velikol.ru
1 2 3


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия






ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ


2008 – 2013 г.





Узловая

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы

Человеческая цивилизация сегодня находится на распутье. Традиционно сложившиеся в культуре ориентации и установки, ценностные приоритеты, исследовательские программы и познавательные модели уже не отвечают сегодняшним потребностям. Новые же установки начинают только вырисовываться на фоне катастрофического состояния отношений общества и природы, глубокого глобального кризиса как в культуре, так и в науке, искусстве, политике, педагогике. Состояние российской образовательной системы науки и образования требует инновационных изменений во всей её образовательной системе.

Именно школьное образование - единственный социальный институт, ежедневно объединяющий многонациональную страну. Не будет преувеличением сказать, что основы научного мировоззрения россиянам даются за школьной партой.

Следует отметить, что в современной школе большинство учебных материалов не адекватны общим приоритетным целям обучения, отсутствуют условия для самостоятельной деятельности учеников. Учение, ориентированное преимущественно на восприятие и память, не обеспечивает развития мышления, глубокого понимания, воображения, познавательных интересов, мотивации, а главное - ответственного отношения к сохранению условий жизни на Земле.

Возникает необходимость формирования такой модели современной образовательной системы, которая смогла бы найти выход из создавшегося состояния, адаптировав образование к новой модели будущего устойчивого цивилизованного развития, - модели устойчивого развития цивилизации.

Наиболее разумным путем решения этой задачи является формирование новых ценностно-нормативных отношений, позво-ляющих выработать более высокие моральные качества личности, стимулировать развитие каждого как активного, самостоятельного и творческого деятеля в современном обществе, закладывать и развивать в каждом человеке с детских лет базовые способности и ключевые компетентности, необходимые ему для успешной жизни в стремительно изменяющемся мире, а именно: принимать и порождать прогрессивные перемены, приобретать новый опыт на протяжении всей своей жизни, критично мыслить, осуществлять самостоятельный и осознанный выбор, ставить и решать проблемы, заботиться об обществе, стране, о выживании человечества и сохранении на планете Земля жизни как таковой.

^ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ личности - современная образовательная система, отражающая ключевые идеи опережающего образования и включающая актуальные проблемы демографии, уровня качества жизни, здоровья и прав человека, экономики, ценностей мира и безопасности.

^ Цель образования в интересах устойчивого развития - помочь учащимся принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

^ Образование в интересах устойчивого развития - это не новый предмет в учебном плане , рассказывающий детям, что такое устойчивое развитие.

Образование в интересах устойчивого развития - это изменение подходов к образованию:

  • для учителя - от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта;

  • для учащихся - от пассивного усвоения информации к активному ее поиску; критическому осмыслению, использованию на практике, к общению и деятельности;

  • для школы - к изменению политики управления коллективом взрослых и детей, использования ресурсов, организации взаимодействия с местным сообществом.

^ Содержание образования в интересах устойчивого развития (по материалам Руководящего комитета ЕЭК ООН по образованию в интересах устойчивого развития, апрель 2006).

В рамках любого учебного предмета и в организации воспитательной работы возможно опираться на основные содержательные линии образования для устойчивого развития, например:

  1. Взаимосвязи - в обществе, экономике и природе.

  2. Гражданственность, культура, права и ответственность человека.

  3. Потребности и права будущих поколений.

  4. Разнообразие - культурное, социальное и биологическое.

  5. Качество жизни, равноправие и социальная справедливость.

  6. Права человека.

  7. Личное и семейное здоровье.

  8. Экологические аспекты здоровья (вредные привычки, качество продуктов питания и питьевой воды, загрязнение среды).

  9. Мир, безопасность и разрешение конфликтов.

  10. Ответственность личности на местном и глобальных уровнях.

  11. Будущее - прогнозируемое и непредсказуемое.




  1. АННОТАЦИЯ.


Назначение Программы.


Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития школы на основе логического анализа и критического осмысления деятельности за последние годы.

В ней отражены тенденции изменения школы, охарактеризованы главные направления развития и меры по обновлению содержания и организации общеобразовательного процесса и управления школой на основе инновационных процессов.

Программа разработана на основе проблемно – ориентированного анализа научно – педагогических концепций о процессе образования и управления школой, документов о модернизации образования в Российской Федерации в новых социально – экономических условиях.


^ Разработка Программы.


Программа разработана коллективом в составе:

1) Савушкиной Натальи Григорьевны – директора гимназии;

  1. Ковальской Еленой Николаевной – зам.директора гимназии по научно-методической работе;

  2. Абрамовой любовью Семеновной - зам.директора гимназии по учебно – воспитательной работе;

  3. Шевченко Ольгой Алексеевной – зам.директора гимназии по воспитательной работе

Работа над программой велась с августа 2008г. по ноябрь 2008 г. Программа обсуждалась на заседании методического совета гимназии и принята на педагогическом совете МОУ гимназии в ноябре 2008 г.



