velikol.ru
1

Занятие № 5: «Нации. Межнациональные отношения»


При ответе на вопросы этого занятия можно использовать материалы сайта:

http://otherreferats.allbest.ru/


Межнациональные отношения в силу их многоаспектности представляют собой сложное явление. Они включают две разновидности: 

— отношения между разными национальностями внутри одного государства; 

— отношения между разными нациями-государствами. 

Формы межнациональных отношений следующие: 

— Мирное сотрудничество. 

— Этнический конфликт (от лат. conflictus — столкновение). 

Способы мирного сотрудничества довольно многообразны. 

Способы мирного сотрудничества: 

1) Этническое смешивание - разные этнические группы стихийно смешиваются между собой на протяжении многих поколений и в результате образуют одну нацию. Происходит это обычно через межнациональные браки. Таким путем сформировались латиноамериканские народы: в одно целое здесь смешались традиции испанцев, португальцев, местных индейцев и африканцев-рабов.

2) Этническое поглощение (ассимиляция) - представляет собой почти полное растворение одного народа (иногда нескольких народов) в другом. Истории известны мирные и военные формы ассимиляции. Современная Америка — пример мирного пути, а древние империи, завоевавшие соседние народы, например Ассирия и Рим, служат образцом немирного пути. В одном случае захватчики растворяли в себе покоренные народы, в другом — сами растворялись в них. В насильственном сценарии более крупная нация запрещает другим использовать родной язык в публичной жизни, получать образование на нем, закрывает книжные издательства и средства массовой информации. 

Самый цивилизованный путь объединения разных народов — создание многонационального государства, в котором соблюдаются права и свободы каждой народности и нации. В подобных случаях несколько языков являются государственными, например, в Бельгии — французский, датский и немецкий, в Швейцарии — немецкий, французский и итальянский. В результате формируется культурный плюрализм (от лат. pluralis — множественный). 

При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Он подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру. 

Культурный плюрализм — это показатель успешной адаптации (приспособления) человека к чужой культуре без отказа от своей собственной. Успешная адаптация предполагает овладение богатствами еще одной культуры без ущерба для ценностей собственной. 

В современном мире просматриваются две взаимосвязанные тенденции в развитии наций. 

1) Основные тенденции развития наций: 

Межнациональная дифференциация - процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах. 

Формы: 

• самоизоляция в целом; 

• протекционизм в экономике; 

• национализм в различных формах в политике и культуре; 

• религиозный фанатизм, экстремизм. 

2) Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. 

• Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС)) 

• Транснациональные корпорации (ТНК) 

• Международные культурные и народные центры 

• Взаимопроникновение религий, культур, ценностей 

3) Глобализация — это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему 

4) Межнациональный конфликт 

В современном мире практически не существует этнически однородных государств. К таковым можно условно отнести только 12 стран (9% всех государств мира). 

В 25 государствах (18,9%) основная этническая общность составляет 90% населения, еще в 25 странах этот показатель колеблется от 75 до 89%. В 31 государстве (23,5%) национальное большинство составляет от 50 до 70%, и в 39 странах (29,5%) едва ли половина населения является этнически однородной группой. 

Таким образом, людям разных национальностей так или иначе приходится сосуществовать на одной территории, и мирная жизнь складывается далеко не всегда. 

Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. 

В мировой конфликтологии нет единого концептуального подхода к причинам межэтнических конфликтов. 

Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении. Есть подходы, сосредоточивающиеся на поведенческих механизмах, связанных с опасениями за судьбу группы, — не только за потерю культурного своеобразия, но и за использование собственности, ресурсов и возникающей в связи с этим агрессией. 

Исследователи, опирающиеся на коллективные действия, концентрируют свое внимание на ответственности элит, борющихся за власть, ресурсы. Очевидно, элиты прежде всего ответственны за создание, «образа врага», представлений о совместимости или несовместимости ценностей этнических групп, идеологии мира или вражды. 

В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело». 

Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства. 

Основной причиной конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей выступает этноцентризм. 

