velikol.ru
1

Правила поведения в классе
(занятие-тренинг)


Цель: научить детей правильно вести себя в классе

Задачи: рассмотреть правила поведения в школе, на уроке, перемене.

Методические рекомендации: занятие проводится в круге; дети должны видеть лица друг друга.

Ход мероприятия

Учитель. Школа – второй дом. Здесь вы проводите очень много времени. Здесь у вас есть друзья. Здесь вы должны чувствовать себя уверенно и комфортно. Для этого существуют определенные правила поведения. Сегодня мы их и разберем.

^ Правила для всех учеников

Учитель. Начнем с общих правил.

– Ученики должны приходить в школу за 10 минут до занятий. Как вы считаете, что школьник должен сделать за это время?

^ Ребята отвечают.

– Нельзя без разрешения учителей уходить с уроков. Как вы думаете, почему учитель должен знать, где вы находитесь в учебное время?

^ Ребята отвечают.

– Учащиеся должны беречь школьное имущество. Почему школьники должны бережно относиться к школьным вещам?

Ребята отвечают.

– Школьники должны с уважением относиться к учителям, старшим и заботиться о младших? Как вы считаете, почему это важно?

^ Ребята отвечают.

– Вне территории школы ученики должны вести себя достойно. Объясните, почему важно сохранять достойное поведение все время?

Ребята отвечают.

Если у детей возникает проблема с ответом, то учитель должен подвести их к ответу наводящими вопросами, простыми примерами из жизни. Учителю не нужно сразу же самому давать ответ, детям можно дать время подумать. Эффект этого упражнения заключается в том, чтобы дети сами пришли к правильному ответу.

^ Правила поведения в классе

Учитель. А теперь поговорим о том, как вы должны вести себя в классе. Прежде чем мы начнем подробно об этом говорить, ответьте сначала на эти простые вопросы:

Когда заходит учитель в класс, что должны сделать ученики в знак приветствия? (встать)

Когда можно сесть на свои места? (когда, разрешит учитель)

Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс по время урока? (встать)

Если у вас есть какой-то вопрос, как вы подадите знак учителю? (поднять руку)

Ученик отвечает, а вы с ним не согласны. Когда вы выразите свое мнение? (когда ученик закончит)

По какому сигналу начинается урок? (звонок на урок)

Для кого звенит звонок об окончании урока? (для учителя)

Учитель. А теперь давайте обыграем несколько ситуаций.

^ Игра «На уроке»

Каждой ситуации соответствует определенное действие:

Начинается урок – звенит звонок – ребята хлопают в ладоши.

Учитель проводит перекличку – ребята кричат «Здесь!».

Заходит взрослый человек (учитель, директор, завуч) – ребята встают.

Учитель выходит из класса – ребята смирно сидят.

Ученику нужно выйти из класса – ребята поднимают руки.

Звенит звонок с урока – ребята смирно сидят.

Учитель говорит: «Урок закончен» – ребята встают, обходят свой стул.

Учитель называет эти ситуации в разном порядке, постепенно ускоряя темп речи. Если ребята начинают путаться, то стоит снизить ритм, а затем снова увеличить. Упражнение стоит провести 2–3 раза. К третьему повтору дети уже довольно быстро реагируют на то, что произносит учитель.

^ Твое рабочее место в классе

Учитель. Каждый из вас имеет свое рабочее место. Оно очень о многом говорит. Это важный показатель культуры. На парте не должно быть посторонних предметов, которые отвлекали бы вас от процесса обучения. Учебники, тетради, дневник, бутылка с водой, карандаши, ручки, фломастеры. Как вы считаете, что должно лежать на парте?

^ Ребята отвечают.

Учитель. Часто на переменах вы не успеваете доесть булочку в столовой и приносите ее в класс. Не стоит класть ее на парту, потому что она обязательно будет притягивать ваше внимание больше, чем математические примеры. Поэтому положите ее в пакетик и уберите в рюкзак до следующей перемены, чтобы потом спокойно доесть.

^ Кто такой дежурный?

Учитель. В каждом классе должен быть дежурный ученик. Чтобы не путаться, можно составить график дежурства, но, если по какой-то причине дежурный отсутствует, учитель сам вправе его выбирать. Как вы думаете, что должен делать дежурный?

