velikol.ru
  1 2 3

Преобладание традиционной системы оценки учебных достижений обучающихся гимназии в условиях изменения результативно-целевой основы образования с вводом компетентностного подхода: отсутствие альтернативного механизма оценивания уровня сформированности ключевых компетенций учащихся.

  • Отсутствие системности в технологизации образовательного процесса. Путь изменения характера обучения - использование технологии критического мышления как инструмента формирования способности учеников не только получать готовые продукты мышления, но и самим добывать необходимые знания, проявлять настойчивость в решении проблем, рассматривать проблемы с разных точек зрения, устанавливать множественные связи между явлениями, активно воспринимать информацию, терпимо относиться к точкам зрения отличным от их собственных. Формирование критического мышления предполагает создание базового отношения к себе и миру, подразумевающего вариативную, самостоятельную, осмысленную позицию. В современных условиях системность использования данной технологии - средство повышения качества образовательного процесса.

  • Недостаточность традиционных форм работы с одаренными обучающимися. Организовать работу с одаренными обучающимися путем выстраивания практик тьюторского сопровождения, создание виртуальной образовательной среды для дистанционного образования, разработка соответствующих форм, методов и инструментов.

  •        Дети проводят в гимназии значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и школы. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Горячее питание, медицинское обслуживание, спортивные занятия, в том числе внеурочные, дополнительная двигательная активность, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни, использование современных образовательных технологий - все это влияет на улучшение здоровья учеников. Помимо этого, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников.

    Также важно привлечение родителей и помощи широкой общественности к вопросам здоровьесбережения.

      1. Негативное воздействие внешней среды на формирование толерантного поведения. Поток негативной информации провоцирует состояние нетерпимости в обществе. В данных условиях серьезным направлением воспитательной работы гимназии является формирование толерантного поведения школьников.

      2. Недостаточность собственных ресурсов гимназии для обеспечения ФГОС. На выбор модели организации внеурочной деятельности в гимназии влияют многие факторы как объективные, так и субъективные. В силу работы гимназии в условиях двух смен существует проблема нехватки площадей для организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС. Для решения данного вопроса возможна следующая модель организации внеурочной деятельности - интеграция с учреждениями дополнительного образования микрорайона гимназии, поиск и развитие новых форм социального партнерства.




    1. Концептуальные основания программы развития.

    Концептуальные основы Программы развития гимназии на 2012-2015 гг. системно связаны с предыдущим этапом развития учебного учреждения. Они реализуются в ходе стратегического сотрудничества с Институтом содержания и методов обучения РАО. Гимназия в своем развитии опирается на очевидные достижения предыдущего периода: выстраивание системы профильного обучения в старшей школе, которая выполняет требования социума в виде стабильно высоких результатов сдачи Единого государственного экзамена; адекватной воспитательной системы; повышения уровня овладения информационно-коммуникационных технологий и их использования в процессе обучения и воспитания.

    Представляется важным отметить, что основой деятельности педагогов и учащихся гимназии является гуманитарное образование как важнейшая черта современного образования во всем мире и фундаментальная основа гимназического образования. В связи с этим можно заметить, что реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с её утверждением о школе как важнейшем социальном институте, возможна с учетом идей гуманитаризации образования.

    На концептуальные идеи программы оказывает воздействие внедрение ФГОС. Стандарт второго поколения требует метапредметного уровня освоения учебных программ, который включает универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

    Осуществление этих важных направлений возможно через выполнение ряда условий, которые определяются собственно педагогическими и социальными факторами, воздействующими на развитие школы. Развитие понимается как ряд текущих изменений в разных элементах образовательной системы гимназии, приводящих в целом к новому качеству всей системы.

    На основе такой трактовки развития необходимо добиваться целостности за счет унификации технологического обеспечения процесса обучения. Основой технологического единства может быть технология критического мышления.

    В связи с реализацией компетентностного подхода отмечается необходимость приоритетного развития таких образовательных предметов как русский язык и обществознание, которые могут способствовать формированию социальных компетенций и находятся во взаимосвязи между собой.  Содержание курса русского языка обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
       Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
       Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

    Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

    Процесс обучения и воспитания в школе не может, быть эффективно ор­ганизован без учета сложностей социа­лизации в современной России. Общее образование призвано помочь подростку противостоять негативным влияниям, порождаемым противоречиями в раз­витии общества. Курс обществознания противопоставляет широко распростра­ненным в общественном сознании при­митивным и искаженным представле­ниям об обществе и его проблемах на­учные знания и оценки. Существующему правовому нигилизму и криминальным способам решения проблем — право­вое просвещение и правовые методы до­стижения своих целей. Ксенофобии и культу силы в молодежной среде — идеи гуманизма и толерантности и т.д. — по всей цепочке возможных или реальных деформаций в сознании и деятельности. Активное воздействие курса и системы воспитательной работы в гимназии на процесс социализации возможно лишь с учетом и позитивных перемен, и негативных тенденций в современном обществе и системе образования.

    Педагогически отобранное со­держание может быть представлено в учебном плане только в виде интегриро­ванного обществоведческого курса. Это вытекает не только из организационно- педагогических условий, требующих ограничения перечня обязательных учеб­ных дисциплин. Данное утверждение имеет методологическое обоснование в идее междисциплинарного подхода к изу­чению человека и общества (как в науч­ном, так и в образовательном процессе). Таким образом перечисленные особенности позволяют активно содействовать развитию личности, прежде всего социальному взрослению подростков, формированию их духовно-нравственной, политической и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении к закону, воспитывает общероссийскую идентичность.

