velikol.ru
1

Советы и рекомендации  

родителям будущих первоклассников,

Что такое готовность ребёнка к школе?

 

Прежде всего, это физическая готовность. Это готовность сидеть за партой, которая подвижному малышу даётся нелегко.

Для этого необходима зрелость мышц, костного аппарата, ориентация в пространстве, слаженность и «умелость» движений. Обратите внимание, умеет ли ваш ребёнок правильно определять понятия выше - ниже, вперед - назад, слева - справа. Будущий первоклассник должен уметь пользоваться ножницами, клеить бумагу, ловить мяч, прыгать со скакалкой. Эти умения подготовят его к более трудным действиям, связанным с мелкой моторикой: рисованию, штриховке и письму.

Она включает в себя также умения обихаживать себя:

  • Застёгивать пуговицы и молнии

  • Шнуровать ботинки, завязывать шапки

  • Самостоятельно пользоваться предметами личной гигиены, туалетом

  • Быть чистым и опрятным

  • Следить за своими вещами


Физическая готовность – это база для развития психической и психологической готовности.

Психическая готовность – это готовность быть внимательным, собранным, сдержанным. В её основе лежат умения:

  • слушать,

  • слышать,

  • запоминать

  • и воспроизводить то, что запомнил.

Это сложно, ведь ребёнок – существо непоседливое, поэтому для взросления ему требуется определённый уровень развития мышления, памяти, внимания, а также общих представлений и знаний об окружающем мире.

^ Вот что включает в себя развитие

школьно-значимых психологических функций:

  1. развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом: проводит линии, раскрашивает, не заходя за края рисунка, делает ровную штриховку);

  2. координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

  3. развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

  4. развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 10-15 минут);

  5. развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию, т.е. умение связывать запоминаемый материал с конкретным символом или образом);

  6. речевое развитие: владение монологической (умение пересказывать) и диалогической речью (умение отвечать на вопросы).

Речь является основой, на которой строится учебный процесс, поэтому важно, чтобы ребёнок не боялся говорить. А чтобы не бояться, нужно уметь говорить, поэтому очень полезно:

  • учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова «потому, что»; «если, то»; «поэтому»;

  • стимулировать ребёнка самого задавать вопросы, ведь мышление всегда начинается с вопроса;

  • не требуйте того, чтобы дошкольник читал, а лучше читайте ему сами (готовясь к школе, ребёнок не обязан научиться читать, а вот умение воспринимать на слух станет для него в школе залогом успеха в учебной деятельности);

  • учите ребёнка осмыслить прочитанное: после чтения задайте ему несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.

  • обратите внимание, правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед, за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего    от… и т.д.

Психологическая готовность состоит из

мотивационной готовности:

  • это твердое желание учиться, получать знания;

  • понимание важности и необходимости учения;

  • проявление выраженного интереса к получению новых знаний;

и коммуникативной готовности:

  • это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);

  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).

С психической готовностью связана готовность социальная. Это готовность ребёнка подчиняться школьным правилам и требованиям учителя. Социальная готовность включает в себя знание элементарных правил поведения:

  • слушать, что тебе говорит взрослый и подчиняться его требованиям,

  • не перебивать старших,

  • не выкрикивать,

  • не якать.

Это понимание ребёнком того, что существуют нормы общения, которые включают запреты на некоторые вольности в поведении.

Этот вид готовности к школе называют ещё и нравственной готовностью, которая представляет собой:

  • умение строить отношения с учителем;

  • умение общаться со сверстниками;

  • вежливость, сдержанность, послушание;

  • адекватное отношение к себе (отсутствие как заниженной, так и неадекватно завышенной самооценки).

Важный вид готовности ребёнка к школе – учебная готовность.

Вот примерный перечень того, чем неплохо было бы овладеть ребёнку перед школой.

