velikol.ru
1

Профилактическая работа по предупреждению заболеваемости учащихся


Профилактика возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровление учащихся

Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся при профи­лактических осмотрах, занимают нарушения опорно-двигательного аппара­та, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Установлено пятикратное увеличение распространенности на­рушений осанки у школьников от начала к окончанию обучения.

Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характе­ристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздейст­вия наследственных и социально-гигиенических факторов. Среди последних наиболее изучено неблагоприятное влияние факторов учебно-воспитатель­ного процесса и среды, в которой он проходит: на формирование осанки уча­щихся негативно влияют несовершенство школьной мебели, чрезмерный вес ранцев с учебниками, низкая физическая активность и сидячая рабочая поза.

Для профилактики и оздоровления детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима постоянная совместная работа медицинского персонала образовательного учреждения, педагогов и родите­лей. Задачей медицинского персонала образовательных учреждений являет­ся контроль за соответствием школьной мебели длине тела учащихся и пра­вильностью рассаживания детей за столами. Медицинские работники долж­ны организовывать и контролировать проведение оздоровительной работы, разъяснять родителям необходимость проведения профилактических и оздо­ровительных мероприятий, обучать педагогов и родителей приемам гимнас­тики и физкультурных минуток, направленных на профилактику возникно­вения нарушений опорно-двигательного аппарата.

Медицинские работники обязаны своевременно выявлять нарушения опорно-двигательного аппарата у учащихся при профилактических осмот­рах. При выявлении нарушений осанки медицинскому персоналу образова­тельного учреждения необходимо учитывать типичные возрастные особен­ности физиологической осанки у детей и подростков, которая с возрастом изменяется. Правильной (физиологической) осанкой ребенка считается та­кое положение тела, когда глубина шейного и поясничного изгибов позво­ночника близки по значению, равномерны и колеблются в пределах 3 - 4 см в младшем школьном возрасте и 4 - 4,5 см в среднем и старшем школьном возрасте. Корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи слегка отведе­ны назад и находятся на данном уровне по горизонтали, живот подтянут, ло­патки располагаются вдоль позвоночника симметрично и прилегают к спи­не. Такое положение обычно сохраняется при ходьбе, сидении и работе.

В дошкольный период осанка у ребенка имеет характерные черты: высту­пающий живот, намечается поясничный лордоз, прямая верхняя часть туло­вища, небольшой грудной кифоз. В динамике роста и развития уменьшается выпячивание живота, поясничный лордоз становится более выраженным. Грудная клетка несколько уплощается за счет напряжения брюшных мышц и наклона ребер вперед, округление плеч становится заметнее, но лопатки сза­ди прилегают к грудной клетке. Постепенно с возрастом угол наклона таза ребенка приближается к величине угла взрослого (30-35 ° у мальчиков и 25-30 ° у девочек) и в строении тела начинает определяться разница полов. Ось нижних конечностей у девочек прямая или незначительно вальгусная (х - образная) - расстояние между стопами при осмотре в фас до 2 см), у маль­чиков прямая или незначительно варусная (о - образная) - расстояние меж­ду голенями при осмотре в фас до 2 см. Линия центра тяжести, проведенная через сосцевидные отростки, проходит через лодыжки и область головки та­ранной кости.

Для оценки состояния опорно-двигательного аппарата у детей и подрост­ков необходимо не только статическое, но и динамическое исследование (стоя и при ходьбе).

Наиболее часто встречающейся патологией опорно-двигательного аппа­рата у учащихся образовательных учреждений является деформация свода стопы - плоскостопие. Среди детей и подростков в основном встречается продольное плоскостопие, поперечное и другие его виды распространены незначительно. Основная причина развития плоскостопия - слабость свя­зочного аппарата и мышц, поддерживающих своды стопы. Кроме того, при­чиной плоскостопия может быть нерациональная обувь.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании си­дячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприя­тий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата: подбора мебели, соответствующей длине тела уча­щихся; контроль за позой учащихся во время занятий; контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом; проведения физкультминуток на уроках, создания благоприятного двигательного режима и включения в занятия фи­зической культурой упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

Важным моментом в профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата является контроль за соответствием школьной мебели и правильным рассаживанием учащихся за столами (партами). Для определения соответствия школьной мебели длине тела учащихся следует пользоваться таблицей (см. глава 4).

