velikol.ru
1

Сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок!

Пичугина Г.Н.


Неужели это, возможно, вести серьезный разговор на такую тему: «Математика и малыш в три года?» Как совместить это сложное и научное понятие с ребенком, который едва начинает говорить? Оказывается, не только нужно, но и необходимо. Речь, конечно же, пойдет не о решении задач или системных уравнений. 
Но согласитесь, вряд ли первоклассник решит даже простейшую задачку из своего учебника, если он не усвоил элементарные понятия о величине, «большой», «маленький», «больше», «меньше», «одинаково». А ведь это уже математические понятия. И усвоение их начинается уже с трех лет. Лучше всего начинать сравнение, конечно же, с любимых игрушек. 
Большой медведь и маленький зайка, кто больше? А кто меньше? Большая машина и маленький мотоцикл, что больше и что меньше. Но совершенно уникальным пособием в уточнении и закреплении этих понятий может послужить сказка

Народные и авторские сказки, которые дети уже, наверное, знают наизусть — это бесценные помощники в обучении детей математике. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. Например: у нас в детском саду тематическое планирования и каждую неделю своя тема. Знакомя детей с дикими животными, на математике при знакомстве с шаром, мы с ребятами очутились в сказке «Колобок», лепили из соленого теста колобок, затем у нас колобок покатился по узенькой дороге, перекатился на широкую дорогу. По дороге он встретил зверей, которые живут в лесу, дети закрепили их название и что они живут в лесу. А когда повстречались с зайчиком, то поиграли с ним «Зайка серенький сидит». Волку так понравился колобок, что он с ребятами рассматривал его со всех сторон. И спрашивал у ребят, на что похож колобок? С медведем мы собрали ягоды смородины (как шарики) А когда увидели лису, я ребятам предложила сделать для нее подарок, что бы она ни съела колобка. Ребята выложили из цветных ниток, много кругов, похожих на шары и оставили их лисе. И лиса так обрадовалась, что показала колобку две дороги, одну узкую, а другую широкую, по которым можно возвратиться к бабушке и дедушке.

Так используя разные приемы и образовательные области, мы познакомились с геометрической фигурой, закрепили умения различать и называть шар (шарик) и в НОД отразилась тематика недели.

Сказку в любой момент можно остановить, придумать другой сюжет. Если вы не укладываетесь по времени, то можно сказать что лису мы встретим на прогулке или в раздевалке, где она с ребятами рассмотрит помпоны (шары) на шапках детей.

Моя тема по самообразованию, театрализованная деятельность детей. И поэтому элементы театрализации, театрализованные игры я стараюсь использовать в НОД.

При проведении НОД я пользуюсь таким приемом, как непосредственно «вхождения ребенка» в сказку. С помощью пособия «Волшебная книга сказок». Ведь там, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению трудного математического  материала. 

«Волшебная книга сказок» — это большого размера книга. На обложке вверху  написано «Сказки», в середине обложки — ворота, которые можно открывать. На страницах книги – иллюстрации сказок (которые постоянно меняются в зависимости от занятия).  Чтобы отправиться в путешествие по страницам «Волшебной книге сказок», нужно приоткрыть ворота, закрыть глаза, и сказать: «1,2,3,4,5 в сказку мы идем играть!» И ребенок становится героем сказки. С ребятами 3 лет я использую, только эпизоды сказок, так как ребенок в этом возрасте еще не может полностью обыграть всю сказку с заданиями и различными ситуациями в определенной роли. В сказке «Лиса и заяц», Все ребята стали зайчиками. И мы строили для себя избушки из широких и узких брусков.

Сказки  разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества! Воспитатель же может построить так сказку, чтобы в сказке была видна интеграция образовательного процесса.

Присутствие детей в сказке придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению, как математических понятий, так и литературного материала.

Так на примере НОД в виде сказки можно проследить интеграцию в образовательном процессе.

Роль взрослого  – поддержать интерес детей. Обучая маленького  ребёнка в процессе игры в сказку,  мы стремимся  к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения.