velikol.ru
1

Система мониторинга воспитательной работы

МОУ Вешкаймской СОШ №1

Цель мониторинга - выявить потенциальный ресурс воспитания и разработать стратегию его реализации. Мониторинг качества воспитания - это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса.

Организационная структура мониторинга:

  • Программа сбора информации

  • Методы обработки и анализа информации

  • Коррекционная программа управления воспитательным процессом

Особенности педагогического мониторинга

  • Непрерывность

  • Диагностичность

  • Информационная оперативность

  • Обратная связь

  • Научность

Объекты мониторинга:

  • Развитие ребенка и формирование его новообразований в процессах самопознания, самовоспитания, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самоактуализации и самореализации

  • Развитие общения и особенности коллектива одноклассников

  • Создание воспитательной среды

  • Деятельность всех участников воспитательного процесса

  • Социально-педагогичекая поддержка и защита учащихся

  • Развитие мотивационно-потребностной сферы учащихся

  • Развитие познавательной сферы учащихся

  • Формирование Я-концепции ученика

  • Уровень воспитанности учащихся как интегративная личностная характеристика.

Показатели результативности воспитательной работы:

  • Создание благоприятного микроклимата

  • Создание обогащенной образовательной среды

  • Состояние здоровья учащихся

  • Уровень воспитанности

  • Уровень нравственного, культурного развития учеников

  • Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе)

  • Дисциплинированность

  • Общественная активность, отношение к труду

  • Наличие правонарушений

  • Занятость в кружках и секциях

  • Главные успехи и достижения учащихся в различных видах деятельности

  • Уровень сформированности классного коллектива

  • Работа ученического самоуправления класса

  • Степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников: детей, родителей, учителей

  • Результаты работы воспитателя по самообразованию и росту профессионализма, педагогического мастерства.

Общенаучные методы мониторинга:

  • Наблюдение

  • Описание

  • Диагностика

  • Абстрагирование

  • Моделирование

  • Проектирование

Специальные методы мониторинга:

  • Включенное наблюдение за изменениями личностного развития под влиянием социально-педагогического процесса и определение смысла в происходящих явлениях

  • Метод тестовых ситуаций – педагог создает специфические условия, в которых проявляется наиболее отчетливо каждый из компонентов учебно-воспитательного процесса

  • Экспликация как развертывание содержания воспитательного процесса, позволяющее вносить коррективы в личностное развитие

  • Опросные методы

  • Анализ результатов воспитательного процесса по разработанным критериями показателями качества воспитания, соотнесение реальных результатов с прежними и составление прогноза развития

  • Тестирование и самотестирование как объективные методы сбора информации об уровне развития личности, степени выраженности социально значимых качеств и т.д.

Циклограмма мониторинга воспитательного процесса



Предмет изучения

Методы и приемы изучения, педнаблюдения, беседы, анкетирование, тестирование, анализ деятельности

ответственные

1

Развитие и саморазвитие личности учащегося:

  • Изучение мотивационно-потребностной сферы

  • Изучение индивидуальных особенностей личности

  • Диагностика процесса самосовершенствования

  • Анкета «Мотивы учебной деятельности»

  • Индивидуальное расписание уч-ся

  • Изучение объема зрительной памяти «Число Милера»

  • Переключение внимания «Корректурная проба»

  • «Слуховой ряд»

  • Тест-опросник на выявление типа темперамента (В. Нокаридзе)

  • Опросник «Знаете ли вы себя»




2

Изучение особенностей классного коллектива

  • «Социометрия» (Дж. Морено)

  • Классные руководители

3

Изучение состояния здоровья учащихся

  • Медосмотр

  • Составление листка здоровья




4

Изучение уровня социальной защищенности учащихся

  • Составление социального паспорта класса

  • Классные руководители

5

^ Изучение уровня удовлетворенности воспитательным процессом

Опросы субъектов воспитательного процесса через:

