velikol.ru
1
n=Реализация принципа общественного самоуправления через развитие системы ученического самоуправления Классен Светлана Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе мбоу «Красногвардейская гимназия»~sz=123475;pg=1;te=Оу «Красногвардейская гимназия» была организована муниципальная экспериментальная площадка по организации ученического самоуправления. Администрацией гимназии совместно с педагогическим, родительским и ученическим сообществом разработан проект реализации эксперимента, рассчитанный сроком на пять лет~cat=~t=~!~
Реализация принципа общественного самоуправления через развитие системы ученического самоуправления


Классен Светлана Викторовна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Красногвардейская гимназия»


В 2009 году приказом отдела образования администрации Красногвардейского района на базе МБОУ «Красногвардейская гимназия» была организована муниципальная экспериментальная площадка по организации ученического самоуправления. Администрацией гимназии совместно с педагогическим, родительским и ученическим сообществом разработан проект реализации эксперимента, рассчитанный сроком на пять лет.

Приступая к этой работе, мы исходили из того, что ученическое самоуправление может являться хорошей площадкой для воспитания активной гражданской позиции и обучения лидерству.

В основу концепции ученического самоуправления нашей гимназии положены идеи, разработанные на основе фундаментальных исследований в области педагогики, психологии, воспитательной работы Анохиной Т.В., Аршавского И.А., Леонтьева А.Н., Щедрина А.Г. и других ведущих педагогов. В теоретическую основу самоуправления и моделирования положены идеи главного научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования А.С. Прутченкова, опыт работы в этом направлении школ городов Оренбурга, Орска и Новотроицка.

В своей работе мы исходили из положений, что ученическое самоуправление - это

  • независимая организация. Управляют этой организацией сами ученики.

  • организация, которая сама решает, чем будет заниматься, сама планирует свою работу, сама реализует эти планы.

  • организация, которая представляет интересы учащихся и отстаивает их права, оказывает влияние на школьную жизнь.

  • организация, в которой ученики сами избирают представителей в органы управления.

Таким образом, ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

^ Целью проекта является создание благоприятных условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждого уча­щегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность, путем стимулирования учащихся к социальной активности и творчеству в условиях сельской школы.

^ Для реализации поставленной цели были определены задачи. Одними из ведущих задач являются

  • формирование органов ученического самоуправления на уровне класса и гимназии;

  • отбор более эффективных форм взаимодействия законодательной и исполнительной власти в рамках ученического самоуправления;

Реализация данного проекта включает в себя:

  1. Работу с ученическим коллективом.

  2. Работу с педагогическим коллективом.

  3. Работу с коллективом родителей и общественностью.

Работа с ученическим коллективом осуществляется по двум направлениям: взаимодействие с классными и общешкольным активами и работа с учащимися, не входящими в школьные активы, и включает в себя:

    • Активное вовлечение учащихся в деятельность ученического самоуправ­ления.

    • Поддержание инициативы и самостоятельности учащихся.

    • Формирование ответственности за порученное дело.

    • Помощь в планировании, организации и последующем анализе мероприя­тий различного направления.

    • Координация деятельности всех органов и объединений учащихся гимназии.

^ Работа с коллективом педагогов гимназии является одним из важных направлений деятельности. Роль классного руководителя здесь очень важна, так как он должен создать атмосферу откровенности, доверительности, открытости к диалогу с детьми на уровне сотрудничества. Эта работа включает в себя:

  • Изучение нормативно-правовой базы организации ученического самоуправления;

  • Изучение опыта работы школ по развитию классного самоуправления;

  • Организация классным руководителем разнообразных видов деятельности, вовлекающих учащихся в общественно-ценные социализирующие отношения.

  • Диагностика, регулирование и коррекция классным руководителем индивидуального развития учащихся.

  • Анализ результативности работы органов ученического самоуправления.

  • Анализ знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате работы в органах ученического самоуправления.

^ Работа с коллективом родителей и общественностью направлена на объединение усилий семьи и гимназии, координацию их деятельности для решения поставленных задач, а также формирование единого воспитательного пространства «семья-школа». Состоит из

  • Просвещение родителей по вопросам необходимости ученического­ самоуправления в гимназии.

  • Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми на уровне класса, гимназии.

  • Вовлечение родительского актива в управленческую деятельность гимназии
    на различных уровнях (класса, гимназии).

  • Совершенствование взаимодействия гимназии с учреждениями социальной сферы.

^ В проекте были выделены 4 этапа реализации развития ученического самоуправления:

1 этап - организационный: (2009 - 2010 учебный год) включает в себя изучение общественного мнения о возможной модели ученического самоуправления и пути её разработки; разработка и утверждение локальных актов.

^ 2 этап – практический (2010-2012 учебный год) направлен на совершенствование модели самоуправления с учётом предложений членов коллектива гимназии; формирование на её основе органов ученического самоуправления; разработку Программы развития ученического самоуправления.