    Для полной реализации названных подходов должно осуществляться углубленное и профильное изучение данных курсов.


    1. Приоритетные направления реализации программы.

    Основные направления Программы развития

    В соответствии с идеями Национальной инициативой «НАША НОВАЯ ШКОЛА» основными направлениями Программы развития гимназии являются:

    1. Осуществление системы мероприятий направленных на обновление образовательных стандартов в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами образования. Необходимо создание новой Образовательной программы гимназии с учетом современных требований и достижений педагогической науки.

    2. Создание единого механизма оценивания уровня сформированности ключевых компетенций учащихся гимназии.

    3. Использование технологии критического мышления как базовой технологии, направленной на изменение характера обучения.

    4. Система поддержки талантливых детей. Обновление реализующейся в гимназии программы «Одаренные дети» с использованием ресурсов дистанционного образования.

    5. Развитие учительского потенциала на основе использования системы поддержки лучших педагогов, сохранения стабильного педагогического коллектива и постоянного повышения его квалификации.

    6. Совершенствование школьной инфраструктуры: обновление образовательной среды, совершенствование материально-технической базы гимназии.

    7. Реализация задач создания в гимназии здоровьесберегающей и здоровьесозидающей среды.

    8. Совершенствование воспитательной системы гимназии на основе принципа толерантности.


    Ожидаемые результаты.

    1.Эффективное и грамотное внедрение в деятельность гимназии ключевых направлений развития общего образования, изложенных в соответствии с национальной инициативой «НАША НОВАЯ ШКОЛА».

    2.Повышение успешности и уровня интереса учащихся во всех аспектах и направлениях образовательной деятельности, их социальной активности.

    3.Высокое качество образования в гимназии.

    4.Повышение уровня готовности педагогов к инновационной педагогической деятельности для повышения качества обучения.

    5.Преход на новые федеральные стандарты образования.

    6. Успешный переход и функционирование гимназии в статусе бюджетного учреждения.


    VII.Система мероприятий по реализации программы развития гимназии.


    Мероприятия

    Сроки

    Ответственные

    Планируемый результат

    Организационное обеспечение реализации основных направлений Программы

    Анализ состояния ресурсного обеспечения реализации Программы

    Сентябрь-декабрь 2011г.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Оптимизация условий реализации Программы

    Информационное обеспечение реализации Программы

    Сентябрь-декабрь 2011г.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Информационные ресурсы, связи школы со специалистами по вопросам Программы

    Подготовка педагогического коллектива

    к реализации программы

    Февраль-май 2012 г.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Создание планов работы МО по реализации Программы

    Создание комиссии по реализации Программы

    Декабрь 2011г.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Приказ о создании Совета по реализации Программы

    Создание творческих лабораторий НМС по реализации направлений программы

    Февраль 2012г.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Приказ о создании рабочих групп

    Разработка и реализация основных и дополнительных образовательных программ в рамках ФГОС

    2012-2015 гг.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Основные и дополнительные образовательные программы

    Проведение заседаний Комиссии

    1 раз в полугодие постоянно

    Председатель Комиссии

    Решения комиссии

    Заседания творческих лабораторий по реализации направлений программы

    1 раз в четверть

    Руководители творческих лабораторий

    Протоколы заседаний творческих лабораторий

    Педагогические советы, заседания НМС, МО по реализации Программы

    В соответствии с планом работы гимназии

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Протоколы педагогических советов, решения по корректировке планов реализации проектов \программы

    Осуществление мероприятий по укреплению и развитию материальной базы школы

    Обеспечение учебниками, учебными, методическими пособиями в рамках реализации проектов программы

    В течение 2012-2015 гг.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Обеспеченность учащихся и учителей учебной литературой

    Пополнение библиотечного фонда художественной, справочной и научной литературой

    В течение 2012-2015 гг.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Соответствие библиотечного фонда современным требованиям



    Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС

    (компьютерная техника, программное обеспечение и др.)

    В течение 2012-2015 г.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Соответствие оснащения требованиям ФГОС

    Научно-методическое обеспечение мероприятий в рамках проектов Программы

    Проведение теоретических семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, «круглых столов» для педагогов

    Ежегодно

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Повышение квалификации учителей

    Разработка учебных планов, программ дополнительного образования, календарно-тематического планирования с учетом направлений Программы

    2012-2015 гг.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Реализация Программы

    Создание диагностических карт для определения профессиональных затруднений учителей в условиях работы по Программе

    2012-2015 гг.

    Руководители МО

    Инструментарий для мониторинга профессиональных затруднений учителей

    Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов

    По мере необходимости

    Члены НМС

    Готовность педагогов к работе в инновационном режиме

    Разработка системы оценки эффективности реализации направлений программы

    2012 г.

    Управляющий Совет

    Система оценки эффективности проектов

    Разработка системы контроля за реализацией Программы

    2012 г.

    Управляющий Совет

    Система контроля за реализацией Программы

    Анализ результатов работы

    Ежегодно

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Отчет

    Презентация опыта реализации Программы

    2015 г.

    Директор ОУ, администрация, руководители МО

    Представление и распространение опыта



    Директор Е.В. Стасюк

    МОУ «Гимназия № 17»







  • << предыдущая страница