velikol.ru
1








Руководителям муниципальных органов управления образованием


Руководителям государственных образовательных учреждений





Министерство образования Республики Коми направляет в Ваш адрес письмо председателя Республиканской предметной комиссии по проверке экзаменационных работ участников ЕГЭ по физике Некипелова С.В. об изменениях, внесенных в критерии оценивания экзаменационных работ участников ЕГЭ по физике в 2012 г. по сравнению с 2011 г. и просит довести данное письмо до сведения участников ЕГЭ по физике.


Приложение: письмо на 3 листах.





Заместитель министра Н.И. Студиград


Исп.: О.Ю. Мазанова

Тел. : 257-029


Уважаемые коллеги!

Обращаю ваше внимание на изменения, которые внесены в критерии оценивания и рекомендации для членов экспертной комиссии ЕГЭ по физике в 2012 г. по сравнению с 2011 г. Изменения выделены красным цветом.

Схема оценивания заданий С2-С6

Задания С2–С6 представляют собой расчетные задачи. В текстах заданий нет указаний на требования к полноте решения, эту функцию выполняет общая инструкция. В каждом варианте экзаменационной работы перед заданиями С2–С6 третьей части приведена инструкция, которая в целом отражает требования к полному правильному решению расчетных задач.


Полное правильное решение каждой из задач С2–С6 должно включать законы и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования, расчеты с численным ответом и, при необходимости, рисунок, поясняющий решение.




Критерии оценки выполнения задания

Баллы

Приведено полное решение, включающее следующие элементы:

I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом;

II) описаны все вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, и обозначений, используемых в условии задачи);

III) проведены необходимые математические преобразования (допускается вербальное указание на их проведение) и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение "по частям" с промежуточными вычислениями);

IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

3

Правильно записаны необходимые положения теории и физические законы, закономерности, проведены необходимые преобразования и представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины. Но имеется один из следующих недостатков.

Записи, соответствующие одному или нескольким пунктам: II, III, – представлены не в полном объёме или отсутствуют.

ИЛИ

При ПОЛНОМ правильном решении лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т. п.).

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении в необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) преобразования/вычисления не доведены до конца

ИЛИ

При ПОЛНОМ решении отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка

2

Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев:

Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи, и ответа.

ИЛИ

В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи.

ИЛИ

В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Возможные изменения в обобщенной системе оценивания заданий С2–С6

1. Рад расчетных задач не требуют получения числового ответа. В этом случае в описании полного правильного ответа снимается указание на необходимость числового ответа. Решение считается полным и верным, если представлен правильный ответ «в общем виде». Соответственно, в критериях на 2 балла снимаются условия, связанные с ошибкой в вычислениях.

2. В КИМ встречается ряд задач, при решении которых обязательно выполнение рисунка. Например, это задачи по механике, где рисунок показывает силы, действующие на тело, или по геометрической оптике, где рисунок поясняет ход лучей и введенные обозначения величин. В этом случае наличие рисунка оговаривается в условии задачи, а в критерии полного правильного решения вводится условие наличие рисунка. Отсутствие рисунка в работе (или ошибка в рисунке) приводит к снижению оценки на 1 балл.

3. Оценивание задач, в условиях которых приводятся фотографии реальных экспериментов, учитывает необходимость правильной записи показаний приборов. В этом случае в критерии полного правильного решения вводится условие верной записи показаний измерительных приборов. Если же показания приборов в работе экзаменуемого записаны неверно и отклонение в записи превышает цену деления прибора, то оценка снижается на один балл.


Комментарии к обобщенной системе оценивания заданий С2-С6.

1. Решение учащегося может иметь логику, отличную от авторской логики решения (альтернативное решение). В этом случае эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения на основании того списка основных законов, формул или утверждений, которые соответствуют выбранному способу решения.

2. Если в решении задачи записаны утверждения, законы или формулы, которые затем не использовались в ходе решения, то ошибки в этих записях не влияют на оценивание и не являются основанием для снижения оценки.

3. В настоящее время при решении заданий с развернутым ответом не требуется записи каких-либо комментариев об используемых законах или формулах, перевода всех заданных в условии задачи физических величин в СИ и проверки полученного ответа «в общем виде» по единицам измерения входящих в неё величин.

4. Отсутствие промежуточных этапов между первоначальной системой уравнений и окончательным ответом (т.е. математических преобразований) может служить основанием для снижения оценки на 1 балл (см. общие критерии оценки). Однако допускается вербальное указание на проведение преобразований без их алгебраической записи с предоставлением исходных уравнений и результата этого преобразования.

5. Встречаются случаи, когда ученик представляет решение задачи, в котором «подменяется» условие задачи, определяется другая физическая величина. Здесь можно рассматривать три варианта:

    • Если в задании требовалось определить отношение величин «^ А/В», а тестируемый определил значение отношения «В/А», то это не считается ошибкой или погрешностью.

    • Если подмена сводится к тому, что учащийся определил не ту величину, которую требовалось рассчитать по условию задачи, а другую (при условии, что полученный ответ можно считать промежуточным этапом при определении требуемой величины, и при этом в других вариантах не требуется определить именно найденную тестируемым величину), то это может быть отнесено к ошибке того же порядка, что и ошибки в преобразованиях.

    • Если же подмена сводится к решению задачи, представленной в другом варианте экзаменационной работы, то такое решение оценивается 0 баллов.

6. Если в решении одной и той же буквой обозначаются различные физические величины, и отсутствуют пояснения, позволяющие разделить использование одного символа, то оценка даже за решение, приведшее к правильному ответу, может быть снижена до 2 баллов.

7. Если в решении множество лишних записей, среди которых сложно отследить нить рассуждений и преобразований, то данный недостаток позволяет снизить оценку до 2 баллов, даже если решение логически непротиворечиво, полно и приводит к верному ответу.


С уважением,

председатель Республиканской предметной комиссии по проверке экзаменационных работ участников ЕГЭ по физике Некипелов С.В.