^ 3 этап – аналитико-коррекционный (2012-2013 учебный год) содержит промежуточный анализ результатов; корректировку модели ученического самоуправления с учетом результатов анализа; доработку нормативно-правового обеспечения; корректировку организационно-управленческого обеспечения.

^ 4 этап – завершающий (2013-2014 учебный год) связан с мониторингом реализации программы с последующей коррекцией на основании критериальных оценок (отслеживание, анализ, коррекция); на этом этапе проводится анализ результатов эксперимента; ведется подготовка творческого отчета по результатам эксперимента; обобщение приобретенного опыта.

^ Новизна опыта заключается в создании в гимназии модели ученического самоуправления, представленной советом старшеклассников, содействующей становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей в процессе включения учащихся в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность, путем стимулирования их к социальной активности и творчеству в условиях сельской школы.

Мы не стали строить громоздкую, многоэтажную структуру управления. Мы построили легко управляемую, разделительную административно-игровую модель самоуправления - это сочетание административной и игровой модели с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления и включением в жизнь гимназии 1 раз в год практики в виде замещения должностей педагогов школьниками (День самоуправления). С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

^ Сильные стороны: 1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории РФ;

2. Наличие возможностей для участников образовательного процесса в реализации и защите своих гражданских прав.

Высшим органом ученического самоуправления гимназии является общее собрание учащихся. Президент ученического самоуправления (УС) выбирается из числа лидеров классных ученических самоуправлений всеобщим голосованием.

Всю работу УС курирует координационный совет, в состав которого входят председатели советов. Во главе совета стоит Президент ученического самоуправления. Сбор совета проводится не реже 1 раза в месяц.

Советы формируются из числа учащихся 5-11 классов (по одному представителю от класса) на добровольной основе, в соответствии с интересами и пожеланиями учащихся. Каждый отдельно взятый совет путем открытого голосования выбирает председателя совета. Заседание советов проводится 1 раз в две недели согласно установленному режиму.

Каждый совет ведет соответствующую документацию, в которой отражает списочный состав, план работы совета, текущие дела. Все заседания советов протоколируются. (продемонстрировать документацию).

Каждый совет выполняет определённые функции и отвечает за организацию полезных внеурочных дел в гимназии.

Например, совет дела формирует и развивает творческие способности учащихся, выявляет их интересы, наклонности учащихся. В его функции входит

-планирование, организация, проведение и анализ КТД;

-оказание помощи классным коллективам в организации досуговой деятельности;

-организация творческой деятельности в сфере нравственного, духовного, гражданского воспитания;

Кроме этого, совет ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся.

В структуру УС входят два советника, которые помогают осуществлять взаимодействие совета старшеклассников с администрацией гимназии, педагогами. Советниками являются заместители директора по воспитательной и ГП работе. Они пользуются правом совещательного голоса и помогают, с одной стороны, соотнести планы совета с общим планом работы гимназии, с другой – включить в план работы гимназии предложения, высказанные школьниками.

Если говорить о результатах работы в рамках эксперимента на протяжении двух лет, то можно отметить, что в ходе первого года эксперимента было проведено изучение внутригимназического пространства, выявлены проблемы в организации УС на уровне первичного коллектива (классов), на уровне гимназии.

Изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность органов УС.

На основе данных документов приведены в соответствие локальные акты гимназии, определяющие деятельность органов ученического самоуправления: Положение о Совете старшеклассников, Положение о выборе Президента Совета старшеклассников, Положение о классном ученическом самоуправлении, Положение о дежурстве по гимназии, Положение о детском информационном объединении пресс-центр «ШОК» Совета старшеклассников; Положение о газете «Гимназист».

Уточнена структура УС гимназии. Если ранее считалось, что в ученическое самоуправление могут входить только представители старшего звена, то теперь пришло осознание необходимости включения в работу ученического самоуправления учащихся начального (пока для выполнения разовых поручений) и среднего звена.
Приведены в соответствие функции советов ученического самоуправления:

С сентября 2010 г. в соответствии с разработанным Положением начал действовать пресс – центр гимназии, выпускающий ежемесячно в электронном варианте школьную газету, отражающую жизнедеятельность не только Совета старшеклассников, но и деятельность Детской общественной организации «Радуга».

Особую роль в эффективной организации системы ученического самоуправления мы отводим повышению квалификации педагогов. Заместителем директора по воспитательной работе были пройдены трехдневные курсы по проблеме «Технология создания системы ученического самоуправления». В план работы методического объединения классных руководителей были включены вопросы эффективной организации ученического самоуправления. Во время летних каникул в лагере дневного пребывания, действующего на базе гимназии, был сформирован отряд активистов.

А для проведения занятий привлекали выпускницу областной очно-заочной школы «Лидер» Ирину Квашенникову.