Ребята отвечают.

Учитель. Запомните основные правила. Дежурный по классу должен:

1. Во время перемен находиться в классе;

2. Подготавливать доску к следующему уроку;

3. Поддерживать порядок в кабинете;

4. Помогать учителю, своевременно реагировать на его просьбы.

Учитель. Эти правила очень простые, но соблюдать их очень важно. Выполняя их, вы очень помогаете учителю, который также как и вы устает во время урока.

^ Важная профессия-учитель

Учитель. Как ни странно, но учителя такие же люди, как и вы. Отношение к ним должно быть вдвойне уважительным, поскольку, во-первых, они взрослые, а, во-вторых, вкладывают всю душу в ваше обучение. Обращаться к учителю необходимо только по имени и отчеству. Если учитель долго болел, то после его возвращения можно спросить о его самочувствии. В этом не будет никакого подхалимства. И помните главное – учителю важно лишь сделать из вас грамотных и образованных людей. Учитель всегда придет на помощь в трудную минуту, подскажет правильное решение. Так что нужно отдать учителям должное, ведь они за урок выматываются в 2 раза больше, чем ученики.

Конечно, после школьных уроков вам еще нужно делать домашнее задание, и многие, из вас завидуют взрослым, которые «всего лишь» ходят на работу, а после отдыхают. Вы когда-нибудь задавали себе вопрос: откуда наш учитель все знает? Вам стоит знать, что учителя тоже дома делаю домашнее задание. Как ни странно, но прежде чем прийти к вам на урок, они сами читают учебники и множество другой литературы, чтобы потом вам рассказать все в очень интересной форме. Их подготовка более интенсивная, чем ваше. Вот только представьте, если бы учителя готовились к урокам как двоечники. Разве вам интересно было бы его слушать, если бы он постоянно запинался, постоянно путал слова, перескакивал в одной темы на другую. Конечно же, нет. А кроме подготовки к урокам, им еще нужно проверить ваши тетради. Так что времени на отдых у них остается очень-очень мало, а все это, потому что они хотят поделиться с вами теми знаниями, которыми сами владеют.

^ Маленький перерыв – перемена

Учитель. Чтобы отдохнуть от одного урока и подготовиться к другому существуют перемены. Вы уже успели привыкнуть к маленьким промежуткам между уроками. Кому-то из вас этого времени не хватает, чтобы отдохнуть, а кто-то успевает набраться сил даже за такое маленькое время. А теперь давай поговорим о том, что каждый из вас делает на перемене?

^ Ребята отвечают.

Учитель. Как и для урока, так и для перемены существуют определенные правила поведения, о которых мы сейчас и поговорим. Я буду называть правила, а вы объяснять, почему их необходимо соблюдать.

Ученикам разрешается:

– выходить из кабинета;

– приводить в порядок свое рабочие место;

– по просьбе учителя подготовить кабинет к следующему уроку.

Ученикам запрещается:

– бегать по коридорам, около лестницы и окон;

– толкать друг друга и драться;

– мешать отдыхать другим.

^ Как общаться с одноклассниками

Учитель. Теперь, когда со всеми правилами школы вы ознакомились, давайте перейдем непосредственно к вашим отношения в классе. Каждый класс – это маленький коллектив, в котором вы вместе грызете гранит науки. Поведение каждого из вас должно быть достойным, чтобы с вами было приятно общаться. Вы должны уважать друг друга и быть всегда готовыми помочь друг другу. Что вы делаете в первую очередь, когда приходите в класс?

^ Ребята отвечают.

Учитель. Правильно, здороваетесь и спрашиваете как дела. Такая форма общения очень распространена. Дело в том, что вам действительно интересно, как идут дела у вашего друга. Вы спрашиваете его не из-за элементарной вежливости, а потому что вам действительно интересно узнать, что нового произошло у ваших друзей за выходные. Быть хорошим другом – это значит проявлять искренний интерес к жизни своих друзей. Но как часто ваши разговоры продолжаются и во время урока. Это не допустимо. На уроках посторонних разговоров быть не должно. Для этого существуют перемены. Попробуйте объяснить, почему не нужно разговаривать на уроках.

