velikol.ru
1

Решаем проблему дисциплины в классе


Проблему нарушения дисциплины в классе приходится решать каждому учителю. Любой педагог может перечислить разные формы нарушения дисци­плины: грубость, дерзость, непослушание, заведомая ложь, некорректное вы­ражение несогласия, "глупые" вопросы, резкая критика действий и поступков педагога и др.

Для того чтобы справиться со сложной конфликтной ситуацией, учителю необходимо умело сочетать различные технологии. Действия педагога не долж­ны вызывать тревогу, стресс, ощущение беспомощности у школьника. Специ­фика поведения педагога заключается в том, что он должен, не уронив свой авторитет, скорректировать поведение ребенка, не ущемляя его достоинство. Дети не всегда в полной мере осознают нанесенный ими морально-психологи­ческий урон, и поэтому одна из задач педагога - обучение ребенка осознанию, осмыслению своих поступков по отношению к другому человеку.

^ Существуют различные подходы к решению проблем дисциплины. Один из них строится на позитивных взаимоотношениях с учениками, на повышении их самоуважения с использованием стратегии поддержки. Педагоги, придер­живающиеся этого направления, считают, что со стороны ученика необходим осознанный выбор, и они предлагают ученикам самим участвовать в процес­се установления правил поведения. Конечно, педагог может заставить учени­ка выполнить требование, подчинить его, но, подчиняясь силе, ученик после такого общения чувствует себя менее свободным и более безответствен­ным.

Психологи предлагают иной стиль взаимодействия. Вы знаете, что такое партнерские отношения с учеником? Это способ изменить поведение воспи­танников и отношения в школе. Они строятся на двух правилах, воспитывающих личность:

1. Ученик выбирает поведение, а учитель помогает сделать выбор осоз­нанным.

2. Свобода выбора - это готовность самому отвечать за его последствия. Очень важно, чтобы вы выстраивали партнерские отношения не только

между собой и учениками, но также между собой и родителями, учителями, администрацией.

Сталкиваясь с "плохим" поведением своих воспитанников, вы наверняка спрашивали себя: "Как поскорее прекратить такое поведение?"

Чтобы грамотно построить конструктивные взаимоотношения с наруши­телем, необходимо:

• распознать истинный мотив поступка;

• в соответствии с ним выбрать способ действия для немедленного вме­шательства в ситуацию и прекращения выходки;

• выработать стратегию своего поведения.

Вы должны понимать, какую цель преследует дисциплинарное наруше­ние:

• привлечение внимания;

• власть;

• месть;

• стремление избежать неудачи.

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, вы должны уметь взаимодействовать с ними.


^ Попробуем разобраться с мотивами "плохого" поведения.

Некоторые ученики ведут себя плохо для того, чтобы учитель уделил им особое внимание. Они хотят быть в центре внимания, требуют его все больше и больше. Суть их "плохого" поведения - демонстративность. Такие поступки отвлекают весь класс, учителя, и работать становится невозможно. Какова же природа такого поведения? Потребность во внимании - базовая психологиче­ская потребность. Иногда ребенку получить "сердитое" внимание лучше, чем не получить никакого, именно это можно считать первопричиной "плохого" поведения.

Вторая причина - никто не учит ребенка, как добиться внимания в прием­лемой манере.

Третья причина - чем меньше внимания ребенок получает дома, тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.

В младших классах действия таких учеников направлены на учителя. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одно­классники, и учителя.

На самом деле ученики, демонстрирующие такое поведение, показывают вам, что они хотят взаимодействовать с вами, но не знают как. Если об этом помнить все время, возможно, ваше раздражение и возмущение угаснет.

Для профилактики такого поведения попробуйте уделять внимание тем, кто ведет себя на уроке хорошо. Поощряйте за это.

Иногда все же требуется немедленная реакция и ваше вмешательство. Попробуйте использовать следующие приемы:

• установите с учеником зрительный контакт;

• встаньте рядом;

• упоминайте имя ученика;

• игнорируйте такое поведение;

• делайте письменные замечания.

