velikol.ru
1

Развитие коммуникативных умений через организацию сотрудничества в процессе обучения младших школьников.


Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения . Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом .


Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества . Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации .

В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче .


Среди большого круга проблем, связанных с развитием ребёнка, актуальной является проблема общения.

Стремление к обучению порождает противоречие между готовностью к действию и невозможностью достижения желаемой цели в одиночку. Такая ситуация затруднения побуждает школьника вступить с кем- то в контакт, наладить взаимодействие. Но для того, чтобы осуществить нужный контакт и сделать процесс обучения интересным, взаимообогащающим, нужно научить детей общаться друг с другом.

Общение, складывающееся в учебной деятельности, зависит от формы её организации. Наиболее активным такое общение бывает в условиях учебного сотрудничества.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанной и опосредованной речью. В общении выделяются следующие аспекты:

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа другому.

^ Цель – то, ради чего у чего у человека возникает данный вид активности.

Средства – способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

По содержанию:

  • Материальное – обмен предметами и продуктами деятельности;

  • Когнитивное – обмен знаниями;

  • Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями;

  • Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

  • Деятельностное – обмен действиями, операциями, навыками.



По целям:

  • Биологическое – общение для поддержания, сохранения и развития организма;

  • Социальное – общение с целью расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида.



По средствам:

  • Непосредственное – общение с помощью естественных органов( руки, голосовые связки, голова и т.д.)

  • Опосредованное – общение с использованием специальных средств и орудий(палка, след, знаковые системы, телевидение и т.д.).

Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем ввиду технику и средства общения.

Под техникой подразумеваем способы преднастройки человека на общение и его поведение в процессе общения.

Говоря о средствах, имеем ввиду вербальное и невербальное общение.

Немаловажную роль играет обратная связь. Наша задача научить детей общаться, опираясь на обратную связь, а это значит научить их соблюдать этикет речи (знать правила говорящего и слушающего). Поскольку большая часть нашего общения является вербальной, то знание этих правил является залогом успешности общения. (приложение 1)

Наиболее ярко в образовательном процессе коммуникативные умения развиваются в учебном сотрудничестве по схемам:

учитель – ученик и ученик – ученик.

^ Учебное сотрудничество – одна из форм сотрудничества, главным условием которой является постановка учебной задачи, требующая поиска новых способов действия.

^ Формы учебного сотрудничества:

  1. Фронтальное обучение. Учитель выступает посредником между детьми, помогая им сотрудничать. Без его помощи сотрудничество встречается крайне редко.

  2. Групповое обучение. Дети непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество.

  3. Дискуссионное обучение. Класс работает как большая группа, в которой между детьми существует реальное сотрудничество, разделение труда, взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка. А учитель «дирижирует» учебной дискуссией.

^ Методика организации учебного сотрудничества:

Существуют три типа заданий, специально предназначенных для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем. Это задания:

- воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления;

-тренирующие в обнаружении границы собственных знаний;

- формирующие умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

^ К первой группе заданий относятся:

а) Задания – “ловушки”, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у ученика привычку доверять себе не менее чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

б) Задания – “ловушки”, различающие понятийную и житейскую логику.

- Какое слово длиннее: усы или усики?

-Что легче 1кг ваты или 1кг железа?

в) Задачи, не имеющие решения. Они воспитывают небуквальное, неисполнительское отношение к заданию учителя:

-даны схемы слов из 5 и 7 клеток. Покажите ту схему, которая соответствует количеству звуков в слове “машина”.

^ Вторая группа заданий включает:

а) Простейшие упражнения, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность действовать или он склонен действовать неразумно, наугад.

- Серый волк придумал несуществующее слово РОЧЬ и спросил у трех поросят, что это за часть речи.

Ниф – Ниф сказал: “Это существительное женского рода”.

Нуф – Нуф сказал: “Это существительное мужского рода”.

Наф –Наф сказал: “Это глагол”.

Кто из поросят точно не прав?

б) Задания имитирующие позицию учителя.

- Учащиеся познакомились с правописанием мягкого знака в именах существительных после шипящих.

Найдите те слова, которые можно предложить другим ученикам для записи: речь, мяч, конь, вещь, плащ, встать, любишь, соль, прочь, кирпич, течь…

в) задания, которые учат рассматривать знакомый предмет с нестандартной позиции

- Посидев на уроке у третьеклассника Миши, его младшая сестра Маша потом рассказывала маме: “Вышев к доске, Петя тут же ошибился. А сел улыбающий такой. И чему радуется, ведь не умеет писать как следовает!” Какие ошибки допустила сама Маша?

