velikol.ru
1

Самыми «женскими» предметами оказались иностранные языки и литература, что неудивительно. Юноши чаще всего выбирали информатику и физику.

В 2011 году почти по всем предметам, за исключением географии, литературы и иностранных языков, увеличилась доля выпускников текущего года, не преодолевших минимальный порог. Самый сложный предмет — информатика и информационно-коммуникационные технологии. Его не сдали 8,8 %. На целый процент больше, чем в 2010-м. Чуть менее сложной оказалась история — 8,2 % не набравших минимальный балл (в 2010-м - 8,2 %). Труднее сделали и задачи по биологии («неуд» у 7,3 % сдававших в 2011-м, в 2010-м - 5,8 %). Испанский — единственный предмет, который сдали все.

Из всех предметов самой сложной по традиции оказалась математика. Больше всего баллов можно добрать на части С. Там, где от выпускников требуют дать письменный развернутый ответ на поставленные вопросы. Не успели даже начать работу над сложнейшим заданием по обязательному предмету 30,6 % сдававших, а 23,5 % набрали 0 баллов, даже попытавшись решить задачи повышенного уровня сложности. Тем не менее количество не сдавших год от года, к счастью, не увеличивается. Их стабильно 1,9 %, что в масштабах страны немного. Однако не стоит забывать, что юноши и девушки, не преодолевшие минимальный порог ЕГЭ хотя бы по одному из обязательных предметов (русскому или математике), не получают аттестат зрелости.

В испытаниях по предметам по выбору, как и в прошлые годы, наиболее сложными для экзаменуемых оказались задания с развернутым ответом по физике и информатике. К их выполнению не приступили 23,9% сдававших ЕГЭ по физике и 22,1% – по информатике; при этом можно отметить, что для физики данный показатель в прошлом году составлял 30,3%, по информатике данное значение практически не изменилось. Эти изменения можно объяснить увеличением на 30 минут времени выполнения экзаменационной работы по физике. При этом доля набравших большое количество баллов (62 — 100) среди тех, кто сдавал физику в 2011 году, - одна из самых высоких (19,68 %, больше только за иностранные языки).

Если же говорить об отдельных предметах, то в этом году по итогам ЕГЭ специалисты обнаружили несколько весьма любопытных тенденций. Например, почти 27 % выпускников смогли набрать больше 60 баллов за математику. Экзамен также позволил выделить «группу ближнего резерва» - еще 26% выпускников, демонстрирующих хороший базовый уровень подготовки и способных при наличии достаточной мотивации эффективно подготовиться к обучению в вузах по техническим специальностям. Таким образом, потребность технических вузов в абитуриентах фактически удовлетворена.

Кстати, разработчики тестов — эксперты Федерального института педагогических измерений – не считают, что задания сложны. Они, скорее, склонны полагать, что необходимо менять методику преподавания. Особое внимание предлагается обратить на простейшие вычисления и упрощения, а также на общий уровень подготовки школьников по геометрии. Более того, те, кому предстоит сдавать ЕГЭ в ближайшее время, должны готовиться к еще одному возможному нововведению — включению в КИМ ЕГЭ задания по теории вероятностей.

Если говорить о русском языке, то «широко распространенные в речи ошибочные грамматические формы часто воспринимаются носителями языка как верные и наоборот, что и приводит к неверным ответам при выполнении экзаменационного теста». Не лучше обстоят дела с выполнением заданий по проверке лингвистических компетенций, речеведения, с выяснением способов и средств связи предложений.

Физику в целом сдали неплохо. Те, кто набрал минимальный балл, показали понимание основных величин и законов, а также продемонстрировали, что могут применить важнейшие теоретические сведения в учебных ситуациях. В целом же современные выпускники вполне успешно усваивают наиболее важные понятия и законы по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике и квантовой физике. Но мало кто может выделять основные свойства физических явлений, а также характеризовать изменение величин в ходе различных процессов.