Эта стратегия минимизации внимания позволяет уменьшить демонстра­тивное поведение, поскольку оно будет оставаться незамеченным.

Иногда можно прекратить выходку ученика, действуя неожиданно:

• начните говорить тихим голосом;

• измените манеру речи;

• временно прекратите урок.


Существует стратегия отвлечения ученика. В критический момент вы мо­жете:

• задать прямые вопросы;

• попросить об одолжении;

• предложить изменить деятельность.

Полезно поблагодарить и отметить тех учеников, которые делают то, что вы просили. Можно попросить ученика пересесть на другое место.


^ Теперь проанализируем "плохое" поведение, направленное на утверждение своей власти над кем-то.

Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" вас, бросают вам вызов. Они могут не обращать внимания на ваши замечания, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку и др. Им нужны зрители, сви­детели их власти. Они провоцируют вас перед классом, и вы боитесь проиграть эту публичную схватку. Можно выделить основные причины такого поведе­ния:

• изменение социальных установок от отношений господства - подчи­нения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав;

• мода на "сильную личность", вследствие воздействия которой некоторые ученики стремятся утвердиться в своей силе, а не конструктивно под­чиняться.

Поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться актив­ной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (они неуважительно отвечают учителю, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоя­нием.

В ответ на властолюбивое поведение у вас, естественно, возникают эмоции негодования, гнева, замешательства и желание немедленно прекратить вы­ходку.

Несмотря на сложности в работе с такими учениками, многие из них - ин­тересные, незаурядные личности, которые обладают лидерскими способно­стями, честолюбием, склонностью к самоутверждению и независимым мыш­лением.

Не забывайте о двух принципах профилактики:

1. Избегайте прямой конфронтации, что позволяет снизить напряжен­ность.

2. Позволяйте проявлять власть и руководить разрешенными способами под вашим контролем. Передайте ученику часть своей организаторской власти.


Самый тяжелый случай для взаимодействия и воспитания - месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят не­довольными, угрюмыми, злыми. Когда ваш ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Конечно, взрослые сильнее и могут его "поставить на место", однако такой способ реагирования непродуктивен, т. к. обида только возрастает.

Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесенную другими. В какой форме поведения проявляется месть? Это могут быть прямые и непрямые акты физи­ческого насилия, к последним относится, например, порча школьного имуще­ства (пачкают стены, вырывают страницы из библиотечной книги, ломают цветы).

Возможны и психологические акты насилия - оскорбление и хамство. Такие действия продуманны и вызывают у учителя чувство острой обиды и беспо­мощности. Любимый способ отомстить - подвергнуть атаке то, что для вас до­рого, ценно и важно, например, аккуратность, чистоплотность или вежливость и пунктуальность. К сожалению, взрослые все чаще сталкиваются с такими способами мести и шантажа, как алкоголь, наркотики, преступления и др.

Если в ответ на поведение ребенка вы чувствуете обиду, боль, недоумение, опустошение, то, скорее всего, скрытая цель такого поведения - месть.

Первые ответные реакции:

• ответить силой, подавить любой ценой;

• уйти, избежать сложившейся ситуации.

Но ни одна из этих непосредственных реакций не подходит для учителя. Есть два основных принципа профилактики мстительного поведения:

1. Строить отношения со всеми учениками так, чтобы в них чувствовалась забота о них.

2. Обучать учеников нормальным выражениям своей душевной боли и страдания приемлемыми способами.

Но и у учеников с мстительным поведением есть сильные качества. У этих детей чрезвычайно развита способность к выживанию, обижая других людей, они как бы защищают себя от обид. Ради сохранения своего психического здоровья они предпочитают хоть что-то делать. Опираясь на эту активность, вы сможете выстроить взаимоотношения с ними. С точки зрения социальной адаптации такое поведение не является безнадежным.

