velikol.ru
1

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СОЧИНЕНИЕ


методические рекомендации

в помощь педагогам,

организующим учебно-исследовательскую

деятельность школьников


составитель

педагог д/о I категории

Злобина Н.Н.


По материалам

1) Головизиной Н.Л. «Как написать

исследовательское сочинение», Киров 2004.

2) Тезисы исследовательских работ

городской конференции школьников.

3) «Научные работы: Методика подготовки и

оформления» составитель Кузнецов И.Н., 1998.


Декабрь, 2005

^ Учебно-исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности; направлена на удовлетворение познавательной, творческой деятельности; продуктом является новое знание и имеет конкретные способы и средства деятельности, связанные с постановкой проблемы, выявления объекта исследования; проведение эксперимента, описанием и объяснением фактов, созданием гипотезы и проверкой полученных знаний.

Организация учебно-исследовательской деятельности – это и есть образовательная технология.


^ Функции учебно-исследовательской деятельности:

  • образовательная (формирование у учащихся фундаментальных научных понятий, усвоение умений самостоятельной деятельности);

  • воспитательная (формирование диалектического мировоззрения);

  • развивающая (познавательная активность, индивидуальные творческие задатки, логическое мышление).


Алгоритм проведения исследования и структура исследовательского сочинения:

ВВЕДЕНИЕ

  • постановка проблемы

  • выбор темы, обоснование актуальности темы

  • определение объекта и предмета исследования

  • постановка цели и конкретных задач

  • разработка гипотезы исследования

^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  • поиск источников, обзор литературы

  • интерпретация источников (извлечение фактов)

  • выбор методов и разработка методики исследования

  • проверка гипотезы, описание процесса исследования

  • обсуждение результатов исследования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • формулирование выводов и оценка полученных результатов

^ Этапы исследования

Пояснения

Примеры


1. Постановка проблемы


проблема – принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, что предстоит открыть, доказать


Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явления, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач.

- При переезде в новое здание школы многие материалы, собранные по этой теме были утеряны или повреждены. Выявлено противоречие между большим количеством земляков, участвовавших в ВОВ и недостаточными сведениями о них в школьном музее. Поэтому перед автором встала проблема: восстановление утраченных материалов и уточнение имеющихся.

2. Выбор темы, обоснование актуальности темы


тема – главная идея, мотив, пафос исследования, "свернутое" в одно предложение его основное содержание, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной



- Прошлое Вятского края в истории моей семьи.

- Могущество страны – в труде земляков.

- Жизнь, достойная подражания.

- Мое открытие поэзии Веры Лалетиной.

- Жизнь и творчество вятского мастера Любовикова.

- Вятское купечество 19 века.

- Неоконченная повесть о забытом герое.

- Женское лицо войны.

- История школы.

- История запрещения Великорецкого крестного хода.

- Опыт классификации школьных прозвищ.

- Сохранение традиций плетения и охоты в семье …

- Семейные традиции.

- Судьба семьи в судьбе страны. ВОВ.

- Домашние животные жителей г. Кирова.

- Лекарственные растения на пришкольном участке.

При описании выбора темы необходимо описать факторы:


объективные:

* актуальность, т.е. востребованность в науке или практике, что определяется познавательной ценностью; практической значимостью, государственным региональным заказом


общая актуальность (что дает для общества)



- Мы должны знать историю своей школы, изменяется отношение к ней, она становится ближе, это институт, где сталкиваются судьбы;

- историческая память так необходима сегодняшнему поколению, т.к. находится немало новых толкователей истории. В повседневной жизни мы слишком мало вспоминаем о тех, кто выковал для нас эту побуду, кто отдал свою жизнь за честь родины. Все погибшие, все забытые впопыхах имели и имеют имена, заслужили право на память земляков и знаменоносец…, которого настоящая награда за совершенный им подвиг до сих пор не нашла;

- на систему дополнительного образования возлагаются большие надежды. Интересно, как формировалась система д/о, какие она прошла этапы становления;

- роль учителя в жизни каждого человека очень велика – это профессия вечная и благородная, их вклад в историю школы трудно переоценить

- история школы – это ее выпускники. Мы должны знать о тех людях, которые многого добились в жизни. А ведь именно школа дала им образование;

- сколько бы времени ни прошло после ВОВ, невозможно забыть своих земляков, судьба которых стала историей.