Рассаживая учащихся, нужно принимать во вни­мание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, состояние опорно-двигательного аппарата, склонность к простудным заболеваниям. Данные об измерении длины тела, группе мебели для каждого учащегося заносятся в классный журнал («Лист здоровья»).

С первых дней учебы в школе необходимо уделять внимание формирова­нию правильной позы первоклассников, обучать детей самым простым при­емам контроля рабочей позы во время занятий в школе и дома. Педагогам, медицинским работникам и родителям, особенно в начальных классах, сле­дует терпеливо корректировать нарушения в рабочей позе учащихся, кото­рые встречаются достаточно часто. При резко наклоненной позе, необходи­мой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении учащемуся при­ходится опираться грудью на поверхность стола, что еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим, в профилактике от­клонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения, боль­шое значение имеет правильная поза (приложение 7).

Контроль веса ранца с ежедневным учебным комплектом для занятий. Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учеб­ников и письменных принадлежностей:

- для учащихся начальных классов: 1-2-х - не более 1,5 кг, для 3-4-х классов - не более 2,5 кг;

- для учащихся средних классов: 5-6-х - не более 2,5 кг, 7-8-х - не более 3,5 кг;

- для учащихся 9-11-х классов и образовательных учреждений начально­го и среднего профессионального образования - не более 3,5-4 кг.

В начальной школе, где превышение веса ежедневных учебных комплек­тов отмечается особенно часто, можно рекомендовать приобрести второй комплект учебников для работы в классе.

Вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 500-700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5 см) и доста­точную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине учащегося и равномерное распределение веса. Материал для изготов­ления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покры­тием, удобным для чистки.

Для определения веса ранца с учебниками в каждом конкретном случае с учетом индивидуальных физических возможностей учащегося правомерно использовать и такой подход: с физиологической точки зрения вес ранца с учебниками не должен превышать 10% массы его владельца.

Проведение физкультминуток на уроках.

Проведение физкультминуток (ФМ) - это эффективный способ поддер­жания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивает­ся отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испыты­вающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. Для проведения физкультурных ми­нуток может быть использован специальный комплекс из 3-4-х упражнений (приложение 6).

Занятия в образовательном учреждении, сочетающие в себе психическую и статическую нагрузки на отдельные органы, системы и на весь организм в целом, требует проведения на уроке ФМ для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия, которые комплектуются из упражнений для раз­ных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности. Продол­жительность ФМ составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог, а методиче­скую помощь в составлении комплексов упражнений оказывает преподава­тель физкультуры. Комплексы упражнений, входящие в ФМ должны ме­няться, иначе они становятся фактором усиления монотонности.

На уроках письма физкультминутки должны проводиться дважды за урок - на 15 и 25 минуте, причем на одной из ФМ выполняются упражнения для снятия напряжения с кисти.

Создание благоприятного двигательного режима учащихся.

В профилактических и оздоровительных целях в образовательных учреж­дениях должны создаваться условия для удовлетворения биологической по­требности учащихся в движении, которая может быть реализована при еже­дневной двигательной активности детей и подростков в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности складывается из утренней гим­настики, которую должен выполнять ежедневно каждый учащийся, меро­приятий, проводимых в образовательном учреждении — гимнастики до учеб­ных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, ди­намической паузы, спортивного часа в режиме продленного дня, уроков физкультуры и школьных соревнований, дней здоровья, а также подвижных игр на свежем воздухе, самостоятельных занятий физкультурой и дополни­тельных занятий в кружках физкультуры, группах общей физической подго­товки и спортивных секциях.

Перемены целесообразно организовывать в виде подвижных игр при максимальном использовании свежего воздуха. При проведении ежеднев­ной динамической паузы допускается удлинять большую перемену до 45 ми­нут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательной активности учащихся на спортплощадке образовательного учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

К занятиям учащихся физкультурой и спортом в спортивных секциях не­обходимо допускать строго индивидуально с учетом состояния здоровья.