Среди дисциплинарных проблем самые сложные и неприятные те, которые связаны с "плохим" поведением из-за мести и желания укрепить свою власть.

Как же должен вести себя педагог для того, чтобы мирно выходить из на­пряженных и взрывоопасных ситуаций? Ищите возможность изящного ухода - это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам конфликта "со­хранить лицо" и избежать скандала.


Воспользуйтесь мерами экстренного педагогического вмешательства:

• Признайте силу ученика. Как прием, это позволяет очень часто разря­дить напряженную ситуацию, т. к. означает фактическое признание равенства статусов ученика и учителя как личностей и способствует возникновению среди учеников атмосферы сотрудничества, а не кон­фронтации. Например, вы можете сказать: "Дима, я понял, что не могу сделать так, чтобы ты стал выполнять домашние задания по математи­ке". На это нечего возразить, здесь нет команд и можно как-то воздей­ствовать на Диму, чтобы он принял правильное решение.

• Уберите зрителей или отложите конфликтное обсуждение данного момента, когда ученики уйдут. Например, на уроке, когда какой-нибудь ученик вступил с вами в яростную полемику по теме, не относящейся к занятию (он чувствует горячее внимание всего класса), просто ска­жите одну из следующих фраз:

- Мы обязательно закончим обсуждение этого вопроса на пере­мене;

- У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас;

- Возможно, ты прав. Как-нибудь поговорим об этом.

Без зрителей ученик может потерять интерес к конфронтации.

• Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Например, когда ученик начинает допекать вас, скажите: "Я согласен выбрать вре­мя для обсуждения с тобой этого вопроса. Сегодня в три часа тебе подходит?"

• Озадачьте учеников. Покажите, что вами нельзя манипулировать:

- согласитесь с учеником (словно его высказывания или вопросы совершенно безобидны и незначительны);

- изменяйте тему разговора или расскажите шутку, прочтите сти­хотворение.


^ Поведение ученика может быть деструктивным, если его цель - избежать неудачи. Эти дети не задевают вас, не вносят хаос в деятельность класса, хотят быть незаметными, но они очень редко взаимодействуют с классом и учителем. Часто ученики, боящиеся неудачи, ничего не делают, надеясь, что этого не заме­тят. Они любят откладывать выполнение задания "на потом", не доводят до кон­ца начатое дело, оправдываются плохим физическим состоянием, медицинским диагнозом. Такой прием эти дети постоянно используют как способ защиты, что не способствует улучшению их успеваемости и социальному развитию.

Сталкиваясь с поведением, направленным на предотвращение неудачи, учитель осознает свою профессиональную несостоятельность. Кажется, что невозможно помочь такому ученику.

Такое поведение учеников обусловлено следующими причинами:

• взрослый в основном занимается тем, что указывает на ошибки и несостоятельность ребенка (такой стиль общения безрезультатен);

• неоправданно высокие ожидания родителей и учителей от ребенка и его страх не соответствовать этому ожиданию;

• перфекционизм, требование от себя совершенства;

• упор на соревнование (если вы ставите ребенка перед выбором: быть ему победителем или проигравшим, то некоторые из учеников примут решение не играть вообще).

Таким неуверенным в себе ученикам необходимо оказывать специфическую помощь:

1. Поддерживать любые попытки сменить установку "Я не могу" на "Я могу".

2. Помогать преодолевать барьеры, способствовать продуктивным отно­шениям с другими учениками.

Предлагаем несколько советов, позволяющих педагогу установить парт­нерские отношения с учениками.

1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении) ученика, а не его личности, описывайте поведение ребенка безоценочно. Субъективные оценочные слова ("глупо", "по-хамски", "меня раздражает" и др.) раздражают ученика, "заводят" нас самих и в итоге "уводят" от решения проблемы. Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось"здесь и сейчас". Будьте твердым, но доброжелательным.

