velikol.ru
1

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР МОУ СОШ № 50

_________ Горбунова А.Е.


ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

«Духовно-нравственное воспитание школьников»

классный руководитель

Гончарова Ольга Валентиновна


МОУ СОШ № 50

г.Комсомольск-на-Амуре

2011-2014



      Повышение человеческого в человеке (В.И. Мурашов)

      Воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора (Л. Е. Плескач)

      Процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств (К.Д.Ушинский)



Содержание:

      1. Пояснительная записка.

      2. Цели, задачи, формы работы.

      3. Понятийный аппарат.

      4. Принципы духовно-нравственного воспитания.

      5. Основные направления работы.

      6. Прогнозируемые результаты.

      7. Содержание программы 6-8 класс.

      8. Самоуправление и его структура.

      9. Психолого-педагогическая характеристика класса.

      10. Социальный паспорт класса.

      11. Наши поручения.

      12. Актив класса.

      13. План работы на четверть. Анализ работы ха четверть. План мероприятий на каникулы.

      14. Индивидуальная работа с учащимися.

      15. Достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

      16. Работа с родителями.

      17. Наши достижения.

      18. Литература.

Пояснительная записка

            В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. 

            Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда наряду с экономической нестабильностью одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

            К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.  И возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

^ Назначение программы:

  • обеспечить благоприятные условия для разработки и реализации системы

  • мероприятий, способствующих духовно- нравственному воспитанию школьников

Порядок мониторинга процесса и результатов реализации Программы:

  • обсуждение хода реализации Программы на педагогических советах школы, совещаниях при управлении образования с предоставлением аналитического материала промежуточных и итоговых результатов воспитательного процесса;

  • публикация в средствах массовой информации муниципального и регионального уровней;

  • психолого-педагогическая диагностика дошкольников и анкетирование родительской общественности.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  •     Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  •      Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266- 1 (с последующими изменениями и дополнениями)

  •      Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.

  •     Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.

  •     Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)



Цель программы:


    поэтапное создание условий для развития личности ребенка;

    воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной и трудовой деятельности и нравственному поведению;

    воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;

    формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, духовно-нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.


Задачи:

1.Создать

    максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;

    благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей;

    развивать творческие способности школьников.


2. Связать в единое целое: коллектив детей, учителей и родителей.


3. Воспитывать в детях:

    любовь к Родине, своему селу, родному дому;

    способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения;

    уважение к членам своей семьи;

    формировать общечеловеческие нормы морали (доброта, взаимопонимание, терпимость);

    эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;

    потребность в здоровом образе жизни;

    знакомить учащихся с прошлым и настоящим своей малой родины, приобщать учащихся к культуре своего отечества, народа, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях;

    прививать чувства прекрасного на примерах музыки и живописи;

    развитие потребности в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;

    развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.


4. Осуществлять приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности.



5. Формирование системы самоуправления в классе.



Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 3 года (6-8 классы).


^ Сроки и этапы реализации программы:
1 этап -2011-2012 уч.год.
2 этап -2012-2013 уч. год.
3 этап -2013-2014 уч. год.


Цель духовно-нравственного воспитания в школе - создание условий для становления духовно- нравственной культуры у школьников.

 



^ Задачи духовно-нравственного воспитания:

    • Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.

    • Усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России.

    • Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.



Модули:

      1. духовно-нравственный  (модуль 1)

      2. социально-личностный  (модуль 2)

      3. культурный  (модуль 3)



Формы работы с учащимися и родителями:

    • Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания;

    • Лекции, семинары, практикумы (в старших классах);

    • Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения;

    • Проведение праздников и мероприятий;

    • Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций);

    • Исследовательская деятельность учащихся;

    • Экскурсии;

    • Организация выставок;

    • Тематические и творческие вечера;

    • Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

    • Родительские собрания на духовно-нравственные темы;

    • Лекторий для родителей;

    • Вечера вопросов и ответов;

    • Выставки, конкурсы;

    • Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

    • Информационные стенды для родителей, выставки детских работ;

    • Совместно организованные с родителями праздники.



