2.7. Промежуточная аттестация проводится ориентировочно с конца апреля до середины мая.

2.8. В день проводится только одна форма контроля.

2.9. На педагогическом совете обсуждается вопрос о формах проведения промежуточной аттестации; доводится до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные контрольные работы по единым тестам, разработанным государственным или муниципальными органами управления образования; обсуждается состав аттестационных комиссий по предметам, устанавливаются сроки аттестационного периода.


^ 3. Формы и методы оценки обучающихся по ФГОС.


3.1. Промежуточная аттестация ( итоговый контроль) в переводных классах может проводится в следующих формах: итоговая контрольная работа, тестирование и другие формы.

3.2. в связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения производить следующие мероприятия по оценке достижений планируемых результатов:

- Оценивать личностные, метапредметные, предметные результаты образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход.

- Организовать работу по накопительной системе оценки в рамках « Портфеля достижений» обучающихся 1-4-х классов по трем направлениям:

- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д.);

- выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру;

-материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности ( результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, спортивных соревнованиях и т.д.)

- Итоговую оценку выпускника начальной школы формировать на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и оценок за выполнение трех итоговых работ ( по русскому языку, математике и комплексной работе на межпредметной основе).

3.3.В соответствии с ФГОС меняется инструментарий – формы и методы оценки. Изменяется традиционная оценочно-отметочная шкала ( пятибалльная). Шкала становится по принципу « прибавления» и « уровневого подхода» - решение учеником простой учебной задачи, части задачи оценивается как безусловный успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.

3.4. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием ( умением), определяется и по возможности ставится отдельная оценка.

3.5. Главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится « Портфель достижений» ( портфолио). Официальный классный журнал не отменяется. Но итоговая отметка за начальную школу ( решение о переводе на следующую ступень образования) принимается не на основе годовых отметок в журнале, а на основе всех результатов ( предметных, метапредметных, личностных, учебных и внеучебных), накопленных в «Портфеле достижений» ученика за четыре года обучения в начальной школе.

3.6. «Портфель достижений» - обязательный компонент определения итоговой оценки в Основной образовательной программе, дополняющей Федеральный государственный образовательный стандарт. «Портфель достижений ученика» - это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях ( учеба, творчество, общение, здоровье, полезный труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

3.7. Основные разделы «Портфеля достижений ученика»:

- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц - результатов, выборки проектных, творческих и др. работ по разным предметам);

- показатели метапредметных результатов ( способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов);

- показатели личностных результатов ( прежде всего во внеучебной деятельности), включающих готовность и способность обучающихся саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

3.8. Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен ученик. Учитель же раз в четверть пополняет лишь небольшую часть ( после контрольных работ), а в остальном обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».

3.9. Новые средства, формы и методы оценки должны обеспечить комплексную оценку результатов. Это не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретенного учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Педагог сводит все данные диагностик в простые таблицы образовательных результатов. Все помещаемые в таблицах оценки и отметки являются необходимым условием для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на этом этапе развития.

^ 4. Система оценки результатов ФГОС


4.1. Результаты ученика – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач ( личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия достойны оценки ( словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки, отметки ( знака фиксации в определенной системе).

4.2. Результаты на уроке оценивает сам ученик по алгоритму самооценки. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.

4.3. Оценка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием ( умением).

4.4. В соответствии с требованиями ФГОС вводятся « Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблицы образовательных результатов размещаются в «Рабочем журнале учителя» в бумажном или электронном варианте. «Рабочий журнал учителя» - это блокнот для рабочих записей. Он необходим для фиксации и хранения информации о динамике развития ученика, которая не может быть отображена в официальном классном журнале.

В таблице отметки выставляются в графу того действия ( умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Отметки выставляются по 5-бальной системе.

4.5. Необходимо три группы таблиц:

- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов – литературное чтение (1-4 классы), русский язык (1-4 классы), математика (1-4 классы), окружающий мир (1-4 классы), технология (1-4 классы), изобразительное искусство (1-4 классы);

- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов: регулятивные универсальные учебные действия (1,2,3-4 классы), познавательные универсальные учебные действия (1,2,3-4 классы),коммуникативные универсальные учебные действия (1,2,3-4 классы);

-таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов (1,2,3-4 классы).

4.6. Отметки заносятся в таблицы результатов. Обязательно ( минимум) за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы ( один раз в год – обязательно); за предметные контрольные работы ( один раз в четверть - обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум) за любые другие задания ( письменные или устные) – от урока к уроку – по решению учителя и школы.

4.7. Типы оценок - текущие, за задачи, решенные при изучении новой темы ( выставляются по желанию ученика), за тематические проверочные ( контрольные) работы (отметки выставляются обязательно всем ученикам) с правом пересдачи хотя бы один раз.

4.8. Критерии оценивания по признакам трех уровней успешности:

- необходимый уровень ( базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия ( раздел « Ученик научится» Образовательной программы) и усвоенные знания, входящие в опорную систему знаний предмета по программе. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем научиться. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» ( решение задачи с недочетами);

- повышенный уровень ( программный) - решение нестандартной задачи, где требовалось действие в новой, непривычной ситуации ( в том числе действия из раздела «ученик может научиться» образовательной программы), либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний ( в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки «отлично» или «почти отлично» ( решение задачи с недочетами).

- максимальный уровень ( необязательный) – решение не изучавшееся в классе « сверхзадачи», для которой потребовались самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований, качественная оценка « превосходно».

