velikol.ru
1

Разработка классного часа на тему:

"Творчество и исследование"


Для учащихся 14 лет в рамках цикла «Научи себя учиться» Г. Селевко

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятиями «красота науки», «эстетика учебной деятельности»;

  • раскрыть взаимосвязь художественного и научного познания мира;

  • рассказать о путях формирования творческих способностей, эстетического восприятия научных фактов;

  • развивать стремление к познавательной деятельности, эстетическое отношение к учебе.



План-конспект беседы:

Весь этот год мы с вами ищем ответы на вопрос «как научиться учиться?».

Уже выяснили, что, во-первых, ученик – это профессия,; во-вторых – надо ставить перед собой цель, пусть маленькие, но достижимые, и, в третьих - как выстроить путь к достижению своей цели.

Для начала Я предлагаю ответит дружно на следующие вопросы?

Встаньте те, кому больше нравятся предметы физика, информатика, математика?

Оставайтесь сидеть те, кому больше нравятся предметы литература, история, краеведение?

Присядьте на корточки те, кому нравится предметы ИЗО, технология?

Получилась диаграмма. Задать вопрос одному из каждой группы диаграммы:

  1. Что привлекает в предмете?

  2. Назовите свое увлечение, помогает ли оно вам в учебе?

  3. Как вы считаете ваши предметы больше научно-исследовательские или творческие?

Вот мы и подошли к нашей теме «Творчество и исследование» и самая основная задача наша – научиться видеть (представлять) красоту науки.

Я. О красоте науки и научной деятельности ученые, педагоги и писатели высказывались неоднократно. Так, например, Константин Дмитриевич Ушинский считал, что во всякой науке есть эстетический (красивый) элемент. У А. С. Пушкина мы находим утверждение, что вдохновение нужно в поэзии так же, как и в геометрии. Д. И. Менделеев был убежден: опыт должен быть не только поучителен и верен, но также красив и привлекателен.

Красоту видимую, которую мы ощущаем в природе, распознать проще. Она проявляется в яркости красок неба, цветовых и звуковых явлениях, в симметричности форм тел живой и неживой природы, в ритмичности происходящих процессов. А как оценить красоту невидимую, скрытую в законах, теориях, формулах, определениях?

Среди различных критериев научных фактов можно выделить эстетические: простота и изящество внешнего вида формулы или определения; информационная полнота, состоящая в широте охвата разнообразных явлений; минимальность понятий, лежащих в основе теории. Примеры таких законов и теорий: закон всемирного тяготения,

Красота процесса познания заключается в ясности, четкости и последовательности.

Сам творческий процесс носит эстетический характер, а исследование - изыскание разыскание.

Смелость мысли, яркость догадки, оригинальность мышления, радостное чувство поиска истины характерны для научного творчества.


3. Выступление ученицы о С.П. Королеве.

Ефимова Н.

Выдающийся ученый и крупнейший конструктор в области ракетно-космической техники академик Сергей Павлович Королев (1907-1966 гг.) навеки вошел в историю, положив начало осуществлению, быть может, самой дерзновенной мечты человечества - мечты о покорении космоса. Начиная с 30-х годов и до конца жизни, он последовательно и настойчиво шел к этой цели и внес неоценимый вклад в ее достижение.

Сейчас попытаемся понять особенности творческой биографии этого замечательного представителя нашей науки и техники, ставшего основоположником одного из основных направлений современной научно-технической революции, закономерно обратиться к его богатейшему творческому наследию. Хотя сам Сергей Павлович подчеркивал, что основная его работа всегда заключалась в создании различных ракетных конструкций, фактически его деятельность выходила далеко за рамки обычной научной и конструкторской работы и оказывала определяющее воздействие на целые направления развития прикладной и фундаментальной науки, техники, промышленности, народного хозяйства и обороны страны. Материалы, составляющие творческое наследие С. П. Королева, не носят традиционного для академика характера.
^

В 1946 году Королев работал над разработкой баллистических ракет.


4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник земли. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне.

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция).

Ещё в середине 1950-х годов Королёв вынашивал идеи запуска человека на Луну.