* новизна – признак, наличие которого дает право автору на использование понятия впервые. Требует добросовестности в поиске предшественников, большей доказательности и ответственности

- Эта тема никогда не бралась для исследовательской работы;

- данная работа представляет собой наиболее полный, систематизированный материал по теме, в которой устранены прошлые ошибки.

* степень изученности – возможность найти необходимые источники

Частично по истории школы составлены альбомы, экспозиции, но в целом тему основательно не изучали.

* перспективность


* значимость (как практически можно будет использовать собранный материал)

Исследование этой темы является началом работы по восстановлению утраченных материалов о земляках-ветеранах, которая будет продолжена в последующие годы.

Классные часы, тематические вечера, оформление экспозиций, пополнение фондов музея, заочные встречи с знаменитыми людьми, проведение экскурсий по родной школе, чтобы жила память о школе.

* время необходимое на исследование, опыт исследователя

Автор работает над данной темой год, занятия в областной очно-заочной школе помогают ему в этом.


субъективные:

все то, что определяет личный интерес, соответствие типу мышления исследователя, его способностям, характеру и его жизненному опыту

личная актуальность (что дает личности)

- Выпускники школы – друзья моей семьи;

- мои родственники – учителя школы;

- я (автор) участвую в подготовке юбилея;

- исследование представляет для автора интерес, так как среди родных и близких есть ветераны ВОВ.

3. Определение объекта и предмета исследования

объект – то, на что направлена познавательная деятельность, процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения, служит источником необходимой для исследователя информации

предмет – более конкретно включает те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливает границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.



Тема «Реформы школы 19-20 столетия и их реализация на территории Уржумского уезда Вятской губернии».





^ Объект – процесс реализации реформ школы, предпринимаемых Российским правительством на протяжении указанного времени.

Предмет – содержание самих реформ.


Тема «И нет безымянных солдат. (Памяти земляков. Юбилею Победы посвящается)»

^ Объект – история ВОВ.

Предмет- участие земляков в ней.

Тема «Кировская художественная школа в прошлом и настоящем»

^ Объект – история художественного воспитания.

Предмет – история и традиции художественной школы г. Кирова.

  1. ^ Постановка цели и конкретных задач.

Цель - формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в задачах.

Задачи указывают на то, что необходимо сделать для достижения цели и реализации гипотезы и начинаются со слов:

- выявить, разработать, изучить, провести, экспериментально проверить, собрать, осуществить и т.д.


Формулировка цели начинается обычно со слов:

- разработка, выявление, обоснование;

- охарактеризовать, показать историческую значимость, проанализировать и обобщить, определить значение.

- комплексное изучение родников;

- изучить историю церкви;

- выявить этапы создания и развития предприятия;

- показать вклад учителя в развитие школы;

- изучение этнокультурного наследия Средней Вятки;

- воздание памяти нашему земляку.

Задачи: 1-ая связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.

2-ая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития.

3-я – со способностями преобразования, моделирования, опытноэкспериментальной проверки.

4-я – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом.

Тема: «И нет безымянных солдат»

Цель: Выявление наиболее полных сведений об участии жителей поселка в ВОВ. Задачи:

  • Изучить по литературным источникам историю вопроса.

  • Уточнить в администрации с/о списки ветеранов войны, тружеников тыла.

  • Проанализировать данные Книги Почета Кировской области, материалы районного и областного архивов.

  • Показать вклад жителей поселка в Победу.

Тема : «Им не воздвигли мраморной плиты…(Трагическая судьба немецкой семьи Берманов)». (Владельцы Николаевской аптеки г. Кирова)

Задачи:

  • Проследить трагические судьбы Берманов.

  • Найти родственников Берманов, получить от них сведения о судьбе их близких, выяснить коснулась ли их трагедия.

  • Узнать, сколько граждан пострадало в годы террора в Кир. Обл., в том числе граждан немецкой национальности.




^ 5. Разработка гипотезы исследования.

Гипотеза – это предположение, истинность которого не очевидна, но только через подобие предположения можно быстрее всего достигнуть цели.


Различают:

описательные – предполагается существование какого-либо явления;

объяснительные – вскрывают причины;

описательно-объяснительные.

В случае, когда надежность гипотезы может быть определена путем статистической переработки количественных результатов опыта, рекомендуется формулировать нулевую или отрицательную гипотезу. При этом исследователь допускает, что нет зависимости между исследовательскими факторами. При получении таких факторов легче уберечься от ложной интерпретации результатов опыта.

