velikol.ru
1

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных ценностей образования


Современные цели образования побуждают нас развивать профессиональные умения, необходимые для выстраивания процесса обучения не только как процесса усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности школьника, но и как процесса развития его личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.


В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе и разработка стандартов для основной школы, повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.


Нам необходимо осуществить профессиональное осмысление, базируемое на методологии системно-деятельностного подхода, на каждом из уровней анализа деятельности : ценностно-смысловом, целевом, технологическом и ресурсном. Профессиональное осмысление необходимых школе изменений – это переход через порождение новых смыслов к развитию мотивации управленцев школ, педагогов, родителей, обучающихся.


Задача введения новых стандартов определяет вектор управленческой деятельности на всех уровнях: от федерального, регионального и муниципального до уровня внутришкольного управления .При этом эффект от правильного введения стандартов всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении будет продуманной, целенаправленной, технологически вооруженной и обеспеченной необходимыми ресурсами.


В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, а не «полученные знания». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности образовательных учреждений.

Приоритетными становятся:

  • Достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;

  • Достижения уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;

  • Ориентиры на достижение личностных результатов (индивидуальная и совместная деятельность со сверстниками, с младшими и старшими детьми, с взрослыми), в социальном поведении.


Системно –деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.


Деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая в системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно- деятельностный подход в обучении.

Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности».

Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционных технологий демонстративно – наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Системно-деятельностный подход в реализации современных целей образования выступает как метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учится. По сути это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал основного общего образования.


Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в непосредственных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления.


II. Внеучебная деятельность обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет раскрыть и преумножить способности ребенка.




Дополняя урочную деятельность внеурочной работой, реализуется задача воспитания любознательного, активного и заинтересованно познающего мир младшего школьника.

Внеурочная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.


Деятельность как система всегда имеет генетически развивающий план анализа, разработку тех или иных программ, для чего каждый раз надо выделять психолого- возрастные индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности.


Школа нового поколения – школа, которую нельзя «сочинить» как некую педагогическую утопию. Это школа, которая реально прорастает в инновационной деятельности ныне существующих школ и в инновационной деятельности наиболее талантливых школьных педагогов.


Главные надежды на изменения связаны сегодня с новыми технологиями. И если мотивация учеников кажется очевидной – удобно, понятно и привычно, то с мотивацией учителей сложнее.


Самое сложное – дать учителю позитивную картинку происходящих изменений и снабдить инструментарием для работы в новой ситуации.

Одним из них является электронное обучение, которое имеет наибольшие шансы на успех там, где к этому готовы учителя. Научить учеников креативному мышлению может только тот учитель, который сам имеет желание и возможности существовать в ином жизненном и профессиональном пространстве.


В школах России все чаще используются электронные образовательные ресурсы, планшеты, компьютеры, все то, что помогает ученику и учителю развиваться, чувствовать стабильность и последовательность происходящих перемен.

Информационно-образовательная среда – это педагогическая система нового уровня. Развитие образования будет связано с всех более глубоким внедрением ИКТ- технологий для развития познавательных способностей.


Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет; решать задачи, о которых можно только догадываться, использовать новейшие технологии и изучать новые.


Современный образовательный человек – человек, способный вести самостоятельный информационный поиск. Одна из важнейших проблем в работе с информационными потоками – способность отличать достоверную информацию от недостоверной, что особенно актуальнфо в условиях информационно открытой цивилизации, цивилизации Интернет.