Ребята отвечают.

Учитель. Вот только несколько причин, почему нельзя разговаривать на уроке:

– отвлекаетесь сами;

– отвлекаете ученика, с которым разговариваете;

– отвлекаете других учеников, сидящих около вас;

– мешаете учителю.

Только один разговаривающей во время урока ученик мешает половине класса. Поэтому лучше все посторонние разговоры оставить на потом.

^ Почему нужно помогать друг другу?

Учитель. Вы всегда можете попросить своих одноклассников о помощи. Вы никогда не должны отказывать друг другу в этом. Как вы считаете, почему взаимовыручка важна в классе?

^ Ребята отвечают.

Учитель. Если с вами приключилась такая неприятность как болезнь, то вы всегда можете обратиться к своему другу за помощью. Вы всегда можете попросить одноклассника передать это учителю, чтобы тот знал, почему вы отсутствуете. Если вашего одноклассника долго не было, нужно обязательно спросить о его самочувствии. После болезни ученики всегда отстают от своих одноклассников, и здесь вы должны помочь. Каждый может оказаться на этом месте, поэтому не откажите в помощи, если ученику будет что-то не понятно, и он попросит кого-то из вас объяснить это.

^ Игра «Помоги мне, пожалуйста»

Ученики делятся на пары. Один из них «ученик, который обращается за помощью», а другой – «ученик, к которому обращаются». Важно, что при обращении за помощью, ученик должен назвать того, к кому он обращается по имени, использовать вежливую форму обращения и в конце поблагодарить за помощь. А тот, кто помогает должен все правильно объяснить, возможно, даже несколько раз. Можно использовать простой математический пример.

Учитель. Совсем не сложно обращаться за помощью и самому оказывать помощь. Кстати, когда объясняешь материал другим, сам его еще лучше понимаешь. Иногда очень трудно найти время для того, чтобы еще раз решить сложный пример. А если точнее сказать, большинству из вас просто лень делать трудное задание еще раз. А вдвоем намного легче и веселее. Поэтому помогать одноклассникам полезно для двоих.

^ Как выразить свое мнение

Учитель. У каждого из нас есть свое мнение. И мы вправе все его высказывать. Но при этом нужно уважительно относиться к мнению других людей. Например, не стоит перебивать и тем более не допустимо кричать «Бред!», «Ерунда!», «Чушь!» на высказывание собеседника, с которым ты не согласен. Нужно дождаться пока он закончит свою мысль, и лишь потом высказать свою. Можно начать «Я считаю по-другому» или «Мое мнение об этом отличается». Еще неизвестно, кто из вас прав, и поэтому не стоит делать поспешные выводы о правоте, чтобы не выглядеть смешным.

Бывают и такие ситуации, когда тебя могут неправильно понять. В таких случаях, стоит еще раз спокойно повторить то, что вы говорили. Самая распространенная ошибка в таком случае – это спор. Пожалуй, это одно из самых глупых действий – затевать спор. Хоть и существует такое мнение, что в споре рождается истина, однако не всегда так. А вот, что точно рождается в споре – это вражда. Так, что, выбирая между мнимой истинностью и крепкой дружбой, лучше выбрать дружбу.

^ У каждого свои таланты

Учитель. Вам знакомо такое выражение. И оно действительно истинно. Посмотрите друг на друга: каждый из вас талантливый ученик. А какие вы знаете таланты?

Ребята отвечают.

Учитель. Кто-то из вас лучше всех поет, а другой – быстрее всех считает; кто-то рисует, как настоящий художник, а другой подает надежды в спорте. Какие-то таланты называют врожденными: те, которыми нас одарила природа, а какие-то приобретенными. Чтобы овладеть последним, нужно много трудиться. Но есть особый талант – быть хорошим другом. Этому нужно учиться, и тренироваться в этом каждый день. И лучше всего делать это в большой дружеской компании, такой как ваш класс.


^ Подведение итогов

Учитель. А теперь давайте подведем итог тому, что вы узнали сегодня на занятии. Я буду называть правило поведения, а вы будите говорить «да», если оно верно и «нет», если неверно.