- Наша школа занимается исследованиями примечательных водоемов и памятников природы. На уроках мы узнали, что Ниагарский водопад разрушается и отступает вверх по реке, а в Советском районе Кир. обл. есть Береснятский водопад. Стало интересно: что происходит с ним? Предположили, что подобное должно происходить и здесь. Нам рассказали, что 20 л назад на нем кружковцы проводили измерения. возникла идея их повторить.

- «Все талантливые люди в городе живут. Зачем воспоминания, если их не напечатают? Зачем картины рисовать, если их не покупают?» Валерий Казаков. В своей работе я полностью попытаюсь опровергнуть эту гипотезу.

- Я предполагаю, что деревня Усовы стала называться так в честь мельницы, купленной Поповым.

- Мы предполагаем разрешить проблему так …


^ 6. Поиск источников, обзор литературы.

Источники:

1) письменные источники - печатные издания (книги, брошюры, монографии, статьи), архивные документы;

2) вещественные источники - предметы и объекты, в которых овеществлена («опредмечена») деятельность людей и которые поэтому содержат информацию о хозяйственной деятельности, социальной организации, бытовом укладе, эстетических, религиозных представлениях, об эмоц.-психическом складе и внутреннем мире человека.

3) устные источники – воспоминания участников событий, в записи существующие под названием «мемораты»


- При работе с литературой удобно пользоваться карточками, в которые, помимо библиографических данных записывается краткая аннотация статьи или книги, ваше отношение к ней, возможности использования в работе (очень важно к главе 2). Если места на карточке не хватает, то делается пометка о том, на какой странице тетради конспектов следует искать этот материал. При дословном выписывании цитаты применяются кавычки, чтобы в дальнейшем не спутать ее с конспективной записью. Оформленные так библ. Карточки хронологически систематизируются и размещаются в картотечном библ. ящичке.

- К работе прикладываются по возможности только четкие ксерокопии фотографий, оригиналы хранятся в отдельных конвертах в музее или у владельца.

- Для оформления мемората заводится папка с листами или тетрадь. Все пишется только на одной стороне листа. В верхнем правом углу первого листа помещается паспорт на респондента, включающий: данные о месте записи (село, район, обл.), ФИО информатора, место его проживания, возраст, образование, профессию, время, о котором идет речь, дату записи, ФИО того, кто составлял меморат. после чего идет изложение воспоминаний. В конце ставится подпись и слова «с моих слов записано верно».

История ВОВ хорошо раскрыта в энциклопедии для детей под редакцией А. Майсуряна (1995 г), в учебном пособии «История России – 20 век» Н.В. Загладина (2003 г), где обозначены хронология периодов войны, наличие фронтов, решающие боевые операции.

Как жила в годы войны Кир. обл. и какой вклад в Победу внесли кировчане, автор выяснил из краеведческой литературы, среди которой основными являются:

- книга Памяти Кировской обл., т.6, Киров, 1995.

- Козлов П.Е., Сотворение Победы, т.16, Киров 1995.

- Война в памяти народной; сборник материалов п/р Мусихина В.Е., Киров, 1995.

Проблема, над которой работает автор, в источниках, указанных выше, не раскрыта. Публикаций в областной прессе нет, а в районной – единичны. трудности связаны с тем, что поселок и его окрестности до 1943 года входили в состав района Коми АССР. Получить доступ к архивам Республики Коми пока не предоставляется возможным.

Таким образом, печатных материалов недостаточно, поэтому автор использовал воспоминания жителей для раскрытия темы, а также материалы, которые хранятся в школьном музее. В основном это письменных воспоминания и аудиоинтервью участников войны, тружеников тыла, письма с фронта, наградные документы, фотоматериалы.

^ 7. Интерпретация источников (извлечение фактов).

Организация фактологического материала = систематизация исторических фактов + определение логических связей (как правило причинно-следственных) между ними + формулировка общих выводов и умозаключений.

Работа с библ. карточками: если каждый последующий факт проистекает из другого и связь между ними фиксируется мыслью, то налицо логическая систематизация. Она задает способ изложения материала: хронологический, когда исторические факты излагаются в определенной временной последовательности; логический – очень похожий на доказательство теоремы; описательный – когда автор скорее старается показать факты, чем сделать из них какие-то широкомасштабные выводы. От конкретных фактов перейдем к их «объединениям». Сколько объединений по темам, столько и пунктов плана. Их очередность устанавливается в зависимости от того, что из чего проистекает.