4.9. определение итоговых оценок:

- предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов ( среднее арифметическое баллов);

- итоговая оценка за ступень начальной школы определяется на основе положительных результатов, накопленных учеником в «Портфеле достижений», а также на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

4.10. Итоговая оценка за ступень начальной школы – это словесная характеристика достижений ученика, которая создается на основании трех показателей:

- комплексной накопленной оценки ( вывода по « Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов);

-результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике ( освоение опорной системы знаний – через решение задач);

- результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы ( уровень мета предметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трех этих показателей педагогами экспертами формулируется один из трех возможных выводов- оценок результатов по предметам и УУД принимается педагогами-экспертами в пользу ученика. На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.


^ Вывод –оценка

( о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели

( процентные показатели установлены в ООП)

^ Комплексная оценка

(данные « Портфеля достижений)

Итоговые работы

( русский язык, математика и межпредметная работа)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы ( предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового ) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач.

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой « зачтено»/ «нормально»

Правильно выполнено НЕ менее 50% заданий необходимого (базового ) уровня

3.Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач.

Достижение планируемых результатов Не менее , чем по половине разделов образовательной программы как минимум с оценкой « хорошо»/ «отлично»

Правильно выполнено не менее 65 % заданий необходимого (базового ) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.



4.11. В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: учитель у себя в таблице результатов ставит +, -, ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает – в кружок. В последующих классах при появлении бальных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за « общую активность, не за «отдельные реплики», а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).


4.12. Оценка усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ включает предметные,

метапредметные и результаты развития личностных качеств.

Предметные результаты: знание и принятие ценностей, понимание светской и религиозной

морали для выстраивания конструктивных отношений, осознание и принятие нравственной

и духовности в жизни. Инструментарий: тесты, составление словарей терминов и понятий, контрольно - измерительные материалы, защита проектов.

Метапредметные результаты: творческие работы, участие в конференциях, ролевые игры,

тесты, тренинги.

Личностные качества: карта наблюдений, диагностика качеств личности, портфолио.

Содержательный контроль и оценка знаний четвероклассников предусматривает

выявление индивидуальной динамики качества усвоения курса ОРКСЭ учеником и не

допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются: стартовые и итоговые проверочные работы, тестовые диагностические работы, текущие проверочные работы;

«портфолио» ученика.

Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить уровень

знаний, необходимый для обучения. Итоговая проверочная работа (проводится в мае) включает защиту проекта по основным темам учебного периода.

Система оценивания курса содержит диагностику теоретических знаний и диагностику

личностных изменений учащихся. Для диагностики теоретических знаний разрабатываются

поурочные тесты на бумажных носителях и анкеты, результат в которых оценивается

словами «спасибо», «молодец», «поздравляю». В тестах задания предлагаются всех видов:

верно/неверно, соотношение, краткий ответ.

Для диагностики личностных изменений учащихся реализуется мониторинг духовно-

нравственного развития и воспитания младших школьников, ведётся портфолио ученика.

Портфолио ученика представляет собой подборку личных работ ученика, в которые

могут входить творческие работы, отражающие его интерес по той или иной теме, лучшие

работы, отражающие динамику ученика, самостоятельно найденные информационно-

справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, проектные

работы и пр.

Динамика результативности усвоения курса учащимися фиксируется учителем.

По комплексному курсу составляется календарно-тематическое планирование на год,

которое является основой планирования педагогической деятельности учителя.

Классный журнал является главным документом учителя и заполняется соответственно

программе. Отметки не выставляются.

Результаты обучения фиксируются в специально разработанных технологических

картах (Лист достижений ученика / Мониторинг уровня нравственной воспитанности /

Портфолио), составленных согласно программам по каждому предмету.

Качество усвоения знаний и умений оценивается следующими видами оценочных

суждений: «+» - понимает, применяет (сформированы умения и навыки); отсутствие «+» - не различает, не запоминает, не воспроизводит.

По итогам года на основе полученных материалов от учителей администрация проводит

педагогический анализ работы по курсу ОРКСЭ, определяя «проблемные» места, достижения и трудности как учащихся, так и учителей, на основе которых определяются стратегические задачи на следующий год обучения.

^ 5. Обязанности участников образовательного процесса.


5.1. Руководитель общеобразовательного учреждения ( его заместитель по учебно-воспитательной работе) обязан:

- на педагогическом совете обсудить вопрос о формах проведения промежуточной аттестации и итоговых работ обучающихся;

- довести до сведения участников образовательного процесса сроки и перечень предметов, по которым проводятся письменные итоговые работы по единым текстам, разработанным государственными или муниципальными органами управления образованием;

- утвердить состав аттестационных комиссий по предметам;

- утвердить расписание итоговых аттестационных работ;

- решить вопрос об освобождении обучающихся от итогового контроля и провести аттестацию на основе текущей аттестации;

- представить анализ итоговых работ обучающихся на методическое объединение и педсовет.

5.2. Обучающиеся школы и их родители под руководством классных руководителей создают необходимые комфортные условия в помещениях, отведенных для проведения итоговых контрольных работ.


6. Порядок перевода обучающихся.


6.1. Перевод обучающихся в последующий класс осуществляется при положительных итоговых оценках.

6.2. Обучающиеся, не справляющиеся с учебной программой, должны быть направлены на ПМПК, которое выдает решение о дальнейшем обучении ученика.


Принято Педагогическим советом № 1 от 30.08.2012г.