velikol.ru
1



Утверждено

Директор Ю.В. Славгородская

__________________________


От _________________ 2012г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________________________


От _________________ 2012г.

Рассмотрено

Руководителем МО

_____________________


От ________________ 2012г.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САВДЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им. И.Т. ТАРАНОВА





ПО ИНФОРМАТИКЕ: 11 КЛАСС


Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 11

Учебный год 2012-2013

Учитель Дыбова Л.А.

Количество часов в год 68


х. Савдя, 2012г.


Пояснительная записка по информатике и ИКТ.


Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе рассчитана на 67 часов в год, 2 часа в неделю, на основе годового календарного графика, исключая 23 февраля.

Нормативные документы:

  1. Закон об образовании РФ, 2008.

  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ. Москва, 2004.

  3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 № 1276)

  4. Макарова Н. В. Программа по информатике и ИКТ. Системно – информационная концепция к комплекту учебников по информатике и ИКТ. 5 – 11 класс.- СПб.: Питер, 2009.

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год



^ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Базовые понятия информатики и
информационных технологий



Информация и информационные процессы

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

^ Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

^ Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

^ Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.


Информационные модели и системы

^ Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

^ Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

^ Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

^ Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности

^ Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

^ Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

^ Основы социальной информатики

Основные этапы становления информационного общества]. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

^ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Общеучебные

Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах

Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов

Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности

Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности

Предметно-ориентированные

Развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся

Развитие исследовательских умений учащихся в процессе моделирования в электронной таблице;

Формирование представлений об основных понятиях социальной информатики

Формирование систематизированного представления об информационных системах и информационных технологиях

Формирование умений работы с реляционной многотабличной базой данных в программной среде ACCESS

Закрепление навыков работы по автоматизированной обработке текста

Подготовка к экзамену по информатике и ИКТ

^ Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса (базовый уровень):

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Планирование составлено на основе:

  1. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2010г

  2. Рабочие программы по информатике и ИКТ 5-11 классы /авт.-сост. Т.К. Смыковская. – 2-е изд., доп. – М.: Глобус, 2010. – 224 с. – (Образовательный стандарт).

Учебно-методический комплект для учителя:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010г.

  2. Информатика и ИКТ. Практикум 11 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010г

  3. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 1, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010г.

  4. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 2 , Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010г.

  5. Информатика и ИКТ: Методическое пособие для учителей. Часть 3, Информационная картина мира / под ред. проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010г.

Учебно-методический комплект для учащихся:

  1. Информатика и ИКТ. Учебник 10 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой – СПб.: Питер, 2010г.

  2. Информатика и ИКТ. Практикум 11 класс /под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010г

^ Программное обеспечение: ОС Windows, Microsoft Office и т.д.


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Д/З

Дата

план

факт







^ Правила работы с ИКТ (6 часов)




1

Эксплуатация ИКТ

1

ВУ

Безопасность, гигиена, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации ИКТ

Иметь представление об эргономике, ресурсосбережении, технологических требованиях при эксплуатации ИКТ.

ФО

конспект

01.09




2

Программное обеспечение. Операционная система. ПО ЭВМ

1

УИНМ

Структура компьютера и програмного обеспечения. Операционная система, драйверы и утилиты.

Иметь представление о структуре компьютера и программного обеспечения

ФО

Конспект

07.09




3,4

Архитектура компьютера

2

КУ

Микропроцессор, внутренняя память, шина, внутренние интерфейсы устройства. Внешняя память и периферийное оборудование . физические принципы работы и характеристики устройств.

Знать и понимать что подразумевается под архитектурой компьютерной системы.

УО

Конспект

08.09

14.09




5

Архитектура компьютерных сетей

1

КУ

Компьютерная сеть, сервер, адресация в Интернете. Программная и аппаратная организация компьютеров, других средств ИКТ и их систем. Виды программного обеспечения

Знать виды компьютерных сетей и их архитектуру, адресацию в интернете, виды программного обеспечения.

УО

Конспект

15.09




6

Тестовая работа по теме «Архитектура компьютера и компьютерных сетей

1

УКПЗ







ПР




21.09




^ Основы социальной информатики (23 часов)




7,8

Понятие моделирования. Основные принципы формации.