Духовно- нравственное воспитание содействует формированию у человека:



 

 

^ Понятийный аппарат

           Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что можетнас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Можно привести несколько формулировок духовно- нравственного воспитания:

Таким образом, духовно- нравственное воспитание- это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.

«Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

^ Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

 

 

 

Принципы духовно-нравственного воспитания



 

^ Основные направления работы

Блоки

Воспитательные задачи

Я и Я

1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.

Я и Отечество

1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями. Раскрытие культурообразующей роли Православия для России.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

Я – защитник Отечества

 Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.

Я и здоровье

1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни

Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.

Я и семья

1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери - матери

Я и школа

1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Я и планета

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

 

^ Прогнозируемые результаты реализации программы

         В ходе освоения программы «Духовно-нравственное воспитание школьников» ученик должен обладать следующими компетенциями:

 



 



 



 

Важно помнить, что воспитательный процесс - целостная динамическая система, основным фактором которой является ЛИЧНОСТЬ.

Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.

Главная цель духовно- нравственного воспитания - формирование человека, способного к принятию  ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

 

^ Содержание программы

6 класс

Задачи:

  • развитие нравственных и духовных ценностей; познавательного интереса, способствующего развитию личности;

  • целенаправленное воспитание коллективной и групповой деятельности;

  • приобщение учащихся к духовной культуре, отечественным традициям.



^ Модуль 1 (духовно-нравственный) 

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Классный час «Мои интересы, мои увлечения»

Акция  «Дело, посаженное тобой» - «Человек в тебе»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь

Диспут «Разумное и нравственное всегда совпадают»

Ролевые игры с использованием нравственных  ситуаций «Театр- экспромт»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Выставка «Моя семья»

Ноябрь

Беседа «Протянем руку помощи»

Практикум «Как  помочь товарищу, если он попал в беду»

Родительское собрание с учащимися класса «День благодарения"

Декабрь

«Пестрое дело» « Свободный разговор»

Литературно- музыкальная гостиная «В мире духовности»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Январь

Классный час «Мой дом- моя семья»

Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»

Родительское собрание «Друзья моего ребенка. Кто они?»

Февраль

Классный час «Милосердие в наши дни»

Участие в акции «Малышок»

Беседа «Спешите делать добро»

Март

Диспут «Надо ли любить всех?»

Литературно- музыкальная гостиная «Целую руки матери моей»




Апрель

Беседа «Кому легче жить_ культурному или некультурному человеку?»

Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или Еще раз о дружбе»


Родительское собрание «Внимание: семиклассник»

май

Диспут «Сеющий неправду пожнет беду»

Практикум «Лукошко добрых дел»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

 ^ Модуль 2 (социально-личностный )

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Презентация «Здравствуй, малая родина!»

Участие в акции «Дети против наркотиков»




Октябрь

Диспут «Если твоя ложь несет благо…»

Игровая программа «Слабое звено»

Консультация «Самый-самый»

Ноябрь

Классный вечер «Как повысить культуру речи?»

Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!»

Родительское собрание «Роль общения в жизни школьника»

Декабрь

Этическая беседа «Что такое вежливость?»

КТД «Рождественские посиделки»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Январь

Классный час

«Страна, в которой мне хотелось бы жить»

Конкурс сочинений «Кто счастливее - здоровый нищий или больной король?»

Родительское собрание «Увлечения и интересы семиклассников»

Февраль

Диспут «Можно ли стать красивым?»

Практикум «Портрет моего современника»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»




Март

Беседа «Если твоя правота несет зло…»

Интерактивная игра «Иметь свое мнение - э то важно?»

Беседа «Родительский дом- надежный причал»

Апрель

Встреча с представителями правовых структур

«Проблемы и аргументы»

Вечер вопросов и ответов «Духовный мир человека»

Акция «Спешу делать добро!»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Экологическая экспедиция «Чистая река - чистая совесть»

Поход в лес

«Полная корзина»

Родительское

собрание «Здоровая семья: духовно- нравственные аспекты»

 

^ Модуль 3 (культурный)

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Дискуссионные качели

«Я гражданин?»