2. Контролируйте свои негативные эмоции. Когда нас душат гнев и возму­щение, мы не можем ни мыслить здраво, ни действовать логично. Если вы научитесь управлять своими эмоциями и не будете "выливать" на головы уче­ников потоки "благородного гнева", то лишите властолюбца желаемой реакции и подготовите почву для успешного взаимодействия с ним.

3. Не усиливайте напряжение ситуации. Не следует:

• повышать голос;

• оставлять последнее слово за собой;

• разговаривать с сарказмом;

• читать морали;

• передразнивать или придираться;

• сравнивать одного ученика с другим.

4. Не "закрывайте" ученику пути к хорошему поведению в будущем. Запом­ните следующие правила:

• говорите о "плохом" поведении, а не о плохом ученике;

• не сравнивайте ребенка с другими;

• не обвиняйте;

• избегайте чтения морали и лекций о поведении.

5. Обсуждайте проступок ученика позже. Поговорить о некрасивом пове­дении ученика необходимо, но не в момент самой выходки. Это можно сделать через час, а может быть, на следующий день. Отреагировать на проступок мож­но немедленно, но совсем не так, как ожидает ваш ученик. А серьезное обсуж­дение отложить. Можно время от времени организовывать общие дискуссии о нарушениях поведения, обсудить, что является приемлемым, а что нет.

6. Позволяйте ученику "сохранять лицо". Не задевайте честь и достоинство ученика. Позвольте ему "поиграть" по-своему, т. е. предоставьте возможность использовать свои способы защиты, например:

• выполнить ваши требования не сразу, "тянуть" несколько секунд;

строить гримасы, выполняя ваше требование;

• перед тем как подняться, говорить что-то типа "не буду", "не хочу", что­бы последнее слово осталось за ним.

Тогда вы, как учитель, получите то, что хотели, и не заденете чести ученика. Оба в выигрыше!

7. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения, т. к. это позволит в дальнейшем обучать детей адекватному выражению своих чувств.

Если же конфронтация не закончилась и назревает взрыв, лучше всего увести скандалиста от конфликта и зрителей. Существуют техники временной изоляции. Например, удаление в пределах классной комнаты или изоляция в кабинете школьной администрации. Это делается в крайнем случае, когда нет другого выхода - нужны немедленные действия. Можно предложить ученикам сделать самостоятельный выбор, за который придется нести ответственность.


^ Нарушения поведения имеют свои последствия. Ученики должны хорошо знать, каких последствий можно ожидать, если они выберут поведение, свя­занное с насилием или нарушением границ дозволенного. Лишь научившись думать о последствиях, они научатся выбирать подходящее поведение.

Наиболее эффективно доведение сведений о санкциях в следующей форме: "Когда (конкретное нарушение поведения), то потом (конкретные послед­ствия)".

Санкции, которые вы применяете к ученику, должны быть связаны с этим нарушением. Важно, чтобы санкции за проступок, совершенный в классе, были применены к ученику в школе, а не дома.

Предупреждать о санкциях следует неэмоционально, корректно, основы­ваясь на фактах.

К сожалению, учителя позволяют себе несдержанность, грубость, оскорб­ления учеников. Конфликтогенные проявления отличаются разнообразием: наклеивание ярлыков, публичная компрометация учащегося, скрытое унижение личности, пристрастное отношение, нарушение педагогической этики, месть, запугивание и т. д. Такая реакция учителя противоречит педагогической целе­сообразности воздействия на ученика, нередко становится причиной невротизации школьников, а также вызывает эмоциональное напряжение и стресс у самого педагога.

В целях сохранения психоэмоционального здоровья, необходимо воору­жить молодого специалиста знаниями и умениями по предупреждению и устранению напряженных ситуаций, повышать уровень его эмоциональной устой­чивости. Необходимо овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов, операционными умениями по этической защите, что позволит эффективно решать сложные проблемы, связанные с нарушениями дисципли­ны в классе, и сохранить уважение и любовь учащихся (таких сложных и разных), завоевать авторитет.