velikol.ru
1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

C1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания A1–A3; B1–B14 C2.

(1)Те, кто не бывал на русском Севере, думают, что Кижи – это островок,случайно затерявшийся среди водных просторов, созданный самой природой.(2)Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало –1650 островов! (3)Глядя на ели и берёзы, отражённые в воде, на солнце,

краснеющее в волнах, на облака, медленно проплывающие, словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи знаменитых художников.

(4)Плывём час, другой, третий. (5)Когда вдали показалась ажурная башня маяка и рассвет едва вспыхнул над еловой кромкой воды, лодочник сказал:

– (6)В Кижи теперь многие ездят: такой красоты, как у нас, нигде нет!

(7)Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золочёные главы соборов.

(8)Потом всё было как во сне. (9)Я прыгнул на глинистый берег и побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие. (10)Солнце умывалось за неровной кромкой бора...

(11)Что такое Кижи? (12)Две многоглавые церкви, отделённые одна от другой колокольней,

двадцать две главы Преображенского собора – всё из дерева. (13)Множество, множество куполов, покрытых лемехами – резными пластинками из осины, которые, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. (14)Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами всё здание устремляется

вверх, в заоблачные выси.(15)Кто создал эту лесную и озёрную сказку – Преображенский храм?

(16)Лодочник говорил и просто, и трогательно, и его слова гармонировали с тихой ласковостью северных далей:

– (17)Долго плотники работали топорами. (18)Главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке. (19)Это глазом легко смотреть: глаз-то он, друзья, барин, а рука, конечно, – работница. (20)Топор в умелых руках – загляденье. (21)Люди до сих пор говорят о заколдованном топоре плотника Нестера и о золотых руках мастера, который после строительства храма поцеловал топор и бросил в озеро со словами: (22)«Церковь поставили, какой не было и больше не будет, и топору моему теперь место на дне».(23)Любуясь Преображенским храмом, думаешь о народных умельцах, об истории, о веках, что пронеслись над его стенами, и понимаешь:

Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. (24)Построена она в честь победы над шведами в Северной войне.(25)Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания.

(26)Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены дают нам ощущение домашнего покоя, а место фресок занимают иконы. (27)Творения местных художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.(28)По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом.(29)Солнце уже высоко стоит над островом. (30)Меняется освещение –меняются и Кижи. (31)Мне трудно покидать этот сказочный мир.

(32)Так что же такое Кижи?

(33)Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.(34)Кижи – это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.

(По Е.И.Осетрову)

Осетров Евгений Иванович (19231993) – российский писатель-

журналист, автор книг о поэзии, о русской культуре и о памятниках

старины.

A1 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герою-рассказчику трудно покидать «прекрасный сказочный мир» Кижей»?

1) Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов!

2) Здесь очень живописная природа.

3) Здесь живут славные люди.

4)Любуясь Преображенским храмом, думаешь о народных умельцах, об истории, о веках, что

пронеслись над его стенами, и понимаешь: Преображенская церковь – памятник русской воинской

славе.


A2 Укажите, в каком значении употребляется слово «вспыхнул» (предложение 5).

1) затеплился 2) сверкнул

3) покраснел 4) грянул


A3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золочёные главы соборов.

2) Солнце умывалось за неровной кромкой бора.

3) Главы были поставлены, и новёхонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке.

4) По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом.


А4.Укажите ошибочное утверждение.

1.В слове церковь в конце слова слышится звук [в,]

2. В слове золоченые количество звуков и букв одинаковое.

3. В слове многоглавые все согласные звонкие.

4.В слове любуясь звуков больше чем букв.


А5. Из предложений 25–27 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.


А6. Из предложений 29–34 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.


А7. Из предложений 2–6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они

образованы».


Часть В.


B1 Замените просторечное слово «на гулянке» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


B2 Замените словосочетание «деревянным кружевом» (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся

словосочетание.


B3 Выпишите грамматическую основу предложения 20.


B4 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Главы были поставлены,(1) и новёхонькие стены закрасовались,(2) как молодицы на гулянке. Это глазом легко смотреть: глаз-то он,(3) друзья,(4) барин,(5) а рука,(6)конечно,(7) – работница.


В65Среди предложений 1–3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.


В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.Ответ запишите цифрой.


В7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Люди до сих пор говорят о заколдованном топоре плотника Нестера и о золотых руках мастера,(1) который после строительства храма поцеловал топор и бросил в озеро со

словами: «Церковь поставили,(2) какой не было и больше не будет,(3) и топору моему теперь место на дне».


B8 Среди предложений 4–7 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


B9 Среди предложений 25–31 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.


Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 33 предложения текста: «Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.