В 2012 году экзамен вновь будет изменен. Предполагается, что в каждом варианте будет присутствовать одна качественная задача по любому из разделов курса физики и девять расчетных задач: три по механике, две по МКТ и термодинамике, три по электродинамике и одна по квантовой физике.

Анализ результатов ЕГЭ 2011 года по химии показал, что задания не так уж трудны. Зато с практическими вопросами оказалось сложнее. «Одной из актуальных задач в преподавании химии должна стать организация целенаправленной работы по формированию умений выделять в условии задания главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, в особенности взаимосвязь состава, строения и свойств веществ»,- указывают эксперты.

Достижением 2011 года, проверенным в ходе ЕГЭ по географии, уже сейчас называется умение находить в различных источниках и анализировать информацию, а также определять и сравнивать по разным источникам информации тенденции развития социально-экономических объектов и процессов. При этом появление столь важных компетенций составители КИМ приписывают себе: задания подобного типа постоянно включают в экзамен. Любопытно, что сдающие обычно заваливают тесты, связанные с представлениями о простейших географических понятиях и объектах.

История XIX века и история страны с 1945 по 2010 год оказались проблемными областями на ЕГЭ. При этом успешность выполнения задания зависела от проверяемого периода и в меньшей степени от даты, факта, термина или причинно-следственной связи.

Итак! Что такое "минимальный порог"?

Минимальное количество баллов по ЕГЭ свидетельствует об освоении выпускником школьного курса. Если по результатам ЕГЭ школьник набирает баллы ниже минимального порога, испытание считается непройденным. Каждый год по всем из 14 предметам Рособрнадзор устанавливает новый минимальный балл.


Минимальный порог 2011:
Биология - 36 баллов; не сдали 7,8%
Информатика - 40 баллов; не сдали 9,8 %
Литература - 32 балла; не сдали 5%
Химия - 32 балла; не сдали 8,6%
Ин.яз. - 20 баллов
Не преодолели порог:
-    английский язык – 3,13%;
-    французский – 1,21%;
-    немецкий – 6,59%;
-    испанский – 1,4%.
Русский язык - 36 баллов; не сдали 4,1%
Математика - 24 балла; не сдали 4,9%
История - 30 баллов; не сдали 9,4%
Физика - 33 балла; не сдали 7,4%

Когда становится известен "минимальный порог"?

Минимальное количество тестовых баллов становится известно в течение 6-8 дней после того, как участники ЕГЭ сдадут экзамены по предмету в основные сроки их проведения. Значит, и в 2011 году новые "пороги" будут установлены НЕ РАНЕЕ, чем через неделю после сдачи основного потока ЕГЭ.

Минимальное количество тестовых баллов по каждому образовательному предмету устанавливается ежегодно распоряжением Рособрнадзора после проведения каждого конкретного экзамена с учетом:

  • статистических данных по результатам экзамена данного года по стране в целом и по отдельным регионам, результатов прошлого года для обеспечения сравнимости результатов по годам;

  • требований к уровню общеобразовательной подготовки выпускников средней школы, сформулированных в образовательных стандартах 2004 года;

  • особенностей организации учебного процесса по данному общеобразовательному предмету (число часов на его изучение для различных групп экзаменуемых);

  • экспертных суждений специалистов по отдельным общеобразовательным предметам и специалистов в области педагогических измерений.

Предлагаем пока глянуть на мин. пороги за прошедшие года:

Код

Предмет

Длит. (минут)

Задания блока A

Задания блока B

Задания блока C

Макс. первичный балл

Мин. балл в 2009 г.

Минимальный балл в 2010 г.

1

Русский язык

180

30

8

1

60

37

36

2

Математика

240

0

12

6

30

21

21

3

Физика

210

25

5

6

50

32

34

4

Химия

180

30

10

5

66

33

33

5

Информатика и ИКТ

240

18

10

4

40

36

41

6

Биология

180

36

8

6

69

35

36

7

История

210

27

15

7

67

30

31

8

Обществознание

210

24

6

9

59

39

39

9

География

180

28

14

7

61

34

35

10

Английский язык

160

28

16

2

80

20

20

11

Немецкий язык

160

28

16

2

80

20

20

12

Французский язык

160

28

16

2

80

20

20

13

Испанский язык

160

28

16

2

80

20

20

14

Литература

240

0

12

5

39

30

29

 

Если не прошёл "мин. порог" - можно ли пересдать ЕГЭ?