^ 8. Выбор методов и разработка методики исследования. Проверка гипотезы, описание процесса исследования.


Общие методы познания для всех наук: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, аналогия, моделирование, прогнозирование и т.д. они помогают увидеть, описать, осмыслить добытые факты и явления в ходе последовательной исследовательской деятельности.


Все начинается с наблюдения, затем следует описание или определение добытых фактов и явлений с последующей их фиксацией. По мере накопления данных их необходимо классифицировать, т.е. разделить на группы по сходным и несходным признакам, затем следует анализ, т.е. исследование внутренних свойств изучаемого предмета и его связей, и, наконец, наступает момент синтеза, т.е. сведения отдельного, частного, в общее целое.

- Автором избрана традиционная методика исследования: изучена литература по теме, архивные документы, аудиозаписи из фондов школьного музея, фотографии, публикации в районной газете. Устные источники собраны в ходе экспедиций в населенные пункты и встреч с жителями поселка.

- Методы исследования: картографический, статистический, изучение литературных источников, фото- и видеоматериалов. Методика исследования: при измерениях применялась стандартная методика, используемая для нивелирования участков местности и ее простейший способ – ватерпасовка. (Методические рекомендации. ЦДЭТС РСФСР, М.,1979)

^ 9. Обсуждение результатов исследования

Чтобы убедиться в правильности своих идей и ценности полученных результатов, используйте все возможные формы представления материалов работы на суд общественности: публикации в прессе, выступления на собраниях, конференциях, семинарах и т.д. пытайтесь в критике отыскать рациональное зерно и устранить указанные недостатки.

Данный материал явился основой главы 3 "Этих дней не смолкнет слава" книги Анатолия Огаркова "Прорыв в 21 век", Киров 2000.

Данная работа была участников 8 Всероссийской олимпиады по школьному краеведению, которая проходила 22-26 ноября 2004 года в г. Москве.

Автор выступил перед коллективом педагогов и учащимися школы на классных часах в декабре 2004 года.

^ 10. Формулирование выводов и оценка полученных результатов


В заключении не суммируются все выводы, означенные в конце глав, а содержится то новое, существенное, что составляет итоги исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость (публикация материалов на страницах местной печати, введение исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры, строительство музейной экспозиции и т.д.)

В некоторых случаях возникает потребность отметить необходимость продолжения исследуемой темы, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.


Заключение.

Результатом работы явилось следующее:

- Систематизирован имеющийся материал об участии земляков в ВОВ и оформлен в тематические папки, которые стали основой экспозиции "Жители поселка – ветераны войны" в школьном музее.

- Начали работу по восстановлению утраченных материалов. Членами поисково-краеведческого клуба "Истоки" восстановлены материалы по темам: "Жители поселка – труженики тыла" (130 персоналий), "Жизнь замечательных людей. Федощук Екатерина Викторовна" (учитель-фронтовик).



Выводы прописываются в виде тезисов, т.е. кратко сформулированных и пронумерованных отдельных предложений, или в связном, но предельно сжатом изложении.

Итак, в заключении исследовательского сочинения включается:

- формулирование основных результатов исследования;

- вывод о решении главного вопроса проблемы;

- определение нового, что достигнуто при разработке проблемы;

- указание на положения, разработанные лично автором работы;

- предложения по реализации достигнутых результатов;

- установление проблем смежного значения, выявленных при решении проблемы, и указание возможных путей их решения.

- Составлен на документальной основе полный список погибших земляков, администрацией с/о принято решение о его восстановлении на памятнике.

Автор работает по данной теме год. Для дальнейшего исследования необходимо изучить имеющиеся материалы в Госуд. Архиве Коми и Центральном архиве Советской Армии. Обратиться в Мураш. районный совет ветеранов с целью получения данных о земляках. Продолжить работу по записи воспоминаний жителей о военной поре. Постараться собрать материал о людях, чьи фамилии значатся на памятнике.

Автор считает свою работу актуальной, т.к. она содействует гражданско-патриотическому воспитанию школьников, помогает сохранить память о героическом прошлом нашего народа.

Работа имеет научное и практическое значение, т.к. представляет собой наиболее полный, систематизированный материал по теме, в котором устранены прежние ошибки. Работа используется на уроках истории, краеведения, во внеклассной работе. Значительное место в школьном музее экспозиция по этой теме.