Включение в занятия физической культурой упражнений для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия

Для оздоровления учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппа­рата целесообразно создание в образовательных учреждениях специальных групп с расширением элементов корригирующей гимнастики. Занятия в этих группах после предварительной подготовки (под контролем врача по лечебной физкультуре поликлиники или врачебно-физкультурного диспан­сера), может проводить преподаватель физкультуры. Занятия проводятся два раза в неделю, их продолжительность 45 минут. Оптимальная наполняемость группы составляет 10-12 человек. Комплектовать группы следует с учетом выявленных нарушений опорно-двигательного аппарата по возрастному признаку, разделив учащихся на 4 возрастные группы (7-10 лет, 11-13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет). Необходимо рекомендовать детям выполнение физиче­ских упражнений в виде «домашних заданий» с предварительным их разучи­ванием на уроках в образовательном учреждении и последующей регулярной проверкой их выполнения

^ Профилактика утомления и нарушений нервно-психического здоровья учащихся.

В современных образовательных учреждениях, а особенно в учебных за­ведениях с углубленным содержанием обучения, интенсификация учебного процесса, введение инновационных технологий во многих случаях обуслав­ливают повышение утомляемости учащихся на уроках и формируют у детей и подростков состояние хронического стресса, что приводит к увеличению распространенности пограничных психических расстройств разной степени выраженности и психосоматических нарушений здоровья. Поэтому в целях охраны здоровья учащихся в образовательных учреждениях должна прово­диться работа по профилактике утомления, заключающаяся в коррекции ор­ганизации и интенсивности учебного процесса, проведении на уроках физ­культминуток, профилактическом приеме аминокисло­ты глицин и витаминопрофилактике.

Профилактический прием аминокислоты глицин

Глицин - заменимая аминокислота - естественный метаболит широко­го спектра действия, содержащийся в животных тканях головного и спинно­го мозга.

Фармакологическое действие препарата заключается в нормализации об­мена веществ. Глицин оказывает ноотропное, противоэпилептическое, антистрессовое, седативное действие, легко проникает в большинство био­логических жидкостей и тканей, в т.ч. в головной мозг. Разрушается в печени глициноксидазой. Является нейромедиатром тормозного действия и регуля­тором метаболических процессов в головном и спинном мозге. Препарат нормализует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, повышает умственную работоспособность, устраняет депрессивные нарушения, повышенную раздражительность, нормализует сон.

Показаниями к приему глицина являются: стрессовые состояния, психо­эмоциональное напряжение, повышенная возбудимость, эмоциональная ла­бильность, неврозы, неврозоподобные состояния, вегето-сосудистая дистония, последствия нейроинфекций и черепно-мозговой травмы, энцефалопатий. Глицин назначают при нарушениях сна, для повышения умственной ра­ботоспособности, в т.ч. подросткам с девиантными (отклоняющимися) фор­мами поведения.

Противопоказанием является гиперчувствительность к препарату. По­бочные действия не выявлены.

В качестве мер предосторожности следует помнить, что у детей с наклон­ностью к гипотонии назначение глицина производится в меньших дозах и при условии регулярного контроля артериального давления. При снижении артериального давления ниже привычного уровня прием глицина прекраща­ют.

Глицин назначают по 1 таблетке (0,1 г) перед едой под язык 2 раза в день детям в возрасте до 10 лет и по 3 таблетки в день подросткам 10-18 лет. При нарушениях сна следует принимать по 0,05 -0,1 г (1/2 - 1 табл.) за 20 минут до сна или непосредственно перед сном.

Курс приема для профилактики утомления - 50 таблеток. Эффект отме­чается на 3-4 день приема препарата. Стойкое улучшение — снижение утом­ляемости наблюдается к 12-20 дню приема.

