velikol.ru
1


Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноярская основная общеобразовательная школа

Зырянского района Томской области


Сочинение - размышление

«Национальное единство – дорога к миру».


Выполнил: учащийся 9 класса Дик Артур Александрович


Консультант: учитель истории Моисеев Артём Владимирович


Красноярка 2007

В социальной структуре общества большое значение занимают группы людей, объединённых по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас насчитывается более 2.000 наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.

В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России – одна из характерных черт кризисно - катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий. Конфликт возникает тогда, когда объективно, а не редко субъективно, межнациональные сравнения, которые, когда он оказывается (реально или нет) в чем-то ущемленным, обиженным, обойденным, угнетенным; когда в психологии народов; когда решение многих проблем видится лишь в национальном самоутверждении.


До 1986 года о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфликтов не было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные антипатии и трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве. Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских народов. Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было поставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к мировой культуре. Он выполнял и выполняет ту же функцию, которая выпала на долю английского языка в международном общении. Было бы кощунством забывать также и то, что окраины Союза, будучи более отсталыми, развивались за счет ущемления интересов народов Центральной России.

Все это, однако, не исключало формирования латентных этноконфликтных ситуаций, обусловленных ущербной национальной политикой Советской власти. Провозглашение большевиками привлекательного, но лукавого для того времени политического лозунга о праве наций на самоопределение повлекло за собой лавинообразный процесс суверенизации территорий. Еще в период гражданской войны было образовано 35 республик красных режимов и 37 - белых. Эта тенденция усилилась после победы большевиков. Однако ее полная реализация была невозможной. Да большевики и не собирались претворять ее в жизнь. Исходя из принципа “разделяй и властвуй”, они дали формальную самостоятельность в виде национального наименования территории лишь “опорным” нациям.


Поэтому из более чем 130 национальностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем “выдача” государственности осуществлялась странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи населения

1989 года, составляло 1.027.000 человек, имели союзную государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев (6.649.000) - автономию, а поляки (1.126.000) или немцы (2.039.000) не имели никаких национальных образований.

Фиктивные федерализация и автономизация страны с четырьмя неравноправными уровнями национально - государственных и национально - административных образований (союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ) на волюнтаристски нарезанных территориях, на которых исторически проживали и другие народы, заложили под национальный вопрос в СССР мину замедленного действия. Последующие волевые изменения границ национальных образований и передача огромных территорий (например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и рассеяние их среди других национальностей, огромные миграционные потоки, связанные с массовым выселением людей по политическим мотивам, с великими стройками, освоением целины и другими процессами, окончательно перемешали народы СССР.

По переписи 1989 года одних только русских проживало за пределами России 25.290.000 человек. Кроме русских за пределами России оказалось 3.000.000 русскоязычных представителей других народов.


А сколько русских и русскоязычных граждан, находясь внутри России, со своими исконными землями были присоединены к территориям других национально - государственных образований или прибыли туда по какому - либо “призыву”, в которых они независимо от своей доли (в 9 республиках из 21 титульные народы не составляют большинства населения, а еще в

8 республиках число русских, украинцев и других нетитульных наций составляет от 30% и более) значатся в числе национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей численности претендуют на исключительный контроль государственных институтов и собственности, нередко созданной руками “пришлых” народов и за счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением в Чечне.

Таким образом, национальная политика, проводимая в многонациональном СССР и продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправных субъектов федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще Лениным с помощью формального принципа “право наций на самоопределение”, разрушила старороссийскую национально - территориальную систему и поставила во главу угла не человека с его неотъемлемыми правами и законными, в том числе национальными интересами, а отдельные нации с их особыми правами и особыми национально - властно - территориальными притязаниями, реализуемыми в ущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в ущерб общепризнанным правам человека.


Национально - культурная автономия, принятая во всем мире и позволяющая без причинения ущерба другим народам удовлетворять свои национально - культурные потребности в едином общеправовом пространстве, была отвергнута большевиками, скорее всего, неслучайно, ибо при таком решении вопроса труднее было управлять страной.

При целостности жестко централизованного и фактически унитарного Советского государства межнациональные отношения не вызывали особой тревоги. С одной стороны, человек любой национальности сознавал себя гражданином всего федерального пространства, с другой - партийные и государственные структуры твердо удерживали народы в рамках интернационализма.

Даже отдельные националистические высказывания некоторых руководителей в союзных и автономных республиках беспощадно пресекались. Ослабление союзных “обручей “ в процессе начавшейся перестройки, гласности и суверенизации национально - территориальных образований обнажили многие пороки коммунистического режима, его национальной политики и актуализировали дремлющие межнациональные трения. Националистически настроенные и стремящиеся к власти и собственности группы во многих союзных и автономных республиках, в одночасье ставшие национальными героями, бросились объяснять все беды народные действиями союзных органов и эксплуататорским интернационализмом. И в этом была доля правды. Однако, как при любом массовом психозе, в межнациональных отношениях стали доминировать крайности.

