velikol.ru
1 2 ... 4 5

Математика

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Государственного образовательного стандарта и авторской программы для 3 класса В. Н. Рудницкой – М.: Вентана-Граф, 2009 на основе обязательного минимума содержания математики без изменений и дополнений.

Программа рассчитана на 136 часов.

Цели обучения

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.


^ Содержание тем по математике 3 класс.

Элементы арифметики.

Тысяча.

Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.

Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.

Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков < и >.

Сложение и вычитание в пределах 1000.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

Сочетательное свойство сложения и вычитания.

Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).

Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.

Числовые равенства и неравенства.

Чтение и запись числовых равенств и неравенств. Свойства числовых равенств.

Решение составных арифметических задач в три действия.

^ Умножение и деление на однозначное число в пределах 1000.

Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).

Умножение и деление на 10, 100.

Умножение числа, запись которого оканчивается нулём, на однозначное число. Умножение двух- и трёхзначного числа на однозначное число.

Нахождение однозначного частного.

Деление с остатком.

Деление на однозначное число.

Нахождение неизвестных компонентов арифметических действий.

Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.

^ Умножение и деление на двузначное число в пределах 1000.

Умножение вида 23*40.

Умножение и деление на двузначное число.

Величины.

Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км,мм.

Соотношения между единицами длины: 1км=1000м, 1см=10мм.

^ Вычисление длины ломаной.

Масса и её единицы: килограмм, грамм. Обозначения : кг, г. Соотношения:1кг=1000г.

Вместимость и её единица литр. Обозначение: л.

^ Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.

Время и его единицы: час, минута, секунда, сутки, неделя, год, век. Обозначения:ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1ч=60мин, 1мин=60с, 1сутки=24ч, 1век=100лет,1год=12месяцев.

^ Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.

Решение арифметических задач, содержащие разнообразные зависимости между величинами.

Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки. Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.

^ Алгебраическая пропедевтика.

Буквенные выражения. Вычисление значений буквенных выражений при заданных значениях этих букв.

Логические понятия.

Примеры верных и неверных высказываний.

Геометрические понятия.

Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и не замкнутая ломаная. Построение ломаной.

^ Деление окружности на шесть одинаковых частей с помощью циркуля.

Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.

^ Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.

Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаги. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.


^ Организация образовательного процесса.


Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.


Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.


Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  2. Письменного контроля и самоконтроля.


^ Контроль уровня обученности.

-Виды контроля.

Проверка знаний и умений:

тесты,

кроссворды,

карточки-задания.

контрольные работы,

тесты,

самостоятельные работы;

арифметические диктанты;

Виды тестовых заданий:

  • с выбором одного, двух или нескольких правиль­ных ответов из предложенных вариантов;

  • на соответствие;

  • с требуемым текстовым заполнением;

• на установление правильной последовательности действий.


^ Используемые технологии


Для успешного ведения педагогического процесса применяются следующие технологии:

информационно - коммуникативные

личностно – ориентированные

технология развивающего обучения

здоровьесберегающие технологии

технология использования в обучении игровых методов (дидактические, ролевые игры)

обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

проблемно – поисковое обучение

разноуровневое обучение


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

^ Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Младший школьник получит представление о натуральном числе и нуле, о нумерации чисел в десятичной системе счисления; научится выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (в пределах миллиона); научится находить неизвестный компонент арифметического действия; усвоит смысл отношений «больше (меньше) на …», «больше (меньше) в … раз», правила порядка выполнения действий в числовых выражениях; получит представление о величинах, геометрических фигурах; научится решать несложные текстовые задачи.


Мониторинг

Предметом постоянного внимания учителя на всех этапах обучения является развитие навыков у школьников выполнения устных и письменных действий с натуральными числами, решение несложных текстовых задач, порядка выполнения действий в числовых выражениях. В связи с этим в течение учебного года отслеживается качество обучения детей, определяется коррекционная работа по устранению пробелов и недочётов.