- педагогический консилиум
- родительские собрания
- беседы с учащимися

классные руководители;

6

Изучение учебных достижений учащихся

  • Анализ успеваемости

  • Результативность участия в олимпиадах и конференциях

  • классные руководители

7

Изучение творческих достижений учащихся

  • Анализ участия в конкурсах, выставках, КТД, творческих неделях

8

Изучение уровня воспитанности учащихся

  • Заполнение карт воспитанности учащихся по результатам круглогодичного наблюдения

  • заместитель директора по воспитательной работе;




  • классные руководители



^ Мониторинг уровня воспитанности

2011-2012 

класс

Ф.И.О. классного руководителя

Отнош. к учебе

Отнош. к труду

Отнош. к общест. деят.

Отнош. к искусству

Отнош. к товарищам

Отнош. к физ-ре

Ср.балл

1

Коршунова Ю.В.

-

4

3,5

5

4

4

3,4

2

Никитина Т.А.

3,5

3.9

4,4

4,4

4

5

4,2

3

Нестерова Т.П.

4

4

5

5

5

4

4,5

4

Матвеева С.В.

3,5

3,9

4,5

4

4

5

4,1

5

Мальцева И.С.

4

4,5

5

5

5

4

4,6

6

Ионова А.О.

4,5

4,5

4,5

4

5

5

4,6

7

Турнова Л.Е.

4

4,5

4,8

5

4,6

4,7

4,6

8

Жаренова Ю.В.

4,7

4,6

4

4

4

5

4,3

9

Юдина С.В.

4,5

5

5

5

4,5

5

4,8

10 кл

Шуёнкова Е.И.

3

4

3

3

5

5

4

11 кл

Пимонова Г.А.

4,5

4,5

5

4,5

5

4,5

4,6

Средний балл

4,18



5-4,5 – высокий

4,4-4 – хороший

3,9-2,9 – средний балл.

2,8-2 – неудовлетворительно





^ Смысл результатов мониторинга для школы

Цель анализа результатов мониторинга – вычленение типичных (для школы и конкретных классов) проблем, которые могут стать предметом управленческой работы, управленческих решений, прежде всего методического сопровождения и поддержки роста эффективности воспитательного процесса школы.

^ Смысл результатов мониторинга

Через сравнение результатов мониторинга со сложившимися в классе пониманием уровня и особенностями организации воспитания, вычленения сильных и слабых сторон воспитательной работы.

По результатам видно, что наблюдается положительная динамика. Однако в некоторых классах наблюдается рост количества детей как с низким и критическим уровнем воспитанности, так с низким уровнем воспитанности.

     По результатам мониторинга высокий уровень воспитанности учащихся наблюдается в  следующих классах: в 5 кл.(Мальцева И.С.), 6 кл.(Ионова А.О.), 7 кл.(Турнова Л.Е.),

11 кл.(Пимонова Г.А.)


     ^ Для повышения уровня воспитанности в 2012-2013 учебном году необходимо:

1)      Скоординировать работу всех участников учебно-воспитательного процесса на повышение уровня воспитанности учащихся. Направить работу социально-психологической службы, классных руководителей, педагогического коллектива и администрации школы на сплочение коллектива через самопознание, самовоспитание и саморазвитие.

2)      Активизировать работу педагогического коллектива с учащимися на эффективность учебно-воспитательного процесса. С этой целью максимально использовать и развивать формы  внешней и внутренней дифференциации, используя  личностно-ориентированный подход к ученику.

3)      Усилить работу по профилактике асоциального поведения среди учащихся школы. Усилить контроль за неблагополучными семьями. Направить усилия педагогического и ученического коллективов на выполнение плана «Мероприятий по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних ».

4)      Активизировать работу с семьёй, привлечь родителей к общественной жизни класса, организовать профилактическую работу на раннем этапе развития  ребёнка, обратив внимания на молодые семьи, активизировать работу по реабилитации семей в социуме.