velikol.ru
1

Методические рекомендации

по подготовке к ГИА по русскому языку

Калинина С,В.,учитель

русского языка и литеоатуры

МОУ «Безруковская ООШ»

Вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации  в форме ГИА по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого учителя, преподающего русский язык. Как качественно подготовить учащихся к экзамену  в новой форме? Существуют ли   авторские методики, которые можно  взять на вооружение? Сложность заключается ещё и в том, что не существует новых учебных  пособий,  которые бы позволили четко спланировать работу.  Поэтому каждый педагог  идёт своим путём,  постепенно накапливая опыт.

Рекомендации по подготовке:

1. Соблюдать преемственность в подготовке к итоговой аттестации между начальной, основной и старшей ступенями обучения. Проектировать работу школьных и межшкольных методических объединений учителей русского языка с учётом успешного решения данной проблемы.

2. Текстоцентричность - основа функциональной грамотности. Необходимо строить уроки русского языка с учётом системно- деятельностного подхода к изучению основных разделов языка, используя современнее педтехнологии.

3. В рабочих программах по русскому языку во всех классах проектировать различные виды обучающих и контрольных работ с учётом форм итоговой аттестации в 9 и 11 классах: речеведческие дополнительные задания к тексту диктанта, изложение с лингвистическим заданием, сжатое изложение, сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, сочинение на лингвистическую тему, тесты по изученным темам. Каждый урок должен быть направлен на отработку хотя бы одной дидактической единицы, заложенной в контрольных измерительных материалах ГИА и ЕГЭ. Такой подход обеспечит подготовку к итоговой аттестации на уроках, а не дополнительных занятиях, которые школьники часто пропускают.

4. С учётом особой трудности для учащихся в понимании абстрактной лексики уделить особое внимание текстам публицистического и научного стилей речи, повысить использование на уроках метапредметных связей. Практиковать на уроках разнообразные виды работы с лексикой, фразеологизмами: найти непонятные слова, определить их значение разными способами, в том числе извлечь смысл слова из контекста.

5. Сама практика подготовки школьников к итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла подсказывает необходимость ведения обучаемыми лингвистического портфолио как можно раньше.. Алгоритмы, памятки, инструкции, образцы, дополняемые каждый учебный год, толковые словарики помогут успешно пройти итоговую аттестацию.

6. В школьных методических объединениях закрепить за каждым учителем тему самообразования по определённой дидактической единице КИМ-ов, особенно трудной для учащихся; создавать банк проектов учебно-исследовательских работ школьников, способствующих успешному выполнению задания С на итоговой аттестации по русскому языку .

7. Повысить внимание на уроках к совершенствованию речемыслительной деятельности школьников (объём памяти, концентрация внимания, рефлексивное слушание и др.)

8. Всем учителям овладеть проверкой обучающих работ по развитию речи с учётом критериев оценивания изложения и сочинений на итоговой аттестации.


Обучение технологиям «логизации» заданий и алгоритмизации решений при выполнении тестовых заданий позволяет реализовать принципы научности, системности и осознанности подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, ибо «натаскивать» к экзамену – дело почти бесполезное. «Натаскивание» формирует стереотипное мышление, что может помешать быстрому и качественному выполнению тестовых заданий в случае изменения формулировки, обновления языкового (речевого) материала, то есть модификации задания. Важно развивать у школьников логическое мышление, в частности, гибкость ума, скорость мыслительных операций, способность актуализировать все знания, умения и навыки .

Без сомнения, ГИА и ЕГЭ тесно взаимосвязаны и демонстрируют преемственный характер экзаменационного контроля. Данная связь и преемственность проявляются не только в основных содержательных линиях, то есть в заданиях по определённым разделам учебного предмета «Русский язык», не только в структуре самих заданий, но и в том, что в качестве экзаменационного речевого материала предлагаются тексты. Текстовая основа сближает ГИА и ЕГЭ по русскому языку, что актуализирует необходимость формирования у выпускников школы очень важной компетенции многоаспектно анализировать текст.

Таким образом, ГИА и ЕГЭ носят коммуникативный характер, и качественно выполнить все экзаменационные задания может только тот девятиклассник и одиннадцатиклассник, который владеет навыком многопланово работать, с одной стороны, с двумя - тремя разными текстами, а с другой – с одним и тем же текстом.

Опыт доказывает, что подготовительная работа учащихся к выполнению всех частей ГИА и ЕГЭ по русскому языку должна обязательно включать идейно-тематический анализ текста, а также элементы лингвостилистического анализа последнего.