2

УИНМ

Принципы формации. Моделирование его определение этапы .

Принципы формации. Моделирование его определение этапы и значение

ФО

Конспект

22.09

28.09




9

Моделирование как метод познания. Формация.

1

КУ

Этапы моделирование. свойства процесса моделирования

Знания получаемые в процессе моделирования

ФО

Конспект

29.09




10,11

Исследование математических моделей. Исследование физических моделей.

2

КУ

Виды информационных моделей. Их различия и сходства. Способы построения информационных моделей

Виды информационных моделей. Их различия и сходства. Способы построения информационных моделей

ИО

Конспект

05.10

06.10




12,

13,

14,

15

Проведение компьютерного эксперимента

4

ПР

Создание информационной модели




ТК

Конспект

12.10

13.10

19.10

20.10




16

Проверочная работа

1

УКПЗ







ПР




26.10




17,18

Виды компьютерной графики

2

УИНМ

Графика. Компьютерная графика, использование компьютерной графики. Виды компьютерной графики

ТР




27.10

09.11




19,20,21

От индустриального общества - к информационному обществу Информационная культура человека. Информационные ресурсы

3


КУ

Инф-е революции. Инф-ная культура. представление о инф. ресурсах

Индустриальное и информационное общество. Информатизация. Информационные услуги и продукты.

ФО

ПР

1,1

10.11

16.11

17.11




22

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека

1

КУ

Правовое регулирование. Этнические нормы

Права и обязанности в процессе инф-ной деятельности. Правила поведения и общения.

ФО

1,4

23.11




23,

24

Информационная безопасность

2

КУ

Цели и задачи инф. безопасности. Инф. угрозы.

Инф. безопасность разл. степени. Методы, программы защиты информации.

ФО

1,5


24.11

30.11




^ Информационные системы и технологии (5 часов)




25,26

Информационные системы

2

КУ

Представление об инф. системе. Разомкнутая и замкнутая

Классификация информационных систем. Типовые подсистемы информационные системы

ПР

2,1

01.12

07.12




27,28

Информационные технологии

2

КУ

Сопоставление мат и инф. Технологий. История развития инф. Технологии

Инструментарий инф. Технологии. Инф. Технологии и инф. Системы.

ТК

2.2

08.12

14.12




29

Контрольная работа № 1

1

УКПЗ







КР




15.12




^ Информационная технология автоматизированной обработки текста (11 часов)




30,31

Инструменты автоматизации редактирования. Редактирование и форматирование документа.

2

ПР

Проверка орфографии. Автотекст, автозамена

Проверка орфографии в документе. Использование инструментов Автозамена и Автотест

ТК

3.1

21.12

22.12




32,33

Инструменты автоматизации редактирования. Поиск и замена символов

2

ПР

Поиск и замена специальных символов. Обработка сканированного текста




ТК

3.1

28.12

29.12




34,

Инструменты автоматизации форматирования. Автоперенос.

1

ПР

Расстановка переносов в тексте. Вручную. Автоперенос

Вставка номеров страниц. Отключение нумерации на отдельных страницах

ТК

3.2

18.01





35

Инструменты автоматизации форматирования. Вставка номеров страниц.

1




Нумерация страниц




ТК

3,5-3,7

19.01




36,37

Инструменты автоматизации форматирования. Стили форматирования

2

ПР

Стилевое форматирование. Создание оглавление

Стили, применение, создание. Создание оглавление. Нумерация таблиц и рисунков

ТК

3.8-3.14

25.01

26.01




38,39

Инструменты автоматизации форматирования. Создание Оглавления. Перекрестные ссылки

2

ПР

Перекрестные ссылки

Сортировка

Создание перекрестных ссылок. Сортировка списка источников. Сортировка в таблице

ТК

3,15-3,16

01.02

02.02




40

Проверочная работа по теме «Технология автоматизированной обработки данных»

1

УКПЗ







ПР




08.02




^ Информационная технология хранения данных (28 часов)




41,42

Представление о базах данных

2

УИНМ

Роль информационной системы. Основные понятия базы данных

Роль информационной системы. Основные понятия базы данных

ТК

4,1

09.02

15.02




43,44

Виды моделей данных

2

КУ

Представление моделей данных. Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных

Реляционная модель данных. Связи между таблицами реляционный модели. графическое обозначение реляционной модели

ТК

4,2

16.02

22.02




45,46

Система управления базами данных Access

2

КУ

Назначение систем управления базами данных. Интерфейс, инструменты для создания таблиц.

