velikol.ru
1 2 3 4

Майданова Г.А., МОУ ООШ №4

Рабочая тетрадь «Учимся писать сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста» Содержание

Пояснительная записка ______________________________________________2

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С 2.2.):

1. С2К1–понимание смысла текста_______________________________________5 2. С2К2 – наличие примеров – аргументов________________________________7

3. С2К3 – логичность, речевые качества сочинения_______________________13

4.С2К4 – композиционная стройность сочинения_________________________15

Практикум:

1.Задания, проверяющие умения определять тему, идею, микротемы в тексте 17

2. Задания, проверяющие умения создавать текст художественного стиля_____19

3. Задания, проверяющие умения определять тезисы и аргументы в тексте____21

4.Задания для рецензирования и редактирования творческих работ на основе примеров___________________________________________________________27

5.Задания на классификацию речевых, грамматических, логических ошибок__39

6.Задания на определение изобразительно-выразительные средств языка_____43

Приложение:

1.Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С 2.2.)_____________________________________________46

2. Критерии оценивания грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого_______________________________________________________47

3.Средства и способы связи предложений в тексте________________________53

4.Изобразительно-выразительные средства языка. Виды тропов_____________54

5.Ответы – ключи для самоконтроля____________________________________56

^ Пояснительная записка.

Цель создания рабочей тетради по русскому языку «Учимся писать сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста»: оказать учебно – методическую помощь ученикам в подготовке написания сочинения – рассуждения (С2.2.). Выполнение третьей части экзаменационной работы (С 2.2.) по русскому языку требует серьёзной подготовки. Девятиклассники на ГИА должны продемонстрировать умение выполнять два вида речевой деятельности: чтение и письмо (в течение 55 минут необходимо написать сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом прочитанного текста (создать собственное высказывание на заданную тему). Это задание проверяет у учащихся состояние практических речевых умений и навыков: даёт представление о том, могут ли они создавать собственное высказывание, излагать проблему текста, позицию автора и свою.

Подготовка к сочинению-рассуждению представляет собой комплексный анализ текста: лингвистический, речеведческий, стилистический, при котором ученики вступают в « диалог с автором», и требует следующих умений:

1)точно и обоснованно отвечать на поставленный вопрос;

2)формулировать тезис, который предстоит доказать;

3)понимание содержания фрагмента;

4)интерпретировать содержание предложенного в задании фрагмента, объяснить его смысл, опираясь на понимание всего текста;

5)приводить примеры из прочитанного текста, соответствующие объяснению содержания фрагмента;

6)видеть логическую связь между тезисом и аргументами;

7)логично и связно излагать свои мысли (это умение требует понимания собственного коммуникативного замысла, выделение смысловых блоков, то есть, правильного абзацного членения);

8)создавать текст в соответствии с требованиями композиционной стройности, предъявляемыми к рассуждениям.

9)показать практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного литературного зыка.

Эти умения пригодятся учащимся не только на экзамене, но и для любого процесса общения, обмена информацией. Главное – понимать (перерабатывать) любую информацию (мысли и чувства друг друга) и правильно откликаться на неё.

Таким образом, рабочая тетрадь ориентирована не только на подготовку девятиклассников к ГИА по русскому языку (формирование коммуникативной компетентности, культуры доказательного аргументированного рассуждения), но и на развитие общеучебных умений, способствующих успешной социальной адаптации выпускников и являющихся показателем их общей культуры. Кроме того, работа с текстом воспитывает внимательного читателя, учит его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

^ Тетрадь построена в соответствии с критериями оценивания сочинения-рассуждения (С 2.2),: С2К1-понимание смысла фрагмента текста; С2К2-наличие примеров-аргументов; С2К3-смысловая цельность, речевая связность и последовательность; С2К4-композиционная стройность.

^ В первой (основной) части представлен учебный (теоретический) материал в сжатой, удобной для восприятия форме: алгоритмов, схем, таблиц, рекомендаций по выполнению задания.

^ Во второй части – практикум из разнотипных заданий для каждого этапа работы по созданию С 2.2 , которые предполагают деятельностный характер.

Третья часть (приложение) предлагает критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С 2.2.); классификацию ошибок (помогает оценить практическую грамотность и фактическую точность речи), сопровождающуюся примерами и ключами-ответами для самоконтроля; задания по определению изобразительно – выразительных средств языка с ключами-ответами; информацию о средствах и способах связи предложений в тексте.

Основой при создании рабочей тетради по русскому языку «Учимся писать сочинение – рассуждение на основе прочитанного текста» послужили статьи, методические рекомендации следующих авторов: Долининой Т.А., Архаровой Д. И., Махницкой Е.Ю., Кобзарёвой Л.А., Арефьевой С.А., Соколовой Г.П., Капинос В.И., Никитиной Е.И….


Умение видеть главное в огромной массе информации - показатель не только аналитического ума, но и мобильности в современном обществе.

А.И. Лукьянов.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С 2.2.)

Приступая к работе, необходимо знать:


1. Что такое рассуждение?

Рассуждение – тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.


2. Этапы работы:

- объяснить, как поняли смысл фразы, фрагмента из прочитанного текста;

-привести в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения;

- привести примеры, указывая номера нужных предложений


3.Уметь:

- понимать информацию, которая содержится в небольшом художественном

тексте;

- оформлять результаты этого понимания в виде небольшого (50-60 слов),

чётко выстроенного сочинения – рассуждения (создать собственное высказывание на заданную тему);

- оценивать сочинение-рассуждение по критериям:

С2К1–понимание смысла текста; С2К2 – наличие примеров – аргументов ;

С2К3 – логичность, речевые качества сочинения;

С2К4 – композиционная стройность сочинения.