Практика свидетельствует, что большинство выпускников, к сожалению, не умеет адекватно определять тему и идею текста, приводить соответствующие ключевые слова, выделять и формулировать микротемы; составлять план текста, абзацировать последний; сжимать исходный текст, используя несколько приёмов компрессии; продуцировать именно рассуждение, приводить правильные примеры-аргументы; обрамлять собственный текст, то есть выделять зачин и концовку; свободно пользоваться лексическим и грамматическим богатством русского языка. Это показатели неумения работать с текстом как речевым целым: непонимания произведения, неспособности адекватно оценить его и, как следствие, репродуцировать исходный текст и продуцировать свой на основе предложенного.

Сегодня становится очевидным, что при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку необходимо постоянно расширять образовательное поле учебного предмета «Русский язык». Учащиеся должны знать и уметь больше, чем требует письменный экзамен. Поэтому очень полезно выполнять со школьниками языковые и речевые упражнения повышенной трудности. Целесообразно к одному и тому же дидактическому материалу предлагать различные формулировки заданий или вопросов, то есть представлять учебный материал с разных сторон, что в итоге позволит реализовать компетентностный подход в подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ, поскольку компетенция – это способность применять полученные знания, выработанные умения и навыки в изменённых условиях, творческих ситуациях.

Одна из проблем связана с выполнением задания  С 1 .Одна из  причин   в том, что ориентируясь на традиционную форму аттестации – подробное изложение, недостаточно внимания уделялось  работе по обучению сжатому изложению. Восприятие текста на слух требует определенных аналитических умений, связанных с нахождением в тексте ключевых смыслов, выделением основных микротем, передающих главную информацию, а так же установлением смысловых связей между абзацами. Гораздо проще пересказать текст подробно, опираясь на память и репродуктивные умения.

Вторая часть работы включала  задания с выбором ответа (А 1 – А 7) и задания с кратким ответом (В1 – В14),  которые не выходили за пределы  базового уровня.

Задание А 7, связанное с опознаванием средств выразительности русской речи, наименее успешно выполнялось учениками. В основной школе  работе со средствами выразительности речи уделяется недостаточно внимания.  Деятельность в этом направлении активизируется в 10-11 классе при подготовке к ЕГЭ.  Работу по  опознаванию средств выразительности необходимо проводить систематически, начиная с 5 класса.

Следует отметить, что задания А1 – А7 предложены в тестовой форме. Задания части А в ЕГЭ тоже представлены в тестовой форме, а следовательно   навыки работы с тестовыми заданиями нужно формировать уже в начальной школе, соблюдая преемственность в среднем звене.        

Четырнадцать заданий с кратким ответом (В1 – В14) проверяли комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Среди заданий В1 - В14 наименее успешно учащиеся справляются с заданиями В7,  В9, В10,  В12. Задание В7 проверяет умения опознавать знаки препинания в сложноподчинённом предложении,  В10 - в простом осложнённом предложении.  Задания В9, В12  проверяют  базовые умения в области синтаксиса – находить и определять грамматическую основу предложений, указывать их количество в сложных предложениях.  Одна из причин в том, что изучение синтаксиса и пунктуации часто ограничивается теоретическими сведениями, хотя на изучение тем, связанных с пунктуацией, отводится достаточное количество часов в программе. В пятом классе  учащиеся знакомятся со сложным и простым предложением, у них формируются навыки пунктуационного и синтаксического разбора простого осложненного предложения и сложного. Эти навыки отрабатывается в 6-7 классах, программный материал 8 и 9 класса посвящён изучению синтаксиса и пунктуации. Ещё одна причина связана с многообразием синтаксических конструкций предложений,  поэтому следует больше  внимания  уделять практической работе по синтаксическому и пунктуационному анализу предложений.

Особые трудности у экзаменуемых возникают при выполнении заданий С 2.1, С 2.2            Статистические данные свидетельствуют о том, что выпускники 9-х классов показывают невысокий уровень владения письменной речью. Написание сочинения по заданной теме вызывало сложности.  При создании сочинения-рассуждения проблема возникала  в аргументации их собственных умозаключений и выводов.   Часто учащиеся  испытывают затруднения в приведении примеров-аргументов; также выявлены нарушения смысловой, речевой связанности и последовательности изложения и нарушение композиционной стройности.

