velikol.ru
1

Консультации для родителей.

Растить мужчину.

Размышляя над тем, почему так безнравственно общество, приходишь к выводу о том, что среди многих причин едва ли не самая главная – разрушение социальной ценности семьи. Ведь если в семье не сделаны ребенку «инъекции» добра, справедливости, трудолюбия, уважения к себе и другим, он легко в дальнейшей жизни будет нарушать общечеловеческие нормы. Мне кажется, что доминантной ценностью, и нормой поведения должно стать уважение – уважение к самому себе и к другим людям.

Что такое уважение? Это – осознание своей значимости и значимости другой личности, а также внимание к себе и к другим людям.

Когда маленького человека растят женщины, велик соблазн заласкать его и изнежить. Вот и в моей семье такой соблазн есть по отношению к шестилетнему Алеше.

Как и в большинстве семей с занятыми на работе взрослыми, Алеша ходит в детский сад, и для него у нас свободного времени остается мало. Приходится воспитывать его походя, между делом. Однако нам повезло: мальчику нравится помогать по дому.

Все началось с мытья посуды. Алеше повязывали фартук, ставили на табурет и разрешали полоскать в мойке ложки. Получалось что-то вроде игры, особенно если струя воды, ударяясь о ложку, образовывала фонтанчики. А потом сыну поручалась другая небьющаяся посуда. К нашему удивлению, ему особенно нравится мыть кастрюли. Здесь уже была не игра, а дело, для которого выдавали мочалку, мыло или соду и в конце обязательно хвалили, причем серьезно, уважительно, без сюсюканья.

Любопытная вещь: Алеша с удовольствием выполняет взрослую работу и не любит детских обязанностей, прежде всего – убирать игрушки. Почему так? Возможно, что уборка – сигнал окончания веселого дня, а может быть, ему претит рутинное каждодневное дело… Во всяком случае, не все так просто с привитием трудолюбия и ответственности. Но нам взрослым нужно стараться, принимать в этом участие.

На прогулках – интерес к «взрослым» машинам, не только движущимся или припаркованным, но и к сломанным, чтобы туда можно было залезть, порулить.

Особая радость – когда ведутся какие-нибудь дорожные работы. Не увести Алешу от снегоуборочной машины, убирающей снег, или от асфальтового катка.

Однажды мы стояли и смотрели, как убирают мусор. У машины покрикивали четверо мужчин. Только один из них, седой и сутулый, работал лопатой. Алеша долго изучал эту картину, а потом спросил у меня: «А почему один дедушка с лопатой, а другие дяди просто так стоят?» «О! Это мы сейчас узнаем»,- сказала я и направилась к трудовому коллективу. «Ребенок интересуется,- заявляю,- почему это вы трое не работаете, а дедушка один работает!» Те смутились, а старик ответил: «Лопата-то одна!»

Мне запомнился его печальный юмор, который, конечно, не был понят Алешей. Но свою неожиданно родившую формулировку «ребенок интересуется» я решила взять на вооружение и использовать в похожих ситуациях. Их оказалось очень много, потому что, увы, мы с Алешей чаще, чем хорошую, наблюдаем на улицах халтурную, скверную работу.

Хорошую и плохую работу Алеша замечает постоянно: «А почему эта машина так дымит? У нее, что мотор засорился?»; «Вот дядя – молодец! Как снег счистил! Не скользко!»; «Посмотри: этот грузовик ветки поломал! Зачем на дерево заехал?!» Я поощряю такую наблюдательность, а бабушка, волнуется: «Ну и зануда вырастит!» Какая-то опасность этого, конечно, есть, но не знаю, может, лучше здесь переборщит. А как воспитывать требовательность к себе и людям, совершенно необходимую всем, мужчинам же – в особенности?

Важно воспитать в будущем мужчине уважение к женщине.

Входим в автобус. В нем одно свободное место. Я сажусь. Женщина рядом вскакивает, чтобы сел Алеша, «Ну что вы! – говорю я.- Он же мужчина, рыцарь! Он не может, как эти дяди (показываю на сидящих в автобусе молодых людей), сидеть, когда женщины стоят!» «Дяди», к сожалению, даже не смутились, а Алеша был горд и преисполнен чувства собственного достоинства, отражение которого сохранилось на его лице до самого конца поездки.