Инструменты для работы в приложении ПК – базы данных. Технология описания структуры таблицы.

ТК

4,3

01.03

02.03




47,48

Этапы разработки базы данных

2

КУ

Постановка задачи. Проектирование базы данных

Создание базы данных в СУБД. Управление базами данных

ТК

4,4

09.03

15.03




49,50

Теоретические этапы разработки базы данных

2

ПР

Теоретические этапы разработки базы данных. Географические объекты.

Проектирование базы данных

ТК

4,5

16.03

22.03




51,52

Создание базы данных в СУБД Access Создание таблиц

2

ПР

Создание файла базы данных. Создание файла новой базы данных.

Создание таблицы континенты. Изменение свойств таблицы. вставка рисунков в таблицу

ТК

4,6

23.03

05.04




53

Создание таблиц

1

ПР

Редактирование структуры таблицы

Создание таблицы Страны Создание таблицы Населенные пункты. Обязательные поля в таблицах

ТК

4,6

06.04




54,55

Связи между таблицами и ввод данных в связанные таблицы

2

ПР

Создание связей между таблицами. Удаление и восстановление связей.

Ввод данных в таблицы. Использование мастера подстановок

ТК

4,6

12.04

13.04




56

Контрольная работа № 2

1

УКПЗ







КР




19.04




57,58

Управление базой данных в СУБД Access. Формы

2

ПР

Форма для таблицы Континенты. Редактирование формы.

Форма для таблицы страны. Форма для таблицы населенные пункты.

ТК

4,7

20.04

26.04




59

Формы

1

ПР

Создание составной формы. Ее редактирование, ввод данных с помощью форм. изменение вида подчиненной формы

Составная форма на основе трех таблиц

ТК

4,7

27.04




60,61

Сортировка и отбор данных

2

ПР

Сортировка данных в таблице. Фильтр по выделенному.

Бланк расширенного фильтра

ТК

4.7

03.05

04.05




62,63

Создание запросов Создание отчетов

2

ПР

Создание запроса на выборку. Условия отбора и сортировка в запросах

Создание запроса с параметром, условия отбора в запросах с параметром. групповые операции в запросах Создание отчета. редактирование отчета. Отчет визитная карточка страны

ТК

4.7

10.05

11.05




64,65,

Творческая работа. Создание базы данных класса. Электронный документооборот

2

ПР

Использование прикладных программ для создания БД. Назначение БД.

Умение систематизировать и отбирать необходимую информацию для формирования БД. Знать назначение БД.

ТК




17.05

18.05




66

Итоговая контрольная работа

1

УКПЗ







ИКР




24.05





67

Анализ работы за год

1

УОСЗ







ТК




25.05






^

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ

ВИДОВ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ



Общими подходами к осуществлению оценки образовательной подготовки учащихся по информатике предусмотрен поэлементный анализ ответов.

Каждое задание оценивается по трем составляющим:

- предметно-информационная;

- деятельностно-коммуникативная;

- ценностно-ориентационная.

^ Предметно-информационная составляющая

Знание основополагающих мировоззренческих концепций в соответствии с образовательной программой:

- освоение знаний о методах научного познания информационных технологий; современной информационной картине мира: свойствах информации и информационных процессах;

- знание норм эффективного общения, ситуативно уместной речи (терминология, общепринятый в научной речи слэнг);

- понимание значения традиций, законов, закономерностей для современного человека;

- знание основных видов, каналов информации и средств ее приобретения, знание об общих принципах строения информационных систем, знание возможностей информационных технологий;

- владение основами целостного восприятия информационного мира;

- знакомство с творчеством исторических личностей, деятелей науки, основными научными школами;

- знание потребительских прав и умение их защищать (способность оценивать функциональные возможности, качество и безопасность бытовой техники на основе предметных знаний);

- знание глобальных экологических проблем, системное представление об экологических отношениях на уровне научной информационной картины мира, понимание места и роли человека в экологических отношениях;

- знание о единстве и особенностях физического, психического, социального и духовного здоровья человека;

- понимание целостности человека как саморегулирующейся системы.