Игра «Мои гражданские права и обязанности»

Родительское собрание «Семейный климат. Семейные традиции»

Октябрь

Беседа «Вверх по лестнице жизни»

Практикум «День добрых сюрпризов»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Ноябрь

Встреча с интересными людьми города «Колесо»

Презентация «Наш мир»

Родительское собрание «Памятные даты моей семьи»

Декабрь

Беседа «Роль книги в жизни человека»

Игра «Тайны вокруг нас»




Январь

Устный журнал «Память, за собою позови!»

Операция «Салют ветеранам»,


Беседа с родителями на тему: «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка»

Февраль

Классный час «Преданья старины далекой»

Огонек «Искусство моего края»





Март

Калейдоскоп «Народные праздники»

Музыкально- игровой вечер «Русским чаем угощаем»

Родительское собрание «Роль отца и матери в семье»

Апрель

Экскурсия в библиотеку «В мире интересного»

Конкурс сочинений «Береги честь смолоду»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Встреча с ветеранами «Память сердца»

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники», литературно- художественного альманаха «Факел»

Родительское собрание «Возьмемся за руки, друзья!»

 

^ Содержание программы

7 класс

Задачи:

  • воспитать уважительное отношение друг к другу, демонстрируя положительные примеры прошлого и современности, реальные взаимоотношения людей;

  • развивать значение понятий «истинное» и «ложное», научить отвечать за последствия своих поступков, принимать верные решения;

  • создавать  ситуации практического применения  духовно- нравственных категорий в реальной ситуации.

^ Модуль 1 (духовно-нравственный) 

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Диспут «Что такое духовность человека?»

Практикум «Что такое «красивый поступок»?»

Выставка «Высшая ценность на Земле»

Октябрь

Беседа- диалог «Так ли безобидны современные молодежные течения и увлечения?»

Час вежливости;

Тренинг «Мои добрые дела»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Консультация «Хорошо - плохо»

Ноябрь

Этическая беседа «Умение прощать»

Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Декабрь

Диспут «Азбука нравственности»

Игра- путешествие по городу Вежливости.




Январь

Беседа «Еще раз о товариществе и дружбе»

Практикум «Чтобы иметь друга, надо быть им»

Беседа с родителями «Этика и этикет»

Февраль

Классный час «Будьте добрыми и человечными»

Турнир «Знатоки этикета»

Беседа «Уроки школьной дружбы»

Март

Вечер вопросов и ответов «Девичья честь»

Развлекательная программа «Веселый девичник»




Апрель

Беседа «Нравственные истины»

Вечер вопросов и ответов «Моральный долг и совесть человека»

Родительское собрание «Первые чувства вашего ребенка»

май

Диспут «Истоки милосердия»

Практикум «Вежливые слова»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

 

^ Модуль 2 (социально-личностный )

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Мультимедийный салон «Люблю тебя, мой Армавир!»

Акция «С любовью к городу»

Родительское собрание «Возможные нарушения развития личности в подростковом возрасте»

Октябрь

Викторина «Классики литературы о добре и зле»

Практикум «Не позволяй душе лениться!»




Ноябрь

Классный час «Долг человека по отношению к обществу»

Тренинг «Нравственный аукцион»

Беседа «Честь и честность»

Декабрь

Час общения «Как научиться жить без конфликтов!»

Ситуативный практикум «Я- в общественном месте»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Январь

Беседа «Физкультура и спорт в жизни школьника»;

Вер вопросов и ответов Должен ли быть человек толерантным?»

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники», литературно- художественного альманаха «Факел»

Родительское собрание « Мы за здоровое будущее!»

Февраль

Диспут «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?»

Правовая игра «Суд над хулиганством»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Март

Беседа «Вредные привычки. Как от них избавиться?»

Акция «Я- за здоровье!»

Семейный праздник «Нам вместе весело!»

