velikol.ru
1



Коррекционно-развивающая

программа


Раз словечко,

два словечко...”


Учитель-логопед

Таранова Н.А.


Пояснительная записка


Актуальность


В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранить дефект речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе.

Поэтому коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития растущего ребенка.

Как известно, дети с нормальной речью на протяжении дошкольного возраста усваивают необходимый для учения в школе словарный запас и языковые грамматические формы, подготавливаются к овладению звуковым и морфологическим анализом слов.

Однако у детей с различными формами речевой патологии эти процессы замедляются. Готовность к звуковому анализу у детей, имеющих речевые нарушения, в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей.

Поэтому дети с различными нарушениями речи в условиях массовой школы обычно оказываются не в состоянии овладеть навыками письма и чтения в полном объёме.

Многие дефекты речи препятствуют также обучению детей по ряду других дисциплин. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо не только корректировать эти аномалии, но и проводить целенаправленную подготовку детей к школе и тем самым предупреждать их возможную последующую неуспеваемость.


Основные направления работы


1. Развитие фонематических процессов (слуха, звукового анализа и синтеза).

2. Работа над словарём (лексика и грамматика).

3. Связная речь.


Программа “Раз словечко, два словечко...” разработана для детей, имеющих логопедическое заключение - ОНР (3 ур.), дизартрический компонент, дизартрия, ЗРР.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика.

Состояние речевой деятельности и уровень сформированности языковых средств у каждого из детей, естественно, имеют индивидуальные особенности. Также можно отметить и общие закономерности.


Произношение звуков


У детей, ранее получавших логопедическую помощь, как правило, остаются несформированными самые сложные в коррекционном плане фонемы: шипящие и звуки Р-Рь. У детей, которые только поступили в дошкольное учреждение, патология произношения более серьёзное и охватывает не две, а четыре - пять групп звуков.


Словарный запас


Словарный запас дошкольников ОНР к 6-7г. значительно пополнен, однако всё также отстаёт от возрастной нормы как качественно, так и количественно. Затруднения вызывают подбор антонимов, синонимов, родственных слов, относительных, притяжательных прилагательных, некоторых обобщений.

Большое количество ошибок видно при употреблении приставочных глаголов, существительных, обозначающих профессии (дирижёр, балерина и т.д.), названии спортсменов по видам спорта (пловец, гимнастка и т.д.). В словаре отсутствуют сложные существительные (ледоход, соковыжималка), сложных прилагательных (тонконогий, белогрудый). Дети не всегда полно и точно объясняют значение знакомых слов, не могут подобрать более 2-3 прилагательных, глаголов к заданному существительному.


Грамматический строй речи


Дети способны построить простые распространенные предложения, включая фразы с несколькими определениями. Но у большей части детей отмечаются нарушения согласования и управления (пять озер, красивый платье), пропуски, замены сложных предлогов (из-за, из-под т.д.), изменения порядка слов. И все дети затрудняются в составлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Нарушения всех компонентов языковой системы, отражаются на связной речи дошкольников. Рассказы детей недостаточно развернуты, последовательны, состоят в основном из простых предложений, содержат фонетические и грамматические ошибки.


Адресат


Так как специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей детей в значительной мере зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему родители и педагоги, мною разработана программа “Раз словечко, два словечко...” для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет, имеющих ОНР (2-3 уровня), как посещающих дошкольные учреждения, так и не охваченных дошкольным образованием.

Программа позволяет с учётом индивидуальных особенностей ребёнка скорректировать недостатки его устной речи, помочь подготовиться к полноценному обучению в школе.


Условия реализации программы


Программа реализуется на подгрупповых, индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях в течение учебного года. Время проведения и продолжительность занятий зависит от индивидуальных (психофизических, соматических) особенностей ребёнка (15-25 мин.).

Программа позволяет создать положительный микроклимат на занятиях, развить индивидуальные способности с учётом интереса и потребностей ребёнка.


Результаты коррекционной программы


- Развитие, совершенствование психических функций (внимания, памяти, мышления и т.д.);

- устранение фонетико-фонематического недоразвития;

- формирование навыков звукового анализа;

- расширение, обогащение, уточнение словарного запаса детей;

- развитие связной речи детей.


Отслеживание результатов коррекционного воздействия осуществляются:

1. По протоколу логопедического обследования.

2. По карте индивидуального сопровождения ребёнка.