Этот случай ему запомнился, он теперь ни за что не сядет в транспорте, даже если есть свободные места. Правда, и сами пожилые портят молодежь. Пытается, бывает, молодой человек уступить место старушке, а та отказывается: «Сиди, сиди, милый, ничего, я постаю!» Я не выдерживаю подчас: «За кого же вы его принимаете?! Разве он может сидеть, если женщина стоит?!»

Быть внимательным к женщине – этому мы учим Алешу постоянно и уже видим плоды своих усилий. «Сначала бабушке налей,- распоряжается он за обедом,- а потом мне. Она же женщина!»

Сын придерживает дверь, когда мы входим в подъезд, норовит помочь нести тяжелую сумку.

Все это, конечно, отрадно. Но есть моменты в воспитании маленького мужчины, которые не могут не тревожить.

Я возвращаюсь с работы, и в прихожей с дикими криками меня встречает существо, вооруженное до зубов. «Полиция! – вопит существо.- Ты арестована! Иди в тюрьму!» «Алеша здравствуй!» - говорю. Куда там! Воинственная игра в разгаре, он готов всех «перестрелять».

Возможно, страшного в этом нет, но перевести сына на мирные рельсы трудно. И почти каждый раз толчком к вспышкам агрессивности выступает телевидение. Ведь даже детские мультфильмы (прежде всего зарубежные) агрессивны. Но если от них можно уберечь ребенка, то как убережешь его от постоянной телеинформации о терактах? Да и надо ли скрывать это?.. Малыш живет в реальном мире и не может не испытывать его влияния.

Но как вырастить мальчика, чтобы он всегда чувствовал и знал, где границы добра и зла? Наши с вами поступки – пример для подражания.

«А когда Пушкин опять придет, он убьет Дантеса?» - спрашивает Алеша. Что это- жажда справедливости? Или – так, фантазия на волнующие мальчишек темы, связанные со сражениями, стрельбой? Трудно сказать ... Как трудно учесть и все другие зигзаги на пути воспитания маленького мужчины.


Консультация для родителей

^ Кризис семи лет и как с ним справится.

Старший школьный возраст - это переходная ступень в развитии, когда ребёнок уже не дошкольник, но ещё и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребёнок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

Негативные симптомы кризиса, свойственные всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребёнок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута.

Какие выводы можно сделать, рассматривая старший дошкольный возраст как кризисный?

Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно.

Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребёнок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими.

Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции.

Появление кризиса в 6-7 лет говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.

Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определённым программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», невзирая на их возраст. Нередки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения 6-7-летних детей: мамы жалуются на упрямство и своеволие ребёнка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьёзное дело. Поэтому при выявлении симптомов кризиса нужно учитывать мнение родителей. Для этого используется анкета для родителей. Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребёнка за последние полгода - год. Если данная особенность поведения свойственна ребёнку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста - 1 балл; при их отсутствии ставится 0.

Психическое развитие ребёнка представляет собой закономерное чередование стабильных и критических периодов.

В стабильные периоды развитие ребёнка имеет относительно медленный, поступательный, эволюционный характер. Эти периоды охватывают достаточно продолжительный отрезок времени в несколько лет. Изменения в психике происходят плавно, за счёт накопления незначительных достижений, и внешне часто незаметны. Только при сравнении ребёнка в начале и в конце стабильного возраста отчётливо наблюдаются те перемены, которые произошли в его психике в этот период.

Критические (переходные) периоды по своим внешним проявлениям и значению для психического развития в целом отличаются от стабильных возрастов. Кризисы занимают относительно короткое время: несколько месяцев, год, редко два года. В это время происходят резкие, фундаментальные изменения в психике ребёнка. Развитие в кризисные периоды носит бурный, стремительный характер. При этом в очень короткий срок ребёнок меняется весь.

В психологии под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа детского возраста к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и являются завершением предыдущего этапа развития и началом следующего. Принято выделять:

кризис новорождённости;

кризис одного года;

кризис 3 лет;

кризис 7 лет;

кризис подростковый (12-14 лет);

кризис юности (17-18 лет).

