velikol.ru
1

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА


«Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать...»

(Екклесиаст. 3:1).


По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.

По данным Российской Федерации за последние 10 лет число самоубийств увеличилось в 1,8 раза. Отмечается сдвиг суицидальной активности в сторону более молодого возраста – до 20% суицидальных попыток совершают дети и подростки.

Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается про­цесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не при­ходят им в голову.

Возрастной состав несовершеннолетних, совершивших самоубийство, распределен следующим образом: 18,5% приходится на 10 – 14-летних, 81,5% - на 15 – 17-летних, достигая максимума в 16 – 19 лет.

Среди девушек наиболее часто суицидальные попытки отмечаются в период с 15 до 17 лет (36,1%), среди юношей – в 17 – 18 лет (40,0%).

Попытки аутоагрессии у молодых людей часто имеют оттенок манипулятивности, и это больше выражено у девушек. Если среди несовершеннолетних, совершивших попытку самоубийства, девушек в 4 раза больше, чем юношей, то среди умерших от самоубийства уже лиц мужского пола больше в раза.

Социальный состав суицидентов представлен следующим образом: каждый третий суицидент воспитывался в неполной семье (в подавляющем большинстве матерью. До 50% их были из неблагополучных семей (алкоголизм, криминальное прошлое одного из родителей и т. п.). В последнее время отмечается значительный рост суицидентов, в которых не работают один либо оба родителя.

По данным Всемирной организации здравоохранения, основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы – 10%, пограничные состояния – 15%, соматические заболевания – 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями, в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные причины.

Причины, обуславливающие детей принять решение о самоубийстве, во многом остаются непонятными, и пока ни медицина, ни психология, ни социо­логия не могут однозначно ответить, что заставляет подростков покончить с собой. Общей же причиной суицида является социально-психологическая дез­адаптация ребенка, т. е. нарушение его взаимодействия с ближайшим окруже­нием, чаще всего с близкими ему людьми и семьей. ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство - это «крик о помощи», последний способ ребенка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие у окружающих. Чаще всего суицидальные поступки подростки со­вершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека пе­реносится на самого себя, таким образом, внешняя агрессия, направленная на обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

По наблюдениям медицинских работников, при попытке самоубийства подавляющее большинство несовершеннолетних (87%) принимали лекарственные препараты (67%), средства бытовой химии (18,3%). На долю механической асфиксии, падения с высоты и т. п. приходится 13%. В тоже время наиболее частой причиной смерти является именно механическая асфиксия, которая составила 89,8% от общего количества случаев смерти лиц обоего пола, причем у юношей этот показатель составляет 96,8%. Второе место как причина смерти занимают отравления – 7,8%, третье – падение с высоты – 2,4%. Последние причины смерти наиболее значимы у лиц женского пола.

Ребенок, который намерен совершить самоубийство, находится в тяжелей­шем кризисном состоянии, и попытки суицида не являются для него реакцией на единичное выводящее из душевного равновесия событие. Решение покон­чить с собой вызревает в контексте накапливающихся в течение продолжитель­ного времени личных или семейных проблем. Однако сама по себе попытка может быть импульсивной, неожиданной для самого ребенка.

Самоубийству может предшествовать длительная история проблем и не­урядиц подростка в детском возрасте.

В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и предотвра­тить, т. к. еще до совершения самоубийства подросток может привлечь к себе внимание или выразить свой протест через уход из дома, совершение асоци­ального поступка (воровство, хулиганство, употребление алкоголя). Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближай­шее окружение о своем намерении покончить с жизнью. Так или иначе, пове­дением или высказываниями подросток выдает свое суицидальное желание, поэтому, если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, ее можно предотвратить.


Признаки намерения совершения суицида

Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намере­нии подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд призна­ков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведен­ческие.


Словесные признаки:

  • открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;

  • косвенные намеки на совершение самоубийства (например, «Больше я не буду никому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т. п.);

  • нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечение литературой по вопросам жизни и смерти (например, увлечении книгами о самоубий­цах, ритуалах погребения, «загробной» жизни и т. п.), частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключа­ется в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не со­вершат его);

  • высказывание своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме (например, «...смерть - всего лишь одна из сторон жизни», «чего бояться смерти - мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).


Поведенческие признаки:

  • безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;

  • налаживание отношений с непримиримыми врагами;

  • отсутствие желание ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;

  • пропуск школьных занятий, потеря интереса к привычным для ребен­ка увлечениям, хобби;

  • отстранение от друзей и семьи;

  • частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;

  • безразличие к окружающему миру.


Советы психолога

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять пробле­му, скрытую за словами.

  2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкрет­ный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если ребе­нок имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.

  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.

  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытай­тесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися пробле­мами.

  5. Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

  6. Постарайтесь акцентировать внимание ребенка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с чем-то очень важным для него: увлечением спортом, общением с друзьями, воплощением мечты, гордостью за него родителей – всем тем, что очень высоко ценится ребенком. Спросите у подростка, что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти. Такая попытка проговорить чувства окружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.

  7. Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязатель­но справитесь со своими проблемами.

Оснований для совершения подростком самоубийства много, и во всех случаях ребенку необходима профессиональная психологическая консультация и помощь.