Получив результат ниже установленного минимума по одному из двух обязательных ЕГЭ, выпускник текущего года вправе пересдать экзамен. Сделать это можно в специальные резервные дни в текущем году. Но такое право дается только один раз и только по одному предмету.

^ Минимальные требования по математике

  • базовые вычислительные и логические умения и навыки;

  • умения анализировать информацию, представленную в графиках и таблицах, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.

Минимальные требования по русскому языку

  • владеть на базовом уровне лексическими, орфографическими и морфологическими нормами;

  • уметь создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определённой теме;

  • уметь формулировать проблему, поставленную автором прочитанного текста, и определять позицию автора по отношению к данной проблеме.

^ Минимальные требования по физике

  • понимание смысла наиболее важных физических понятий, величин и законов, относящихся к различным темам из всех разделов школьного курса физики (механика, МКТ и термодинамика, электродинамика и квантовая физика);

  • выполнение заданий, требующих воспроизведения основополагающих теоретических сведений, а также применения отдельных формул и законов в типовых учебных ситуациях, в том числе в простейших расчётных задачах.

 ^ Минимальные требования по химии

  • понимание смысла и границ применения наиболее важных химических понятий, относящихся к основным разделам курса химии («Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева», «Строение атома и строение вещества», «Классификация веществ», «Теория химического строения органических соединений», «Химическая реакция», «Методы познания веществ»);

  • умение определять принадлежность веществ (по их формулам и названиям) к основным классам неорганических и органических веществ;

  • умение определять тип реакции и составлять уравнения, отражающие наиболее важные химические свойства основных классов соединений.

Минимальные требования по биологии

  • владение биологической терминологией и символикой;

  • знание методов изучения живой природы, наиболее важных признаков биологических объектов, особенностей организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;

  • понимание основных положений биологических процессов и явлений;

  • умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности.

Минимальные требования по обществознанию

  • понимание смысла основных обществоведческих терминов и понятий, относящихся к различным разделам обществознания;

  • умение распознавать социальные явления и процессы в реальной жизни;

  • умение находить социальную информацию, представленную в текстах и на диаграммах.

Минимальные требования по  истории

  • знание основных дат, фактов, явлений и понятий;

  • умение объяснить причины и следствия важнейших событий, явлений;

  • умение проводить поиск исторической информации в отдельных источниках разного типа – это тот минимум, который необходим для преодоления нижнего порога ЕГЭ по истории.

Минимальные требования по географии

  • знание основных географических фактов и географической номенклатуры;

  • понимание основных географических терминов и понятий;

  • умение использовать картографические и статистические источники информации для поиска и извлечения информации, представленной в явной форме.

^ Минимальные требования по литературе

  • обнаружить знание основных фактов, категорий и понятий, относящихся к предложенным для анализа художественным текстам (основные литературные направления и жанры, система образов произведения, элементы художественной формы и т.п.);

  • продемонстрировать в целом понимание тематики и проблематики рассматриваемых произведений, способность в общих чертах отразить это понимание в кратком связном высказывании.

Минимальные требования по иностранным зыкам

  • понимание основного содержания иноязычного звучащего и письменного текста;

  • умение создать связное письменное высказывание в жанре личного письма (дать развёрнутое сообщение в соответствии с коммуникативной целью, запросить информацию, соблюдать принятые в иностранном языке нормы вежливости);

  • владение лексико-грамматическими и орфографическими навыками базового уровня.

Минимальные требования по информатике

  • единицы измерения информации;

  • принципы кодирования;

  • системы счисления;

  • моделирование;

  • понятие алгоритма, его свойства, способы записи;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основные элементы математической логики.