3-4года


№ п/п

дата

тема

лексико-грамматическая категория







Звук. А

Образование уменьшительно- ласкательных существительных.







Звук У

Образование уменьшительно- ласкательных существительных.







Звук И

Образование существительных мн.ч., Р.п.







Звук О

Использование предлогов НА - ПОД







Звук Т

Использование предлогов НА - ПОД






Звук М


Образование уменьшительно- ласкательных существительных







Звук П

Согласование прилагательных с существительными.







Звук Б

Согласование прилагательных с существительными.







Звук К

Использование предлогов В-НА







Звук Ф

Использование предлогов В-НА







Звук Д

Использование существительных мн.ч., Р.п.







Звук В

Использование существительных мн.ч., Р.п.







Звук Ы

Образование существительных мн.ч., И.п.







Звук Н

Образование существительных мн.ч., И.п.







Звук Г

Согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными






Звук С


Игра "Назови части"(по картинке)







Звук З

Игра "Назови части"(по представлению)






Звук Ц


Отгадывание загадок-описаний по картинкам.






Звук Ш


Использование предлогов ЗА-ПЕРЕД






Звук Ж


Использование предлогов ЗА-ПЕРЕД






Звук Ч

Игра "Скажи наоборот"








Звук Л

Игра "Скажи наоборот"






Звук Р


Отгадывание загадок-описаний по картинкам.



5 - 6 лет


№ п/п

дата

тема

лексико-грамматическая категория

примечания







Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Развитие общего внимания и понимание речи.










Звук У.

Формирование понятий

о действии и предмете.










Звук А.

Формирование понятий

о действии и предмете.










Звук И.

Закрепление понятий

о действии (вопросы Кто? Что? Что делает?)










Звуки А, У.


Закрепление понятий о действии (вопросы Кто? Что? Что делает?)










Звуки У, И.

Имена собственные и их уменьшительная форма.










Звуки А, И.


Д/и "Придумай о чем может идти речь".










Звук М.

Д/и "Для чего и где можно применить предмет, который я назову".










Звук В.

Глаголы муж. и жен. р.

в прош. времени.










Звук Н.


Согласование существительного

и глагола в числе.










Звук Ф.

Составление 3-словных предложений. Понятия “слово, предложение”.










Звук К.


Пересказ текста, составленного

по демонстрируемому действию.










Звук Т.


Согласование числительных

один, одна

с существительными.










Звук П.

Предлог НА.










Звуки К, Т.

Приставочные глаголы.










Звуки К, Т, П.
^

Пересказ рассказа


с использованием опорных сигналов.










Звук Х.


Д/и "Разложи картинки по сходству", д/и "Назови лишнее слово".










Звуки К, Х.


Д/и "Пара к паре", д/и "Дополни ряд".










Звук ЛЬ.

Пересказ рассказа

с опорой на серию сюжетных картинок.










Звук О.


Согласование местоимений Мой, Моя с существительными.










Звуки О, У.

Предлог Под.










Звуки А, О, И, У.

Подбор определений

к предметам и объектам (какой по цвету?,

какой по форме?).










Звуки ЛЬ, Й.

Относительные прилагательные

(какой по материалу).










Звук Ы.

Предлоги В, НА, ПОД.










Звуки Ы, И.

Составление рассказа

по серии сюжетных картинок.










Звуки А, О, У, И, Ы.

Глаголы-антонимы.










Звук С.

Звук З.

Предлог К.

Согласование прилагательного с существительным в роде.










Звук Ц.

Предлоги К, ПОД.






6 - 7 лет



№ п/п

дата

тема

лексико-грамматическая категория

примечания







Обследование речи детей.










Занятия по развитию общего внимания, понимания речи, слухового внимания, фонематического восприятия.










Звук и буква А.

Д/и "Пара к паре", д/и "Дополни ряд".










Звук и буква У.

Д/и "Назови части", д/и "Угадай загаданный предмет".










Звуки и буквы А, У.

Практическое употребление предлога МЕЖДУ.










Звук и буква О.

Практическое употребление существительных И. п.

в ед. и мн. числе.










Звуки и буквы О, У.

Д/и "Назови ласково", д/и "Что для чего?"










Звуки и буквы

А, О, У.

Практическое употребление существительных В. п.

в ед. и мн. числе.










Звук и буква И.

Практическое употребление существительных Р. п.

в ед. и мн. числе.










Звук и буква К.

Практическое употребление слов-приятелей.