В школу нужно приходить за 10 минут до занятий, чтобы привести себя в порядок и свои вещи.

Из школы можно уходить, когда захочешь.

Школьное имущество нужно беречь.

За территорией школы можно вести себя, как захочешь. Все равно никто не видит.

Со звонком начинается урок.

Когда заходит директор, можно не вставать.

К учителю можно обращаться только на Вы и по имени-отчеству.

Чтобы спросить учителя о чем-то нужно поднять руку.

При ответе ученика можно перебивать.

Звонок с урока звенит для учителя.

Во время перемен нужно мешать другим отдыхать.

Дежурный по классу должен помогать учителю.

Если одноклассник просит о помощи, вовсе не обязательно ему помогать.

На уроке надо обязательно разговаривать на посторонние темы.

Если ты с кем-то не согласен, нужно обязательно поспорить.

Нужно быть дружным классом.
^

Правила поведения в школьной столовой
(занятие-беседа)


Цель: научить ребят правилам поведения в школьной столовой

Задачи: рассмотреть различные ситуации, с которыми могут столкнуться школьники и определить методы их решения.

^ Ход мероприятия

Учитель. Как вы понимаете, правила поведения в столовой немного отличаются от правил поведения в кафе или ресторане, ведь в большинстве случаев в столовую вы забегаете, чтобы быстро перекусить, а не оставаться на продолжительный обед. Школьники очень ограничены во времени на обед, поэтому вам нужно знать основные правила, чтобы без труда вы смогли за короткую перемену отдохнуть, быстренько поесть и вернуться на урок. Сегодня мы и посвятим этому вопросу наше занятие.

^ Самая длинная шеренга

Учитель. Представьте, что вы приходите в столовую, и первое, что вы видите – это огромная очередь. Конечно, без этого обойтись невозможно: в перемену в столовой всегда будет очередь, ведь вы не одни проголодались. Именно из-за того, что желающих много, а время ограничено, можно пренебречь некоторыми правилами этикета. Самый главный принцип, который нужно соблюдать – это «поел – освободи место». Если все будут заботиться друг о друге, освобождая места, то проблем с тем, где разместиться будет гораздо меньше. Но этот принцип вовсе не говорит о том, что вы можете проигнорировать все остальные правила, и есть так, как вы хотите.

^ Можно ли оставаться в столовой в верхней одежде?

Учитель. Некоторые из вас считают, что в столовую можно заходить в верхней одежде. Представьте, что рядом с вами будет сидеть человек в куртке и шапке. Вам явно будет неприятно. Как вы считаете, почему за столом нельзя находиться в верхней одежде?

Ребята отвечают

Учитель. Во-первых, сидеть в верхней одежде просто неудобно. Вы надеваете эти вещи, чтобы не замерзнуть на улице, тогда зачем же оставаться в них в помещении. Во-вторых, это негигиенично. Все микробы, которые на ваши вещи на улице, попадут в вашу тарелку. Туда также могут упасти меховые волоски. Из этого следует, что в столовой нужно обязательно снимать куртки, шубы и пальто. Если вам все-таки приходится брать вещи с собой, то позаботьтесь о том, чтобы они вам не мешали. Никогда не кладите вашу верхнюю на стол, для этого в столовой обязательно должны быть вешалки, на которые вы сможете повесить ее. Если их не оказалось или они переполнены, то можете повесить их на спинку стула.

Как вы уже поняли, людей, желающих перекусить в столовой всегда очень много, поэтому вы не должны удивляться тому, что около кассы будет тянуться длинная очередь.

^ Почему так важно соблюдать очередность?

Учитель. Поскольку кассиры всегда работают быстро, то главное правило, которое нужно запомнить – это соблюдать очередность. Как вы считаете, почему это так важно?

Ребята отвечают.

Учитель. Благодаря правильному соблюдению очередности вы сможете намного быстрее продвинуться вперед, чем толкаясь. Еще хуже, если вы сразу полезете вперед. Так вы не только покажете себя невоспитанным человеком, но еще и разозлите тех ребят, которые стоят впереди вас и честно ждут своей очереди. Представьте, что вы ждете своей очереди, и прямо перед вашим носом кто-то врывается вперед и забирает последнюю булочку, на которую вы положили глаз. Конечно, вам это неприятно, поэтому если каждый будет соблюдать очередность, то все будет по правилам. Единственное исключение можно сделать для учителей. Если кто-то из них торопиться и подходит без очереди, то вы должны уступить и пропустить вперед.