Силой удержать межнациональные конфликты было уже невозможно, а опыта самостоятельных цивилизованных решений без участия сильного центра у народов не было. Не без помощи националистических экстремистов многим из них, мгновенно позабывшим реальную интернациональную помощь, стало казаться, что их скудная жизнь обусловлена тем, что именно они в ущерб себе “кормят” Центр и другие народы.

Спустя некоторое время многие республики, “наглотавшись суверенитетов” (по выражению Н. Назарбаева), станут постепенно осознавать истинные причины своих бед, а в начале перестройки националистическая эйфория была доминирующей.

Постепенный распад СССР спустил курок обвальным межнациональным конфликтам во многих союзных и автономных республиках. После легального распада СССР его территория стала зоной этнического бедствия.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду.

Так, после страшного землетрясения в 1988 года в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 году на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза - русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы, и представители других народов СССР.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом.

В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.

Однако в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций.


Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.

Вышеизложенное, думается, позволяет не только понять основные тенденции нашего национального бытия, его вероятные перспективы, но и сделать некоторые общие выводы, сформулировать конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян, укрепления государственности и единства России:

- Общий рост недовольства существующим положением (социально-экономическим в первую очередь) выступает как мощный ускоритель форм «протестного реагирования» в различных областях общественной практики, в том числе и национальных взаимосвязях. Неудачи и провалы экономического реформирования усиливают неприятие проводимой Центром политики и обуславливают низкий рейтинг принимаемых правительством решений. Это стимулирует, в конечном счете, центробежные процессы, национальный и региональный сепаратизм, создающий угрозу единству и целостности российского национального федеративного государства.

- Явственно ощущается необходимость разработки научной теории гармонизации национальных отношений и соответствующей ей программы жизнедеятельности общества на переходный период и отдаленную перспективу. Фундамент концептуального подхода должны составить идеи национального центризма (избавление от крайностей в национальном вопросе во всех его аспектах) и демократического федерализма (обеспечение всем национально - и административно-территориальным единицам подлинного равноправия).


-Программа практических действий обязана исходить из юридического и практического соблюдения национальных и региональных интересов каждого субъекта Федерации. Лишь благодаря этому может быть преодолена асимметричность нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям: Центр - республики, Центр - регионы (края, области, города), а также освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями, регионами с учетом опыта стран, входящих в СНГ, других европейских государств.

- Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера, выявленное в большинстве регионов. Данное обстоятельство, если ситуация не изменится, очевидно, активизирует как титульные нации, так и национальные меньшинства в отстаивании первыми своих прерогатив, а вторыми элементарных прав, причем любыми способами, не исключая насилие. Низкая оценка собственного национального статуса русскими, их озабоченность своим будущим в отдельных регионах чреваты возникновением синдрома социальной обиды, расширением масштабов русского национального движения, более жестким противодействием антирусским настроениям и акциям.

- Государственная политика призвана стать в большей мере, чем когда бы то ни было, национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от по существу унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету наднациональных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи - возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой.

Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит - преуспеть в предупреждении межнациональных трений и конфликтов. Такая работа в регионах лишь начинается. Вот почему взаимодействие и кооперация социологических служб в Центре и на местах, как и возобновление научных связей с социологами ближнего зарубежья, были бы очень полезными и продуктивными.


^ Список использованной литературы

1. Н.А.Лавровский. «Политология». Учебное пособие. ТУСУР. Кафедра истории и политологии. 2000 год;

2. В.В.Лунеев. «Преступность в межнациональных конфликтах» //Социологические исследования//. 1995. № 4. с.103 - 107.

3. В.Н.Иванов. «Межнациональная напряженность в национальном аспекте»//Социологические исследования// 1993. № 7. с.58 - 66.

4. Г.С.Котанджян. «Этнополитология консенсуса – конфликта». М.; Луч, 1992.


5. П.Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». М.: Политиздат, 1992.

с. 251.


ОГОУДОД «Областной центр дополнительной подготовки детей»

Заявка

 

Уважаемое жюри!  Просим Вас принять на конкурс сочинение – рассуждение «Национальное единство – дорога к миру» в номинации методические разработки.

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красноярская основная общеобразовательная школа

(636854, Россия, Томская область, Зырянский район, село Красноярка, улица Школьная, 1; телефон- 8-382-43-3-41; E-mail: artem_vn2003@mail.ru).


^ Краткая аннотация работы:

В своей работе я очень кратко рассмотрел причины этноконфликтов на территории СССР и России и сделал общие выводы и выделил конкретные предложения, касающиеся межнациональной консолидации россиян.


Участник: Дик Артур Александрович (636854, Томская область, Зырянский район, село Красноярка, улица Мелиораторов, дом № 20, квартира № 2,

домашний телефон – 8-382-43-3-39).


Научный руководитель: Моисеев Артём Владимирович, учитель истории

МОУ Красноярская основная школа (636850, Томская область, Зырянский район, село Зырянское, улица 70 лет СССР, дом № 1, квартира № 1,

домашний телефон – 8-382-21-8-80).