^ Третья группа заданий включает в себя:

а) Задания с недостающими данными.

- В слове шесть букв. Сколько в нем слогов?

-К какой части речи относится слово “больной”?

б) Задания, в которых спрашивают дети, а отвечает учитель.

- Я загадала одно слово. Задайте любые пять уточняющих вопросов о слове, ничего не спрашивая о его значении.

в) ситуации скрытого незнания, т.е. ситуации, в которых дети точно знают, что они этого не знают. Подобные вопросы и задания могут даваться задолго до изучения темы или в начале ее изучения.

-А как нам записать слово “руч.нки”?

- чему равна одна десятая часть от числа разбойников из сказки про Али Бабу?

Все описываемые задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Для организации совместной работы детей на уроке необходимо учителю учитывать определенные правила.

^ Общие правила организации групповой работы

1. При построении учебного сотрудничества необходимо прорабатывать “ритуалы” взаимодействия, так как такой формы общения у детей еще не было. Дети должны знать как сесть за партой, чтобы видеть друг друга, как положить учебник, чтобы удобно было работать вместе, как соглашаться, как возражать, как помогать, как простить о помощи.

2. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее образец, т. е. с одним из учеников показать у доски весь ход работы. Важно дать детям речевые примеры обращения друг к другу: “Ты согласен?”, “А как ты думаешь?”, “Почему ты так думаешь?”

3. Любую совместную работу необходимо разбирать. Главный принцип разбора ошибок совместной работы: анализировать не содержательную сторону ошибки, а ход взаимодействия, приведший к ошибке.

4. При соединении детей в группы стоит учитывать их личные склонности. Но следует учитывать и то, что самому слабому нужен не столько сильный ученик, сколько терпеливый и доброжелательный. Упрямцу полезно померяться силами с упрямцем. Двух озорников соединять опасно, но при тактичной поддержке это может быть полезно. Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к слабым, им нужны равные по силам. И не стоит соединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекающихся, с разным темпом работы.

5. Для того, чтобы группа сработалась необходимо 3-5 занятий, поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но и закреплять один и тот же состав на долгое время так же не рекомендуется. Дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами.

6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие достоинства: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость…

7. Работа парами не требует специальной расстановки парт. А вот для группы из 3-4 человек парты нужно расставить таким образом, чтобы детям было удобно смотреть друг на друга:

При организации сотрудничества существуют определенные противопоказания, которые следует учитывать.

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников, им нечем обмениваться друг с другом.

  2. Нельзя принуждать к групповой работе детей, которые по каким – то причинам отказываются работать в группе с кем - либо из детей. Но в следующий раз все же предложить им работать вместе. Устраивать разборки на уроке причин отказа ни в коем случае не нужно. Можно разрешить ребенку работать одному, но свое неудовольствие не показывать.

  3. Чтобы избежать повышения утомляемости на уроке нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут урока в 1 классе, и более половины урока во 2 классе.

  4. Абсолютной тишины во время совместной работы не может быть, так как дети обмениваются мнениями, высказывают свое отношение к работе других детей, поэтому относиться к этому нужно спокойно. Бороться надо лишь со слишком возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос. Хорошо, если будет особый звуковой сигнал, говорящий о повышении уровня шума.

  5. Ни в коем случае нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.



^ Исследовательская работа.

Был проведён констатирующий эксперимент для определения уровня сформированности

  1. динамической стороны общения через наблюдение за детьми и анкетирование родителей.



Признаки:

  • ^ СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ;

  • ИНИЦИАТИВНОСТЬ В ОБЩЕНИИ;

  • ЛЁГКОСТЬ ВСТУПЛЕНИЯ В КОНТАКТ;

  • ШИРОТА КРУГА ОБЩЕНИЯ;

  • УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕНИЯ;

  • ^ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕНИЯ.