^ 1.С2К1–понимание смысла текста

Алгоритм.

1.Прочитайте внимательно текст, данный в части 2 экзаменационной работы (предложения пронумерованы).

2. Определите тему текста, идею, проблему, позицию автора.

Вспомните!

Тема текста - (О чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?)  



Идея (основная мысль) - ( Какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?)

Проблема - это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования.

Позиция автора - это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
( Какова точка зрения автора по данным проблемам?)



     3. Определите эмоциональное состояние героя (цепочку событий в сюжете).


Прямо названо в тексте. Косвенно (в подтексте).


Подчеркните нужные слова. Подберите нужные слова


Вспомните !  

 Прямая информация представляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста.


Скрытая (подтекстовая) информация содержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно на основе содержащихся в тексте утверждений автора и его оценок изображаемого.





3. Найдите в тексте чёткие сюжетные обоснования (примеры), объясняющие эмоциональное состояние героя и отвечающие на вопрос: «Почему герой испытывает это эмоциональное состояние?» (в каждом абзаце).


^ 2. С2К2 – наличие примеров – аргументов.

Алгоритм.

1. Найдите в 3 части экзаменационной работы вопрос - тему С2.2.

Внимательно прочитайте.

^ 2 .Коротко объясните содержание фрагмента (это будет тезис сочинения).

3.Докажите, что вы поняли содержание фрагмента и правильно отвечаете на вопрос. Для этого подберите в тексте аргументы (не менее 2).

^ 4.Для каждого аргумента выберите из текста примеры.

5.Сделайте вывод.

6.Оформите обобщения как рабочие записи.

7.Распределите собранные материалы по схеме текста-рассуждения.


Строение текста-рассуждения.



тезис тезис





Аргумент

Во-вторых ,…

Аргумент

Во-первых ,..








Пример

Номера предложений


Пример

Номера предложений






Вывод

Таким образом ,… …..


Таким образом


Вывод





Вспомните!

1.
тезис





^ Высказанная мысль

Выдвинутое в тексте

суждение подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения.


суждение





^ Обосновывается в процессе аргументации



2.
Аргумент




доказательство

довод







Обосновывают тезис



3.
Аргументы







развёрнутые

несколько предложений

сжатые

отдельные предложения








Подтверждают, доказывают

заявленную точку зрения



4.

Тезис отвечает на вопрос:


«Какая мысль обосновывается?».


Аргументы отвечают на вопрос:

«С помощью чего ведется обоснование тезиса


^ От тезиса к аргументам можно задать вопрос:

«Почему?»

Аргументы отвечают:

«Потому что…».


^ На заметку!

Типы аргументов:

а) факты, выводы науки, статистики, свидетельства очевидцев, данные экспериментов;


б) ссылки на авторитеты (мнение известного человека, общественное мнение…);


в) аргументы-цитаты.



Примеры - это номера предложений, в которых вы нашли сюжетные объяснения эмоционального состояния героя.


^ Образец записи предложений-примеров.

Обратите внимание на предложение №.

Об этом говорится в предложении №.

Это мы наблюдаем в предложении №.

( См. предложение №).


На заметку!


1.В тексте – рассуждении в качестве средства связи предложений, аргументирующих высказанную мысль, используйте вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов: во-первых, во- вторых, таким образом, следовательно.

^ Виды рассуждения

Вводные слова, наречия

Союзы

Речевые обороты

Доказательство

Во-первых,

во-вторых, следовательно, итак,

таким образом, поэтому, потому, отсюда, откуда, тогда, например

Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если

^ Из этого следует, что…; отсюда заключаем, что…;

из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…; об этом свидетельствует…; доказательством служит…

Объяснение

Например, таким образом, поэтому

^ Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку

Причина состоит в следующем…;

укажем на причины…; это объясняется тем, что…; объяснение заключается в том, что…; это зависит от…;

это связано с тем, что…; это обусловлено…; является следствием того, что…

Размышление

По – моему,

на мой взгляд, по моему мнению, по моему убеждению, как мне кажется, скорее всего, видимо, поэтому, потому, отсюда

Поскольку, так как, так что, если, хотя, несмотря на то, что….

Я полагаю, что…; попробуем сравнить…; попытаемся разобраться…; причина состоит в том, что…; это можно объяснить тем, что…; всё зависит от того, что…; это позволяет предположить, что…; получается, что…; предположим, что…; допустим, что…;

2.

Переход от тезиса к аргументам

Докажем это, в этом легко убедиться, это можно доказать так..

Доказательства

Во-первых, во-вторых, допустим, например, приведу примеры

^ Переход от аргументов к выводу

Поэтому, вот почему, таким образом, итак, следовательно, значит.



3. Вывод - расширение содержания основной мысли.


^ Возможные варианты начала сочинения:

а) определение темы текста;

б) формулировка основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор текста;

в) лирическое размышление, связанное с темой текста;

г) вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора.

^ Варианты начала (из сочинений учащихся):

а) все знают пословицу…

б) финал текста я понимаю так…

в) финал текста даёт понять…     

г)  в тексте, раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема...

д) тема... относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых)...
е) в тексте автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую)...
ё) многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека..
ж) на первый взгляд тема кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной)...
з) в жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста...


и) тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как...
 к) современность темы текста не вызывает сомнения, так как..



следующая страница >>