Глицин целесообразно использовать не только в качестве средства про­филактики утомления, но и для коррекции отклонений в нервно-психичес­ком здоровье учащихся, т.к. хроническое переутомление у детей и подрост­ков в большинстве случаев сочетается с астено-невротическими явлениями. У детей и подростков с расстройствами такого рода после приема глицина отмечается компенсация нервно-психических и сомато-вегетативных нару­шений: улучшается память, внимание, умственная работоспособность, об­щее эмоциональное состояние, формируется адекватное поведение, норма­лизуется сон, ослабевает моторная расторможенность, снижаются аллерги­ческие и вегетативные проявления. Подтверждена высокая эффективность препарата в качестве профилактического средства по предупреждению пси­хоэмоционального перенапряжения при адаптации учащихся к началу и но­вым формам учебного процесса, а также при подготовке к экзаменам. Гли­цин используется и как корригирующее средство для детей с задержкой пси­хического развития. В тех случаях, когда не отмечается улучшения нервно-психического здоровья ребенка или подростка после курсового приема гли­цина, необходимо направить учащегося на прием к детскому неврологу.

Профилактика нарушений нервно-психического здоровья.

Одним из основных средств профилактики утомления и формирования нервно-психических и соматовегетативных расстройств является организа­ция учебного процесса в образовательном учреждении в соответствии с воз­растными функциональными и познавательными возможностями учащихся.

В последнее время все большее распространение получают новые педаго­гические технологии. Вместе с тем каждому педагогу известно, что любая перспективная по идее инновационная технология становится педагогичес­ки безупречной только в процессе ее совершенствования в условиях образо­вательного учреждения. Массовое внедрение должны получать не просто новаторские, но и здоровьесберегающие педагогические технологии.

Успешность педагогических технологий во многом зависит от личности учителя, его мастерства, характера учебно-воспитательных воздействий на учащихся. На основании опыта лечебной и педагогической деятельности А.А. Дубровский показал, что среди всех диагностированных у школьников неврозов, более 50% были «дидактогенными», т.е. сформировавшимися по вине школы и учителей. Этому способствовали такие воспитательные воз­действия, как «нагоняй», «пристыживание», «высмеивание», «взывание к чув­ству постоянной вины», жалобы родителям на плохую успеваемость, на «не­ровное поведение» и прочее. Таким образом, преобладание авторитарной пе­дагогики и чрезмерные учебно-воспитательные нагрузки, неадекватные психосоматическим возможностям детей и подростков, создают условия для формирования нервно-психических нарушений.

Определение соответствия учебно-воспитательных нагрузок психосома­тическим возможностям детей и выявление степени невротизации учащихся целесообразно путем проведения специального тестирования (приложе­ние 8).

Тест выявляет распространенность среди учащихся неврозоподобных ре­акций разной степени выраженности. Тест содержит две анкеты, из которых одну заполняет учащийся, а вторую - его родители, выбирая соответствую­щий балл по каждому вопросу и отмечая его. Поставленные в анкетах вопро­сы позволяют дать три оценки тестируемого качества в зависимости от сте­пени его выраженности («никогда», «иногда», «часто»). Степень выраженнос­ти каждого качества, ранжируется баллами: минимальная («никогда» - 1 балл), средняя («иногда» - 2 балла), максимальная («часто» - 3 балла).

По каждой анкете просчитывается сумма баллов по всем ответам, после чего складывается сумма баллов учащегося с суммой баллов его родителя. Далее результаты двуханкетного тестирования каждого ребенка сопоставля­ется с эталоном. Если сумма двуханкетного тестирования не превышает 42 баллов, то это является допустимым уровнем; если сумма составляет от 43 до 56 баллов - свидетельствует о повышенной степени невротизации; если пре­вышает 56 баллов - является показателем высокой степени невротизации.

По классу (группе) рассчитывается суммарный процент учащихся с про­явлениями повышенной и высокой степени невротизации. Результаты теста могут использоваться в качестве индикатора психоэмоционального диском­форта, тревожности, вегетативной неустойчивости и других неврозоподоб­ных проявлений, возникающих в процессе учебной деятельности учащихся, и свидетельствовать о несоответствии учебно-воспитательных нагрузок в об­разовательном учреждении психосоматическим возможностям детей и под­ростков.