  1. ^ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МОУ ГИМНАЗИИ




Наименование Программы

Программа развития МОУ гимназии «Школа на пути к устойчивому развитию».

Дата принятия решения

о разработке Программы,

дата её утверждения

29 августа 2008 года. Решение педагогического совета № 1


Заказчик Программы

МОУ гимназия города Узловая Тульской области

Разработчики Программы

Инициативная группа педагогов, учащихся и родителей учащихся гимназии города Узловая

Исполнители Программы

Педагоги, учащиеся и родители учащихся гимназии

Цели Программы

Разработать стратегию достижения нового качества общего образования, создать психологически комфортную среду, позволяющую максимально реализовать возможности всех участников образовательного процесса и формирующую личность, способную к постоянному и устойчивому развитию.

Задачи Программы

- создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний основ наук, иностранного языка, современных компьютерных технологий и умения самостоятельно пополнять свои знания и навыки;

- совершенствовать содержание и формы образования гимназистов для качественной подготовки выпускников к дальнейшему образованию и социализации;

- воспитать высокоразвитого гражданина на основе нравственных общечеловеческих ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству;

- дать образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира;

- реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманизации содержания образования;

- формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению образовательных программ, со сформированным чувством ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны.

Сроки и этапы реализации Программы

2008-2013 годы:

I этап (2008-2009 год) — разработка научно-методических основ реализации Программы

II этап (2009-2012 годы) — реализация основных мероприятий Программы

III этап (2012-2013 годы) — анализ деятельности гимназии в рамках Программы

Объемы и источники финансирования реализации Программы

- средства муниципального бюджета;

- текущее финансирование образовательной отрасли;

- привлеченные средства;

- грантовая поддержка.

Ожидаемые конечные результаты



Новое качества общего образования, создание психологически комфортной среды, позволяющей максимально реализовать возможности всех участников образовательного процесса и формирующей личность, способную к постоянному устойчивому развитию.

Сформированность у выпускников способности к постоянному саморазвитию и ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны

Система организации контроля за ходом исполнения Программы

Система контроля за исполнением Программы обеспечивается комитетом образования, администрацией гимназии.

Промежуточные итоги реализации Программы доводятся до сведения трудового коллектива гимназии, родителей, учащихся в процессе работы, педагогических советов, конференций, родительского комитета, Совета гимназии, Совета гимназистов, совещаний, собраний.




  1. ^ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ГИМНАЗИИ


МОУ гимназия, правопреемница средней школы № 13 г. Узловая, осуществляет образовательную деятельность с 1968 года.

Количество учащихся – 460 ( на 1 сентября 2008 года);

Педагогический коллектив -31 учитель, из них :

  • учителей высшей категории – 22,

  • учителей первой категории – 7,

  • учителей второй категории – 2.

Почетные звания и награды имеют:

  • «Отличник народного просвещения» -2,

  • «Почетный работник общего образования РФ» - 7,

  • Почетная грамота Министерства образования РФ – 11,

  • Почетная грамота Департамента образования администрации Тульской области – 30,

  • участники и победители городского конкурса «Учитель года», Соросовский стипендиат,

  • Победители конкурса лучших учителей России в рамках Национального проекта «Образование» - 4 педагога.

Гимназисты - гордость гимназии:

  • учащиеся гимназии постоянно занимают призовые места во II и III этапах Всероссийской олимпиады школьников;

  • уч-ся гимназии принимают участие в Международных конкурсах «Медвежонок», «Кенгуру»( занимают призовые места);

  • учащиеся гимназии - победители областных экологических конкурсов;

  • 2 учащихся 11-х классов – призеры института Новых образовательных технологий;

  • занимают I и II места в городском Интеллектуальном марафоне по математике.

  • Медалисты ( по 2008 год включительно) – 55- золотых и 72 серебряных.

Достижения гимназии:

    • Дважды лауреат конкурса «Школа года - 1990», «Школа года - 1993»,

    • Лауреат I Всероссийского конкурса гуманистических воспитательных систем (2001 г.);

    • Победитель конкурса «Лучшие школы России» в рамках национального проекта «Образование» в 2007-2008 уч.году;

Базовая площадка кафедры воспитания ИПК ППРО ТО по проблеме развития гуманистических систем;

    • 1996, 2002годы-Всероссийские конференции на базе гимназии по проблеме развития ГВС «Личность педагога в ГВСШ»

    • Март 2007 г. – участие в педагогической студии в рамках 1 областных новиковских чтений «Научное наследие Л.И. Новиковой: классика и современность»

    • Декабрь 2008 г. – проблемная лаборатория в рамках 1 районной родительско – педагогической конференции «Семья и школа: грани партнерства»

    • 2008 г. – подготовка к участию во Всероссийской конференции на базе ИПК ППРО ТО «Результативность и эффективность воспитания: от администрирования к управлению»;

^ Концепция инновационного развития образовательного пространства гимназии: «Полисубъектная позиция участников образовательного процесса и педагогическое проектирование в формировании рефлексивно-инновационной среды гимназии».