Опыт работы ученического самоуправления был представлен в феврале на областной конференции лидеров ученического самоуправления в городе Оренбурге, которую проводил Центр развития детского движения Дворца творчества детей и молодежи им.В.П.Поляничко и на областном семинаре – практикуме по проблеме «Технологии создания системы ученического самоуправления» и напечатан в сборнике тезисов выступлений участников областной конференции лидеров ученического самоуправления и молодых педагогов ОУ Оренбургской области «Демократизация школы и ученическое самоуправление»и на сайте гимназии.

На втором этапе эксперимента проводилась доработка модели ученического самоуправления.

Приказом директора была создана творческая группа по разработке Программы развития ученического само­управления, в которую вошли педагоги и учащиеся гимназии. Инициативной группой было выдвинуто предложение по перераспределению обязанностей между администрацией гимназии и педагогами по курированию работы органов ученического самоуправления.

В течение года проводилась работа по отлаживанию механизмов сотрудничества, совершенствование отношений в системе «ученическое самоуправление - педагогический коллектив - родительская общественность».

Президент УС вошел в этом году в состав созданного Совета профилактики.

Лидеры ученического самоуправления представляют интересы учащихся в Управляющем совете. Были рассмотрены и приняты такие важные локальные акты: Положение об имидже гимназии, Положение о поощрении учащихся, Положение о платных услугах, Положение об организации системы оценки качества образования.

Ребята поддержали предложение родительского комитета гимназии по проведению акции «Вместе мы сила!», целью которой явилась организация ярмарок - продаж полезных и нужных вещей, сделанных своими руками. Собранные средства от продажи пошли в фонд поддержки талантливых детей гимназии.

Старшеклассники выдвинули и реализовали инициативу посадки аллеи выпускников на территории гимназии.

В феврале заместитель директора по воспитательной работе и представитель УС побывали на очередной областной конференции лидеров ученического самоуправления в городе Оренбурге, которую проводил Центр развития детского движения Дворца творчества детей и молодежи им.В. П. Поляничко. Там изучался и обобщался опыт работы по формированию УС.

Опыт работы гимназии по совершенствованию ученического самоуправления был представлен в марте на районном заседании заместителей директоров по воспитательной работе и на III областной конференции «Молодежь и наука – шаг в будущее», организованной ВГТУ в г. Оренбурге.

Ежегодно в октябре проводятся общешкольные выборы Президента Совета старшеклассников, создается работоспособная творческая команда координационного совета, формируются соответствующие советы. Каждый классный коллектив принимает активное участие в разработке плана воспитательной работы гимназии на новый учебный год. Каждый совет на основе этого плана разрабатывает на год свой план работы.

Кроме этого, силами представителей УС были организованы и проведены на базе гимназии 3 районных слета старшеклассников.

На сегодняшний день возникла необходимость расширения функций ученического самоуправления, а соответственно, создания дополнительных советов: совета правопорядка и совета образования. На стадии завершения Программа развития ученического самоуправления.

Наблюдается значительное повышение активности учащихся в выдвижении и реализации социально-значимых инициатив.

Но есть и проблема, которая заключается в недостаточном понимании учащимися выгоды, возможностей и прав ученического самоуправления.

С самого начала работы в условиях эксперимента организована система мониторинга результатов развития ученического самоуправления.

Для совершенствования системы ученического самоуправления ежегодно предусматривается коррекция деятельности органов ученического самоуправления.

С этой целью проводится мониторинг общественной активности учащихся. На каждом этапе контроля определяются проблемы и пути их решения.

Результативность экспериментальной работы определяется по следующим критериям:

1. Предоставление педагогическим коллективом образовательного учреждения школьникам гарантированного права на участие в процессе управления образовательным процессом.

Критерии:

· Увеличение числа обучающихся, вовлеченных в процесс демократизации школьной жизни.

· Наличие программы деятельности органов ученического самоуправления, самостоятельно созданных и реализованных обучающимися.

2^ . Качественное изменение результативности деятельности органов ученического самоуправлени.

Критерии:

· Осознанное и эффективное применение участниками ученического самоуправления в практической деятельности навыков образовательного моделирования, программирования, проектирования и планирования.

· Создание и самостоятельная реализация подростками и молодежью в образовательном пространстве социально-образовательных проектов.

3. ^ Качественное изменение социокультурной и гражданско-политической активности детей, подростков и молодежи, вовлеченных в процесс ученического самоуправления.

Критерии:

· Увеличение числа участников социально-образовательных проектов.

· Увеличение числа участников гражданских и культурных акций, реализуемых на территории области органами местного самоуправления, общественными объединениями всех видов и типов, чья деятельность не противоречит законодательству РФ.

· Представительство учащихся в общественных организациях села и района, направленность инициатив и активности детей на улучшении жизни школы, села, района.

Результаты эксперимента будут представлены:

  • в форме отчета по экспериментальной деятельности;

  • в виде материалов обобщения и распространения опыта;

  • в форме выступлений на педсоветах, заседаниях методических объединений классных руководителях, районных методических объединений заместителей директоров;

  • на сайте гимназии: http://www.ksoh2.ucoz.ru.