Учащиеся с повышенной и высокой степенью невротизации относятся к группе риска и должны наблюдаться детским неврологом. Если неврозо-подобные проявления не могут быть связаны с утомительностью учебной на­грузки в образовательном учреждении и авторитарным стилем преподавания, то следует искать другие причины нарушений нервно-психического здоровья - соматические заболевания, неблагоприятный семейный микроклимат, чрезмерные дополнительные учебные или спортивные нагрузки и др.


^ Профилактика возникновения нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией


Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия, рас­пространенность которой среди учащихся образовательных учреждений до­стигает 25-30%. Очень важным является раннее выявление так называемых «групп риска» – учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Кроме то­го, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, т.к. по мере перехода учащихся из младших классов в старшие увеличивает­ся не только количество близоруких, но и степень близорукости, достигая, как правило, средних степеней. Большинство авторов этот факт рассматри­вает как результат усиленной зрительной работы на близком расстоянии или напряжения аккомодации.

Профилактика возникновения нарушений зрения.

Одним из основных мероприятий, необходимых для профилакти­ки нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных поме­щениях. Согласно гигиеническим нормативам, освещенность на ра­бочих местах должна составлять 300 люкс, освещенность классных досок - 500 люкс. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.

Причинами, ухудшающими освещенность в учебных помещениях, являются:

- замазывание части оконных стекол краской;

- размещение на подоконниках ветвистых цветов, учебных пособий и т.д.;

- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;

- нерегулярное мытье оконных стекол;

- затемнение окон деревьями.

Не менее важными факторами профилактики возникновения наруше­ний зрения является правильная посадка учащихся и использование удоб­ной мебели, соответствующей росту. В настоящее вре­мя используются различные виды школьной мебели: столы с горизонталь­ной поверхностью и парты - с наклонной. Неудобство горизонтальных сто­лов заключается в том, что при зрительной работе вблизи учащиеся вынуж­дены наклонять голову. У детей мышцы шеи развиты слабо и они не могут долго держать голову в вынужденном положении. Голова опускается все ни­же и ниже, глаза слишком приближаются к предмету работы, конвергенционные и аккомодационные мышцы глаза сильно напрягаются. В результате этого процесса при длительной зрительной работе происходит спазм акко­модации, приводящий в дальнейшем к близорукости. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны педагогов и родителей за правильностью посадки учащегося в образовательном учреждении и дома и регулярное про­ведение физкультминуток.

Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В це­лях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников - 15-20 минут, для учащихся среднего возраста 25-30 минут, для старших школьников - 45 минут и сопро­вождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смот­рят вдаль или когда они закрыты.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у учащихся. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом (приложение 4). Медицинский персонал образовательных учреждений должен давать учащимся, педагогам и родителям правильные рекомендации по организа­ции зрительного режима в школьное и внешкольное время.


^ Продолжительность зрительных нагрузок и перерывов в зависимости от возраста учащихся



Класс

Зрительная нагрузка

Перерыв

1-2-3

20 мин

10-15 мин

4-5-6

25-30 мин

10-15 мин

7 и старше

35-40 мин

10-15 мин


Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей и подростков в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи" в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комна­та была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3-5 метров от экра­на в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены оч­ки для дали, то телевизионные передачи необходимо смотреть в очках.

Одним из основных требований профилактики нарушений зрения явля­ется проведение систематических диспансерных осмотров учащихся врачом-офтальмологом не реже одного раза в год.

При проведении офтальмологических обследований учащихся 1-3 клас­сов рекомендуется использовать тест А.А. Малиновского. Данный тест поз­воляет выявлять детей, еще не имеющих близорукости, но склонных к ней, и применять по отношению к ним необходимые лечебно-профилактические мероприятия еще до развития миопии. Исследование заключается в том, что детям после проверки остроты зрения предъявляется положительная линза, соответствующая их возрасту, и определяется возрастной запас аккомодации по А. И. Дашевскому или по Е.И. Ковалевскому.