Звук и буква Т.

Образование существительных с помощью суффикса ЩИК.










Звуки и буквы

А, О, У, И.

Практическое использование формы Д.п.










Звук и буква М.

Образование существительных при помощи суффикса -ОК.










Звук и буква Н.

Использование формы Т.п существительных.










Звук и буква Ф.

Согласование прилагательных

с существительными.










Звук и буква В.

Образование приставочных глаголов.










Звуки и буквы К, Т.

Образование приставочных глаголов.










Экскурсия

в столовую.

Образование относительных прилагательных.










Звук и буква Б.

Согласование существительных с глаголами, прилагательными в роде и числе.










Звук и буква Д.

Образование притяжательных прилагательных.










Звуки и буквы Б, Д.

Практическое использование слов-антонимов.










Формирование понятий о предмете (кто? что?).

Образование притяжательных прилагательных.










Звуки и буквы И, Ы.

Образование приставочных глаголов.










Слова-предметы (кто? что?).

Согласование притяжательных местоимений с существительными.










Звук и буква С.

Согласование прилагательного с существительным.










Слова-действия

(что делает?)

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.










Звук и буква З.

Практическое использование притяжательных прилагательных.










Звуки и буквы С, З.

Практическое использование

предлогов К, ОТ.










Звук и буква Ц.

Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ

с существительными.










Звуки и буквы

С, З, Ц.

Практическое использование предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.










Гласные звуки.

Родственные слова.










Согласные звуки.

Практическое использование несклоняемых существительных.










Звуки и буквы Д, Т.

Практическое употребление мн. числа

и уменьшительно-ласкательной формы существительных.










Звуки и буквы Г, К.

Практическое использование несклоняемых существительных.










Родственные слова.

Образование приставочных глаголов.










Звук и буква Ш.

Практическое использование относительных прилагательных.










Звук и буква Ж.

Практическое использование приставочных глаголов.









^

Звуки и буквы


Ш, Ж.

Практическое использование предлога С/СО.










Звук и буква Л.

Практическое использование слов

с противоположным значением.










Звук и буква Р.

Практическое использование предлога С/СО.










Звуки и буквы Л, Р.

Образование глаголов

от звукоподражаний.





Лексические темы.



месяц

неделя

тема



Сентябрь

1.


2.


3.


4.


"Детский сад"

"Игрушки"


"Овощи.

Урожай"


"Фрукты"


"Ягоды. Грибы"





Октябрь

1.


2.


3.


4.



"Осень"


"Деревья и кустарники"


"Перелетные птицы"


"Дом, семья"



Ноябрь

1.


2.


3.


4.

"Мебель"


"Одежда, ткани и другие материалы"


"Обувь"


"Посуда"


"Транспорт"




Декабрь

1.


2.


3.


4.


"Зима"


"Зимующие птицы"


Зимние забавы"


"Новый год"




Январь

1.


2.


3.


4.


"Почта, профессии"


"Домашние птицы"


"Дикие животные тайги"

Февраль

1.


2.


3.


4.

"Животные жарких стран"


"Спорт. Виды спорта. Спортивные игры"


"Защитники Отечества"


"Зима" (итог)




Март

1.


2.


3.


4.

" 8 - е Марта - праздник мам и бабушек"


"Ранняя весна"


"Строительство, профессии"


"Школа, библиотека"




















3.





4.










1.

2.














4.

тайги"


"Дикие животные Севера"

Февраль





1.


2.


3.


4.


"Животные жарких стран"


"Спорт. Виды спорта. Спортивные игры"


"Защитники Отечества"


"Зима" (итог)




Март


1.


2.


3.


4.


" 8 - е Марта - праздник мам и бабушек"


"Ранняя весна"


"Строительство, профессии"


"Школа, библиотека"

Апрель


1.


2.


3.


4.


^

"Рыбы"




"Космос"



"Насекомые"


"Комнатные растения"



Май


1.


2.


3.


4.

"Устное народное творчество"


"День Победы"


"Весна" (итог)


"Времена года"


"Повторение"




Литература


Т.А. Ткаченко. В первый класс - без дефектов речи.

Т.А. Ткаченко. Если дошкольник говорит плохо.

Р.А. Кирьянова. Комплексная диагностика дошкольников.

Г.В. Чиркина и др. Основы логопедической работы с детьми.

Т.Б. Филичева, Н.А Чевелёва. Логопедическая работа в специальном детском саду.