Сергей Павлович не дожил до воплощения многих своих идей в космические пространства.

Человек-импульс, человек-порыв, человек-нерв, остро реагирующий на все без исключения, не терпящий ни малейшего промедления в делах, ни тем более - равнодушия и безответственности. Человек с абсолютным чувством долга. Одинокая душа, добровольно пожертвовавшая собой делу всей жизни...

Вопросы по рассказу:

  1. в чем проявлялось творчество великого конструктора?

  2. на каких науках опирались его изобретения?

  3. в каких областях науки он проводил исследования?

  4. какие способы исследований он применял?

II. Серьезен ли спор о «физиках» и «лириках»?

Всегда страницах печати шел спор: какую роль играет искусство в научном творчестве ученых и может ли художник, поэт, писатель обойтись без знаний основ наук? Попытаемся и мы разобраться в этом.

Велико значение науки для обогащения искусства. К. Г. Паустовский считал, что в любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. «Насколько более действенной и величественной стала бы любимая поэтами тема звездного неба, — писал Паустовский, — если бы они хорошо знали астрономию!»

Ученые эпохи Возрождения сознательно опирались на достижения анатомии, геометрии. Знание законов перспективы, строения тела, изучение природы позволяло им творить шедевры в области живописи, архитектуры, скульптуры.

Предлагаю игру «Физики и лирики». Та группа, которая у нас стояла, мы назовем «Физиками», а которая сидела «Лириками». Третью группы мы назовем «Мечтатели».

Первой группе в течение 3-х минут найти примеры связи физики и музыки.

Второй группе течение 3-х минут найти примеры связи живописи и биологии.

Третьей группе течение 3-х минут найти примеры связи архитектуры и геометрии.

Звучит песня «Наука. Сиди не мяукай».

Примеры обогащения поэзии наукой можно встретить в стихах М. В. Ломоносова, И. В. Гете, Р. Тагора, В. Брюсова, У. Уитмена, советского ученого А. Л. Чижевского и др. На стыке науки и литературы возник самостоятельный жанр научно-художественного творчества — научно-художественная литература.

Выступление ученицы стихотворение М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру ...»

Вероника

Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: Земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птоломей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Которой бы вертел очаг кругом жаркова?»


III. Учение и творчество.

Что нужно для того, чтобы увидеть красоту изучаемых в школе наук, ощутить радость познания? Во-первых, развитое воображение, фантазия, образное мышление. Мы проведем тренинг «Как поступить». Предлагаю ситуации:

  1. надо выучить стихотворение:

И. Тучков

Герои к звездам устремятся вновь
И будут жить от века и до века.
Он — Первый, словно первая любовь,
И в памяти, и в сердце человека.

план:

    • понять смысл (прочесть 2-3 раза)

    • найти ритм стиха (прочесть 1-2 раза) - музыка

    • выделить рифмованные строки (прочесть 2-3 раза)

    • повторить, стараясь без книги

    • проверить себя (прочесть 1 раз)

    • прочитать без книги

  1. надо выучить формулировку теоремы

 если катеты одного прямоугольного треугольника соответственно равны катетам другого прямоугольного треугольника, то такие треугольники равны.

Катетами называют стороны, которые образуют прямой угол в треугольнике.

план:

    • понять смысл (прочесть 1-2 раза)

    • сделать чертеж - графика

    • записать условными обозначениями – символы

    • повторить, глядя на чертеж

    • повторить, глядя на условные обозначения

    • повторить без всего

  1. подготовить материал по известному человеку С.П. Королев

план:

  • поиск информации: учебник, энциклопедии, Интернет;

  • время жизни: года, государство, город - архитектура

  • характер: цели, интересы, окружение

  • заслуги



я надеюсь, что все о чем, мы сегодня говорили вы возьмете на заметку. И в заключении:

Присядьте на корточки те, которым легко искать в заданиях математический стиль?

Оставайтесь сидеть те, для кого легче найти в задании художественные сравнения?

Встаньте те, кому понравилась наша беседа?


Спасибо за урок!