Возрастные нормы рефракция по А.И. Дашевскому


Возраст

5 лет

6 лет

7-8 лет

9-15 лет

Д

+1,5

+1,0

+0,75

+0,5


VISUS по Е.И. Ковалевскому


Возраст



5 лет

6-7 лет

8-15 лет

Visus

0,8

0,9

0,9




1,0

1,0

1,0


Если при выполнении теста А.А. Малиновского острота зрения уменьша­ется до 30%-40%, такой учащийся заносится в "группу риска". Под предмиопическими состояниями, относимыми еще к функциональным нарушени­ям, следует понимать такие состояния глаз, при которых с большей вероят­ностью следует ожидать перехода рефракции в более сильную в сравнении с возрастной нормой. Причинами могут быть: спазм аккомодации; ослаблен­ная аккомодационная способность; наследственная предрасположенность. В связи с тем, что миопия чаще всего формируется у школьников средних классов, особого внимания при выявлении «группы риска по миопии» заслу­живают дети младшего школьного возраста (1-3 классов). Школьникам с по­ложительным результатом теста рекомендуются дополнительные исследова­ния и наблюдение у офтальмолога.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование функциональных нарушений зрения, следует относить:

- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформ­ления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- чередование занятий учащихся с отдыхом;

- проведение гимнастики для глаз в образовательном учреждении и дома;

- контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

- организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

- организацию рационального питания и витаминизации.

Проведением профилактических мероприятий по предупреждению воз­никновения и развития нарушений зрения у учащихся должны заниматься не только врачи-офтальмологи, но и медицинский персонал, администра­ция, педагоги образовательных учреждений и родители.

Оздоровление учащихся с миопией

Прогрессирование миопии даже невысоких степеней является серьез­ным заболеванием. Развиваясь чаще в детском и юношеском возрасте, она уже с ранних лет нарушает трудоспособность человека, и ограничивает его возможности в выборе профессии. Не следует забывать, что по данным Все­мирной организации здравоохранения 27% инвалидов по зрению имеют ин­валидность из-за близорукости.

При прогрессировании миопии необходимо своевременное назначение очков для дали и для работы вблизи. Для этой цели хорошо использовать бифокальные сферопризматические очки (БСПО), которые были предложены в 1953 году врачом-офтальмологом Утехиной Е.В. и оптиком Утехиным Ю.А.

Эти очки выписываются с учетом имеющейся степени близорукости каждого глаза: верхняя зона предназначена для зрения вдаль, а нижняя - сферопризматическая, имеющая плюсовую оптику, для работы вблизи. Это позволяет значительно облегчить зрительные нагрузки. Очки БСПО были рекомендованы Министерством здравоохранения к широкому применению.

Очень важным моментом в оздоровлении учащихся с миопией является правильный подбор очков для дали и для работы вблизи. Очки для дали должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы каждый глаз видел лишь шесть верхних строк проверочной таблицы. Носить их следует постоянно, работать вблизи в них нельзя ни в коем случае. Для работы вблизи и для вы­полнения упражнений специальной гимнастики нужны другие очки.

К числу мероприятий, предотвращающих прогрессирование миопии, от­носится организация лечебной физкультуры для детей с осложненной мио­пией. В качестве специальной гимнастики глаз для младших школьников с предмиопией и миопией могут служить упражнения, разработанные офталь­мологами разных медицинских учреждений. Основной принцип этой гим­настики - тренировка на удаление текста от глаз. Гимнастика выполняется попеременно левым и правым глазами. Заниматься гимнастикой следует именно в процессе труда, а не просто в отведенное для этого время.

Если близорукость находится в пределах от 2,5 до 5 диоптрий, специаль­ной гимнастикой можно заниматься вообще без очков. При более сильной близорукости линзы очков для работы вблизи для подростков надо подо­брать на 2,5 диоптрии слабее, а для детей младшего школьного возраста — на 3 диоптрии слабее. Если есть астигматизм, то стекла должны сохранять силу астигматической коррекции. На 2,5 диоптрии уменьшается только сфериче­ский компонент. Следует подчеркнуть, что в очках для работы вблизи читать, писать, рукодельничать, выполнять всю мелкую работу необходимо попере­менно то одним, то другим глазом, не больше чем по 15-30 минут каждым. Для этого одну линзу очков прикрывают «шторкой» из бумаги или ткани.

Если у учащегося близорукость одного глаза сильнее, чем другого. то и тренировать глаз с более выраженной близорукостью нужно дольше. Линия зрения при чтении и письме должна быть перпендикулярна середине плос­кости страницы. Лучше выполнять тренировки со специальной подставкой для книг.