С точки зрения внешних проявлений критические периоды имеют ряд особенностей. Во-первых, следует отметить неопределённость, размытость границ, отделяющих кризисы от смежных возрастов. Трудно определить начало и конец кризиса. Во-вторых, в эти периоды происходит резкое, скачкообразное изменение всей психики ребёнка. По мнению родителей и воспитателей, он становится совершенно другим. В-третьих, развитие в критические периоды часто носит негативный, «разрушительный» характер. В эти периоды ребёнок не сколько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде. В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой в смежные стабильные периоды.

Принято выделять 7 симптомов кризиса.

Негативизм. Это такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания. Мотив непослушания - нежелание выполнять предложенное взрослым потому, что он не хочет делать чего-либо или хочет заниматься в это время чем-то другим. Мотив негативизма - отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания. Уговоры, объяснения и даже наказания в этом случае оказываются бесполезными.

Упрямство. Ребёнок настаивает на чём-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребёнок поступает таким образом потому, что «он так сказал». При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.

Строптивость. Она, в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни. Ребёнок отвечает недовольством («Да ну!») на все, что ему предлагают, и что с ним делают.

Своеволие - стремление ребёнка к самостоятельности, в желании всё сделать самому.

Протест-бунт. Всё поведение ребёнка приобретает форму протеста. Он как будто находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу. Складывается впечатление, что ребёнок специально провоцирует конфликты в семье.

Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит) и по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). В лексиконе ребёнка появляются «плохие» слова, которые он с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых.

В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом - деспотизм, когда ребёнок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.

^ АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.

Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.

Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.

Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.

Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.

Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.

Стал упрямым, во всём отстаивает своё мнение.

Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.

Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.


10. Стремится подражать взрослым, охотно выполняет их

обязанности.

Анализ результатов. 20-11 баллов - скорее всего, трудности в воспитании ребёнка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть своё отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера. 10-6 баллов - негативные реакции ребёнка являются, скорее всего, проявлением индивидуальных особенностей и/или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса. 5-0 баллов - для этого возраста ребёнок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее. Как справиться с кризисом семи лет (рекомендации для родителей) 1 .Помните, что кризисы - это временные явления, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2. Причина острого протекания кризиса - несоответствие

родительского отношения и требований желаниям и возможностям

ребёнка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты

обоснованны и нельзя ли дать ребёнку больше свободы и

самостоятельности.

3. Изменить своё отношение к ребёнку, он уже не маленький,

внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь

его понять.

4. Старайтесь не заставлять, а убеждать.

5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми,

это всегда помогает!


Консультация для родителей

«Развитие тонких движений рук у детей»

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Остановимся на одном из аспектов развития дошкольника: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - это и показатель формообразующих движений в рисовании младших дошкольников.

Уважаемые родители, упражнения развивающие движения рук помогут вашему ребёнку:

Правильно держать (кисточку, карандаш, ручку)

Регулировать силу (сжатия, надавливания на пластилин, кисточку и т.д.)

Сформировать формообразующие движения (рисовать круги, прямые линии и прямоугольные предметы)

Помогут в пространственной ориентации ребёнка на плоскости (понятия: верх, низ, стороны)

Будут развивать речь вашего ребёнка

Почаще предлагайте ребёнку:

Разминать пальцами пластилин, тесто

Катать по очереди каждым пальцем камешки, бусинки, шарики

Сжимать и разжимать кулачки

Делать «мягкие» кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и «крепкие», которые не разожмёшь

Двумя пальцами рук (указательным и средним) «ходить» по столу (медленно – быстро)

Собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе – разбежались)

Наматывать (круговые движения) тонкую проволоку, нитки на катушку (на собственный палец)

Рисование пальцем, кистью руки в воздухе, рисование на запотевшем стекле, песке, снегу, различными изоматериалам на бумаге

РАЗУЧИТЕ пальчиковую игру: «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья! поочерёдно сгибание пальцев, начиная с большого)

Консультация для родителей

«Детская застенчивость".

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Застенчивость может быть душевным недугом. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Быть застенчивым - значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу.

На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём "недостатке", и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера.