Этноцентризм — это совокупность неправильных представлений (предубеждений) одной нации по отношению к другой, свидетельствующих о превосходстве первой. 

Этноцентризм — это уверенность в правоте собственной культуры, склонность либо тенденция отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные. Поэтому многие межнациональные конфликты называют ложными, поскольку в их основе лежат не объективные противоречия, а непонимание позиций и целей другой стороны, приписывание ей враждебных намерений, что порождает неадекватное чувство опасности, угрозы. 

Современные социологи предлагают следующую классификацию причин межнациональных конфликтов. 

Причины межнациональных конфликтов: 

— Социально-экономические — неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти. 

— Культурно-языковые — недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни. 

— Этнодемографические — быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения. 

— Экологические — ухудшение качества окружающей среды в результате ее загрязнения либо истощения природных ресурсов вследствие использования представителями иной этнической группы. 

— Экстерриториальные — несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов. 

— Исторические — прошлые взаимоотношения народов (войны, былое соотношение господства-подчинения и т. д.). 

— Конфессиональные — из-за принадлежности к разным религиям и конфессиям, различий в уровне современной религиозности населения. 

— Культурные — от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа. 

Социологи выделяют различные типы межнациональных конфликтов. 

Типы межнациональных конфликтов: 

- государственно-правовой; 

- этнотерриториальный; 

- этнодемографический; 

- социально-психологический. 

Межэтнические конфликты не возникают на пустом месте. Как правило, для их появления необходимы определенный сдвиг привычного уклада жизни и разрушение системы ценностей, что сопровождается у людей чувствами растерянности и дискомфорта, обреченности и даже потерей смысла жизни. В таких случаях на первый план в регуляции межгрупповых отношений в обществе выдвигается этнический фактор как более древний, выполняющий функцию группового выживания. 

Действие этого социально-психологического фактора реализуется следующим образом. Когда появляется угроза существованию группы как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия, на уровне социального восприятия ситуации происходит социальная идентификация по признаку происхождения, по признаку крови; включаются механизмы социально-психологической защиты в виде процессов внутригрупповой сплоченности, внутриг-руппового фаворитизма, усиления единства «мы» и внешне-групповой дискриминации и обособления от «них», «чужих». 

Эти процессы могут привести к национализму. 

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio — народ) — идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду. 

Виды национализма: 

• Этнический — борьба народа за национальное освобождение, обретение собственной государственности. 

• Державно-государственный — стремление наций воплотить в жизнь свои национально-государственные интересы, нередко за счет малых народов. 

• Бытовой — проявление национальных чувств, враждебное отношение к инородцам, ксенофобия (гр. xenos — чужой и phobos — страх). 

Национализм может перерасти в свою крайне агрессивную форму — шовинизм. 

Шовинизм (фр. chauvinisme — термин происходит от имени Никола Шовена, литературного героя комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трехцветная кокарда», радетеля величия Франции в духе идей Наполеона Бонапарта) — политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновывающая исключительность той или иной нации, противопоставление ее интересов интересам других наций и народов, внедряющая в сознание людей неприязнь, а зачастую и ненависть к другим народам, которая разжигает вражду между людьми различных национальностей и вероисповеданий, национальный экстремизм. 

Одним из проявлений государственного национализма является геноцид. 

Геноцид (от лат. genos — род и caedere — убивать) — преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп. Примером геноцида является холокост — массовое уничтожение гитлеровцами еврейского населения во время Второй мировой войны. 

Объединение группы по этническому признаку происходит на основе: 

— предпочтения своих соплеменников «чужим», пришлым, некоренным и усиления чувства национальной солидарности; 

— защиты территории проживания и возрождения чувства территориальности для титульной нации, этнической группы; 

— требований о перераспределении дохода в пользу «своих»; 

— игнорирования законных потребностей других групп населения на данной территории, признаваемых «чужими». 

