velikol.ru
1


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колыванская средняя общеобразовательная школа»







Утверждаю:

Директор МБОУ «Колыванская СОШ»

Приказ № ____ от “________________”




Рабочая программа

по внеурочной деятельности

для 1 класса


«Смотрю на мир глазами художника»






Составитель:

Э.Э.Скокова,

учитель начальных классов

МБОУ «Колыванская СОШ»



Колыванское. 2012
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по предмету «Изобразительное искусство» (2010)

Программа «Смотрю на мир глазами художника» разработана для 1 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования, с рекомендациями Примерной программы художественно-эстетического направления Е.И. Коротеевой. Данная программа тесно связана с программами по изобразительному искусству В.С. Кузина, Б.Н. Неменского, а так же с программами по технологии Н.И.Роговцевой, Н.А. Цирулик.

Мир, в котором живет человек сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображение в народном искусстве.

Декоративно-прикладное творчество – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку.

Изучение декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного образования способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.


 ^ Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся средствами прикладной направленности.

Задачи:

обучающие:

научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;

научить правильно использовать термины, формулиро­вать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;

обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

воспитательные:

привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

воспитать нравственные качества детей;

формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

развивающие:

развивать образное мышление, творческие способности;

формировать эстетический и художественный вкус;

содействовать формированию всесторонне развитой личности 



Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся
начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и
художественно-творческой деятельностью. Занятия проводят во внеурочное время один раз в неделю.


  
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности
станкового искусства (живопись, графика, скульптура), я также языка
декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.


  
Занятия проводятся в классе. Продолжительность занятий строится из
расчёта 33 часа (по одному часу в неделю).


  
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки с
приглашением родителей детей, друзей, педагогов местных учебных заведений.



^ КРАТКОЕ - СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА

1. Живопись 

Первый
год обучения
.
Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской.

Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав.

2. Графика 

Первый
год обучения
.
Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.

Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей.

3. Скульптура 

    Первый
год обучения
.
Знакомство с выразительными возможностями мягкого матери ала для лепки - глиной. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.

Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.

4. Аппликация

  Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разной величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические
композиции.


Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций).

^ 5. Бумажная пластика

 

   Первый
год обучения
.
Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа.

Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов пышных форм, детских город, качелей, фонариков и т.д.

^ 6. Работа с природным материалом 

    Первый
год обучения
.
 В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.

Практическая работа: изображение уголков природы.


^ 7. Организация и обсуждение выставки детских работ 

    Первый
год обучения
.
Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание
учебных задач.



^ Уровень результатов работы по программе:


Первый уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.


Планируемые результаты

  В результате работы по программе «Смотрю на мир глазами художника» ученик должен:

* освоить основные правила изображения;

* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;

* развить стремление к общению с искусством;

* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; 

* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.


Формы и методы

На занятиях используются методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).

  • Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).

  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).

  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).

  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).

  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль и письменный контроль, методы самоконтроля).

  • Эвристические (методика ТРИЗ).

Ведущие формы организации занятий:

  • Групповые (творческие мастерские).

  • Индивидуальные (самостоятельная работа).

  • Коллективные (занятия, экскурсии, игра, КТД).

В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.


Используемая литература:

1. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры\ авт. Сост. М.Г.Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2009.

2. Изобразительное искусство в начальной школе: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений \ Кузин В.С., Кубышкин Э.И. М.:Дрофа,1996

3. Карандаш – волшебник\ Пал Корчмарош- отпечатано в АП «Сибтиппроект»

4. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. нач. шк.\Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С.Питерских и др.; под ред. Б.М.Неменского, - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.

5. Порте П./ Учимся рисовать зверей, рыб и птиц/ Пер.Э.А.Болдиной.М.:ООО «Мир книги»,2004. -64с.

6. Порте П./ Учимся рисовать диких животных/ Пер.Э.А.Болдиной.М.:ООО «Мир книги»,2004. -64с.

7. Порте П./ Учимся рисовать окружающий мир/ Пер.Э.А.Болдиной.М.:ООО «Мир книги»,2004. -64с.

8. Порте П./ Учимся рисовать природу/ Пер.Э.А.Болдиной.М.:ООО «Мир книги»,2004. -64с.

9. Порте П./ Учимся рисовать человека/ Пер.Э.А.Болдиной.М.:ООО «Мир книги»,2004. -64с.

10. Порте П./ Учимся рисовать от А до Я/ Пер.Э.А.Болдиной.М.:ООО «Мир книги»,2004. -64с.

11. http://paint.part-money.ru/

12. http://kid-paint.ru/

13. http://viki.rdf.ru/cat/jivopis/

  
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН


№ п/п

Темы

1 класс

1

Живопись

10

2

Графика

9

3

Скульптура

3

4

Аппликация

4

5

Бумажная пластика

3

6

Работа с природными материалами

3

7

Организация
и обсуждение выставки детских работ

1

 

 

33



Календарно – тематический план для 1 класса



Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1

Кто такой художник?

1

Вводное занятие.

2

Карандаш.

1

Знакомство с карандашами. История возникновения. Графика

3

Радуга.

1

Знакомство с цветом. Живопись.

4

Учимся смешивать цвета.

1

Живопись.

5

В королевстве госпожи линии.

1

Графика.

6

Бабочка.

1

Работа с природным материалом.

7

Бабочка.

1

Скульптура.

8

Звезды разноцветных астр

1

Живопись.

9

Золотая рыбка

1

Аппликация.

10

Золотая рыбка

1

Живопись.

11

Красный цвет

1

Живопись.

12

Изумрудный город.

1

Графика. Мелки.

13

Лиса и заяц

1

Развитие логического мышления. Внимательность, сосредоточенность. Живопись.

14

О чем можно рассказать а рисунке.

1

Графика.

15

Букет.

1

Бумажная пластика.

16

Ваза.

1

Скульптура.

17

Пингвин.

1

Природный материал.

18

Котенок.

1

Аппликация.

19

Снежинка.

1

Бумажная пластика.

20

Снеговик.

1

Живопись.

21

Зима.

1

Графика.

22-23

Сказочная гжель.

2

Живопись.

24

Праздник в царстве «Дымково»

1

Скульптура. Соленое тесто.

25

Праздник в царстве «Дымково»

1

Живопись.

26

Весна.

1

Графика.

27

Пасхальное яичко.

1

Аппликация.

28

Расписное яичко.

1

Природный материал.

29

У лукоморья

1

Живопись.

30

Веточка вишни.

1

Бумажная пластика.

31

Путешествие в королевство кривых зеркал

1

Графика.

32

Ура! Каникулы!

1

графика

33

Итоговое занятие.

1

Выставка.