Несколько советов родителям, дети которых застенчивы.

· Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.

· Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его. Дайте малышу возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определённую меру свободы действий. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах.

· Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с "чужими взрослыми": попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

· Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.


Консультация для родителей

^ Зачем дошкольнику компьютер?

Использование компьютера в жизни ребенка оказывает существенное влияние на различные стороны его развития. Естественная среда развития ребенка - это игра. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Ребенок воспроизводит в играх, то, что он видел или слышал ранее. Поэтому имеет значение, играет ли изо дня в день девочка в одни и те же "дочки-матери", а мальчик в войну или на смену одним играм приходят другие, в которых дети выдумывают все новые повороты сюжета, принимают на себя разные роли. Развивая воображение ребенка, важно помнить, что материалом для его фантазий служит вся окружающая жизнь, все впечатления, которые он испытывает. И чем больше впечатлений ребенок получает из окружающего мира, тем разнообразнее его игры, тем больше простора для его развития.

Огромные возможности для родителей, стремящихся к развитию своих детей, предоставляет компьютер, Интернет-ресурсы, которые открывают широкий спектр возможностей для ознакомления ребенка с мировыми шедеврами живописи, "живыми" книгами, "говорящими" словарями на разных языках, просмотра обучающих детских программ, в которых детям рассказывается о космосе, динозаврах, истории нашей цивилизации, народах и странах мира и многом другом. Источником получения новых знаний, впечатлений для ребенка может служить и компьютерная игра, которая помогает выделить наиболее значимые явления, связи окружающего мира, представить их более выпукло, в динамике, показать то, что не возможно увидеть в естественных условиях, например, как раскрывается бутон цветка, как растут корни дерева и т.п. Компьютерные игры создают благоприятные условия для экологического воспитания детей, становления целостного представления о мире. В них можно увидеть единство живой и неживой природы, показать как отдельные действия, поступки людей изменяют природу, лес, реки. Персонажи компьютерных игр помогают привлечь внимание детей к внутреннему миру другого, побуждают поставить себя на его место, помочь персонажу преодолеть препятствия, порадоваться за его успехи, часто сюжетами таких игр становятся народные сказки и другие произведения фольклора. Через компьютерные игры дети усваивают средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций, обогащают свой словарный запас, овладевают новой терминологией, увиденное и услышанное воспроизводят в играх с новым содержанием, сказках, рисунках, поделках. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус, возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам о всех "тонкостях" работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Благодаря применению компьютера ребенок овладевает умением оперировать в умственном плане пространственными представлениями, решать задачи своей деятельности. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства полноценной жизни. Более того, использование компьютера в жизни ребенка дает импульс развитию новых форм и содержания видов детской творческой деятельности.

Психологическая готовность к школе. Что это такое!

Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, каким образом проходит отбор детей в специальные школы и что такое "готовность к школе", о которой так часто говорят психологи и педагоги. Приходится слышать и жалобы на то, что ребенка по какой-то непонятной причине не взяли в школу или гимназию, хотя он умеет достаточно хорошо и читать и считать. Чтобы у вас не возникало подобных недоразумений, давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, чтобы он был готов к школе.

Прежде всего необходимо помнить, что под "готовностью к школе" понимаются не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может.

Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это прежде всего мотивационная, личностная готовность, в которую входят "внутренняя позиция школьника", волевая готовность, интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят, неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры, что это еще за внутренняя позиция школьника, о которой твердят психологи. Не менее важным является и другой ваш вопрос - а могут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте попробуем прежде всего разобраться, что же это за составляющие психологической готовности к школе, а тогда уже вам самим станет ясно, как можно сформировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.


Консультация для родителей

^ Хочет ли ребенок в школу?

Прежде всего мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники туда пойдут, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют "внутреннюю позицию школьника", о которой мы с вами только что говорили и которая является основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам, однако если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Важно также рассказывать детям о том, что именно значит, быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка "внутренней позиции школьника".