 В варианте С 2.1 необходимо дать обоснованный  ответ на  вопрос, касающийся  функций лингвистических понятий. Сочинение на лингвистическую тему считаются одной из ключевых методических проблем. В учебниках базового уровня теоретический материал  ориентирует  учащихся  на лингвистические понятия,  функции

языковых явлений  прописаны нечётко. Учитель чаще уделяет внимание  освоению   понятийного  аппарата, а языковые функции остаются  почти или совсем незамеченными. 

В варианте С 2.2 предлагается прокомментировать  одну из ключевых фраз текста, выявить смысл, соответствующий авторскому замыслу. Девятиклассники испытывают трудности в аргументировании  собственных утверждений  в сочинении-рассуждении, поскольку  не  ясно представляют себе, что такое аргумент и как его нужно вводить в текст сочинения.  Причина затруднений - недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие регулярной практики в анализе языковых явлений речевого произведения.  

Самая распространённая орфографическая ошибка – правописание корней слов,  учащиеся  не умеют подбирать однокоренные слова и слабо владеют приёмами морфемного анализа слов. Часто встречаются ошибки, связанные с написанием н и нн в суффиксах причастий и прилагательных,   с правописанием частиц не и ни. Недостаточно сформированы умения выявлять в тексте синтаксические конструкции. Учащиеся не осознают значения знаков препинания в тексте. Работать  над формированием  осмысленного представления о функциях знаков препинания необходимо ещё по  причине: того, что большинство  предлагаемых сочинений - рассуждений на лингвистическую тему связаны с вопросами пунктуации, выявлением роли тех или иных знаков препинания в предложении.

 Экспертиза экзаменационных работ девятиклассников позволила обозначить важнейшие проблемы, требующие изменений в работе каждого учителя, пересмотра методических приёмов в обучении школьников.

 В первую очередь, в тематическом планировании нужно перераспределить часы  по развитию речи так, чтобы  работе над сжатым изложением  уделялось больше времени. К 9 классу учащиеся должны овладеть  навыками написания сжатого изложения.

Необходимо знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения. Знание критериев оценивания позволит  избежать  ошибок в построении текста, выделении микротем, поможет более объективно оценить собственную работу. В процессе такой работы приходит осмысление того, как правильно писать и что нужно изменить. Такой аналитический подход будет полезен как ученику, так  и учителю.  Обучение приёмам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя.  Систематическая  и целенаправленная деятельность  в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

  ^ Комплексная работа с текстом становится в условиях ГИА особенно актуальной.

  Важно донести до ученика, что текст, как самая крупная языковая единица, интегрирует в себе значение всех других единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков),  помогает  любой языковой единице выступать в своей  функциональной роли. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только  теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья.  В связи с этим необходимо организовать работу учащихся над комплексным анализом уже с 5-го класса. В  5-6  классах  пользоваться текстами художественного, в 7-8 классах – публицистического и научного стилей. Диагностируя  степень овладения навыками анализа, подбирать задания разного уровня сложности.

Необходимо пересмотреть и формы контроля знаний и умений учащихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тестовая форма, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему – важнейший этап в деятельности каждого учителя.   Написание  такого сочинения –  одно из самых сложных заданий, т.к. выпускникам необходимо продемонстрировать не только теоретические знания одного из разделов лингвистики, но и показать умение создавать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. Это сочинение должно соответствовать функционально-смысловому  типу речи – рассуждению. Особое внимание уделять формированию  умений  аргумен-

тировать свои мысли, используя прочитанный текст.

 Работа по подготовке к написанию такого сочинения необходимо проводить в несколько этапов. В школьных учебниках по русскому языку недостаточно информации о функциях и структурно-грамматической дифференциации знаков препинания. В связи с этим работу по подготовке к написанию подобного сочинения целесообразно строить следующим образом.

 На первом этапе необходимо повторить уже известные девятиклассникам сведения о пунктуации. Что изучает пунктуация?

На втором этапе обучения сочинению-рассуждению на лингвистическую тему  эффективен приём групповой работы. Класс разбивается на небольшие группы (3-4 человека), и каждая отвечает за определённый пунктуационный знак. Ребята, обратившись к отрывку из художественного произведения, должны указать функции своего знака препинания.  

 На третьем этапе работы учащимся предлагается написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем нужна пунктуация?» (ответ каждой группы  спроецирован на доску). Экспертизу сочинений проводят сами учащиеся по критериям оценивания работ ГИА.

Систематическое использование на уроках русского   языка предложенных приёмов даёт возможность научить девятиклассников написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.   

Только целенаправленная  работа позволит повысить качество обучения по русскому языка, а  следовательно и подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.