Высокий уровень – В

Средний уровень – С

Низкий уровень – Н

Ф. и. ученика


Стремление к обучению

Инициативность в общении

Лёгкость вступления в контакт

Широта круга общения

Устойчивость общения

Выразительность общения

  1. Абакумова Катя

в

с

с

с

с

с

  1. Бердинская Юля

с

с

в

с

с

с

  1. Борисова Женя

в

с

в

с

в

в

  1. Быков Ваня

с

с

с

с

с

с

  1. Виговская Ксения

в

с

с

с

в

с

  1. Волков Семён

с

в

в

в

с

в

  1. Гусев Даниил

в

в

в

в

в

в

  1. Елькин Иван

н

с

в

н

с

с

  1. Иванов Костя

с

с

с

с

с

с

  1. Иванова Лера

в

в

в

в

с

в

  1. Колмогорцев Семён

в

с

с

н

с

н

  1. Косарев Коля

с

в

в

с

с

в

  1. Костюк Вика

с

с

с

с

с

с

  1. Кудряшова Настя

с

с

в

с

в

с

  1. Маркиданов Пётр

с

с

с

с

с

с

  1. Мехонцева Лида

в

с

с

с

с

в

  1. Расковалов Дима

в

в

в

н

с

с

  1. Старицын Даниил

н

с

с

с

с

с

  1. Сухаревский Антон

н

с

с

н

н

н

  1. Толстая Настя

с

с

с

с

с

с

  1. Флис Влад

с

в

в

с

с

с

  1. Чеблукова Полина

с

н

н

н

с

н

  1. Шерстобитов Дима

в

с

с

с

с

с

  1. Шестаков Саша

н

н

н

н

н

н

  1. Ширыкалова Даша

в

н

с

н

с

с

  1. Яремчук Максим

с

с

в

с

с

с

Инициативность в общении: в- 6 человек;

С- 17человек;

Н- 3 человека;

Лёгкость вступления в контакт: в-11 человек;

с- 13 человек;

н- 2 человека;

Широта круга общения: в- 3 человек;

с- 16человек;

н- 7 человека;

Устойчивость общения: в-4 чел.

с- 20 чел.

н- 2 чел.

Выразительность общения: в-6 чел.

с- 16 чел.

н- 4 чел.

После констатирующего эксперимента началась работа над формированием коммуникативных умений.

Для этого использовались на уроках следующие формы организации учебной деятельности:

  1. Групповая;

  2. Парная;

  3. Индивидуальная;

  4. Фронтальная.

Работа проводилась в течении учебного года. В конце учебного года были подведены итоги и выявлены следующие результаты:

Высокий уровень – В

Средний уровень – С

Низкий уровень – Н



Ф. и. ученика


Стремление к обучению

Инициативность в общении

Лёгкость вступления в контакт

Широта круга общения

Устойчивость общения

Выразительность общения

  1. Абакумова Катя

в

с

в

с

с

в

  1. Бердинская Юля

с

с

в

с

с

в

  1. Борисова Женя

в

с

в

с

в

с

  1. Быков Ваня

с

с

с

в

с

с

  1. Виговская Ксения

в

в

в

с

в

с

  1. Волков Семён

с

в

в

в

с

в

  1. Гусев Даниил

в

в

в

в

в

в

  1. Елькин Иван

н

с

в

н

с

с

  1. Иванов Костя

с

с

с

с

с

с

  1. Иванова Лера

в

в

в

в

с

в

  1. Колмогорцев Семён

в

с

с

с

с

с

  1. Косарев Коля

в

в

в

с

с

в

  1. Костюк Вика

с

с

с

с

в

с

  1. Кудряшова Настя

с

с

в

с

в

с

  1. Маркиданов Пётр

с

с

с

с

с

с

  1. Мехонцева Лида

в

с

в

с

в

в

  1. Расковалов Дима

в

в

в

с

с

с

  1. Старицын Даниил

н

с

с

с

с

с

  1. Сухаревский Антон

н

с

с

н

н

с

  1. Толстая Настя

с

с

с

с

с

в

  1. Флис Влад

с

в

в

в

с

в

  1. Чеблукова Полина

в

н

с

н

с

с

  1. Шерстобитов Дима

в

с

с

с

в

в

  1. Шестаков Саша

н

с

с

н

с

с

  1. Ширыкалова Даша

в

с

с

с

в

в

  1. Яремчук Максим

с

в

в

в

с

в



Инициативность в общении: в- 8 человек;

С- 17 человек;

Н- 1 человек;

Лёгкость вступления в контакт: в- 14 человек;

с- 12 человек;

н- 0 человек;

Широта круга общения: в-6 человек;

с- 16 человек;

н- 4 человек;

Устойчивость общения: в- 8 чел.