Однако правомерен вопрос: "Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе. В чем же тогда ценность вашей позиции школьника, если ребенок устает и разочаровывается при первой же неудаче?" Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности, то есть о состоянии, которое предшествует приходу в школу. А в этот момент как раз внутренняя позиция школьника, то есть стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и беситься вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

Я специально подробно остановилась на этой составляющей готовности к школе, так как по многолетним наблюдениям знаю, что, к сожалению, именно на это многие родители мало обращают внимания, считая не очень важным. Но теперь, когда вы, как я надеюсь, поняли необходимость этого, я думаю, вы постараетесь обратить серьезное внимание на формирование у вашего ребенка более сознательного стремления к школе и школьным обязанностям.


Консультация для родителей

^ Вреден ли компьютер нашим детям?

Часто приходится слышать такие вопросы: "А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?" В каждом из этих вопросов звучит естественная тревога родителей, поэтому нельзя от них отмахиваться. Давайте же спокойно разберемся, что же такое компьютерные программы для детей, в чем их польза, а в чем их недостатки.

Прежде всего надо понять, что компьютер - это не волшебная палочка или ковер-самолет, которые за один час игры перенесут вашего ребенка в новый мир и сделают сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.

Но не надо и бояться компьютеров, заражая и ребенка страхом перед неведомой машиной с множеством кнопок. В последнее время неоднократно приходилось слышать от родителей и опасения по поводу того, что "экран компьютера может излучать" и потому ребенку вредны компьютерные игры.

Давайте разберемся. Прежде всего надо помнить, что хотя сам экран компьютера достаточно безвреден и уж совершенно не радиоактивен, как опасаются некоторые родители, просиживать часами перед ним маленьким детям не рекомендуется так же, как не рекомендуется не только детям, но и взрослым сидеть часами перед экраном телевизора. Однако практически все родители разрешают своим детям посмотреть ту или иную детскую телевизионную программу, поэтому также спокойно можете разрешить им поиграть на компьютере.

Конечно, существуют определенные ограничения по времени. Так детям 3-5 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут, а ребятам 6-7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса. Не только детям, но и взрослым полезно иметь специальные защитные экраны, которые надо повесить на экран монитора, чтобы дополнительно предохранить себя и ребенка. В том случае, если вы выполнили эти рекомендации, вы можете быть совершенно спокойны за здоровье ваших детей: компьютер не принесет им вреда.


Памятка для родителей.

"Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет."

Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторикии произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе.Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику-движения пальцев и кистей рук?

Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывае быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой состовляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях. Прежде чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре основных принципа проведения занятий:

Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.

Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.

Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Принцип деятельности. Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.


Сначала прочтите стихи в предложенной памятке и рассмотрите жесты, соответствующие стихотворным строкам. Потом почитайте памятку вместе с ребенком, покажите ему, как "рассказывать" стихи руками. А затем пусть он делает это самостоятельно. Хорошо, если малыш попробует придумать новые игры, образы и движения. Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту.


^ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети - это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «цена», «деньги», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Анализ практических занятий показывает, что экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным. Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «я» - играм, занятиям, носящим интегрированный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи, обучению грамоте, изобразительной деятельности, вечерам досуга, развлечениям.

Основная форма обучения – игра. Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения, навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях с разными объектами, что повышает их прочность и осознанность усвоения знаний. Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это дает возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы , викторины , олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН» и др. Детям нравятся нестандартные вопросы, веселые, необычные и в тоже время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание «экономических ситуаций из сказок , которые позволяют по новому взглянуть на известные сюжеты. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает способности. Участники развлечений и досугов – дети и взрослые – все вместе решают познавательные, практические, игровые задачи , используя разнообразные способы и средства. Такое сотрудничество обладает огромным воспитательным потенциалом.

Известно, что развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей остановки, среды, в которой оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание дошкольным образовательным учреждением предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

Серая и однообразная предметная среда рождает психологию инфантильной личности, не будит мысль, воображение, желание взаимодействовать с подобной средой. Благоприятная, развивающая среда стимулирует развитие ребенка , позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного созидателя.

Под обогащенной развивающей средой понимаются естественная, комфортабельная, уютная, рационально организованная обстановка, насыщенная разнообразными дидактическими игровыми материалами. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Однако это в настоящее время представляет собой определенную проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях – это не дань моде, а , прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способность развитию самостоятельности детей.