^ Нормы оценок

(см.Справочник руководителя и учителя начальной школы. Изд. Родничок. Тула. 1999г. «Контроль и оценка результатов обучения». Письмо Министерства общего и образовательного обучения РФ от 19. 11. 98)

Оценка знаний. Математика. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва. Изд. Вентана – Граф. Москва. 2007г.


^ Учебно-тематическое планирование


по математике

Классы 3 класс

Учитель Полунина Светлана Николаевна

Количество часов

Всего 136 час; в неделю ^ 4 час.

Плановых контрольных уроков 10 , зачетов _____, тестов ______ ч.;

Административных контрольных уроков 2 ч.

Планирование составлено на основе на основе программы курса «Математика». В.Н.Рудницкая. М.: Вентана-Граф. 2009.

Учебник

Математика. 3 класс в 2ч. Рудницкая В.Н.- М.: Вентана-Граф 2009.


^ Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование

раздела программы

Тема

урока

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности

учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

1

Нумерация многозначных чисел

Числа от 100 до 1000. Название и запись «круглых» сотен»

комбинированный

Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды.

^ Знать, что десять сотен называют словом «тысяча».

Уметь считать сотнями; читать «круглые» сотни; записывать словами числа; вводить в калькулятор числа;

№ 12, 13 (рабочая тетрадь
№ 1)




2

Числа от 100 до 1000. Таблица разрядов трехзначных чисел

комбинированный

Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды.

Знать понятие «разряд»; что в записи трехзначного числа одна и та же цифра может иметь разные значения в зависимости от тог, в каком разряде она стоит; что десять единиц составляют единицу следующего разряда – десяток, десять десятков – единицу следующего разряда – сотню, десять сотен – единицу следующего разряда – тысячу

№ 14, 15

(рабочая тетрадь
№ 1)




3




Числа от 100 до 1000. Запись и чтение трехзначных чисел

комбинированный

Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1 000 000. Классы и разряды.

Уметь называть соседей любого трехзначного числа; читать трехзначные числа, начиная с разряда сотен; определять количество сотен, десятков единиц в разрядах трехзначных чисел; считать по порядку; выполнять устно сложение и вычитание

№ 16

(рабочая тетрадь
№ 1)




4

Сравнение трехзначных чисел. Знаки «<» и «>».

комбинированный

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.

Знать алгоритм поразрядного сравнения трехзначных чисел; что из двух чисел больше то, у которого в старшем разряде больше единиц; знаки сравнения «<» и «>».

Уметь использовать знаки «<» и «>» для записи результатов сравнения чисел; записывать неравенства, используя знаки сравнения

№ 20, 21

(рабочая тетрадь
№ 1)




5

Сравнение чисел. Неравенства

комбинированный

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >.

Уметь сравнивать трехзначные числа; восстанавливать неравенства; выполнять устно сложение и вычитание

№ 23, 24

(рабочая тетрадь
№ 1)



















на основе нумерации трехзначных чисел; сравнивать выражения; находить значения выражений со скобками; решать составные задачи







6

Сравнение чисел. Решение задач

комбинированный

Отношения «равно», «больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =, <, >. Решение текстовых задач арифметическим способом

Уметь сравнивать трехзначные числа; решать задачи с величинами; проводить ось симметрии; чертить геометрические фигуры; называть все отрезки и лучи, изображенные на чертеже

№ 26, 27

(рабочая тетрадь
№ 1)




7

Величины и их измерение

Километр. Миллиметр

комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр)

^ Знать единицы измерения длины (километр, миллиметр).

Уметь читать и записывать величины длины; измерять в миллиметрах длину отрезка; строить отрезок заданной длины; выражать сантиметры в миллиметрах

№ 29, 30 (рабочая тетрадь
№ 1)




8

Километр. Миллиметр. Измерение длины отрезков в разных единицах

комбинированный

Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).

Уметь выполнять сложение и вычитание длин; решать задачи с величинами; находить верные записи неравенств

№ 31, 32 (рабочая тетрадь
№ 1)





следующая страница >>