В комплекс рекомендаций, направленных на предотвращение прогрессирования миопии, входят:

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна, т.к. доказано, что спазм аккомодации во время сна не проходит;

- назначение поливитаминов «Юникап», «Витрум», «Ундевит» и др.;

- назначение препаратов черники, таких как «Мертилине форте», «Наро-сан-черника» или отечественный препарат «Миртикам» и др.

Черника содержит вещества, которые улучшают кровообращение в ка­пиллярах и других сосудах сетчатки, а также способствуют образованию ро­допсина, активно участвующего в зрительном процессе.

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных меро­приятий обеспечивает нормализацию зрения у 1/3 детей с предмиопией и предупреждение прогрессирования процесса у остальных учащихся с пред­миопией и у детей с миопией до 1 диоптрии.

В сложных случаях для лечения миопии и других нарушений зрения уча­щегося следует направлять в Центры коррекции и реабилитации зрения, где успешно применяются аппаратные методы лечения и предотвращения про­грессирования патологии. С помощью приборов лазер-спекл, АСИР (цвето-лечение), МАКС, панорама, а также вибромассажа, компьютерных про­грамм и тренировок по А.И. Дашевскому осуществляется положительное воздействие на функциональные возможности зрительного аппарата.


^ Профилактика заболеваний органов пищеварения


В период получения общего и профессионального образования организм учащегося испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физи­ческие, что связано с большим расходом энергии и с высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания в этот период может привести к рас­стройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем. На сегодняшний день продолжа­ет расти число алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушением рационального питания.

Особенно большое значение для растущего организма имеет достаточное содержание в пище белка. В рационе детей и подростков белки животного происхождения должны составлять не менее 50% от общего количества бел­ка в рационе, а при повышенной нагрузке его количество необходимо повы­шать до 60%. При дефиците белка могут возникать переутомление, сниже­ние работоспособности, ухудшение успеваемости.

Учащимся образовательных учреждений необходимы полноценные жи­ры, в особенности сливочное и растительное масла. Потребность в углеводах у детей и подростков значительно выше, чем у взрослых.

Энергозатраты организма ребенка увеличиваются при интенсивной ум­ственной деятельности, усиленных занятиях физкультурой и спортом, сов­мещении учебы с работой. Энергетический баланс зависит от пола и возрас­та учащегося: в подростковом периоде потребность в энергии увеличивается в связи с усилением деятельности желез внутренней секреции, интенсивны­ми процессами роста и развития организма.

Особого внимания требует организация правильного питания учащихся, занимающихся спортом или совмещающих учебу с работой. В связи с высо­кой потребностью в энергии, которая затрачивается на мышечную работу, калорийность питания таких детей и подростков должна быть повышена в зависимости от нагрузки не мене чем на 10% от общей калорийности.

Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходимо проводить систематическую санитарно-просветительную работу среди уча­щихся, их родителей и педагогов, посвященную основам рационального пи­тания. Большинство учащихся и родителей, как правило, осознают важную роль питания для сохранения здоровья, но недостаточно информированы о том, какие факторы питания являются наиболее важными. Целесообраз­ность проведения образовательных программ по формированию навыков и принципов здорового питания в комплексе становления здорового образа жизни, начиная с детского и подросткового возраста, не вызывает сомнения.

Принципы здорового питания

При формировании рациона питания учащихся, закупках пищевых про­дуктов образовательными учреждениями и предприятиями школьного пита­ния, составлении меню и приготовлении пищи, предназначенной для детей и подростков, должны соблюдаться принципы адекватного, рационального, сбалансированного, щадящего питания, подразумевающего:

- удовлетворение потребности детей в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.) в соответствии с возрастными физиологи­ческими потребностями;

- сбалансированность рациона по всем пищевым веществам, в т.ч. по аминокислотному составу белков, жирнокислотному составу жиров, обеспе­ченности углеводами, относящимися к различным классам, достаточности содержания витаминов, минеральных веществ (в том числе микроэлемен­тов);

- максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);

- технологическая (кулинарная) обработка продуктов, обеспечивающая высокие вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности всех продуктов;

- исключение из рациона продуктов и блюд, обладающих раздражающи­ми, экстрактивными свойствами, а также продуктов, которые могли бы при­вести к ухудшению здоровья у детей и подростков с хроническими заболева­ниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональны­ми нарушениями органов пищеварения;

учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимо­сти ими отдельных видов пищевых продуктов или блюд).