^ Деятельностно-коммуникативная составляющая

- умение вырабатывать собственную позицию и следовать ей;

- уметь применять законы, правила, приемы коммуникации;

- умение принимать осознанные и цивилизованные решения в различных ситуациях;

- владение навыками делового общения;

- умение находить, анализировать, передавать и принимать требуемую информацию;

- умение понимать задание в различных формулировках, контекстах, умение систематизировать или самостоятельно подбирать по заданным признакам; видоизменять информацию, исходя из целей коммуникации; использовать современные информационные технологии с целью поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации;

- применение знаний для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы информационных устройств, решения задач, самостоятельного приобретения информации и оценки ее достоверности,

- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

- владение методами и инструментарием оценки экологической ситуации, умение мыслить глобально и быть способным самоопределиться в экологической ситуации;

- владение культурой профессионального самоопределения, знакомство с содержанием профессиональной деятельности и перспективами роста;

- владение способами самосовершенствования, самооздоровления, самовыживания в различных ситуациях;

- умение рационально организовывать собственную деятельность. Умение выстраивать коммуникацию, не нарушая гармонию отношений с окружающими;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.


^ Ценностно-орнентационная составляющая

- способность ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей;

- понимание ценности информации для любой деятельности;

- способность самоопределения и самоориентации в информационном поле;

- понимание важности оценки и отбора информации из разных источников;

- умение воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет);

- реализация профессионального самоопределения как личностной жизненной стратегии;

- признание ценности природы: осознание личной ответственности при решении жизненных задач;

- воспитание убежденности в необходимости обосновывать высказываемую позицию, уважительно относиться к мнению оппонента, сотрудничать в процессе совместного выполнения задач; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; уважения к творцам науки и техники;

- осознание персональной ответственности за свое здоровье.

- умение высказывать и обосновывать независимые оценочные суждения.


^ Уровни освоения содержания

Репродуктивный уровень

Продуктивный уровень

^ Творческий уровень

Теоретические вопросы

Ответы на вопросы с констатацией фактов

Обоснование утверждений на основе основных принципов и законов

Моделирование и прогнозирование информационных процессов и свойств объектов

Заполнение схем, таблиц, воспроизводящих текст учебника

Составление схем, таблиц с целью обобщения понятий, выявления связей между ними

Составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации

Пересказ текста

Комментирование текста

Интерпретация текста

^ Фактологический материал

Описание по предложенному плану свойств объектов, протекания информационных процессов

Систематизация и классификация фактов, нахождение закономерностей, установление причинно-следственных связей

Аргументация, доказательство и моделирование (прогнозирование) на основе фактов и известных закономерностей

Констатация фактов, перечисление свойств информационных моделей

Использование простых моделей для объяснения фактов

Прогнозирование экологических аспектов, связанных с использованием информационных устройств

^ Методы информатики

Решение расчетных задач по образцу

Решение расчетных задач по аналогии в сходной ситуации

Решение расчетных задач в новой ситуации

^ Язык информатики

Использование символических обозначений.

Составление математической модели для описания конкретных задач

Использование принципов составления математической модели
^











Система контроля и оценивания

Формы контроля и возможные варианты его проведения


Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.

Контроль в 9-11 классах проводится в форме тестирования и письменных контрольных работ, практических контрольных работ.

При выставлении оценок за тесты желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;

  • 71-85% — «4»;

  • 86-100% — «5».

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения. В конце года программой предусмотрено создание итогового творческого проекта.

В качестве текущего тематического контроля предусмотрены контрольные работы (тесты) на 20-25 мин. в течение урока. Итоговые работы проводятся продолжительностью 1 час.

Программой предусмотрено проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов (в несколько уроков) – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включается в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.