^ Дополнительное образование в гимназии является составной частью единого образовательного процесса это филиалы городских музыкальной, художественной школ, детского оздоровительного (спортивного) центра;

^ Научное общество гимназистов – «Академия наук».




^ ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ ГИМНАЗИИ:



  • «Воспитание»

  • «Качество образовательного процесса»

  • «Проектная и исследовательская деятельность»

  • «Образовательные технологии»

  • «Информатизация»

  • «Профиль»

  • «Одаренные дети»

  • «Здоровьесбережение»

  • «Кадры»



Характеристика образовательного процесса.


Начальная школа.

Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного ответственного, думающего человека. Для достижения этой цели необходимы:

  • расширение прав ребенка и родителей,

  • уважение к личности ребенка,

  • учет образовательных интересов каждого ученика,

  • соответствие образовательного процесса возрасту,

  • обеспечение полноценного психического и физического развития,

  • охрана здоровья детей.

Приоритетом обучения в начальной школе является направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка. Основной формой проявления этих качеств является учебная самостоятельность (умение учиться). Образовательный процесс в младшей школе нацелен на становление учебного сообщества, т. е. группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога: не давать в готовом виде образцы действия, а помогать выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективные решения.

Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребёнка сотрудничать с другими людьми, но и для самостоятельности каждого ученика.

Образовательная программа гимназии, предметно-пространственная среда в младших классах, а также новые возможности включения родителей в образовательный процесс, совершенствование системы работы с учителями начальной школы способствуют гуманизации образования.


Основная школа.

Целью общего образования является создание условий для формирования у ребёнка нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации.

Применительно к основной школе эта цель образования конкретизируется как следующий результат образования: сформированность способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.

Условием достижения этой цели является построение основной школы на основе множественности видов деятельности ребёнка. Структурообразующим принципом является формирование у ребёнка проектной деятельности как ведущей на этапе основной школы.

Проектная деятельность даёт ребёнку возможность отличить пробу от результативного действия. Возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации проекта. Таким образом проектная организация основной школы задаёт условия для реализации основных направлений Стратегии модернизации общего образования:

  • интеграция учебного содержания,

  • развитие пользовательских навыков в информационных технологиях,

  • формирование коммуникативных компетентностей (в сфере родного и иностранных языков).

Организация учебного процесса эффективна, если в гимназии создан особый уклад, который строится как совокупность строго не регламентируемых взаимопроникающих образовательных пространств. Эти пространства оформляются в процессе разработки норм и правил жизни в этих пространствах. Они подвижны и изменяемы в зависимости от образовательных ситуаций. В частности, оформление этих пространств происходит в связи с созданием и деятельностью органов школьного самоуправления, то есть с возникновением социально-правовой среды. Участие в нормотворчестве гимназии даёт ребёнку опыт действия в правовой сфере и является основной формирования социальной компетентности.

Основной компетентностью, которая формируется к концу основной школы, является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком.

Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как:

  • социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

  • коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

  • предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиций отдельных областей человеческой культуры.

Образовательный процесс, построенный сообразно динамике возрастного развития в основной школе, обеспечивает следующие результаты – подросток:

  • видит и понимает ценность образования, мотивирован к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;

  • обладает соответствующими компетентностями, позволяющими ему успешно социально адаптироваться;

  • обладает определённым социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающим его быстроменяющемся мире и взаимодействует с окружающими людьми;

  • умеет делать осознанный выбор, по крайней мере, на уровне той информации и того опыта, который у него имеется, и несёт ответственность за него.



Старшая школа.

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности подростка, а с другой стороны, реально происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодёжи.

Исходя из этого, формируются новые принципы и методология организации образовательного процесса в старшей школе, который с необходимостью должен включать в себя:

  • индивидуализированные формы учебной деятельности,

  • выработку проектно-исследовательских навыков,

  • самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности,

  • чётко определённое с этической точки зрения коммуникативное поле.

«Выпадение» из образовательного процесса любой из этих составляющих обесценивает его основную сущность и содержание.


^ КАДРОВЫЙ СОСТАВ МОУ ГИМНАЗИИ


Директор МОУ гимназии

Савушкина Наталья Григорьевна

Стаж работы

Звание

23 года

«Почётный работник общего образования РФ»


следующая страница >>