^ А что будешь ты?

Учитель. Продвижению очереди также способствует заранее сделанный выбор. Лучше всего заранее ознакомиться с тем ассортиментом, который вам сегодня предлагают в столовой. Вы можете ознакомить с меню или же сразу у раздаточного стола. Если вы стоите не один, а с друзьями, то не стоит громко интересоваться у них, что они будут брать. Это не очень вежливо. В таких помещениях как столовая культурный человек всегда ведет себя тихо и спокойно. Ненужно мешать другим своими громкими разговорами и криками. Ведь вам самим неприятно, когда кто-то около вас будет кричать. Кстати, громкие разговоры понижают аппетит. Поэтому сделайте самостоятельно свой выбор и продвигайтесь к кассе.

В столовой каждый платит за себя сам, поэтому заранее подготовьте необходимую сумму, чтобы не стоять у кассы и не задерживать очередь.

^ Как найти сове место

Учитель. После того, как вы наконец-то сделали свой выбор и оплатили его, наступает самый важный момент – занять свободное место. Главное в этом деле – занять первое освободившееся. Если вы увидели своих знакомых за столом, то там не оказалось свободного стула, а за другим столом такой стул оказался. Вы должны спросить тех ребят, которые сидят за соседнем столиком свободен ли стул. Например: «Извините, а этот стул не занят?». Если они разрешат вам взять его – возьмите, если же нет – то просто отойдите и найдите другое место. Поскольку желающих перекусить всегда много, то постарайтесь и сами не занимать без надобности место.

^ Когда я ем, я не сутулюсь и не чавкаю

Учитель. В столовой нужно также следить за тем, как вы сидите за столом. Не нужно сутулиться или сильно наклоняться над тарелкой. Вы должны приучить себя держать спину прямо, лучше поднести повыше вилку или ложку, чем окунать нос в тарелку с едой. Несмотря на то, что главное в столовой – это быстренько поесть и освободить место, нужно уделить должное внимание тому, как вы едите. Не нужно жадно накидываться на еду, вы просто можете подавиться. Жевать нужно с закрытым ртом, не чавкать. Это ведь простые правила, которые вы прекрасно знаете, но иногда, когда мы очень торопимся, мы даже про них забываем.

Если вы пьете чай или кофе с сахаром, то не оставляйте в стакане ложечку, после того, как перемешали сахар. Это необходимо делать в целях безопасности как вашей, так и ваших соседей по столу. Ведь, если случайно кто-нибудь заденет ложечку, то стакан опрокинется, и весь кипяток выльется на вас. Во время еды постарайтесь сильно не греметь столовыми приборами и посудой. В столовой и так довольно шумно, а еще большее усиление звуков не очень приятно. Например, вы будите явно не в восторге, если кто-то рядом с вами будет стучать вилкой о свою тарелку. Эта характеризует очень негативно человека со стороны. После того, как вы поели, то отнесите поднос с использованной посудой на специальный стол. Вам ведь не сложно сделать это, зато сесть за чистый стол приятно, поэтому потрудитесь немного и уберите за собой.

^ Подведение итогов

Сегодня мы разобрали основные правила поведения в столовой. Теперь вы знаете, как нужно вести себя, чтобы быстренько перекусить, даже если в столовой полным полно людей. Давайте повторим основные правила:

– В столовую нельзя заходить в верхней одежде;

– Нужно заранее выбрать то, что собираетесь покупать;

– Обязательно нужно соблюдать очередь;

– Нужно заранее приготовить деньги;

– Во время еды следить за тем, как вы сидите и как едите;

– Сразу после еды освобождать место

– Всегда убирать поднос за собой.

Этих правил совсем немного и их легко выполнить, поэтому постарайтесь их выполнять каждый раз. Если все ребята будут им следовать, то вы заметите, что и очередь к кассе будет двигаться быстрее и места за столиками будут быстрее освобождаться.