Апрель

Классный час «Ложь на скамье подсудимых»

Практикум «Можно, нельзя, нужно»




май

Устный журнал  «Кто такой друг»

Этический тренинг «Маски»

Творческий вечер «Семейные династии»



^ Модуль 3 (культурный)

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Классный час «Земля- наш общий дом»

Экскурсия «Улицы, от названия которых становится теплей»

Выставка «Души моей сокровище»

Октябрь

Дискуссия «Я имею право на…»

Игра «По каким правилам мы живем?»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Ноябрь

Выставка рисунков «Родная школа в лицах»

Игровая программа о вредных привычках «Страшный сон»




Декабрь

Викторина «Своя игра»

Ролевая игра «Я культурный человек»

Родительское собрание «Культура поведения в семье»

Январь

Устный журнал «Письмо неизвестному солдату»

Акция «Посылка солдату»




Февраль

Беседа «Человек- мыслитель и творец»

КТД «Барыня- боярыня Масленица»

Выставка фотографий «Наши семейные традиции и реликвии»

Март

Круглый стол «Этическое в поведении человека»

Акция «Место встречи - театр!»

Вечер «Да святится имя твое, МАМА!»

Апрель

Диспут «Государство- это мы!»

Практикум «Человек и закон»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Встреча с интересными людьми города

Вечер «Орден твоего деда»;

выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Заочная экскурсия «Военная летопись моей семьи»


 

^ Содержание программы

8 класс

Задачи:

  • воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в коллективе, в семье;

  • дать учащимся возможность проявить свои нравственно- духовные ценности на практике;

  • создание условий для нравственного самовоспитания учащихся

^ Модуль 1 (духовно-нравственный) 

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Классный час «Идет ДОБРОТА по Земле»

Тренинг «Уроки доброты»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь

Круглый стол  «Что значит быть хорошим сыном или дочерью?»

Ролевая игра «В гостях и дома…»;

Выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Беседа «Национальные традиции в моей семье»

Ноябрь

Классный час «Простые истории человеческой дружбы»

Тренинг «Идеалы и

антиидеалы»




Декабрь

Этическая беседа «Не бойся доброты, не бойся…»

Турнир «Знатоки этикета»

Родительское собрание «Эмоции и чувства в разговоре с подростком»

Январь

Беседа «В дружбе - сила»

Практикум «Если друг оказался вдруг…»;

Операция «Праздничный сюрприз»




Февраль

Беседа «О вкусах не спорят, о манерах надо знать»

Практикум «Беды невежества»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Март

Диспут «Современно ли чувство «любовь»?»

Игровая программа «Признание в любви»

Родительское собрание «В семье - выпускник»

Апрель

Классный час «Профессии милосердия и добра»

Литературно- музыкальный праздник «Всему начало- любовь…»




май

Презентация «Фильм о моем классе»

Заочная экскурсия «Я через пять лет»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

 

^ Модуль 2 (социально-личностный )

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Гостиная «Пейзажи России»

Участие в акции «Молодежи - здоровый образ жизни!»




Октябрь

Круглый стол «Три ступени, ведущие вниз»

Выпуск литературно- художественного альманаха «Факел»

Беседа- диалог «Правовые основы семейных отношений»

Ноябрь

Беседа «Сколько стоит твое здоровье»

Игра- доказательство «Суд над пороками людей»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Декабрь

Диспут «Конверт дружеских вопросов»

Ролевая игра «Добро пожаловать!»

Вечер вопросов и ответов «Закон и ответственность»

Январь

Классный час «Наркотики- свобода или зависимость, полет или падение?»

Практикум «Мне это выгодно?»;

выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Консультация «За гранью дозволенного»

Февраль

Беседа «Как стать мужественным юношей»

Вечеров вопросов и ответов «Мужское достоинство»




Март

Классный час «Наша страна- Россия»

Творческий проект «Школа, которую мы строим»

Родительский ринг «Семейные проблемы. Как их решать?»

Апрель

Беседа- размышление «Молодежный сленг: «за» и «против»»

Тренинг «Разброс мнений»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

май

Классный час «Мое место в жизни»

Вечер вопросов и ответов «Что такое самовоспитание? Как ты его понимаешь?»