Режим питания

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспо­собности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Из­менение интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у де­тей и подростков. Прием пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Учащимся образовательных учреждений требуется 4-5-разовый прием пищи в течение дня в зависимости от возраста, умственной и физической на­грузки. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые жи­вотным белком, а на ужин - молочно-растительные продукты.

Для учащихся образовательных учреждений (школьного типа) предусма­тривается организация двухразового горячего питания, а также реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, гото­вых к употреблению промышленного производства, и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте.

Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а при организации учебного процесса во 2-ю смену — обеда и полдника.

При таком режиме питания предполагается, что учащиеся в первую сме­ну в 7:30 - 8:30 должны получать завтрак дома перед уходом в школу, в 11:00 - 12:00 - горячий завтрак в школе, в 14:30 - 15:30 — после окончания занятий - обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00 - 19:30 - ужин дома.

Учащиеся во вторую смену в 8:00 - 8:30 должны получать завтрак дома, в 12:30 - 13:00 - обед в школе или дома перед уходом в школу, в 16:00 - 16:30 -горячее питание - полдник в школе , в 19:30 - 20:00 — ужин дома.

Посещение детьми групп продленного дня допускается только при обя­зательной организации для них двух - трехразового питания (в зависимости от времени пребывания в образовательном учреждении). Для детей 6-летне­го возраста предусматривается трехразовое питание (горячий завтрак, обед и полдник или завтрак, второй завтрак, обед).

Для учащихся (воспитанников) образовательных учреждений с круглосу­точным пребыванием организуется 4-5 разовое питание в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Рацион питания

Питание учащихся должно организовываться с учетом дифференциро­ванного подхода к рациону питания детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также подростков, получающих начальное и среднее профессиональное образование.

Медицинскому персоналу образовательных учреждений необходимо сле­дить за использованием широкого и разнообразного ассортимента круп, овощей, фруктов, зелени, соков, молочных продуктов, мяса и мясных изде­лий, субпродуктов, рыбы, продуктов моря.

В рационе учащихся должны ежедневно присутствовать мясо или рыба, молоко и молочные продукты, сливочное и растительное масла, хлеб и хле­бобулочные изделия, овощи. В течение недели в питание обязательно следу­ет включать крупы и макаронные изделия, сметану, сыр, яйца, творог, фрук­ты (плоды, ягоды) или фруктовые соки.

При условии строгого соблюдения технологии приготовления блюд в об­разовательных учреждениях допускается использование таких субпродуктов как печень, сердце, язык.

В меню обязательно должны присутствовать свежие овощи, зелень, фрукты и ягоды, картофель, натуральные соки и витаминизированные про­дукты, в том числе витаминизированные напитки.

Примерный суточный набор продуктов для детей школьного возраста.



Наименование продуктов



Возраст, лет

7-10

11-13

14-17







юноши

девушки

Молоко, мл

500

500

600

500

Творог, г

40

45

60

50

Сметана, г

15

15

20

15

Сыр, г

10

10

20

15

Мясо, г

140

170

220

200

Рыба, г

40

50

70

60

Яйцо, шт.

1

1

1

1

Хлеб ржаной, г

70

100

150

100

Хлеб пшеничный, г

150

200

250

200

Крупы, макаронные изделия, г

45

50

60

50

Мука пшеничная, г

25

30

35

30

Сахар, г

60

65

80

65

Кондитерские изделия, г

10

15

20

15

Масло сливочное, г

25

30

40

30

Масло растительное, г

10

15

20

15

Картофель, г

200

250

300

250

Овощи разные, г

275

300

350

320

Фрукты свежие, г

150-300

150-300

150-500

150-500

Фрукты сухие, г

15

20

25

20