с- 17 чел.

н- 1 чел.

Выразительность общения: в- 12 чел.

с- 14 чел.

н- 0 чел.

^ В итоге положительная динамика в:

Инициативность в общении в-6-8

с-17-17

н- 3-1

Лёгкость вступления в контакт : в-11 -14

с- 13 –12

н- 2 -0

Широта круга общения : в- 3 -6

с- 16-16

н- 7 -4

Устойчивость общения в-4 -8

с- 20 -17

н- 2 -1

Выразительность общения: в-6 -12

с- 16 -14

н- 4 -0



  1. Диагностика межличностных отношений через практические тесты с задачей выбора( кого из..вы возьмёте с собой, кому подарите, кого пригласите? и т.д.)

Приложение 2.

  1. Уровень сформированности коммуникативных навыков

  1. Настроиться на собеседника, расположить его к себе, учитывать его настроения, интересы, качества личности.

  2. Проявлять интерес и симпатию к собеседнику, доверять ему, быть искренним.

  3. Настроить собеседника на обсуждаемую проблему, учитывая ситуацию, время, отношение партнера к себе.

  4. Быть внимательным собеседником, активным слушателем.

  5. Проявлять инициативу в общении, но и уметь уважать своего партнера, не перебивать его, дать высказаться.

  6. Пользоваться вербальными и невербальными средствами общения.

  7. Не создавать конфликтных ситуаций, корректно признавать свою правоту и неправоту, не унижать партнера.

  8. Сопереживать, ставить себя на место другого, стараться сдерживать свои отрицательные эмоции, быть сдержанным.



Таким образом, исходя из этих данных, можно сделать следующий вывод: использование коллективных форм организации учебной деятельности позволяют развивать коммуникативные умения учащихся. Помимо этого было выявлено, что данная работа стимулирует повышение стремления к обучению.


Ребенок, пришедший в школу, еще не владеет учебным сотрудничеством, оно может сложиться только при определенной организации обучения. Главным условием обучения, направленного на организацию учебного сотрудничества, является постановка таких учебных задач, которые требуют поиска новых способов решения. Но это не значит, что учебное сотрудничество может претендовать на универсальность, все прежние формы сотрудничества ребенка со взрослым, которыми он владел до школы остаются. Исполнительское сотрудничество, игровое имеют свое место на уроке, совсем не заменимо непосредственное, эмоциональное общение детей с учителем.

Учебное сотрудничество должно занять свое место в ряду других форм сотрудничества для того, чтобы ученики смогли вступать с учителями в полноценные учебные отношения, выросли критичными, самостоятельными.


^ Правила говорящего:

  1. Уважительность, доброжелательность к партнеру.

  2. Говорящему предписывается, осуществляя доброжелательность, проявлять уместную в данной ситуации вежливость(учитывать возраст, социальные позиции и роли, не забывать благодарить и извиняться).

  3. Не рекомендуется ставить в центр внимания собственное «я», не навязывать собеседнику собственное мнение и оценки.

  4. Необходимо в центр внимания поставить слушающего, учитывая его личность и осведомленность в теме, в предмете речи, степень его заинтересованности, постоянно поддерживая контакт внимания, понимания, интереса.

  5. Необходимо выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации.

  6. Необходимо следовать логике развертывания мысли, текста; следить чтобы вывод не противоречил посылке, чтобы следствия вытекали из причин.

  7. Говорящий должен помнить, что смысловое восприятие и концентрация внимания у слушающего ограничены. Необходимо следить за тем, когда слушатель устает, и давать ему передохнуть, вновь сосредоточиться.

  8. Говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств, в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию в целом.

  9. Говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, то есть принимает от него множество сигналов невербальной коммуникации.

Правила слушающего:

  1. Отдай предпочтение слушателю перед всеми видами деятельности.

  2. Доброжелательно, терпимо относись к говорящему.

  3. Не перебивай, не сбивай с мысли, не вставляй неуместных и колких замечаний, не переводи слушание в собственное говорение.

  4. Выслушивая, поставь в центр внимания говорящего и его интересы, дай ему проявить себя в речи.

  5. Умей в нужном месте оценить речь, согласиться или не согласиться.

  6. Если слушателей больше, чем двое, то не отвечай на вопрос, заданный другому собеседнику. Но если тот, к кому направлены слова, не реагирует, то «сторонний» слушающий берет ответ на себя, тем самым спасая положение.