Практикум «В минуту трудности»

Родительское  собрание «И милость падшим подавать?»

 

^ Модуль 3 (культурный)

Месяц

Воспитательные

мероприятия

Воспитывающие

мероприятия

Работа

с родителями

Сентябрь

Беседа «Моя «малая родина»»

Практикум «Памятные даты моей страны»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Октябрь

Классный час «Фольклорные традиции и праздники россиян»

Вечер «Кубань родная»

Консультация «Что для детей «малая родина»?»

Ноябрь

Вечер вопросов и ответов

«Классики литературы о добре и зле»

Практикум «В мире мудрых мыслей и изречений»;

Тренинг «Семейный альбом»

Декабрь

Беседа- диалог «Современные тоталитарные и экстремистские секты и организации религиозной направленности»

Акция «Мой выбор»

Практикум «Родительский дом –

надежный причал»

Январь

Встреча с интересными людьми города

«История глазами интересного человека»

Лингвистический марафон

«Когда говорят предметы»




Февраль

Классный час «Город помнит своих освободителей»

Операция «Ветеран»

Родительское собрание «История глазами моих родственников»

Март

«Диалог с веком» «Гений и злодейство - вещи совместимые?»

«Приглашаем всех в

театр!»;

выпуск классной газеты «Веселые путешественники»

Выпуск бюллетеня «Школа для родителей»

Апрель

Беседа «Кем быть и каким быть?»


Конкурс сочинений «Что значит быть человеком?»

Консультация «Воспитание словом и делом»

май

Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем!»

Деловая игра «Люди, на которых хотим быть похожими»;

Операция «Подарок моим друзьям»

Родительское собрание «Впереди - взрослая жизнь!»

 

Самоуправление класса.


Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!

  2. Сотвори себя – это необходимо!

  3. Утверди себя – это возможно!

  4. Прояви себя – это реально!


Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.


Принципы деятельности органов самоуправления:

    добровольность;

    демократизм;

    гуманизм;

    социальная направленность;

    творчество;

    разновариативность;

    самостоятельность.


Для достижения данных принципов необходимо:

    • предоставить обучающимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации и анализе учебно-воспитательного процесса;

    • формировать у учащихся потребность совершенствовать свою личность;

    • воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, воспитывать гражданскую и социальную ответственность за самого себя и окружающих людей.


^ Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.


Структура самоуправления класса.


Высший орган самоуправления - классное собрание. В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

  • классный ученический совет, его председателя и заместителя;

  • избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

  • решает вопросы жизни классного коллектива;

  • утверждает общественные поручения;

  • слушает отчеты об их исполнении;

  • решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

  • вырабатывает предложения в адрес Совета старшеклассников.



В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый старостой класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Староста класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.


Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащийся мог попробовать себя в различных ролях.
Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.


Я предлагаю разделить класс на следующие сектора:


^ Сектор «Образование» - отвечает за посещаемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.


^ Сектор «Экологии» - отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры.


^ Сектор «Патриот» - организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (в частности мероприятии, приуроченные к памятным датам: Дню согласия и примирения, выводу советских войск из Афганистана, освобождению Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, Дню защитника Отечества, Дню Победы и т.д.), отвечает за возложение цветов к школьной аллее памяти воинов-афганцев и участие класса в ежегодном смотре песни и строя.


^ Сектор «Культуры и досуга» - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.


^ Сектор «Информационный» - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет контроль за содержанием и периодичностью смены информации на классных стендах.


^ Сектор «Физкультуры и спорта» - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе.


^ Сектор «Труда и заботы» - организует поздравление ветеранов, обеспечивает участие класса в проводимых школою акциях милосердия и прочих акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников.
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления, в частности ряд учащихся класса входят в Совет школы и принимает активное участие в проведении школьных мероприятий.


«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет, который избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель.


^ Функции родительского комитета:

  • принимает активное участие в решении различных вопросов жизни классного коллектива;

  • оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

  • решает вопросы финансового обеспечения классных мероприятий;

  • организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.


Таким образом, по моему мнению, внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.