Подготовка к чтению:

  1. 6-7 летний малыш должен знать печатные буквы алфавита (все или только некоторые). Один ребёнок может слитно читать слоги, а другой - и целые тексты – это зависит от желания и интереса ребёнка, а также от тех взрослых, которые его этому учили.

  2. Помните, что нельзя форсировать процесс обучения чтению. Заставляя ребёнка читать, можно напрочь отбить у него потребность в книгах, а заодно и сформировать невроз.

  3. Помните, что даже легко овладевшие чтением дети очень быстро устают от процесса чтения, ведь чтение – это большая нагрузка на глаза. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.

Подготовка к письму:

  1. Научите ребёнка правильно держать ручку.

  2. Чаще предлагайте ребёнку штриховку и обведение по трафарету. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево.

  3. Следите за тем, чтобы не пишущая рука не висела как плеть, а тоже участвовала в процессе письма: поддерживала лист, на котором ребёнок пишет.

  4. А ещё лучше, предложите ребёнку порисовать двумя руками одновременно в зеркальном отображении обеих рук (об этом способе рисования было рассказано на занятиях).

  5. Запомните, дети очень устают от занятий, связанных с письмом, ещё больше, чем от чтения, Помните, что время работы ребёнка с карандашом в руках не должно превышать 15-20 минут.

Подготовка к грамматике:

  1. Ребёнок должен уметь выделить в слове заданный звук, назвать в коротком слове (из 3 - 4-х букв) все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.)

  2. Чтобы развить фонематический слух, предложите пропеть слова, отдельные звуки. Вообще, поощряйте любое пение ребёнка.

  3. Он должен уметь отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать.

  4. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь.

  5. Общайтесь с ним как можно чаще и больше!

Подготовка к математике:

  1. Успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше - меньше", "горизонтально-вертикально", "узкий - широкий", "короткий - длинный" и т.д.

  2. Научите объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.

И последний вид готовности ребёнка к школе – это готовность родителей.


К чему должны быть готовы родители?

К тому, что у ребёнка меняется статус, и к тому, что меняется статус и у родителей.

  • Ребёнок взрослеет, и родителям необходимо с этим считаться. Во многих вещах ребёнок должен быть самостоятельным. Но самостоятельности его нужно учить. И делать это постепенно и целенаправленно. Первоклассник может и должен быть самостоятельным в том, что касается его личной гигиены, личных вещей и личного пространства (письменный стол, учебные принадлежности, постель).

  • Несмотря на то что ребёнок вступает на новый жизненный этап, его психика может дать регресс (шаг назад). Ребёнок может перестать делать то, что уже было сформировано и хорошо отработано (перестаёт здороваться со взрослыми, начинает бояться того, чего никогда не боялся раньше, теряет навык самостоятельности в одевании и т.п.). Поэтому родители должны знать, что есть то, в чём ребёнок еще не может быть самостоятельным:

    • в организации режима дня,

    • в организации собственного досуга,

    • в организации питания,

    • в подготовке домашних заданий,

    • в собирании портфеля на следующий учебный день.

В этих сферах собственной деятельности ребёнок ждёт поддержки, помощи, а иногда и постоянного контроля со стороны родителей. И с их стороны будет очень правильным, если они организуют помощь и контроль в подготовке домашних заданий, организуют совместный досуг, помогут сложить всё необходимое в портфель, а иногда и заправят постель.

  • Важно понимать, ЧТО У РЕБЁНКА МЕНЯЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО СТАТУС ЛИЧНОСТИ, НО И ПРИОРИТЕТЫ И АВТОРИТЕТЫ. Если ребёнок правильно развивается, у него на данном этапе развития главным значимым человеком становится учитель. Родители должны быть готовы к тому, что мнение учителя для ребёнка на этом этапе развития становиться важнее мнения родителей.

  • Мудрый родитель также понимает, что школа учит непосредственно, а родители учат ребёнка опосредованно. Ребёнок учится в первую очередь тому, что он видит в семье и относится к учёбе так, как относятся к ней родители.



Уважаемые родители всегда помните о том, что ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.