Все эти признаки обладают одним преимуществом для группового массового действия — наглядностью и самоочевидностью общности (по языку, культуре, внешности, истории и т. д.) по сравнению с «чужими». Индикатором состояния межнациональных отношений и, соответственно, их регулятором является этнический стереотип как разновидность социального стереотипа. При этом регуляция межгрупповых отношений с помощью этнического стереотипа приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое. Когда сталкиваются интересы двух групп и обе группы претендуют на те же блага и на ту же территорию (как, например, ингуши и североосетинцы), в условиях социального противостояния и девальвации общих целей и ценностей, национально-этнические цели и идеалы становятся ведущими социально-психологическими регуляторами массового социального действия. Поэтому процесс поляризации по этническому признаку неизбежно начинает выражаться в противостоянии, в конфликте, который в свою очередь, блокирует удовлетворение базовых социально-психологических потребностей обеих групп. 

При этом в процессе эскалации (расширения, наращивания, увеличения) конфликта объективно и неизменно начинают действовать следующие социально-психологические закономерности: 

— уменьшение объема коммуникации между сторонами, увеличение количества дезинформации, ужесточение агрессивности терминологии, усиление тенденции использовать СМИ как оружие в эскалации психоза и противостояния широких масс населения; 

— искаженное восприятие информации друг о друге; 

— выработка установки враждебности и подозрительности, закрепление образа «коварного врага» и его дегуманизация, т. е, исключение из рода человеческого, что психологически оправдывает любые зверства и жестокости по отношению к «нелюдям» при достижении своих целей; 

— формирование ориентации на победу в межнациональном конфликте силовыми методами за счет поражения или уничтожения другой стороны, 

В острых конфликтных ситуациях одной из первых промежуточных фаз его урегулирования является юридизация конфликта. 

Юридизация конфликта предполагает: 

Прекращение насилия 

Организация диалога между сторонами конфликта 

Обеспечение участия в таком диалоге полномочных и ответственных представителей каждой стороны, лучше всего — государственных органов 

Формулирование требований и претензий каждой из сторон в категориях, хотя бы в принципе подлежащих юридическому переформулированию и правовой оценке 

Юридическая фиксация итогов каждой из стадий переговоров 

Максимально определенное формулирование условий итогового соглашения, придание ему легитимности с помощью какой-либо из форм его ратификации или народного одобрения 

Само по себе подписание каких-либо соглашений еще не гарантирует погашения конфликта. Определяющей является готовность сторон их выполнять, а не использовать в качестве «дымовой завесы» для продолжения попыток добиваться своих целей неправовыми средствами. Для этого, в свою очередь, необходимо хотя бы частичное преодоление конфликта интересов или по крайней мере снижение его остроты, к чему может повести, например, появление в отношениях между сторонами новых стимулов: суровая экономическая необходимость, заинтересованность сторон в ресурсах друг друга, «премии» за урегулирование конфликта в виде международной или иностранной помощи — могут (правда, не всегда) переключить интересы конфликтующих сторон в иную плоскость и значительно притушить конфликт. 

Таким образом, в социально-политическом плане пути к преодолению межнациональных конфликтов лежат либо через хотя бы частичное удовлетворение требований сторон, либо через понижение для них актуальности предмета конфликта. 

Существующие межнациональные проблемы (территориальные споры, стремление к суверенизации; борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования; дискриминация языка, образа жизни; проблема беженцев, вынужденных переселенцев и т. д.) требуют значительных усилий для их разрешения. 

Пути разрешения межнациональных проблем: 

— Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики. 

— Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважения самобытности, их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды. 

— Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации. 

— Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры — национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры. 

— Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.1


1-http://www.terver.ru/http://www.terver.ru/socialstudies/mezhnacionalnie_otnosheniya.php




Вопросы

Ответ

1

Общность людей, возникшая в процессе разложения племенных отношений, на базе языка и территории, общности психического склада и культуры, - это

1/ нация

2/ национальность

3/ род

4/ народность




2

Совокупность родов, возникшая в процессе разложения племенных отношений, на базе языка и территории, общности психического склада и культуры, - это

1/ народность

2/ племя

3/ нация

4/ национальность




3

К народностям относятся

1/ баски

2/ кривичи

3/ дреговичи

4/ русские




4

К нациям относятся

1/ вятичи

2/ эвенки

3/ итальянцы

4/ все перечисленные




5

Исторически сложившаяся устойчивая общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией, общностью языка, культуры, этнического самосознания, - это

1/ род

2/ племя

3/ народность

4/ нация




6

К народностям не относятся

1/ саксонцы

2/ ирландцы

3/ испанцы

4/ все перечисленные




7

К нациям относятся

1/ венгры

2/ радимичи

3/ мари

4/ тиверцы




8

Верны ли следующие суждения о национальных интересах?

А. Национальные интересы связаны с сохранением неповторимости, уникальности своей культуры, языка.

Б. Национальные интересы связаны с обеспечением достаточного уровня экономического развития своей нации.

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




9

Верны ли следующие суждения о нации

А. Нация представляет собой менее устойчивую общность людей, чем народность.

Б. Нация наиболее характерна для современного общества.

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




10

Принадлежность человека к какой-либо этнической общности людей – это

1/ народность

2/ племя

3/ нация

4/ национальность




11

Верны ли следующие суждения о национальных интересах?

А. Национальные интересы требуют психологически не отгораживаться от других наций и народов, обогащать свою культуру новыми контактами.

Б. Национальные интересы требуют отгораживаться от других наций и народностей, превращать границы в «железный занавес».

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




12

Государство, образованное на исторически сложившейся территории той или иной нации и воплощающее ее суверенитет, называется

1/ народным

2/ правовым

3/ национальным

4/ светским




13

Верны ли следующие суждения о народности?

А. Народность занимает на лестнице общественного развития место между племенем и нацией.

Б. Кровнородственные связи охватывают всю народность.

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




14

Верны ли следующие суждения о нации?

А. Нация малочисленнее народности.

Б. Национально-патриотическое и национально-освободительное движения являются признаком того, что нация сформировалась.

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




15

К причинам межнациональных конфликтов относится (-ятся)

1/ стремление к созданию новых государств

2/ территориальный спор

3/ геноцид одного народа в отношении другого

4/ все перечисленное




16

Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?

А. Межнациональному сотрудничеству способствует установление тесных и прочных экономических, политических и культурных связей.

Б. Межнациональному сотрудничеству способствует навязывание религиозных воззрений.

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




17

К формам межнационального сотрудничества не относится

1/ открытие совместных предприятий

2/ проведение спортивных соревнований

3/ осуществление обмена материальными ценностями

4/ распространение печатной продукции, содержащей пропаганду расовой нетерпимости




18

Верны ли следующие суждения о межнациональном сотрудничестве?

А. Межнациональное сотрудничество предполагает создание национальных автономий

Б. Межнациональное сотрудничество предполагает слияние людей в одну нацию

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




19

«Эта нация – избранный народ, обладающий исторической миссией». Данное утверждение является примером проявления

1/ патриотизма

2/ национализма

3/ шовинизма

4/ интернационализма




20


Организация Н. в своих программных документах заявляла, что причина всех бед и неустройств заключается в наличии внешнего «врага», людей другой национальности, которые «мешают», «не дают», препятствуют успешному развитию. Какую идеологию проповедует организация Н.?

1/ интернационализм

2/ патриотизм

3/ национализм

4/ шовинизм




21

Верны ли следующие суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов?

А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится запрет национальной розни в любой ее форме.

Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится политика насаждения единой культуры, религии, языка.

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны




22

«Эта нация выполняет великую, пограничную миссию между Востоком и Западом». Данное утверждение является примером проявления

1/ патриотизма

2/ шовинизма

3/ национализма

4/ интернационализма




23

Верны ли следующие суждения о путях разрешения межнациональных конфликтов?

А. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится недопустимость использования насильственных методов их разрешения.

Б. К путям разрешения межнациональных конфликтов относится следование соединению принципов территориальной, национально-территориальной и персональной автономии.

1/ верно только А

2/ верно только Б

3/ верны оба суждения

4/ оба суждения неверны







Итого



23 б